Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.
статья по физике на тему
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья.
Один из важнейших факторов здоровья - это организация учебной деятельности:
1.строгая дозировка учебной нагрузки
2. построение урока с учетом особенностей класса
3. проведение физкультминуток
4. соблюдение гигиенических требований
5. благоприятный эмоциональный настрой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.
В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет содержит мощный потенциал по развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы, воспитанию эстетического чувства, а также по формированию здорового образа жизни учащихся.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья.
Один из важнейших факторов здоровья - это организация учебной деятельности:
1.строгая дозировка учебной нагрузки
2. построение урока с учетом особенностей класса
3. проведение физкультминуток
4. соблюдение гигиенических требований
5. благоприятный эмоциональный настрой
Т.к. основная форма образовательного процесса – это урок, и поэтому, каким он будет, зависит непосредственно от учителя. Соблюдение всех факторов влияющих как на здоровье ребенка, так и на формирование культуры здоровья, позволяет создать благоприятный эмоциональный настрой для успешной деятельности.
На уроках физики вопросам сохранения здоровья уделяется достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогание, а дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это так важно. Содержание уроков физики открывает широкие возможности для здоровьясбережения, позволяет формировать заинтересованность учащихся в сохранении здоровья.
Приведу примеры некоторых уроков на которых можно поднять вопрос о вреде курения.
7 класс – диффузия, 8 класс - Атмосферное давление и окружающая среда и т.д.
Сравнительная характеристика вдыхаемой дозы ингредиентов табачного дыма при активном и пассивном курении (к вопросу о диффузии).
Активный курильщик | Пассивный курильщик | |
Составные части | Вдыхаемая доза, мг (1 сигарета) | |
Угарный газ | 18,4 | 9,2 |
Оксид азота | 0,3 | 0,2 |
Альдегиды | 0,8 | 0,2 |
Цианид | 0,2 | 0,005 |
Акролеин | 0,1 | 0,01 |
Твердые и жидкие вещества | 25,3 | 2,3 |
Никотин | 2,1 | 0,04 |
При изучении темы «Механическое движение», решаются так называемые «транспортных задач».
1. Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0,8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (12м).
2.Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т.к. скорость машины 10 м/с).
3. Каково назначение ремней безопасности в легковых автомашинах?
Решение таких задач убеждает ребят в необходимости знания и выполнения правил дорожного движения.
При изучение темы «Электромагнитное поле» необходжимо сформулировать правила электромагнитной безопасности:
1. Необходимо следить за тем, чтобы дети находились на достаточном расстоянии от работающих электробытовых приборов.
2. Включайте микроволновую печь на кухне, когда семья еще не собралась за столом, и не стойте от нее на расстоянии ближе, чем 1 метр.
3. Работайте на компьютере по 30 мин, с 10 минутными перерывами.
4. Отодвиньте компьютер от кровати, на которой вы спите
5. Не храните телефоны в карманах сорочек, брюк.
6. Не оставляйте включенный телевизор в комнате, из которой ушли, особенно в спальне.
7. Если даже на час встаете из-за компьютера, выключайте его.
При изучении темы «Тепловые явления», можно составить с учащимися инструкции по безопасности на кухне. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения интересным и творческим, материал, опирающийся на жизненный опыт, легче усваивается, а полученные знания используются на практике
- Для чего при наливании в стакан крутого кипятка в него предварительно опускают ложку?
- Почему опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках, а не на алюминиевых?
- Когда скорее остынет чайник с кипятком, когда его поставили на лёд, или когда лёд положили на крышку чайника?
- Почему ручки у самовара пластмассовые?
- Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды такой же температуры?
- Кипит ли вода внутри макарон?
- Почему при длительной варке сосисок в натуральной оболочке она лопается?
- Почему при раскатывании слоёного теста скалка должна быть постоянно холодной? Что для этого можно сделать?
- Чтобы мороженое быстрее растаяло, его слегка разминают ложкой. Зачем?
Вопросы здоровьесбережения, рассматриваются во всех темах курса физики, всё это позволяет, опираясь на основные законы природы и достижения науки и техники, формировать культуру здоровья и здорового образа жизни.
Список литературы:
- Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно?- М.: Просвещение, 1989.
- Журнал Физика в школе.- 1992. №1-2
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
- pedsovet.ru
- nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"
Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/11/picture-46988.jpg)
Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.
На уроках физики вопросам сохранения здоровья уделяется достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогани...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-504346-1414302872.jpg)
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках английского языка
Здоровье человека – тема актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Одной из самых важных задач на сегодняшний день в системе образования считается сохранен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379606-1389377929.jpg)
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии.
В статье содержится материал по проблеме введения тематики здорового образа жизни в содержание предмета биологии. Дано примерное планирование тем курса биологии, содержащих материал по вопросам ЗОЖ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-831386-1476513283.jpg)
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках физики
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках физики...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/11/picture-404792-1691766861.png)
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии
Выступление на методическом объединении учителей...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/04/picture-1535106-1730703277.jpg)
Роль физики в формировании здорового образа жизни
Доклад на тему:"Роль физики в формировании здорового образа жизни"...