Урок физики "Смачивание. Капиллярность"
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему
Сценарий урока освоения новых знаний с использованием технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 129.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Октябрьский лицей»»
п.Октябрьского Калачевского района Волгоградской области
Ф.И.О. учителя Шумилова Марина Владимировна
Предмет физика
Класс 10
Тип урока освоение новых знаний
Технология критического мышления
Тема | Смачивание, капиллярность |
Цель | Обеспечение условий для усвоения учащимися понятий смачивания и капиллярности, значимости данных явлений в нашей жизни. |
Планируемые образовательные результаты: предметные | будут - иметь представление о явлениях смачивания, капиллярности; - знать определение понятий: «мениск», «угол смачивания»; - уметь объяснять форму мениска, применять формулу расчета высоты подъема (опускания) жидкости в капилляре к решению задач, приводить примеры учета и использования смачивания и капиллярности в нашей жизни. |
метапредметные | - смогут определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы |
личностные | - осознают значение смачивания и капиллярности в природе, технике, быту; получат возможность проявить коммуникативную компетентность в сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Основные понятия и величины | Физика: смачивание, мениск, угол смачивания, капиллярность, сила поверхностного натяжения, сила тяжести, законы Ньютона, плотность, высота подъема жидкости в капилляре. Математика: длина окружности, объем цилиндра, площадь круга, прямо пропорциональная зависимость, обратно пропорциональная зависимость. Биология: капилляры |
Ресурсы | УМК: Касьянов В.А.. Физика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник. М.: Дрофа, 2013. § 66. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М. Задачи по физике для профильной школы с примерами решений. 10-11 классы. – М.: ИЛЕКСА, 2010. |
Приложение 1.
Ключи к заданиям.
Задание 1. Прием «Найди пару».
1 – Д, 2 – В, 3 – Г, 4 – Б, 5 – А.
Задание 2. Прием «Преобразование информации». Взаимоконтроль
Вопросы для сравнения | Смачивающая жидкость | Несмачивающая жидкость |
1. Условия | Fт-ж > Fж | Fт-ж < Fж |
2. Примеры (ж-тв.тело) | Вода - стекло | Вода - парафин |
3. Учет и использование | Покраска, стирка, пайка | Гидроизоляция |
4. Мениск и угол смачивания | ||
5. Характер капиллярности | Подъем жидкости в капилляре | Опускание жидкости в капилляре |
Fт-ж – силы притяжения между молекулами жидкости и твердого тела
Fж - силы притяжения между молекулами жидкости
Задание 3. Прием «Восстанови цепочку логических рассуждений» (вывод формулы расчета высоты подъема жидкости в капилляре).
- Подъем прекращается, когда .
- По III закону Ньютона . Значит, Fпов = Fт
- Fпов = σ ∙ l = σ ∙ 2 ∙π ∙ r
- Fт = mg = ρ ∙ V ∙ g = ρ ∙ S ∙ h ∙ g = ρ ∙ π ∙ r2 ∙ h ∙ g
- Приравниваем правые части уравнения для Fпов и Fт.
σ ∙ 2 ∙π ∙ r = ρ ∙ π ∙ r2 ∙ h ∙ g
- h =
Задание 4. Прием «Верю – не верю».
№ | Высказывание | Истинно (И), Ложно (Л) |
1 | Капля жидкости всегда имеет сферическую форму | Ложь |
2 | Жидкость смачивает поверхность твердого тела, если силы притяжения Fж-т между молекулами жидкости и твердого тела больше, чем силы притяжения между молекулами жидкости Fж | Истина |
3 | Вода не смачивает парафин, так как силы притяжения между молекулами жидкости Fж больше, чем силы притяжения Fж-т между молекулами жидкости и твердого тела | Истина |
4 | Угол смачивания для капли воды, находящейся на поверхности стекла, тупой | Ложь |
5 | Чем больше диаметр капилляра, тем меньше высота подъема жидкости в капилляре | Истина |
6 | Подъем (опускание) жидкости в капилляре прекращается, когда сила поверхностного натяжения становится равной силе тяжести столба жидкости | Истина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Капиллярность и смачивание.
Методическая разработка урока с полным комплектом раздаточного материала. Видео материал доступен по гиперссылке в режиме просмотра в презентации (слайд №5 стрелочки внизу)....
Презентация к уроку "Исследование капиллярных свойств столовых салфеток". Урок-контрольная закупка.
Урок- исследование позволяет обобщить знания учащихся по пройденному материалу, учит анализировать, сравнивать результаты экспериментов и делать выводы....
Методическая разработка проблемного урока. Тема: "Смачивание и капиллярность"
Методическая разработка посвящена уроку физики в 7 классе. Урок построен в соответствии с принципами проблемного обучения. Такая организация урока позволяет научить учащихся творчески усваивать знания...
Материалы открытого урока физики "Поверхностное натяжение.Смачивание. Капиллярные явления"
Представлена технологическая карта урока физики с применением интерактивных технологий...
План-конспект урока "Заболевания сердца. Первая помощь при капиллярном, венозном, артериальном кровотечениях"
Цель урока: сформировать знания о заболеваниях сердца, приобрести навыки первой помощи при капиллярном, венозном, артериальном кровотечении.Задачи:Образовательные:1. Позн...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку " Смачивание. Капиллярность"
Презентация к уроку физики 10 класса по учебнику В.А. Касьянов. " Смачивание. Капиллярность"...
Разработка урока в 6 «А» классе ПО ТЕМЕ «КАПИЛЛЯРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ»
Визитка урокаОбразовательное учреждение: МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой»Тема урока: «Капиллярные явления в физике и биологии».Два уровня целей: Виды целей Учащ...