Разработка урока на тему "Механические волны. Звук "
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Пояснительная записка
Предмет: физика.
Класс: 9.
Тема урока: Звуковые волны.
Реализуемый УМК: Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2011 г.
Педагогическая цель: Создать условия для формирования у учащихся представления о звуковых волнах и особенностях их образования, о механизме протекающих при этом процессов.
Задачи:
Образовательная: Создать условия для формирования у учащихся представления о звуковых волнах, о величинах характеризующие звук.
Экспериментально установить условия существования звуковых волн.
Воспитательная: способствовать формированию умения устанавливать межличностные отношения, аргументировано высказывать свои суждений.
Развивающая: создать условия для развития критического мышления.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться определять особенности образования звуковых волн и механизме протекающих при этом процессов.
Метапредметные:
Познавательные: развитие мышления учащихся (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия); работа с информацией в разных видах – текст, таблица, схема, рисунок.
Регулятивные: умения планировать и проводить эксперимент, выдвигать гипотезу, проверять ее, оценивать работу группы, проводить контроль и коррекцию своей работы.
Коммуникативные: умения представлять работу группы, выдвигать и обосновывать гипотезы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: показ и оценивание роли физического и мысленного эксперимента и методов мыслей великих людей на учебное творчество.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: словесный, демонстрационный, иллюстративный.
Форма: классно – урочная.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска (ИД), колонки, камертоны, молоточки, кювета с водой, металлические пластины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 103.69 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Буревестниковская школа»
муниципальный конкурс
«Педагогика цифрового века»
номинация «Интерактивная школа»
Физика
Тема
Механические волны.
Звук
9 класс
Старкова Евгения Евгеньевна, учитель физики |
п.Буревестник
2017г
Оглавление
Список использованных источников 22
Пояснительная записка
Предмет: физика.
Класс: 9.
Тема урока: Звуковые волны.
Реализуемый УМК: Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2011 г.
Педагогическая цель: Создать условия для формирования у учащихся представления о звуковых волнах и особенностях их образования, о механизме протекающих при этом процессов.
Задачи:
Образовательная: Создать условия для формирования у учащихся представления о звуковых волнах, о величинах характеризующие звук.
Экспериментально установить условия существования звуковых волн.
Воспитательная: способствовать формированию умения устанавливать межличностные отношения, аргументировано высказывать свои суждений.
Развивающая: создать условия для развития критического мышления.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться определять особенности образования звуковых волн и механизме протекающих при этом процессов.
Метапредметные:
Познавательные: развитие мышления учащихся (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия); работа с информацией в разных видах – текст, таблица, схема, рисунок.
Регулятивные: умения планировать и проводить эксперимент, выдвигать гипотезу, проверять ее, оценивать работу группы, проводить контроль и коррекцию своей работы.
Коммуникативные: умения представлять работу группы, выдвигать и обосновывать гипотезы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: показ и оценивание роли физического и мысленного эксперимента и методов мыслей великих людей на учебное творчество.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: словесный, демонстрационный, иллюстративный.
Форма: классно – урочная.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска (ИД), колонки, камертоны, молоточки, кювета с водой, металлические пластины.
