Смачивание и капиллярность
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Смачивание и капиллярность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smachivanie_fgos.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Мой университет-www.moi-amour.ru

Организационная  информация

Тема урока

Смачивание и капиллярность

Предмет

Физика

Класс

7

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Шаповалова Лилия Алексеевна, учитель физики

Образовательное учреждение

МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Чапаево

Федеральный округ России

Дальневосточный  ФО

Республика/край

Сахалинская   область

Город/поселение

село  Чапаево

Методическая информация

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели урока

  1. Познакомить детей  с  интересными фактами, которые изучает физика.

             Формировать общеучебные навыки при выполнении опытов

           2. Развивать научные представления о явлениях окружающего мира и   умению их объяснить

           3. Повышать интерес к предмету, включить детей  в активный  познавательный процесс.

Задачи урока

образовательные:  

дать представление учащимся о явлении смачивания, несмачивания  и капиллярности                

развивающие:

 включить в работу мышление и речь учеников при выполнении опытов; дать поработать с терминами, таблицами, составить   самостоятельное объяснение по аналогии; решать практические  задачи;

воспитательные:

вызвать интерес к физике, прививать любовь к природе, к

окружающему миру, защищать его.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока

Знать: определение явлений смачивания,  несмачивания  и капиллярности; примеры этих явлений в природе;

Уметь: находить новые примеры таких явлений в природе по аналогии; выполнять  практические задания; анализировать и систематизировать различные виды информации.

Навыки: поисковой деятельности при работе с приборами и материалами, самостоятельной индивидуальной работы

Качества: лидерские; коммуникативные; аккуратность; творчество; последовательность; настойчивость

Необходимое  оборудование  и материалы

АРМ учителя (ПК ; мультимедийный проектор с экраном)

– презентация к уроку TD Utibkalieva ZhM Konkurs AMO3 Prezentation.ppt

– демонстрационные материалы для урока: стеклянные  стаканчики, скрепки,  коробочки, таблицы, трубочки,  вода,  масло, сахар, вата, пипетки.

-Таблица с терминами TD Utibkalieva ZhM KonkursAMO3  Prilozhenie1

– карточки с заданиями для обучающихся  TD Utibkalieva ZhM KonkursAMO3  Prilozhenie 2

Подробный конспект урока

Форма: путешествие по «станциям» с решением практических опытов.

Тип урока: изучение нового материала, формирование знаний, умений путем воспроизведения информации  и применения ее.

Вид урока: урок - путешествие  с  использованием  ИКТ,  пропедевтическое с остановками на «станциях».

Методы и приемы:  рассказ учителя – экскурсовода с применением ИКТ (Презентация в Power Point), сравнение опытов, решение задач на опытах, ответы на проблемные вопросы.

Уровень образовательной подготовки: 7 класс средней общеобразовательной школы, 2 часа в неделю

Объем урока – 45 минут

Ожидаемый результат: обучающиеся усвоят понятие смачивания и несмачивания, капиллярности, и научатся распознавать эти явления в окружающем мире; разовьют коммуникативные, творческие и поисковые навыки посредством индивидуальных опытов,  повысят свой познавательный интерес к физике.

Межпредметные связи: информатика, биология, литература, искусство, языкознание.

Структура урока:

1. Организационный  момент, приветствие

2. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности (через создание проблемной ситуации и опыта выявление личного опыта учащихся по теме урока)

3. Изучение нового материала, демонстрационный эксперимент, литературно-эстетический  экскурс

4. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление на практических опытах

5. Рефлексия,  дифференцированное  домашнее  задание

Ход урока

Этапы урока. Деятельность учителя

I. Организационный момент

Приветствие. Знакомство.

II. Постановка цели и задачи урока (2 мин.)

Ребята! Мы сегодня отправимся в интересное путешествие в мир неизвестных явлений. Я буду вашим экскурсоводом, и мы сделаем несколько остановок, где будем проводить опыты, с помощью которых и объясним неизвестные явления в природе.

Слайд 1

TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3_Prezentation.ppt

III. Мотивация деятельности (1мин.)

Я начну со слов А.С. Пушкина, великого поэта

Слайд 2

     Этими словами поэт отобразил проблему познания человеком природы.

IV.Изучение нового материала (2 мин.) 

Слайд 3

Вопрос 1. Как вы поняли слово «парадокс»?

                                       Таблица.

Это греческое слово – означает своеобразное, неожиданное явление, утверждение, резко отличающееся от общепринятого.

На правах экскурсовода я взяла с собой книгу популярного писателя Якова Исидоровича Перельмана «Занимательная физика». В ней есть рассказ «Бездонный бокал».

(читаю начало стр.85) (2 мин.)

Слайд 4

 Вопрос 2. Возможно ли это? (5 мин.)

Давайте проверим это, а для этого выйдем на станции

Экспериментальная»

(Продолжаю кидать в бокал монетки)

Вывод: наши наблюдения полностью совпали с    научными. Мы увидели интересный факт. И вы молодцы! Только внимательные люди увидели выпуклость.

Вопрос 3. Столкнулись ли мы в данном опыте и наблюдении с парадоксом?

