Разработка урока на тему "Механические волны. Звук "
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Старкова Евгения Евгеньевна

Пояснительная записка

  Предмет: физика.

  Класс: 9.

  Тема урока: Звуковые волны.

  Реализуемый УМК:  Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.-    М.: Дрофа, 2011 г.

  Педагогическая цель: Создать условия для формирования у учащихся представления о звуковых волнах и особенностях их образования, о механизме протекающих при этом процессов.

  Задачи:

  Образовательная: Создать условия для формирования у учащихся представления о звуковых волнах, о величинах характеризующие звук.

Экспериментально установить условия существования звуковых волн.

  Воспитательная: способствовать формированию умения устанавливать межличностные отношения, аргументировано высказывать  свои суждений.

  Развивающая: создать условия для развития критического мышления.

  Планируемые результаты:

  Предметные: научиться определять особенности образования звуковых волн и механизме протекающих при этом процессов.

  Метапредметные:

  Познавательные: развитие мышления учащихся (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия);  работа с информацией в разных видах – текст, таблица, схема, рисунок.

  Регулятивные: умения планировать и проводить эксперимент, выдвигать гипотезу, проверять ее, оценивать работу группы, проводить контроль и коррекцию своей работы.

  Коммуникативные: умения представлять работу группы, выдвигать и обосновывать гипотезы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

  Личностные: показ и оценивание роли физического и мысленного эксперимента и методов мыслей великих людей на учебное творчество.

  Тип урока: изучение нового материала.

  Метод обучения: словесный, демонстрационный, иллюстративный.

  Форма: классно – урочная.

  Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска (ИД), колонки, камертоны, молоточки, кювета с водой, металлические пластины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока103.69 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Буревестниковская школа»

муниципальный конкурс

«Педагогика цифрового века»

номинация «Интерактивная школа»

 

 

Физика

Тема

 Механические волны.

Звук

9 класс

Старкова Евгения Евгеньевна,

учитель физики

п.Буревестник

2017г

Оглавление

Пояснительная записка        2

Технологическая карта        4

Приложение        16

Список использованных источников        22

Пояснительная записка

  Предмет: физика.

  Класс: 9.

  Тема урока: Звуковые волны.

  Реализуемый УМК:  Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.-    М.: Дрофа, 2011 г.

  Педагогическая цель: Создать условия для формирования у учащихся представления о звуковых волнах и особенностях их образования, о механизме протекающих при этом процессов.

  Задачи:

  Образовательная: Создать условия для формирования у учащихся представления о звуковых волнах, о величинах характеризующие звук.

Экспериментально установить условия существования звуковых волн.

  Воспитательная: способствовать формированию умения устанавливать межличностные отношения, аргументировано высказывать  свои суждений.

  Развивающая: создать условия для развития критического мышления.

  Планируемые результаты:

  Предметные: научиться определять особенности образования звуковых волн и механизме протекающих при этом процессов.

  Метапредметные:

  Познавательные: развитие мышления учащихся (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия);  работа с информацией в разных видах – текст, таблица, схема, рисунок.

  Регулятивные: умения планировать и проводить эксперимент, выдвигать гипотезу, проверять ее, оценивать работу группы, проводить контроль и коррекцию своей работы.

  Коммуникативные: умения представлять работу группы, выдвигать и обосновывать гипотезы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

  Личностные: показ и оценивание роли физического и мысленного эксперимента и методов мыслей великих людей на учебное творчество.

  Тип урока: изучение нового материала.

  Метод обучения: словесный, демонстрационный, иллюстративный.

  Форма: классно – урочная.

  Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска (ИД), колонки, камертоны, молоточки, кювета с водой, металлические пластины.

  Организация урока:

Оргмомент – 4 мин

Мотивация – 2 мин

Актуализация знаний – 4 мин

Изучение нового материала – 27 мин

Первичное закрепление знаний – 3 мин

Подведение итогов, домашнее задание – 2 мин

Рефликсия – 3 мин


Технологическая карта

Этап урока

Планируемые результаты (метапредметные, личностные,  предметные)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

Метапредметные:

Познавательные: знаково-символьные переходы.

Регулятивные: определение учащимися порядка ответа на вопросы для успешного заполнения кроссворда.

