Роль физики в формировании здорового образа жизни
статья по физике
Доклад на тему:"Роль физики в формировании здорового образа жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_i_zdorove.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль физики в формировании здорового
образа жизни
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию культуры здоровья. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, предполагает необходимость проектирования здоровьеформирующей среды, обеспечивающей все необходимые условия для сохранения здоровья обучающихся, развития их личности.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого студента и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии позволяют решать не только основную задачу сбережения здоровья детей, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся.
С целью реализации здоровьесберегающих технологий сочетаю фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы. Обучение строю на оптимальном уровне трудности(сложности), вариативности методов и форм обучения; оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок; чередую виды деятельности; слежу за осанкой студентов.
Охрана здоровья ребенка предполагает пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики, практически любая изучаемая тема освещается мною в контексте тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения студентов к своему здоровью.
Все уроки физики в контексте здоровьесберегающих технологий можно условно разделить на следующие виды:
1) Это запланированный урок (урок здоровья), проводимый в конце изучаемой темы (урок обобщения, урок закрепления или повторения материала). Такие уроки продумывают заранее и включают в тематическое планирование. Например, «Механика в спорте», «Физика температур», «Электростатические явления в жизни человека, «Здоровье и радиация» и другие.
2) Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения. Так как содержание урока имеет отношения к здоровью. Рассмотрим несколько таких тем:
Тема | Содержание деятельности |
Законы постоянного тока | Оказание первой помощи при поражении током |
Линзы. Построение изображений с помощью линз. | Профилактика близорукости |
Электромагнитное поле | Влияние электромагнитных излучений на здоровье человека |
Шкала электромагнитных волн | Защитные силы организма и здоровье |
Биологическое действие радиоактивных излучений | Ионизирующая радиация и здоровье |
Механика и человек | Рычаги в теле человека. Опорно-двигательный аппарат. Деформации и их виды. Физическое развитие человека. Механика сердечного импульса. Трение и его учёт на практике. |
Мир звука. Физика и музыка | Музыкальные инструменты как источники звука. Вопросы слуха человека. |
Физика температур | Влияние температурных условий на жизнь человека. Насыщенные и ненасыщенные пары и их роль в жизни человека. Роль влажности и её регулирование в промышленных и домашних условиях. Влажность и погода. Изменение свойств наиболее распространённого веществе (воды) при переходе из одного состояние в другое и использование их в жизнедеятельности человека. Механизм терморегуляции и тепло отдачи человеческого тела. |
Физика и экология | Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы (неизбежность выделения тепла в окружающее пространство, выход отработанных газов и др.). Разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.). Возможные изменения климата в результате деятельности человека. Необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды. Международное сотрудничество в решении экологических проблем. Правила и средства гигиены и косметики с точки зрения науки. Проблемы воздействия человека на биосферу |
Электростатика | Вред электростатических явлений |
Электромагнитные явления | О роли полей в живых организмах. Электрические и магнитные явления в медицине. Электричество в информационной службе. Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования |
Средства связи | Использование электромагнитных волн в медицине, авиации, военной технике и т.д. |
Световые явления | Вопросы зрения. Роль освещения в производственных и домашних условиях, световое и цветовое оформление реклам, витрин, декораций. Негативное влияние на организм человека сокращения светового дня на Севере |
Физика атома и атомного ядра | Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, и пути их преодоления. Дозиметры. Биологическая допустимая доза облучения. Ответственность человека на сохранение жизни на Земле. Влияние различных излучений на живые организмы |
Например, при изучении темы «Тепловые двигатели» следует рассказать, какой вред наносит живым организмам угарный газ, выбрасываемый в атмосферу с выхлопными газами при сжигании жидких видов топлива. Угарный газ опасен для жизни: проходя чрез легкие, он всасывается в кровь, затем вступает в реакцию с гемоглобином – пигментом красных кровяных телец, который снабжает организм кислородом. При больших поступлениях в организм угарного газа человек умирает. Далее можно сообщить, что в состав табачного дыма тоже входит угарный газ. Общий показатель токсичности табачного дыма в 4,5 раза (!) превышает токсичность выхлопных газов автомобиля. Выкуривание только одной сигареты по действию на организм приблизительно равно нахождению вблизи крупной автомагистрали на протяжении 16 часов! Пребывание некурящего в течении 1 часа в закрытом накуренном помещении равносильно тому, что он выкурил 4 сигареты. Курение вызывает сужение капиллярных сосудов, в том числе и сердца: последнее нарушает нормальное питание сердечной мышцы, а это способствует развитию ишемической болезни. Курени отнимает 8 – 10 лет жизни.
