Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Шапошникова Елена Николаевна

Рабочая программа по физике 8 класс УМК А.В. Перышкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fizika_8_klass.docx38.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по  физике  для 8 класса  составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • (Указать необходимое):

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089;

- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010г;

- приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от17.12.2010г №1887”;

- письма Министерства образования и науки российской Федерации № 08-1786 от 28.10.2015г “О рабочих программах учебных предметов”;

На основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2014 год.

- основной образовательной программы МБОУ Островской СОШ;

  • учебного плана МБОУ Островской СОШ на 20 17 – 2018 учебный год;
  • годового учебного календарного графика на 2017-2018 учебный год.

Цели:

-развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

-понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

-формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

         задачи:

-знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

-приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

-формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

-овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

-понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Планируемые результаты  

п/п

Раздел или тема урока

Должен знать

Должен уметь

Использовать приобретенные знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни.

1.

Тепловые явления

распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;

решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;

•приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

2

Электрические явления

распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;

•описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

•приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

•различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);

3

Электромагнитные явления

распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;

•описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

•приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

•различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);

4

Световые явления

Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Исследование зависимости угла отражения света от угла падения. Нахождение показателя преломления стекла. Наблюдение явления дисперсии света. Наблюдение интерференции света на кольцах Ньютона. Наблюдение дифракции света с помощью капроновой ленты и дифракционной решётки.

Наблюдение линейчатых спектров излучения с помощью спектроскопа прямого зрения

-строить области тени и полутени. 

-строить отражённый луч.

-решать графические задачи на построение в плоском зеркале.

-строить преломлённый луч.

-наблюдать и различать явление дисперсии света.

-строить изображение в тонких линзах.

-различать действительные и мнимые величины.

-получать различные виды изображений при помощи собирающей линзы, измерять фокусное расстояние собирающей линзы

Умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды)

Содержание учебного курса по физике 8 класс.

    1. Тепловые явления 23 часов.

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия.  Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

      Лабораторные работы

1.«Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

    2. «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

3. «Измерение влажности воздуха»

  1. Электрические явления 29 часов.

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.

Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.

Объяснение электрических явлений.

Проводники и непроводники электричества.

Действие электрического поля на электрические заряды.

Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.

Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

Сопротивление. Единицы сопротивления.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.

Реостаты.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока

Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.

Мощность электрического тока.

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.

Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.

Нагревание проводников электрическим током.

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

Лампа накаливания. Короткое замыкание.

Предохранители.

Лабораторные работы

  4.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.  

  1. .Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

6.Регулирование силы тока реостатом.

7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе

       3. Электромагнитные явления 5 часов.

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон . Электромагнитная индукция.  Опыты Фарадея. Электрогенератор. Переменный ток. Передача электрической энергии на расстоянии .

Лабораторные работы

9. Сборка электромагнита и испытание его действия.

10. Излучение электрического двигателя постоянного тока ( на модели).

      4. Световые явления 13 часов.

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.

Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы.     Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

    Лабораторные работы

11. Получение изображения при помощи линзы.

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы. Тема урока.

Количество часов

Дата

Дом. задание

  1.

Тепловые явления.

23 часов

1

Тепловое движение атомов. Температура. Внутренняя энергия.

1

4.09

§1

учебника,

вопросы

2

Способы изменения внутренней энергии

1

6.09

§2,

вопросы

3

      Виды теплопередачи. Теплопроводность.

1

11.09

§3,

вопросы

4

Конвенкция. Излучение

1

13.09

§4

5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1

18.09

§5

6

Удельная теплоемкость.

1

20.09

§6

7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

25.09

Повторить

§3-6

8

      Лабораторная  работа №1

1

27.09

§7

9

Лабораторная работа №2

     

1

2.10

§8

10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

4.10

§9

11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

9.10

Повторить

§8,9

12

Контрольная работа по теме «Тепловые явления»

1

11.10

§10

13

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание.

1

16.10

§11

14

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления.

1

18.10

15

Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация»

1

23.10

§12,

13, 14

16

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация.

1

§15

17

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

25.10

Л.

№1074

1078

18

Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного(полученного) телом.

1

30.10

§16,

17

19

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа №3

1

1.11

§18.

Л.

1096-1112

20

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

13.11

21

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

15.11

§19

22

Контрольная работа по теме « Агрегатные состояния вещества»

1

20.11

§21

23

Обобщающий урок по теме «Тепловые явления»

1

22.11

§23, 24

24

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.

1

27.11

Л.

1126-

1146

25

Электроскоп. Электрическое поле.

1

29.11

26

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.

1

4.12

§25-26

27

Объяснение электрических явлений.

1

6.12

§27

28

Проводники, полупроводники и непроводники электричества.

1

11.12

§28

29

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

13.12

§29

30

Электрическая цепь и её  составные части.

1

18.12

§31

31

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.

1

20.12

§32

32

Сила тока. Единицы силы тока.

1

25.12

§33

33

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4

1

27.12

§34,

36

34

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

1

15.01

§37

35

.Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

1

17.01

§38

36

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №5

1

22.01

§39

37

Закон Ома для участка цепи.

1

24.01

§43

38

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

29.01

§42-44

39

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

1

31.01

§45-46

40

Реостаты. Лабораторная работа №6

1

5.02

§47

41

Лабораторная работа №7

1

7.02

§46-47

42

Последовательное соединение проводников.

1

12.02

§48

43

Параллельное соединение проводников.

1

14.02

§49

44

Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи»

1

19.02

Л. №

1337-1358

45

Контрольная работа по теме « Закон Ома для участка цепи»

1

21.02

§50

46

 Работа и мощность электрического тока.

1

26.02

§51

47

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа №8.

1

28.02

48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.

1

5.03

§53

49

Конденсатор.

1

7.03

§54

50

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители.

1

12.03

§55

51

Контрольная работа по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца»

1

14.03

Повторение §37-55

52

Обобщающий урок по теме «Электрические явления»

1

19.03

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1

21.03

§56-57

54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №9

1

2.04

§58

55

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле земли.

1

4.04

§58

56

Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа №10

1

9.04

§59, 60

57

Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления»

1

11.04

§61

58

Источники света. Распространение света.

1

16.04

§62

59

Видимое движение светил.

1

18.04

§63

60

Отражение света. Закон отражения света.

1

23.04

§64

61

Плоское зеркало.

1

25.04

§65

62

Преломление света. Закон преломления света.

1

30.04

§66

63

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

2.05

§67

64

Изображения, даваемые линзой.

1

7.05

Повторить

§62-67

65

Лабораторная работа №11

1

14.05

§62-67

66

Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз.

1

16.05

67

Глаз и зрение.

1

21.05

68

Повторение по теме «Световые явления»

1

23.05

69

Итоговая контрольная работа.

1

28.05

70

Обобщение пройденного материала.

1

30.05

Нормы оценок

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает: верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий; правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения. Правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других  предметов. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся: правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала. Умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул. Допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся:  выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Учебно-методический обеспечение образовательного процесса

для учителя

  1. Сборник примерных программ по физике 7-9 классы /сост. Тихонова Е.Н. Издательство Москва Дрофа 2014г.

2.Физика. 8 учебник для общеобразовательных учреждений \А. В Пёрышкин, -М.: Дрофа,                          2016г.

3. . Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику                                                   А.В.Перышкина «Физика. 7 класс». – М.: Дрофа, 2014.

4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов. М.: «Просвещение» 2014г.

для обучающегося:

        1. Физика. 8 учебник для общеобразовательных учреждений \А. В Пёрышкин, -М.: Дрофа,           2016г.

2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов. М.:             «Просвещение» 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...