Разработка урока по теме "Звуковые волны. Что такое звук?"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Аликуева Елена Анатольевна

Данный урок поможет обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме “Звуковые волны”, расширить кругозор учащихся, закрепить умение применять полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zvukovye_volny.chto_takoe_zvuk.rar2 МБ

Предварительный просмотр:

               Тема урока : «Звуковые волны. Что такое звук?»

Цели:  1.образовательные:

обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме “Звуковые волны”, расширить кругозор учащихся, закрепить умение применять полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений.

-Исследовать волновую природу звука.

-повторить основные знания о звуковых волнах из раздела «Акустика» 9 класса (природа звука и его характеристики)

2. воспитательные:

-научить работать с информацией

-получать её различными способами (справочная и учебная литература, интернет, жизненный опыт), обобщать и обрабатывать информацию

-создавать ситуацию успеха, используя наглядные пособия,  работу с компьютером, ТСО, физический эксперимент, оборудование для личностной реализации учащегося на уроке и формирования у него положительной мотивации к учебной деятельности

-обучить приёмам экспериментального исследования.

3. развивающие:

-развитие интереса к изучению и исследованию физических процессов

-развитие навыков чётко и кратко излагать суть решаемых вопросов

- развитие навыков представлять результаты труда с использованием ИКТ.

Оборудование:

Персональный компьютер, подключенный к интернет, мультимедийный проектор, звуковые колонки, камертоны, электрический звонок, колокол.

                                             План

1.Организационный момент.

2.Мотивационный этап

3.Деятельностный этап (повторение)

4.Экспериментальный этап

5.Оценочный этап

6.Домашнее задание.

                             Ход урока.

              I.  Организационный момент.

               Приветствия учащихся.

             Сообщение темы и целей занятия.

                        II.Мотивационный этап.

Учитель: Человек живёт в мире звуков. Поэтому наше занятие имеет широкое практическое применение в повседневной практике. И ваши ответы будут зависеть от наблюдательности в жизни и от умения анализировать свои наблюдения.

  Возникает проблемный вопрос:  Звуки - это просто волны или мостик связи живой и неживой природы? И что такое звук в жизни человека? И вы сами докажете значимость звука в нашей жизни.

Предположим, что это  просто волны и мы можем прожить без них. Но чего мы лишаемся?

Чтобы ответить на поставленный вопрос,

повторим основные понятия и определения с использованием компьютера,

исследуем  природу звуковых волн.  

                     III. Деятельностный этап (повторение)

Фронтальный опрос

Как называется раздел физики, в котором изучается звуковые явления?

(Акустика)

Что такое звук?

Звук – это механические волны определенной частоты, распространяющиеся в упругих средах и воспринимаемые органом слуха человека.

3.Что необходимо иметь для передачи звука?

Для передачи звука необходимо иметь:

а) источник звука – колеблющееся тело, частота колебаний которого больше 16 Гц, но меньше 20000 Гц. Именно такие колебания воспринимаются ухом человека. Источниками звука могут быть струны и воздушные столбы музыкальных инструментов, голосовые связки, мембраны телефонов и т.д.;

б) необходимо иметь среду для передачи звука.

При колебаниях источника окружающая его упругая среда то сжимается, то разрежается. Эти разрежения и сжатия перемещаются в среде вследствие колебания молекул;

Демонстрация опыта с электрическим звонком, расположенным под колоколом в вакууме.

в) так же необходимо иметь приемник звука.

Когда сжатия и разрежения достигнут приемника, которым может быть барабанная перепонка уха или мембрана микрофона, то они заставляют их совершать колебания с той же частотой, что и источник.

4. Что такое резонанс?

Резонанс - резкое возрастание амплитуды вынужденных механических колебаний, если частота вынуждающей силы совпадает с частотой собственной колебательной системы.

 5.Каковы основные характеристики звука?

(Тон, громкость, скорость)

  6.Что такое скорость волны?

  7.Что такое чистый тон?

Чистый тон - это звук источника, совершающего колебания одной частоты

  8.Что такое камертон?

(Камертон – устройство, представляющее собой источник звука, испускающий  единственную частоту, называемый чистый тон. Чем больше размеры камертона, тем ниже звук.).

 9.Что такое громкость звука, и в каких единицах она измеряется?

(Громкость связана с энергией колебаний в источнике и волне, так как энергия определяется амплитудой колебаний, то громкость зависит от амплитуды колебаний.

    Единица измерения громкости -  бел, для практических целей используется десятая часть этой единицы: децибел (Дб)).

 Продемонстрировать работу динамика и громкость (тихие и громкие звуки). Переход по  ссылке http://audacity.ru/p8aa1.html ,  демонстрация и пояснение информации, размещенной на сайте

10. Что такое частота  колебаний?

 Частота  колебаний – число колебаний в единицу времени.

Продемонстрировать звук одной громкости, но  разной частоты. http://audacity.ru/p8aa1.html 

11. Что такое амплитуда колебаний?

 Амплитуда колебаний- максимальное отклонение колеблющегося тела от положения равновесия

Продемонстрировать звук одной частоты, но  разной громкости. http://audacity.ru/p8aa1.html 

12. Что такое тембр?

Тембр – окраска звука, позволяющая определять звуки одинаковой частоты, исполненные на разных инструментах или разными голосами; совместное звучание основного тона и обертонов.

Письменный тест на 10 минут

                         

                        IV. Экспериментальный этап.

1.Экспериментальная задача: Исследовать зависимость частоты и амплитуды колебаний источника  от  высоты  и громкости  звука.

Демонстрация  звуковых файлов с изображением звука

-Сделайте выводы.

Ученики делают выводы.

 -А теперь посмотрим, правильно ли вы сформулировали выводы.

(Сформулированные выводы на компьютере.)

2.Экспериментальная задача: «Исследование волновой природы звука»

Исследование звуковых колебаний чистого тона, влияния частоты и амплитуды колебаний на пределы слышимости, сложения и резонанса колебаний.

                             

V.Оценочный этап.

VI.Задание на дом.  Кроссворд на повторение.

Задание на дом: 1. Повторить главу «Механические колебания, волны. Звук» 2.Определить у себя дома источники шума и предложить меры их устранения.  Изучение раздаточного материала «Влияние шума на здоровье человека».

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Буддийская картина мира (что такое карма)"

План-конспект урока, самоанализ, будет полезным для педагогов, преподающих ОРКСЭ, учителя бурятского языка...

Методическая разработка урока по теме: "Механические волны. Виды механических волн"

Построение урока позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся при изучении нового материала. В ходе самостоятельной работы обучающиеся заполняют опорный конспект....

Разработка урока "Колебание и волны"

Повторительно-обобщающий урок по теме «Колебание и волны» Цели урока. Обобщить, систематизировать знания по теме: “Колебание и волны”. Совершенствовать навыки решения задач различного типа. Расш...

Разработка урока по русскому языку "Что такое речь?"

Урок по русскому языку "Что такое речь?" был посвящен всероссийскому дню русского языка.Цель урока:1.      Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми...

Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны"

На уроке учащиеся познакомятся с механизмом образования волны, основным свойством бегущей волны. Узнают виды волн, в чем их отличие друг от друга; будут приведены примеры волновых явлений в природе, п...

Разработка урока в 5 классе "Что такое текст?"

Разработка открытого урока в 5 «А» классе   2016 год Конспект урока развития речи в 5 классе «Что такое текст»   Цели урока:...

Разработка урока физики в 11 классе по теме «Свойства электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн»

Разработка урока физики в 11 классе по теме «Свойства электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн»...