Организация урока:
Оргмомент – 4 мин
Мотивация – 2 мин
Актуализация знаний – 4 мин
Изучение нового материала – 27 мин
Первичное закрепление знаний – 3 мин
Подведение итогов, домашнее задание – 2 мин
Рефликсия – 3 мин
Технологическая карта
Этап урока | Планируемые результаты (метапредметные, личностные, предметные) | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Оргмомент | Метапредметные: Познавательные: знаково-символьные переходы. Регулятивные: определение учащимися порядка ответа на вопросы для успешного заполнения кроссворда. Коммуникативные: Отвечающий может аргументировать свой ответ, используя «Подсказки», остальные учащиеся проверяют правильность ответов у доски, при необходимости вносят изменения, исправляю ответ. Личностные: Показ и оценивание знаний физических законов по теме «Механические колебания и волны» Предметные: определение основных физических характеристик механических колебаний и волн. | Здравствуйте! Вокруг нас, да и в нас происходит много колебательных процессов, излучается много волн. Мы начали и продолжаем изучать тему «Механические колебания и волны». Вспомним основные изученные нами понятия, физические величины и их единицы и заполним кроссворд (Приложение 1) | Заполняют кроссворд (приложение 1 у каждого обучающегося на столе), проверяют правильность ответов (по вызову учителя выходят к ИД и записывают ответ). |
Мотивация | Метапредметные: Познавательные: логические соотнесение «Звук – картинка», выводы о теме занятия. Регулятивные: самостоятельное определение темы урока на основе созданной учебной ситуации. Коммуникативные: Выдвижение предположений об изображениях за шторкой, анализ правильности выдвинутых предположений. Личностные: Анализ полученного материала. Предметные: определение понятия звук – как канал получения информации. | Наш мир полон колебаний и излучений. Мы живем, по большей части не чувствуя окружающих нас волн. А те, которые ощущаются человеком, очень важны для него, так как являются источником информации о внешнем мире. Проведем небольшой эксперимент. Закроем доску черной «шторкой» – перекроем один канал получения информации. (изображение на ИД закрывается «шторкой».) На экране з фотографии, которые вы пока не видите. Подсказки 1,2,3 смогут помощь вам догадаться, что на них изображено. При обращении к цифре 1 слышен звук машины, при обращении к цифре 2 – звук самолета, при обращении к цифре 3- пение птиц. Откроем шторку, проверим свои предположения. Что нам помогло угадать содержания фотографий? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? | Выдвигают предположения о том, что может быть изображено на фотографиях. Выдвигают предположения о теме урока, обсуждают их и формулируют тему. На доске записывается тот вариант темы урока, который выбран при обсуждении. |
Актуализация | Метапредметные: Познавательные: составления логической цепочки на основе имеющих знаний и проведенных опытов. Регулятивные: изменение при необходимости темы урока Коммуникативные: Сотрудничество в парах при проведении фронтальных опытов, речевые высказывания о результатах опытов и теме урока. Личностные: Анализ проделанных опытов Предметные: составление цепочки – звук-колебания –распространение колебаний – волна. Знакомство с явлением интерференции. | Определение сути изучаемого явления с опорой на эксперимент. Проделаем фронтальный опыт 1 ( воспроизводиться с использованием электронного приложения с сайта единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc7a0-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_7.swf , опыт №4), его описание есть в Листе экспериментов. (Приложение 2.) Звуковая волна – механическая волна. А можно ли наблюдать распространение звуковых волн? Проделаем фронтальный опыт № 2 из листа экспериментов и попытаемся объяснить результаты. (Приложение 3.) Мы видим поверхностную волну вокруг каждой ножки камертона, а в пространстве между ножками камертона видим почти неподвижные волны. Это результат наложения волн от двух ножек камертона. Такое явление называется интерференция. | Рассказывают о результате опытов: что видят, что слышат. Заполняют приложение 2,3. |