Да, у нас уровень воды должен был подняться, но этого не произошло, и у Перельмана вода тоже не выливалась из рюмки.

Слайд 5

Объясним этот факт. Станция «Теоретическая 

Вопрос 4. С чем можно сравнить свободную поверхность воды? (6 мин.)

Да, на поверхности существует поверхностное натяжение. Мы знаем, что тела состоят из вещества, а вещества состоят из молекул, которые взаимодействуют между собой. Притягиваются либо отталкиваются

Слайд 6

В случае, когда молекулы жидкости сильнее притягиваются друг к другу, чем к молекулам твердого тела, стягиваются и образуют выпуклость (бугор) – это явление стягивания жидкости по поверхности твердого тела (стакана) называют несмачиванием этого тела.

(ртуть на стекле)

А сейчас объясните явление смачивания (самостоятельно)

Вывод: в случае, когда молекулы жидкости притягиваются к молекулам твердого тела сильнее, чем друг к другу, жидкость растекается по твердому телу и образует вогнутую (яма) тонкую пленку.

Слайд 7

А сейчас убедимся еще раз уже сами.

Задание №1,2 (3 мин.)

  1. На стекло капнуть из пипетки каплю воды и каплю масла. Будет ли разница в форме капель?

С какими явлениями это связано?

  1. Капнуть каплю воды на полоску пакета от молока (полиэтиленовая полоска)

 Сравнить с каплей воды на стекле.

Слайд  8

Вывод: В 1 опыте вода растекается – смачивание

               масло не растекается – несмачивание.

Во 2 опыте вода на полиэтилене – не смачивается, собирается в капельку.

Слайд 9

Представьте себе, что мы находимся на природе и видим картины (на растении – роса, водомерка). (1мин)

    Задание Опишите устно, что изображено на рисунках.

Вопрос 5. Какое из только что рассмотренных явлений имеет место в этих случаях?

Слайд 10

Вопрос 6. А где на практике используют и учитывают эти явления? (1мин)

ФИЗМИНУТКА - имитация взаимодействия молекул и этих явлений

Слайд 11-12

Вопрос 7. Ребята! А как вы объясните выражение как с гуся вода? (4 мин.)

Вопрос 8. А что опасно для водоплавающих птиц в реках, океанах, морях?(3мин)

Да, загрязнение воды нефтью и нефтепродуктами приводит к гибели птиц.

Слайд 13

А сейчас мы остановимся на станции «Практическая»  

(2 мин.).

Смачиванием обусловлено объясняется и такое явление, как капиллярность. Под действием молекулярных сил смачивающая жидкость поднимается вверх по тонким трубкам – капиллярам. От латинского слова «капиллус» («волос»). Отсюда и название тонких трубок – капилляры.

В природе капилляры встречаются довольно часто.  Многие  тела  вокруг нас имеют пористое строение,  пронизаны множеством незаметных капилляр:  дерево (питается водой), бумага (пишем на ней), кожа (впитывает вещества и вода поступает в кожу), почва (полив и рыхление почвы), ткань, вата, различные строительные материалы (глина, песок). Жидкость (вода) начинает перемещаться по всем направлениям, втягиваясь в их капилляры.

Слайд 14

                      Задания 3-5 (на карточке)  (3мин)                    

3. Взять два сухих листа бумаги, соединить их вместе.

4. Один лист намочить водой или клеем и соединить с сухим.

5. Окуните сахар в воду, а затем сделайте это с ватой. Объясните это.

Вопрос 9. У вас на столе ткань болонья. Ощупайте на ощупь и скажите свое мнение о ее поверхности. Для чего она сделана такой? Что из этой ткани изготавливают? (1 мин.)

         Зонты, плащи от дождя

                                   

Слайд 15

 А сейчас мы выйдем на станции «Лирическая» (2мин)

Вопрос 10. Послушаем, какие чувства вызвало созерцание природы у известного писателя Владимира Солоухина:

«… Раннее утро… Стоит густой туман, воздух влажный. И вдруг показалось солнце. Его первые лучи пронзили облако тумана, и стало сразу ясно. Трава, деревья, куст покрылись капельками сверкающих бриллиантов – это роса».

(босиком по росе на рыбалке).

Вопрос 11. Что вы скажете об этом описании? (1 мин.)

Да, оно красиво! 

Слайд 16-17-18

Любите природу, восхищайтесь ею, отдыхайте у нее в гостях, но и берегите, защищайте ее – ведь обидчиков у нее много!

Основу метода научного познания заложил великий итальянский  ученый Галилео Галилей. Именно  этим путем идут ученые, совершая свои открытия. И мы на этом уроке изучали новый материал соответственно циклу естественнонаучного познания.

V. Рефлексия  (1мин)

  • Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?
  • Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
  • Где пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?
  • Достигли ли мы цели урока?

      V1. Итог урока. Домашнее задание.

   §10 , ответить на вопросы.

Составить по желанию синквейн со словами: смачивание,  несмачивание,  капилляр, притяжение, отталкивание

На столах лежат фигурки человечков. Я попрошу вас нарисовать на них ваши чувства: понравилось вам  или не понравилось это путешествие в мир явлений природы! Покажите всем!

