Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Рабочая программа по физике 7 класс УМК Перышкин А.В. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fizika_7_klass.docx | 36.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- (Указать необходимое):
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010г;
- приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от17.12.2010г №1887”;
- письма Министерства образования и науки российской Федерации № 08-1786 от 28.10.2015г “О рабочих программах учебных предметов”;
На основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2014 год.
- основной образовательной программы МБОУ Островской СОШ;
- учебного плана МБОУ Островской СОШ на 20 17 – 2018 учебный год;
- годового учебного календарного графика на 2017-2018 учебный год.
Цели:
-развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
-понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
-формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
задачи:
-знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
-приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
-формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
-овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
-понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Планируемые результаты
№ п/п | Раздел или тема курса | Личностные УУД | Предметные УУД | Метапредметные УУД | ||
регулятивные | коммуникативные | познавательные | ||||
1 | Физика и физические методы изучения природы | •сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; | •знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; | •овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; •приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; | •формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. | формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; |
2 | Первоначальные сведения о строение вещества | •убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; •самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; | •умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; | •понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; •формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; | коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. | •умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру; |
3 | Взаимодействие тел | •формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. | •умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; | •освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | •умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру; |
5 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | •готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; •мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; | •умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; | •освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; | коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. | владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, |
6 | Работа и мощность. Энергия. | •формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. | •развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; | •освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; | коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. | владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, |
Содержание учебного курса по физике 7 класс.
1. Физика и физические методы изучения природы. 5 ч.
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Лабораторная работа.
1.Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2. Первоначальные сведения о строении вещества. 6 ч.
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
3. Взаимодействие тел. 21 час.
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Лабораторная работа.
2.Измерение массы тела на рычажных весах.
3.Определение плотности вещества.
4. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
5. Измерение сил динамометром.
4.Давление твердых тел, жидкостей и газов. 19 часов
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Лабораторная работа.
6.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
5. Работа и мощность. Энергия. 19 часов
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Лабораторная работа.
7.Выяснения условий равновесия рычага.
8.Определение КПД наклонной плоскости.
Календарно–тематическое планирование. Физика 7 класс
№ | Раздел программы, темы уроков | Количество часов | дата | Домашняя работа | ||
1. | Физика и физические методы изучения природы. | 5 часов | ||||
1 | Физика- наука о природе | 1 | 5.09 | §1,2 | ||
2 | Наблюдение и опыты | 1 | 7.09 | §3,4 Упр.1(1) | ||
3 | Измерение физических величин. Международная система единиц | 1 | 12.09 | Повторить §4, | ||
4 | Лабораторная работа « Определение цены измерительного прибора». | 1 | 14.09 | §5 упр.1(2) | ||
5 | Физические законы. Научная картина мира. | 1 | 19.09 | §6 Зад.2стр.19, итоги главы | ||
2. | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 часов | ||||
6 | Строение вещества | 1 | 21.09 | |||
7 | Тепловое движение молекул. Броуновское движение. Диффузия. | 1 | 26.09 | |||
8 | Взаимодействие частиц вещества. | 1 | 28.09 | §7,8 | ||
9 | Модели газов, жидкостей и твердых тел. | 1 | 3.10 | §9,10 | ||
10 | Повторение раздела « Молекулярная физика» | 1 | 5.10 | Зад.1,3 стр.29 | ||
11 | Контрольная работа по теме «Молекулярная физика» | 1 | 10.10 | §11, зад. 1,2 стр.33 | ||
3. | Взаимодействие тел | 21 часов | §12,13, тест стр. 38 | |||
12 | Механическое движение. Траектория. Путь. | 1 | 12.10 | Повторить §7-13 | ||
