Смачивание и капиллярность
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мой университет-www.moi-amour.ru
Организационная информация | |
Тема урока | Смачивание и капиллярность |
Предмет | Физика |
Класс | 7 |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Шаповалова Лилия Алексеевна, учитель физики |
Образовательное учреждение | МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Чапаево |
Федеральный округ России | Дальневосточный ФО |
Республика/край | Сахалинская область |
Город/поселение | село Чапаево |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цели урока |
Формировать общеучебные навыки при выполнении опытов 2. Развивать научные представления о явлениях окружающего мира и умению их объяснить 3. Повышать интерес к предмету, включить детей в активный познавательный процесс. |
Задачи урока | образовательные: дать представление учащимся о явлении смачивания, несмачивания и капиллярности развивающие: включить в работу мышление и речь учеников при выполнении опытов; дать поработать с терминами, таблицами, составить самостоятельное объяснение по аналогии; решать практические задачи; воспитательные: вызвать интерес к физике, прививать любовь к природе, к окружающему миру, защищать его. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока | Знать: определение явлений смачивания, несмачивания и капиллярности; примеры этих явлений в природе; Уметь: находить новые примеры таких явлений в природе по аналогии; выполнять практические задания; анализировать и систематизировать различные виды информации. Навыки: поисковой деятельности при работе с приборами и материалами, самостоятельной индивидуальной работы Качества: лидерские; коммуникативные; аккуратность; творчество; последовательность; настойчивость |
Необходимое оборудование и материалы | АРМ учителя (ПК ; мультимедийный проектор с экраном) – презентация к уроку TD Utibkalieva ZhM Konkurs AMO3 Prezentation.ppt – демонстрационные материалы для урока: стеклянные стаканчики, скрепки, коробочки, таблицы, трубочки, вода, масло, сахар, вата, пипетки. -Таблица с терминами TD Utibkalieva ZhM KonkursAMO3 Prilozhenie1 – карточки с заданиями для обучающихся TD Utibkalieva ZhM KonkursAMO3 Prilozhenie 2 |
Подробный конспект урока
Форма: путешествие по «станциям» с решением практических опытов.
Тип урока: изучение нового материала, формирование знаний, умений путем воспроизведения информации и применения ее.
Вид урока: урок - путешествие с использованием ИКТ, пропедевтическое с остановками на «станциях».
Методы и приемы: рассказ учителя – экскурсовода с применением ИКТ (Презентация в Power Point), сравнение опытов, решение задач на опытах, ответы на проблемные вопросы.
Уровень образовательной подготовки: 7 класс средней общеобразовательной школы, 2 часа в неделю
Объем урока – 45 минут
Ожидаемый результат: обучающиеся усвоят понятие смачивания и несмачивания, капиллярности, и научатся распознавать эти явления в окружающем мире; разовьют коммуникативные, творческие и поисковые навыки посредством индивидуальных опытов, повысят свой познавательный интерес к физике.
Межпредметные связи: информатика, биология, литература, искусство, языкознание.
Структура урока:
1. Организационный момент, приветствие
2. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности (через создание проблемной ситуации и опыта выявление личного опыта учащихся по теме урока)
3. Изучение нового материала, демонстрационный эксперимент, литературно-эстетический экскурс
4. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление на практических опытах
5. Рефлексия, дифференцированное домашнее задание
Ход урока
Этапы урока. Деятельность учителя I. Организационный момент Приветствие. Знакомство. II. Постановка цели и задачи урока (2 мин.) Ребята! Мы сегодня отправимся в интересное путешествие в мир неизвестных явлений. Я буду вашим экскурсоводом, и мы сделаем несколько остановок, где будем проводить опыты, с помощью которых и объясним неизвестные явления в природе. Слайд 1 TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3_Prezentation.ppt III. Мотивация деятельности (1мин.) Я начну со слов А.С. Пушкина, великого поэта Слайд 2 Этими словами поэт отобразил проблему познания человеком природы. IV.