Изучение нового материала | Метапредметные: Познавательные: анализ верного утверждения, проверка гипотезы на опыте. Регулятивные: самостоятельный подбор оборудования для проверки правильности высказывания, определение порядка, вывод Коммуникативные: Сотрудничество в парах при проведении эксперимента, дискуссия о правильности утверждения на основе проведенных опытов. Личностные: Анализ и вывод результата проделанного опыта Предметные: определение частоты колебаний слышимые человеком, о характере движения тела издающего звуковую волну. Метапредметные: Познавательные: обобщение, вывод на основе экспериментов, текста и опорного конспекта -ключевых словосочетаний Коммуникативные: обсуждение вариантов вывода, запись на доске и в рабочих листах. Личностные: Анализ и вывод результата проделанных экспериментов Предметные: Определение условия распространения звука- упругая среда. Вывод определения звуковой волны. Метапредметные: Познавательные: выдвижение гипотез на основании опытов, проверка гипотез с помощью демонстрационных опытов. систематизация и обобщение полученных результатов, выявление вида зависимости характеристик звука, соотнесение: зависимость - вид графика. Регулятивные: определение порядка действий при проведении эксперимента. определение порядка заполнения таблицы. Коммуникативные: сотрудничество в парах; обсуждение различных звуков вокруг нас, характеристик различных. Личностные: Анализ и обобщение полученной информации. Предметные: Определение шкалы звуковых волн, характеристик звука. | 1 этап. Что бы понять механизм образования звуковых волн, проделаем фронтальный опыт 3 из листа экспериментов. (Приложение 4.эксперимент: отогнуть и отпустить свободный край металлической пластинки, крепко прижатой к столу коробочкой-резонатором. Изменять длину колеблющегося края, обращая внимание, видны ли колебания, слышен ли звук.) Выберите из двух утверждений, представленных на доске, верное: • Всякое колеблющиеся тело звучит. • Всякое звучащие тело колеблется. Не всякое колебание мы воспринимаем как звук, только с частотой от 16 до 20000 Гц. Записывается ключевое словосочетание1. Мысленный эксперимент: что происходит при колебании линейки? Когда линейка колеблется, она сжимает прилегающий к одной стороне слой воздуха и одновременно создает разрежение с другой стороны. Области сжатия и разрежения чередуются и распространяются в виде упругой продольной волны. (Записывается ключевое словосочетание 2: «Продольная волна».) Этап 2. Выясним роль упругой среды. Проведем интерактивный эксперимент. Попробуйте предсказать, что будет происходить, со звуком в безвоздушной среде. (ссылка на эксперимент, опыт №2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc7a1-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_8.swf) Теперь попробуем создать физическую модель с помощью возможностей ИД. (интерактивный опыт. При обращении к ссылке на экране «к насосу» происходит смена листов—уменьшается число молекул, язычок ударяет по звонку). Действительно, при отсутствии упругой среды, например, в безвоздушном пространстве, звук распространяться не может; скорость звука зависит от упругих свойств среды. Как вы думаете, в какой среде скорость звука будет максимальна? А минимальна? (При 0°С в воздухе скорость звука равна приблизительно 330м/с, в воде - 1500м/с, а в стали - приблизительно 5000 м/с.).(ссылка на таблицу http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc7a1-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_8.swf, №6) Сделаем вывод - так что же такое звук? Ключевые словосочетания для определения есть на доске. 3этап. А можем ли мы слышать звуки, если колебания происходят с частотами за пределами этого диапазона? Колебания с частотой меньше 16 Гц называются инфразвуком, с частотой больше 20 000 Гц - ультразвуком. Мы их не воспринимаем, а некоторые животные могут их слышать. Собаки, например, могут слышать звуки частотой до 60 000 Гц, летучие мыши - до 150 000 Гц, а дельфины - до 200 000 Гц. Некоторые насекомые имеют слуховой аппарат, чувствительный к инфразвуку: например, кузнечики воспринимают частоты от 10 Гц, а сверчки - от 2 Гц. (На ИД изображается шкала частот, на ней отмечаются инфразвук, звук, ультразвук.) Огромное количество различных звуков постоянно окружает нас. Что мы слышим в данную минуту? Какие характеристики звука мы можем выделить? (Громкость и высота тона.) Проведем фронтальный опыт с помощью генератора звуковых колебаний с динамиком и осциллографа. Генератор вырабатывает колебания заданной частоты, мы можем менять их частоту и громкость звука. Динамик позволит нам контролировать процесс с помощью слуха, а осциллограф покажет график соответствующих колебаний. Итак, сделаем вывод и заполним таблицу «Характеристики звука». (Приложения 5.) Мы исследовали звуки