Молодцы! Я говорю вам спасибо за это путешествие, за то, что вы были вместе со мной его участниками, были любознательны, активны, приветливы. Оставайтесь всегда такими!

Слайд 19

                                 Спасибо за урок!

Деятельность ученика

______________

У детей все на столе приготовлено к уроку.

Вывешиваю на доске таблицу TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3_Prilozhenie1

 Дети высказываются

Дети делают свои предположения.

Дети наблюдают, делают подсчеты, гадают, сколько уместится, сравнивают с книгой, делают вывод.

Утверждают.

Мнение детей выслушиваются

Дети отвечают

Дети делают по рисунку вывод.

 

Карточки с заданиями

TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3 Prilozhenie2

Напоминаю

ТБ

Дети проводят опыты

Делают выводы

Дети называют несмачивание и смачивание

Моемся-вытираемся полотенцем.

Стирка, крашение, покрытие лаком, покраска, оклейка обоями , при сплаве леса

Водоплавающие птицы смазывают свои перья жиром.

Дети активно приводят примеры

Карточки с заданиями

TD_Utibkalieva ZhM_KonkursAMO3 Prilozhenie2

Не слипаются

Склеиваются

Явление капиллярности

Дети ощупывают и говорят о том, одна сторона пропитана пленкой, которая не пропускает воду.

Отвечают: красоту явления

Отвечают что красиво, прекрасно, хорошо.

Дарю им на память эти фигурки

В помощь учителю

Используемая литература:

  1. Диск «Открытая физика» - Строение вещества.
  2. Журнал «Физика в школе» 1998-2006г.г.
  3. Пакет Microsoft Office Power Point
  4. Структура урока. Структурный анализ урока. Саратов 2002г.
  5. Учебник «Физика -7класс», А.В.Перышкин, М., «Дрофа» 2011г.
  6. Уроки  физики с применением ИКТ, книга и диск «мультимедийное приложение к уроку изд М. «Глобус», 2009 г.
  7. Энциклопедия  «Кирилл и Мефодий»
  8. Я.И. Перельман «Занимательная физика» книга 1, издательство «Наука» М. 1996г.
  9. http://festival.1september.ru

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием ИКТ - технологий

Урок – путешествие в мир неизвестных явлений «Смачивание и капиллярность», 7 класс.

Пробудить интерес ребенка к жизни, к работе, к знаниям, научить использовать ум, проявлять волю и характер, утонченно чувствовать прекрасное, быть стойким – это главное, что может и должен сделать учитель физики. Каждая приобретенная крупинка знания подтолкнет его к освоению новых знаний, к достижению интеллектуальных высот. При программе в 7 классе – 2 часа в неделю приходится искать «изюминки», чтобы достичь этих целей. При прохождении темы «Взаимодействие молекул» некоторые явления, происходящие в природе, можно объяснить притяжением молекул друг к другу, как смачивание твердого тела жидкостью и капиллярность. Урок вышел за рамки стандарта, раскрыта тема шире, богаче, интересней, с применением ИКТ. Учащимся принесли радость и удовольствие проведение опытов и их объяснение на методах научного познания.

Применение ИКТ - технологий – один из самых перспективных путей:

  • возрастает темп урока – уже не надо торопливо стучать мелом по доске, на слайде всё точно, аккуратно, вовремя;
  • способствует повышению учебной мотивации обучающихся, раскрытию их творческого потенциала;
  • всегда можно мобильно отреагировать на изменившуюся ситуацию при объяснении и вернуться к любой теме в презентации;
  • существенно повышается уровень наглядности за счёт создания ярких

иллюстраций на экране;

  • Работы с презентацией  на уроке ярче, интересней и наглядней!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Капиллярность и смачивание.

Методическая разработка урока с полным комплектом раздаточного материала. Видео материал доступен по гиперссылке в режиме просмотра в презентации (слайд №5 стрелочки внизу)....

Методическая разработка проблемного урока. Тема: "Смачивание и капиллярность"

Методическая разработка посвящена уроку физики в 7 классе. Урок построен в соответствии с принципами проблемного обучения. Такая организация урока позволяет научить учащихся творчески усваивать знания...

Материалы открытого урока физики "Поверхностное натяжение.Смачивание. Капиллярные явления"

Представлена технологическая карта урока физики с применением интерактивных технологий...

"Смачивание и несмачивание.Капиллярные явления"

Тема моего проекта «Смачивание и несмачивание. Капиллярные явления». Руководитель – Васюткина Елена Александровна. В моем проекте раскрываются такие темы как (в трех главах):Глава 1. Основная часть 1....

Презентация "Смачивание. Капиллярные явления"

Слай- шоу для занятия по внеурочке по физике 7 класс...

Урок физики "Смачивание. Капиллярность"

Сценарий урока освоения новых знаний с использованием технологии критического мышления...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку " Смачивание. Капиллярность"

Презентация к уроку физики 10 класса по учебнику В.А. Касьянов. " Смачивание. Капиллярность"...