Изучение нового материала (2 мин.) Слайд 3 Вопрос 1. Как вы поняли слово «парадокс»? Таблица. Это греческое слово – означает своеобразное, неожиданное явление, утверждение, резко отличающееся от общепринятого. На правах экскурсовода я взяла с собой книгу популярного писателя Якова Исидоровича Перельмана «Занимательная физика». В ней есть рассказ «Бездонный бокал». (читаю начало стр.85) (2 мин.) Слайд 4 Вопрос 2. Возможно ли это? (5 мин.) Давайте проверим это, а для этого выйдем на станции Экспериментальная» (Продолжаю кидать в бокал монетки) Вывод: наши наблюдения полностью совпали с научными. Мы увидели интересный факт. И вы молодцы! Только внимательные люди увидели выпуклость. Вопрос 3. Столкнулись ли мы в данном опыте и наблюдении с парадоксом? Да, у нас уровень воды должен был подняться, но этого не произошло, и у Перельмана вода тоже не выливалась из рюмки. Слайд 5 Объясним этот факт. Станция «Теоретическая Вопрос 4. С чем можно сравнить свободную поверхность воды? (6 мин.) Да, на поверхности существует поверхностное натяжение. Мы знаем, что тела состоят из вещества, а вещества состоят из молекул, которые взаимодействуют между собой. Притягиваются либо отталкиваются Слайд 6 В случае, когда молекулы жидкости сильнее притягиваются друг к другу, чем к молекулам твердого тела, стягиваются и образуют выпуклость (бугор) – это явление стягивания жидкости по поверхности твердого тела (стакана) называют несмачиванием этого тела. (ртуть на стекле) А сейчас объясните явление смачивания (самостоятельно) Вывод: в случае, когда молекулы жидкости притягиваются к молекулам твердого тела сильнее, чем друг к другу, жидкость растекается по твердому телу и образует вогнутую (яма) тонкую пленку. Слайд 7 А сейчас убедимся еще раз уже сами. Задание №1,2 (3 мин.)
С какими явлениями это связано?
Сравнить с каплей воды на стекле. Слайд 8 Вывод: В 1 опыте вода растекается – смачивание масло не растекается – несмачивание. Во 2 опыте вода на полиэтилене – не смачивается, собирается в капельку. Слайд 9 Представьте себе, что мы находимся на природе и видим картины (на растении – роса, водомерка). (1мин) Задание Опишите устно, что изображено на рисунках. Вопрос 5. Какое из только что рассмотренных явлений имеет место в этих случаях? Слайд 10 Вопрос 6. А где на практике используют и учитывают эти явления? (1мин) ФИЗМИНУТКА - имитация взаимодействия молекул и этих явлений Слайд 11-12 Вопрос 7. Ребята! А как вы объясните выражение как с гуся вода? (4 мин.) Вопрос 8. А что опасно для водоплавающих птиц в реках, океанах, морях?(3мин) Да, загрязнение воды нефтью и нефтепродуктами приводит к гибели птиц. Слайд 13 А сейчас мы остановимся на станции «Практическая» (2 мин.). Смачиванием обусловлено объясняется и такое явление, как капиллярность. Под действием молекулярных сил смачивающая жидкость поднимается вверх по тонким трубкам – капиллярам. От латинского слова «капиллус» («волос»). Отсюда и название тонких трубок – капилляры. В природе капилляры встречаются довольно часто. Многие тела вокруг нас имеют пористое строение, пронизаны множеством незаметных капилляр: дерево (питается водой), бумага (пишем на ней), кожа (впитывает вещества и вода поступает в кожу), почва (полив и рыхление почвы), ткань, вата, различные строительные материалы (глина, песок). Жидкость (вода) начинает перемещаться по всем направлениям, втягиваясь в их капилляры. Слайд 14 Задания 3-5 (на карточке) (3мин) 3. Взять два сухих листа бумаги, соединить их вместе. 4. Один лист намочить водой или клеем и соединить с сухим. 5. Окуните сахар в воду, а затем сделайте это с ватой. Объясните это. Вопрос 9. У вас на столе ткань болонья. Ощупайте на ощупь и скажите свое мнение о ее поверхности. Для чего она сделана такой? Что из этой ткани изготавливают? (1 мин.) Зонты, плащи от дождя
Слайд 15 А сейчас мы выйдем на станции «Лирическая» (2мин) Вопрос 10. Послушаем, какие чувства вызвало созерцание природы у известного писателя Владимира Солоухина: «… Раннее утро… Стоит густой туман, воздух влажный. И вдруг показалось солнце. Его первые лучи пронзили облако тумана, и стало сразу ясно. Трава, деревья, куст покрылись капельками сверкающих бриллиантов – это роса». (босиком по росе на рыбалке). Вопрос 11. Что вы скажете об этом описании? (1 мин.) Да, оно красиво! Слайд 16-17-18 Любите природу, восхищайтесь ею, отдыхайте у нее в гостях, но и берегите, защищайте ее – ведь обидчиков у нее много! Основу метода научного познания заложил великий итальянский ученый Галилео Галилей. Именно этим путем идут ученые, совершая свои открытия. И мы на этом уроке изучали новый материал соответственно циклу естественнонаучного познания. V. Рефлексия (1мин)