одной частоты - тональные звуки. Однако часто в жизни нам встречаются и другие звуки - музыкальные. Слушая музыкальное произведение в исполнении оркестра, мы можем определить по звучанию, какой инструмент солирует. Вот сейчас, например, какой инструмент мы слышим? (Звучат фортепиано, духовые инструменты, скрипки.) И голоса людей мы легко отличаем один от другого. Как нам это удается? В чем отличие музыкальных звуков от тональных? В музыкальных, помимо основного тона (им считается самый низкий), существуют еще и дополнительные - обертоны. И если они звучат в унисон, то получается приятный, красивый, богатый звук. Звучание голосов или музыкальных инструментов мы различаем по тембру. Сделаем выводы. Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? | Заполняют лист фронтального опыта. Делают вывод, убирают не правильное утверждение, оставляя на доске верное высказывание. Анализируют опыт. Делают предположения какой вид механической волны является звук. Смотрят видео и делают выводы о значимости упругой среды для распространения звуковых волн. Отвечают на вопрос Составляют определение, например: «Звук - это продольная волна с частотой от 16 до 20 000 Гц». Отвечают на вопрос. Записывают шкалу частот в тетрадь. Отвечают на вопросы. Наблюдают опыт. Анализируют опыт, делают выводы и заполняют таблицу (Приложение 5) Слушают музыку. Отвечают на вопросы. Заполняют третью строчку таблицы. Приложение 5. Анализируют и обобщают пройденный материал |
Первичное закрепление знаний | Метапредметные: Познавательные: выполнение заданий на «интуитивную догадку». Регулятивные: составляются сначала те предложения, которые не вызывают затруднений у учащихся, затем те, которые требуют дополнительной аналитической работы. Коммуникативные: выполнение задания под контролем учителя, обсуждение заданий. Личностные : применение новых знаний на практике. Предметные: Закрепление основных понятий о звуковой волне. | (Слайд на ИД) Закончите предложение, выбрав продолжение из второго столбца: 1.Любое тело, колеблющееся со звуковой частотой... (создает в окружающей среде звуковую волну). 2.Звуковая волна существует... (в любой среде, кроме вакуума). 3.Скорость звука зависит от упругих свойств среды... (в твер- дых телах максимальна, в газах - минимальна). 4.Чтобы усилить звук, используют резонаторы - .. (полые тела). 5.Ослабляют звук... (пористые материалы - войлок, пробка). Считается, что, приложив ухо к раковине, мы слышим шум моря. На самом деле раковина является резонатором, усиливающим окружающий нас шум, что и создает впечатление шума моря. | Отвечают на вопросы. |
Подведение итогов. Домашнее задание | Регулятивные: возможность выбора домашнего задания. Личностные: возможность выбрать домашнее задание в соответствии с интересами учащегося, выполнить мини-проект по интересующей теме. | Как часто бывает на уроках физики, сегодня мы говорили об очень важном для человека явлении - звуковых волнах. Акустика -раздел физики, изучающий звуки, важна и для медицины, и для экологии, и для музыки, и даже для мореплавания. Задание на дом: Параграфы 34 -38. Продолжить изучение звуковых волн по группам, подготовить дополнительный материал: «биологи» - о слышимости звуков, «экологи» - о примерной громкости различных звуков, «музыканты» - о форме музыкальных инструментов, «врачи» - о методах клинического обследования - аускультации и перкуссии, «мореплаватели» - об эхолокации. | Распределяются на творческие групы |
Рефлексия | Личностные: выбор учащимися цитаты, соответствующей целевым спектрам и жизненным установкам учащихся. | А теперь вы выберите из предложенных цитату, которая вам наиболее близка. (Приложение 6) Желающие выскажут свое мнение о том, как то или иное высказывание может быть отнесено к нашей сегодняшней работе на уроке. Спасибо, у нас прекрасно получилось! Мы хорошо поработали! | Выбирают понравившуюся цитату, проводиться рефлексия, соотношение: мысль – работа на уроке. |
Приложение
Приложение 1
Кроссворд
1.Явление резкого возрастания амплитуды колебаний при
совпадении частоты вынуждающей силы и частоты собственных
колебаний системы. (Резонанс.)
2.Волна, направление распространения которой совпадает
с направлением колебаний частиц. (Продольная.)
3.Физическая величина, численно равная числу колебаний
в единицу времени. (Частота.)
4.Время одного полного колебания. (Период )
5.Волна, направление распространения котором перпендикулярно направлению колебаний частиц. (Поперечная.)