Коммуникативные:

Отвечающий может аргументировать свой ответ, используя «Подсказки», остальные учащиеся проверяют правильность ответов у доски, при необходимости вносят изменения, исправляю ответ.

Личностные:

Показ и оценивание знаний физических законов по теме «Механические колебания и волны»

Предметные: определение основных физических характеристик механических колебаний и волн.

Здравствуйте! Вокруг нас, да и в  нас происходит много колебательных процессов, излучается много волн. Мы начали и продолжаем изучать тему «Механические колебания и волны». Вспомним основные изученные нами понятия, физические величины и их единицы и заполним кроссворд (Приложение 1)

Заполняют кроссворд (приложение 1 у каждого обучающегося на столе), проверяют правильность ответов (по вызову учителя выходят к ИД и записывают ответ).

Мотивация

Метапредметные:

Познавательные: логические соотнесение «Звук – картинка», выводы о теме занятия.

Регулятивные: самостоятельное определение темы урока на основе созданной учебной ситуации.

Коммуникативные:

Выдвижение предположений об изображениях за шторкой, анализ правильности выдвинутых предположений.

Личностные:

Анализ полученного материала.

Предметные: определение понятия звук – как канал получения информации.

Наш мир полон колебаний и излучений. Мы живем, по большей части не чувствуя окружающих нас волн. А те, которые ощущаются человеком, очень важны для него, так как являются источником информации о внешнем мире.

Проведем небольшой эксперимент. Закроем доску черной «шторкой» – перекроем один канал получения информации.

(изображение на ИД закрывается «шторкой».)

На экране з фотографии, которые вы пока не видите. Подсказки 1,2,3 смогут помощь вам догадаться, что на них изображено.

При обращении к цифре 1 слышен звук машины, при обращении к цифре 2 – звук самолета, при обращении к цифре 3- пение птиц.

Откроем шторку, проверим свои предположения.

Что нам помогло угадать содержания фотографий? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Выдвигают предположения о том, что может быть изображено на фотографиях.

Выдвигают предположения о теме урока, обсуждают их и формулируют тему. На доске записывается тот вариант темы урока, который выбран при обсуждении.

Актуализация

Метапредметные:

Познавательные: составления логической цепочки на основе имеющих знаний и проведенных опытов.

Регулятивные: изменение при  необходимости темы урока

Коммуникативные:

Сотрудничество в парах при проведении фронтальных опытов, речевые высказывания о результатах опытов и теме урока.

Личностные:

Анализ проделанных опытов

Предметные: составление цепочки – звук-колебания –распространение колебаний – волна.

Знакомство с явлением интерференции.

Определение сути изучаемого явления с опорой на эксперимент.

Проделаем фронтальный опыт 1

( воспроизводиться с использованием электронного приложения с сайта единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc7a0-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_7.swf , опыт №4), его описание есть в Листе экспериментов. (Приложение 2.)

Звуковая волна – механическая волна. А можно ли наблюдать распространение звуковых волн? Проделаем фронтальный опыт № 2 из листа экспериментов и попытаемся объяснить результаты.

(Приложение 3.)

Мы видим поверхностную волну вокруг каждой ножки камертона, а в пространстве между ножками камертона видим почти неподвижные волны. Это результат наложения волн от двух ножек камертона. Такое явление называется интерференция.

Рассказывают о результате опытов: что видят, что слышат. Заполняют приложение 2,3.

Изучение нового материала

Метапредметные:

Познавательные: анализ верного утверждения, проверка гипотезы на опыте.

Регулятивные: самостоятельный подбор оборудования для проверки правильности высказывания, определение порядка, вывод

Коммуникативные:

Сотрудничество в парах при проведении эксперимента, дискуссия о правильности утверждения на основе проведенных опытов.

Личностные:

Анализ и вывод результата

проделанного опыта

Предметные: определение частоты колебаний слышимые человеком, о характере движения тела издающего звуковую волну.

Метапредметные:

Познавательные: обобщение, вывод на основе экспериментов, текста и опорного конспекта -ключевых словосочетаний

Коммуникативные:

обсуждение вариантов вывода, запись на доске и в рабочих листах.