Значительное время современная молодёжь находится на музыкальных шоу, то есть в условиях свето-шумовой обстановки. При изучении темы «Звук», опираясь на научные данные целесообразно проанализировать с студентами причины и последствия негативного воздействия некоторых видов современной развлекательной музыки на человека. Ведь установлено, что определённая роковая музыка является сильным раздражителем и вызывает выделение гормонов «стирающих» часть запечатлённой в мозгу информации и способствующих возникновению нервозов, необузданных порывов. При частоте музыки 6 – 8 колебаний в секунду теряется глубина восприятия, при частоте 25 колебаний в секунду вспышки света совпадают с частотой биотоков мозга, что ведёт к потере ориентации и контроля над своим поведением. Действие высокой частоты в диапазоне ультразвука на мозг вызывает в нем биохимические реакции, аналогичные тем, которые вызывает введение морфия. Как правило, обучающиеся сами делают вывод, что употребление на дискотеках алкоголя, табака и тем более наркотических веществ, многократно усугубляет психофизическое состояние.
При изучении темы «Биологическое действие радиоактивных излучений» затрагиваю вопросы, связанные с техногенными катастрофами. В связи с этим можно провести дебаты по вопросу: «Какой фактор играет определяющую роль» во внедрении любого научно-технического открытия: техногенный или человеческий?» Хорошо задать вопрос: «В чем вы видите свою ответственность за сохранение жизни на Земле, за свое собственное здоровье и благополучие?» Студенты сами делают вывод, что каждый человек должен с большой долей ответственности подходить к любому делу, а значит, должен начинать с себя, с формирования в себе нравственной и гармонически развитой личность. Гармонии же в жизни нельзя достичь при плохом состоянии физического, нравственного, а в конечном итоге психического здоровья. Студенты приходят к мнению, что здоровое общество нельзя построить, если каждый человек не будет задумываться о своем собственном здоровье, что от степени заинтересованности людей, а собственном здоровье напрямую зависит успех и процветание любого государства. Ребята готовят сообщения, презентации.
3.Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:
-формирует интерес к своему предмету;
-устанавливает доверительные, партнерские отношения;
-продумывает урок с точки зрения максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;
-максимально использует индивидуальные особенности обучающихся для повышения результативности их обучения.
Главным критерием такого урока, по моему глубокому убеждению, является желание обучающихся, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие студента и преподавателя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.
Во время уроков стараюсь создавать доброжелательную обстановку, тактично исправляю допущенные студентами ошибки, даю возможность каждому высказать свою точку зрения. В результате, работоспособность группы заметно повышается и, в конечном итоге, приводит к более качественному усвоению знаний.
Современный педагог обязательно в своей деятельности должен решать сложнейшую задачу-приобщения детей к ценностям здоровья и здоровому образу жизни. Для этого необходимо применение здоровьесберегающих технологий и методик на уроках, направленных на формирование культуры здоровья, внимательного отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».
Представлена родительское собрание по сохранению здоровья учащихся...
РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Статья посвящена вопросу сохранения здоровья подростков на уроках математики....
Роль семьи в формировании здорового образа жизни
Учебно-методическое пособие предназначено, в качестве руководства для родителей, заинтересованных в формировании у детей и подростков устойчивой мотивации здорового образа жизни. Рассмотрены воз...
Роль семьи в формировании здорового образа жизни
Родительское собрание посвященное роли семьи в формировании ЗОЖ у детей и подростков....
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Материалы для проведения собрания...
Беседа с родителями на тему "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
Беседа с родителями начального звена на тему "Роль семьи в формировании здорового образа жизни". В беседе рассказывается о факторах риска влияющих на здоровье, о роли семьи в формировании ЗОЖ, о...
Роль семьи в формировании здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся и родителей....