6.Распространяющиеся в упругой среде колебания. (Волна.)
7.Единица частоты в СИ. (Герц.)
8.Единица длины волны в СИ. (Метр.)
9.Единица периода в СИ. (Секунда.)
Приложение 2
Лист экспериментов
Опыт 1
Вставьте камертон в резонатор. Извлеките звук. Исследуйте камертон.
Ударяю молоточком | Слышу | |
Подношу бусинку | Вижу |
Приложение 3
Лист экспериментов
Опыт 2
Снимите камертон с резонатора.
Извлеките звук, опустите камертон неглубоко в воду, не касаясь стенок и дна емкости.
Опускаю камертон в воду | слышу | |
вижу |
Приложение 4
Лист экспериментов
Опыт 3
Возьмите металлическую пластину с пластмассовым краем. Прижмите ее к столу резонатором. Извлеките звук. Исследуйте.
Колеблется ________ Часть пластинки | Слышу | |
Вижу | ||
Колеблется ________ Часть пластинки | Слышу | |
Вижу | ||
Колеблется ________ Часть пластинки | Слышу | |
Вижу |
Приложение 5
Вид ИД начала работы с таблицей
«Характеристики звука»
№ | Характеристика | От чего зависит | Как зависит | Рисунки | |
1 | Зависит от ….. | ||||
2 | Зависит от ….. | ||||
3 | Зависит от ….. |
Приложение 6
Цитаты для проведения рефлексии
Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший всех способ к изысканию правды.
Михаил Васильевич Ломоносов
Наука - это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления.
Альберт Эйнштейн
Для того чтобы какая-нибудь наука сдвинулась с места, чтобы расширение ее стало совершеннее, гипотезы необходимы так же, как показания опыта и наблюдения.
Иоганн Вольфганг Гете
В науке принято доказывать утверждаемое.
Михаил Васильевич Ломоносов
Ничто не может быть выше той радости, которую доставляет нам изучение природы. Тайны ее непостижимо глубоки; однако нам, людям, дано всё Дальше и дальше проникать в них своим взором.
Иоганн Вольфганг Гете
Список использованных источников
- Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2011 г.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по физике 7 - 9 класс. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66
- Рабочая тетрадь по физике 9 класс к учебнику А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник/ В.А.Касьянов, В.Ф.Дмитриева – 2013 г. http://gdz-online.ws/uchebniki-9-klass/11441-chitat-rabochaia-tetrad-fizika-9-klass-peryshkin-onlain
- Технологическая карта. ФГОС. https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-fgos-obrazci-tehnologicheskih-kart-568203.html
- Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД. http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему «Распространение звука. Скорость звука»
Распространение звука. Скорость звука...
Разработка урока по теме: «Мир звуков»
Разработка урока по теме: «Мир звуков» 1 класс Цель урока: Приобщение учащихся к миру музыки посредством беседы о звуках. Задачи урока: Развитие слухового внимания и воображения...
методическая разработка урока "Механические волны. Звук", 9класс
Разработка урока по теме «Механические волны. Звук» в 9 классе с использованием адаптивной технологии. Целью урока является обобщение изученного материала и развити...
Разработка урока "Колебание и волны"
Повторительно-обобщающий урок по теме «Колебание и волны» Цели урока. Обобщить, систематизировать знания по теме: “Колебание и волны”. Совершенствовать навыки решения задач различного типа. Расш...
Разработка урока-занятия "Что такое звук"
Данный материал можно использовать как для урока, так и для внеклассных занятий(факультативов, элективов)....
Разработка урока по теме "Звуковые волны. Что такое звук?"
Данный урок поможет обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме “Звуковые волны”, расширить кругозор учащихся, закрепить умение применять полученные знания для объяснения наблюдаемы...
Методическая разработка урока физики по теме “Звук и его характеристики” с использованием феноменологического метода.
Важной чертой феноменологического подхода является преимущественно качественное рассмотрение явление и законов. Это действительно позволяет сформировать понимание физических понятий и закономерн...