Личностные:

Анализ и вывод результата

проделанных экспериментов

Предметные:

Определение условия распространения звука- упругая среда. Вывод определения звуковой волны.

Метапредметные:

Познавательные: выдвижение гипотез на основании опытов, проверка гипотез с помощью демонстрационных опытов.

систематизация и обобщение полученных результатов, выявление вида зависимости характеристик звука, соотнесение: зависимость - вид графика.

Регулятивные: определение порядка действий при проведении эксперимента. определение порядка заполнения таблицы. Коммуникативные: сотрудничество в парах; обсуждение различных звуков вокруг нас, характеристик различных.

Личностные:

Анализ и обобщение полученной информации.

Предметные:

Определение шкалы звуковых волн, характеристик звука.

1 этап.

Что бы понять механизм образования звуковых волн, проделаем фронтальный опыт 3 из листа экспериментов. (Приложение 4.эксперимент: отогнуть и отпустить свободный край металлической пластинки, крепко прижатой к столу коробочкой-резонатором. Изменять длину колеблющегося края, обращая внимание, видны ли колебания, слышен ли звук.)

Выберите из двух утверждений, представленных на доске, верное:

•        Всякое колеблющиеся тело звучит.

•        Всякое звучащие тело колеблется.

Не всякое колебание мы воспринимаем как звук, только с частотой от 16 до 20000 Гц.

Записывается ключевое словосочетание1.

Мысленный эксперимент:

что происходит при колебании линейки?

Когда линейка колеблется, она сжимает прилегающий к одной стороне слой воздуха и одновременно создает разрежение с другой стороны. Области сжатия и разрежения чередуются и распространяются в виде упругой продольной волны. (Записывается ключевое словосочетание 2: «Продольная волна».)

Этап 2.

Выясним роль упругой среды.

Проведем интерактивный эксперимент. Попробуйте предсказать, что будет происходить, со звуком в  безвоздушной среде. (ссылка на эксперимент, опыт №2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc7a1-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_8.swf)

Теперь попробуем создать физическую модель с помощью возможностей ИД. (интерактивный опыт. При обращении к ссылке на экране «к насосу» происходит смена листов—уменьшается число молекул, язычок ударяет по звонку).

Действительно, при отсутствии упругой среды, например, в безвоздушном пространстве, звук распространяться не может; скорость звука зависит от упругих свойств среды.

Как вы думаете, в какой среде скорость звука будет максимальна? А минимальна?

(При 0°С в  воздухе скорость звука равна приблизительно 330м/с, в воде - 1500м/с, а в стали - приблизительно 5000 м/с.).(ссылка на таблицу http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc7a1-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_8.swf, №6)

Сделаем вывод - так что же такое звук? Ключевые словосочетания для определения есть на доске.

3этап.

А можем ли мы слышать звуки, если колебания происходят с частотами за пределами этого диапазона? Колебания с частотой меньше 16 Гц называются инфразвуком, с частотой больше 20 000 Гц - ультразвуком. Мы их не воспринимаем, а некоторые животные могут их слышать. Собаки, например, могут слышать звуки частотой до 60 000 Гц, летучие мыши - до 150 000 Гц, а дельфины - до 200 000 Гц. Некоторые насекомые имеют слуховой аппарат, чувствительный к инфразвуку: например, кузнечики воспринимают частоты от 10 Гц, а сверчки - от 2 Гц. (На ИД изображается шкала частот, на ней отмечаются инфразвук, звук, ультразвук.)

Огромное количество различных звуков постоянно окружает

нас. Что мы слышим в данную минуту?

Какие характеристики звука мы можем выделить? (Громкость

и высота тона.)

Проведем фронтальный опыт с помощью генератора звуковых колебаний с динамиком и осциллографа. Генератор вырабатывает

колебания заданной частоты, мы можем менять их частоту и громкость звука. Динамик позволит нам контролировать процесс

с помощью слуха, а осциллограф покажет график соответствующих колебаний.

Итак, сделаем вывод  и заполним таблицу

«Характеристики звука».

(Приложения 5.)

Мы исследовали звуки одной частоты - тональные звуки. Однако

часто в жизни нам встречаются и другие звуки - музыкальные.