13 | Равномерное и неравномерное движение. Скорость. | 1 | 17.10 | |||
14 | Расчет пути и времени движения | 1 | 19.10 | |||
15 | Графики скорости и пути равномерного движения. | 1 | 24.10 | §14,15 | ||
16 | Инерция | 1 | 26.10 | §16 | ||
17 | Взаимодействие тел | 1 | 31.10 | §17 | ||
18 | Масса | 1 | 2.11 | §18,19 | ||
19 | Лабораторная работа. «Измерение массы тела на рычажных весах.» | 1 | 14.11 | §20,21 | ||
20 | Плотность | 1 | 16.11 | |||
21 | Расчет массы о объема тела по плотности его вещества. | 1 | 21.11 | §22 | ||
22 | Лабораторная работа. «Измерение плотности вещества.» | 1 | 23.11 | |||
23 | Решение задач на вычисление плотности, массы, объема тела. | 1 | 28.11 | §23 | ||
24 | Сила. Сила тяжести. Вес тела. | 1 | 30.11 | §24,25, | ||
25 | Лабораторная работа. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела | 1 | 5.12 | §26,27 | ||
26 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | 7.12 | §28,29 | ||
27 | Вес тела. Единицы силы. | 1 | 12.12 | §30, упр.11 | ||
28 | Лабораторная работа. Измерение сил динамометром. | 1 | 14.12 | §31, упр.12 | ||
29 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. | 1 | 19.12 | §32,33, 34 | ||
30 | Сила трения. | 1 | 21.12 | Л.- № 328. 329, 338, 340, 342 | ||
31 | Трение в природе и технике. | 1 | 26.12 | §24-34 | ||
32 | Контрольная работа по теме « Взаимодействие тел» | 1 | 28.12 | С 97 | ||
4. | Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 19 часов | Проверь себя с98 | |||
33 | Давление твердых тел на опору, единицы давления | 1 | 11.01 | Презентации:Сила трения и велосипед. Сила трения на кухне. | ||
34 | Давление газа | 1 | 16.01 | Л.- № 377.381, 428,432.351,368 | ||
35 | Закон Паскаля | 1 | 18.01 | |||
36 | Давление в жидкости и газе | 1 | 23.01 | |||
37 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | 25.01 | §35, упр14 | ||
38 | Сообщающие сосуды | 1 | 30.01 | §36, упр15 | ||
39 | Атмосферное давление | 1 | 1.02 | §37, зад. с.109 | ||
40 | Измерение атмосферного давления. Барометр. | 1 | 6.02 | §39 | ||
41 | Барометр-анероид. | 1 | 8.02 | §40, упр.17 | ||
42 | Манометры. | 1 | 13.02 | §41, упр.18 | ||
43 | Гидравлические машины. | 1 | 15.02 | §42,43 упр.19 | ||
44 | Повторение темы « Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | 20.02 | §44,45 , 46. упр.22 | ||
45 | Контрольная работа по теме « Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | 22.02 | §47 | ||
Архимедова сила | 5 часов | §48,49, упр.25 | ||||
46 | Закон Архимеда | 1 | 27.02 | §50, Л.- №597 - 600 | ||
47 | Лабораторная работа. .Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. | 1 | 1.03 | §51, упр.26(1-3) | ||
48 | Условие плавание тел. | 1 | 6.03 | Л.- №626, 627, 632 | ||
49 | Плавание судов. Воздухоплавание. | 1 | 13.03 | §52, упр.27 | ||
50 | Решение задач на применение закона Архимеда и условий плавания тел. | 1 | 15.03 | Л.- № 645 -651 | ||
51 | Контрольная работа по теме Архимедова сила | 1 | 20.03 | §53,54, упр.29 | ||
5. | Работа и мощность. Энергия. | 19 часов | ||||
52 | Механическая работа . | 1 | 22.03 | |||
53 | Решение задач на вычисление работы. | 1 | 3.04 | |||
54 | Мощность | 1 | 5.04 | |||
55 | Решение задач на вычисление мощности. | 1 | 10.04 | §55, упр.30(3) | ||
56 | Простые механизмы. | 1 | 12.04 | §56, упр.31 | ||
57 | Условия равновесия тел. | 1 | 17.04 | §57,5 8, Л.- 737, 740,742 | ||
58 | Момент силы. | 1 | 19.04 | §59,60. Упр.32 | ||
59 | Лабораторная работа. Выяснения условий равновесия рычага. | 1 | 24.04 | Здание стр.181 | ||
60 | Применение закона равновесия к блоку. «Золотое правило механики» | 1 | 26.04 | §61,62. Упр.33 | ||
61 | КПД простых механизмов. | 1 | 3.05 | § 63, 64задание стр.188 | ||
62 | Лабораторная работа. Определение КПД наклонной плоскости. | 1 | 8.05 | § 65. Л.- §778, 793,798 | ||
63 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. | 1 | 10.05 | §66,67. Упр.34 | ||
64 | Закон сохранения полной механической энергии. | 1 | 15.05 | §68. Упр.35 | ||
65 | Контрольная работа по теме «Работа, мощность, энергия» | 1 | 17.05 | Л.- № 830. 831, 836 | ||
66 | Повторение темы «Взаимодействие тел» | 1 | 22.05 | §55-68. Проверь себя стр.201 | ||
67 | Повторение тем «Архимедова сила.» | 1 | 24.05 | Л.- № 803, 804, 807, 811 | ||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | 29.05 | |||
69 | Решение задач по теме «Взаимодействие тел» | 1 | 31.05 | |||
70 | Решение задач по теме «Взаимодействие тел» | 1 |
Нормы оценок
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает: верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий; правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения. Правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся: правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала. Умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул. Допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Учебно-методический обеспечение образовательного процесса
для учителя
- Сборник примерных программ по физике 7-9 классы /сост. Тихонова Е.Н. Издательство Москва Дрофа 2014г.
2.Физика. 7 учебник для общеобразовательных учреждений \А. В Пёрышкин, -М.: Дрофа, 2011г.
3. . Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс». – М.: Дрофа, 2014.
4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов. М.: «Просвещение» 2014г.
для обучающегося:
1. Физика. 7 учебник для общеобразовательных учреждений \А. В Пёрышкин, -М.: Дрофа, 2011г.
2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов. М.: «Просвещение» 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...