V1. Итог урока. Домашнее задание. §10 , ответить на вопросы. Составить по желанию синквейн со словами: смачивание, несмачивание, капилляр, притяжение, отталкивание На столах лежат фигурки человечков. Я попрошу вас нарисовать на них ваши чувства: понравилось вам или не понравилось это путешествие в мир явлений природы! Покажите всем! Молодцы! Я говорю вам спасибо за это путешествие, за то, что вы были вместе со мной его участниками, были любознательны, активны, приветливы. Оставайтесь всегда такими! Слайд 19 Спасибо за урок! | Деятельность ученика ______________ У детей все на столе приготовлено к уроку. Вывешиваю на доске таблицу TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3_Prilozhenie1 Дети высказываются Дети делают свои предположения. Дети наблюдают, делают подсчеты, гадают, сколько уместится, сравнивают с книгой, делают вывод. Утверждают. Мнение детей выслушиваются Дети отвечают Дети делают по рисунку вывод.
Карточки с заданиями TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3 Prilozhenie2 Напоминаю ТБ Дети проводят опыты Делают выводы Дети называют несмачивание и смачивание Моемся-вытираемся полотенцем. Стирка, крашение, покрытие лаком, покраска, оклейка обоями , при сплаве леса Водоплавающие птицы смазывают свои перья жиром. Дети активно приводят примеры Карточки с заданиями TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3 Prilozhenie2 Не слипаются Склеиваются Явление капиллярности Дети ощупывают и говорят о том, одна сторона пропитана пленкой, которая не пропускает воду. Отвечают: красоту явления Отвечают что красиво, прекрасно, хорошо. Дарю им на память эти фигурки |
В помощь учителю Используемая литература:
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием ИКТ - технологий Урок – путешествие в мир неизвестных явлений «Смачивание и капиллярность», 7 класс. Пробудить интерес ребенка к жизни, к работе, к знаниям, научить использовать ум, проявлять волю и характер, утонченно чувствовать прекрасное, быть стойким – это главное, что может и должен сделать учитель физики. Каждая приобретенная крупинка знания подтолкнет его к освоению новых знаний, к достижению интеллектуальных высот. При программе в 7 классе – 2 часа в неделю приходится искать «изюминки», чтобы достичь этих целей. При прохождении темы «Взаимодействие молекул» некоторые явления, происходящие в природе, можно объяснить притяжением молекул друг к другу, как смачивание твердого тела жидкостью и капиллярность. Урок вышел за рамки стандарта, раскрыта тема шире, богаче, интересней, с применением ИКТ. Учащимся принесли радость и удовольствие проведение опытов и их объяснение на методах научного познания. Применение ИКТ - технологий – один из самых перспективных путей:
иллюстраций на экране;
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Капиллярность и смачивание.
Методическая разработка урока с полным комплектом раздаточного материала. Видео материал доступен по гиперссылке в режиме просмотра в презентации (слайд №5 стрелочки внизу)....
Методическая разработка проблемного урока. Тема: "Смачивание и капиллярность"
Методическая разработка посвящена уроку физики в 7 классе. Урок построен в соответствии с принципами проблемного обучения. Такая организация урока позволяет научить учащихся творчески усваивать знания...
Материалы открытого урока физики "Поверхностное натяжение.Смачивание. Капиллярные явления"
Представлена технологическая карта урока физики с применением интерактивных технологий...
"Смачивание и несмачивание.Капиллярные явления"
Тема моего проекта «Смачивание и несмачивание. Капиллярные явления». Руководитель – Васюткина Елена Александровна. В моем проекте раскрываются такие темы как (в трех главах):Глава 1. Основная часть 1....
Презентация "Смачивание. Капиллярные явления"
Слай- шоу для занятия по внеурочке по физике 7 класс...
Урок физики "Смачивание. Капиллярность"
Сценарий урока освоения новых знаний с использованием технологии критического мышления...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку " Смачивание. Капиллярность"
Презентация к уроку физики 10 класса по учебнику В.А. Касьянов. " Смачивание. Капиллярность"...