Слушая музыкальное произведение в исполнении оркестра, мы

можем определить по звучанию, какой инструмент солирует. Вот

сейчас, например, какой инструмент мы слышим?

(Звучат фортепиано, духовые инструменты, скрипки.)

И голоса людей мы легко отличаем один от другого. Как нам

это удается?

В чем отличие музыкальных звуков от тональных?

В музыкальных, помимо основного тона (им считается самый низкий), существуют еще и дополнительные - обертоны. И если они звучат в унисон, то получается приятный, красивый, богатый звук. Звучание голосов или музыкальных инструментов мы различаем по тембру.

Сделаем выводы. Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

Заполняют лист фронтального опыта.

Делают вывод, убирают не правильное утверждение, оставляя на доске верное высказывание.

Анализируют опыт. Делают предположения какой вид механической волны является звук.

Смотрят видео и делают выводы о значимости упругой среды для распространения звуковых волн.

Отвечают на вопрос

Составляют определение, например: «Звук - это продольная волна с частотой от 16 до 20 000 Гц».

Отвечают на вопрос.

Записывают шкалу частот в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

Наблюдают опыт.

Анализируют опыт, делают выводы и заполняют таблицу (Приложение 5)

Слушают музыку. Отвечают на вопросы.

Заполняют третью строчку таблицы.

Приложение 5.

Анализируют и обобщают пройденный материал

Первичное закрепление

знаний

Метапредметные:

Познавательные: выполнение заданий на «интуитивную догадку». Регулятивные: составляются сначала те предложения, которые не вызывают затруднений у учащихся, затем те, которые требуют дополнительной аналитической работы. Коммуникативные: выполнение задания под контролем учителя, обсуждение заданий.

Личностные : применение новых знаний на практике.

Предметные:

Закрепление  основных понятий о звуковой волне.

(Слайд на ИД)

Закончите предложение, выбрав продолжение из второго столбца:

1.Любое тело, колеблющееся со звуковой частотой... (создает

в окружающей среде звуковую волну).

2.Звуковая волна существует... (в любой среде, кроме вакуума).

3.Скорость звука зависит от упругих свойств среды... (в твер-

дых телах максимальна, в газах - минимальна).

4.Чтобы усилить звук, используют резонаторы - .. (полые тела).

5.Ослабляют звук... (пористые материалы - войлок, пробка).

Считается, что, приложив ухо к раковине, мы слышим шум моря. На самом деле раковина является резонатором, усиливающим окружающий нас шум, что и создает впечатление шума моря.

Отвечают на вопросы.

Подведение итогов. Домашнее задание

Регулятивные: возможность выбора домашнего задания. Личностные: возможность выбрать домашнее задание в соответствии с интересами учащегося, выполнить мини-проект по интересующей теме.

Как часто бывает на уроках физики, сегодня мы говорили об очень важном для человека явлении - звуковых волнах. Акустика -раздел физики, изучающий звуки, важна и для медицины, и для экологии, и для музыки, и даже для мореплавания. Задание на дом:

Параграфы 34 -38.

Продолжить изучение звуковых волн по группам, подготовить дополнительный материал: «биологи» - о слышимости звуков, «экологи» - о примерной громкости различных звуков, «музыканты» - о форме музыкальных инструментов, «врачи» - о методах клинического обследования - аускультации и перкуссии, «мореплаватели» - об эхолокации.

Распределяются на творческие групы

Рефлексия

Личностные: выбор учащимися цитаты, соответствующей целевым спектрам и жизненным установкам учащихся.

А теперь вы выберите из предложенных цитату, которая вам наиболее близка. (Приложение 6)

Желающие выскажут свое мнение о том, как то или иное высказывание может быть отнесено к  нашей сегодняшней работе на уроке.

Спасибо, у нас прекрасно получилось! Мы хорошо поработали!

Выбирают понравившуюся цитату, проводиться рефлексия, соотношение: мысль – работа на уроке.


Приложение

Приложение 1

Кроссворд

G:\4444.jpg

1.Явление резкого возрастания амплитуды колебаний при

совпадении частоты вынуждающей силы и частоты собственных

колебаний системы. (Резонанс.)

2.Волна, направление распространения которой совпадает

с направлением колебаний частиц. (Продольная.)

3.Физическая величина, численно равная числу колебаний

в единицу времени. (Частота.)

4.Время одного полного колебания. (Период )

5.Волна, направление распространения котором перпендикулярно направлению колебаний частиц. (Поперечная.)

6.Распространяющиеся в упругой среде колебания. (Волна.)

7.Единица частоты в СИ. (Герц.)

8.Единица длины волны в СИ. (Метр.)

9.Единица периода в СИ. (Секунда.)

Приложение 2

Лист экспериментов

Опыт 1

Вставьте камертон в резонатор. Извлеките звук. Исследуйте камертон.

Ударяю молоточком

Слышу

Подношу бусинку

Вижу

Приложение 3

Лист экспериментов

Опыт 2

Снимите камертон с резонатора.

Извлеките звук, опустите камертон неглубоко в воду, не касаясь стенок и дна емкости.

Опускаю камертон в воду

слышу

вижу


Приложение 4

Лист экспериментов

Опыт 3

Возьмите металлическую пластину с пластмассовым краем. Прижмите ее к столу резонатором. Извлеките звук. Исследуйте.

Колеблется ________

Часть пластинки

Слышу

Вижу

Колеблется ________

Часть пластинки

Слышу

Вижу

Колеблется ________

Часть пластинки

Слышу

Вижу


Приложение 5

Вид ИД начала работы с таблицей

«Характеристики звука»

Характеристика

От чего зависит

Как зависит

Рисунки

1

Зависит от …..

2

Зависит от …..

3

Зависит от …..


Приложение 6

Цитаты для проведения рефлексии

Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший всех способ к изысканию правды.

Михаил Васильевич Ломоносов

Наука - это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления.

Альберт Эйнштейн

Для того чтобы какая-нибудь наука сдвинулась с места, чтобы расширение ее стало совершеннее, гипотезы необходимы так же, как показания опыта и наблюдения.

Иоганн Вольфганг Гете

В науке принято доказывать утверждаемое.

Михаил Васильевич Ломоносов

Ничто не может быть выше той радости, которую доставляет нам изучение природы. Тайны ее непостижимо глубоки; однако нам, людям, дано всё Дальше и дальше проникать в них своим взором.

Иоганн Вольфганг Гете


Список использованных источников

  1. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.-    М.: Дрофа, 2011 г.
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по физике  7 - 9 класс. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66
  3. Рабочая тетрадь по физике 9 класс к учебнику А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник/ В.А.Касьянов, В.Ф.Дмитриева – 2013 г. http://gdz-online.ws/uchebniki-9-klass/11441-chitat-rabochaia-tetrad-fizika-9-klass-peryshkin-onlain
  4. Технологическая карта. ФГОС. https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-fgos-obrazci-tehnologicheskih-kart-568203.html
  5. Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД. http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: «Мир звуков»

Разработка урока по теме: «Мир звуков»  1 класс  Цель урока: Приобщение учащихся  к миру музыки посредством беседы о звуках. Задачи урока: Развитие слухового внимания и воображения...

методическая разработка урока "Механические волны. Звук", 9класс

Разработка урока  по теме «Механические волны. Звук»  в 9 классе  с  использованием адаптивной технологии. Целью  урока является  обобщение изученного материала и развити...

Разработка урока "Колебание и волны"

Повторительно-обобщающий урок по теме «Колебание и волны» Цели урока. Обобщить, систематизировать знания по теме: “Колебание и волны”. Совершенствовать навыки решения задач различного типа. Расш...

Разработка урока-занятия "Что такое звук"

Данный материал можно использовать как для урока, так и для внеклассных занятий(факультативов, элективов)....

Разработка урока по теме "Звуковые волны. Что такое звук?"

Данный урок поможет обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме “Звуковые волны”, расширить кругозор учащихся, закрепить умение применять полученные знания для объяснения наблюдаемы...

Методическая разработка урока физики по теме “Звук и его характеристики” с использованием феноменологического метода.

Важной чертой феноменологического подхода является преимущественно качественное рассмотрение явление и законов.  Это действительно позволяет сформировать понимание физических понятий и закономерн...