Мастер – класс учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» Игнатьевой Светланы Ивановны
методическая разработка
Тема мастер-класса: «Мини – проект как метод формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 557.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
учителя математики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов №30»
Игнатьевой Светланы Ивановны
Тема мастер-класса: «Мини – проект как метод формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики»
1.1 Подготовительно-организационный момент.
Добрый день уважаемые коллеги и члены жюри. Я Игнатьева Светлана Ивановна – учитель математики «Средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов №30», рада вас приветствовать и представить мастер класс – «Мини – проект как метод формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики».
За окном светит яркое весеннее солнышко, на экране плещется голубое чистое море и мысленно мы уже на лазурном берегу. Так и мои ученики, тоже часто плавают в море, но это море математических знаний полное формул, теорем, чертежей и всей остальной математической абстракции и символики. Моя задача, научить каждого держаться на плаву и управлять волнами, чтобы случайно их не унесло в страну невыученных уроков и не постигли математические коллизии героя одноименного мультфильма. (Видео)
Да, чтобы такого не случилось, учите математику, а учитель он всегда рядом, он поможет.
1.2. Просто учитель – преподносит истину,
хороший – учит её находить.
А.Дитере
К таким правильным словам можно добавить: «А учитель «от бога» – поможет своему ученику эту истину переоткрыть заново».
Сейчас в школе полным ходом идёт изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный и переосмысление оценки результатов обучения, оцениваем теперь предметные, личностные и метапредметные результаты в совокупности. Педагогической находкой на этом пути для меня стало применение технологии проектного обучения, которая предполагает совместное познавательное продвижение обучающихся на уроках математики в рамках мини–проектов, целью которых является стимулирование самостоятельной учебной и практической деятельности на основе индивидуальных способностей и потребностей каждого школьника.
Центральное место в модели математического образовательного пространства, конечно же, занимает урок. Считаю, одним из самых важных типов урока, урок – открытия новых знаний. Все мы стараемся на таких уроках «разложить всё по полочкам», выделить самое главное, доказать необходимое, а большинству наших учеников всё равно многое не непонятно. Я для себя нашла, на мой взгляд, эффективную форму проведения урока такого типа – это урок – навигатор учебных открытий посредством мини-проектов.
Примерный технологический цикл его таков:
- Подведение обучающихся к ситуации актуального и активизирующего затруднения – момент осознания недостаточности имеющихся знаний;
- определение образовательного маршрута поиска решения проблемы;
- формирование гипотез по теме;
- создание образовательной зоны, для применения индивидуальности ученика;
- презентация учебных открытий: мини-проектов;
- общие выводы по результатам проектной деятельности;
- и рефлексия.
- Принципиальными моментами на каждом таком уроке являются:
- активность всех участников проектной деятельности;
- организация совместной работы в проектных группах для достижения цели;
- соотнесение содержания мини-проекта с практическим решением проблем и созданием конкретного продукта;
- подход к мини-проекту как методу формирования ключевых компетенций и самообразования школьников.
Имея положительный опыт использования проектно – исследовательского метода во внеурочной деятельности, мне казалось, что будет не трудно перенести проектную деятельность непосредственно на уроки математики. Оказалось, мне зря это казалось. Выход я нашла в применении, как вы уже поняли, мини-проектов – самых краткосрочных проектов, занимающих лишь часть урока.
Ученику включение в проектную деятельность позволяет:
- развивать способности к аналитическому и проектному мышлению;
- рассуждать, опираясь на имеющийся опыт и знания;
- выбирать самостоятельные пути решения;
- научиться работать в команде, пробуя новые виды деятельности и роли;
- самостоятельно переоткрывать знания;
- заинтересоваться предметом.
Учителю же данная технология поможет:
- наполнить уроки новым «живым» содержанием;
- показать связь предмета с практикой и другими предметными областями;
- уйти от излишней научности и абстракции;
- прививать навыки рациональной работы школьникам с низкой мотивацией;
- и навыки исследовательской работы-мотивированным ребятам;
- совершенствовать компетенции обучающихся;
- способствовать развитию у обучающихся метапредметного видения мира.
2.1. Презентация опыта
Сегодня я предлагаю почувствовать себя учениками на уроке геометрии: «Сумма углов треугольника» в 7 классе. Не волнуйтесь, попытаемся работать под девизом: «Великие и благородные дела всегда сплачивают людей» и благодаря совместной проектной деятельности добьёмся существенного снижения тревожности.
Начинаем наш урок-навигатор учебных открытий.
1) Ситуация актуального и активизирующего затруднения
Что мы видим на рис? – прямую (линию, черту)
Прямую с точкой, в геометрии – это развёрнутый угол и он равен 180°. Запомните это число, оно вам ещё пригодится.
Используя свои знания и принятые в геометрии обозначения равных углов, найдите чему равен ‹1: (30°)
Очевидно, (180-120):2.
А теперь я перенесу нашу прямую вниз чертежа. Появилась ещё одна геометрическая фигура, известная всем – треугольник и он равнобедренный с углом при вершине в 120°. Вопрос тот же самый: чему равен ‹ 1? Затрудняемся ответить?
Наступил момент осознания недостаточности имеющихся геометрических знаний.
2) Определение образовательного маршрута поиска решения проблемы.
Чтобы решить задачу нам необходимо узнать сумму углов треугольника – это и есть тема наших мини- проектов.
3) Формирование гипотезы по теме проекта.
Древние греки, стоявшие у истоков зарождения математики, на основе наблюдений делали выводы, высказывали гипотезы, а на учёных встречах – симпозиумах доказывали их. Поступим так и мы. Давайте поделимся на группы. (Способов сделать это множество: от самых простых – по рядам, который я вам сегодня предлагаю или по цветам до более сложны – по интересам, или на группы мальчиков и девочек).
Будем считать, проектные группы образованы.
Используя опыт предыдущей работы по чертежу, свою наблюдательность, попробуйте выдвинуть гипотезу, связанную с темой нашего урока: «Сумма углов треугольника».
Обсуждайте в группах, предлагайте варианты и выдвигайте гипотезы:
– Если сложить градусные меры углов треугольника, то получится 180°.
– Углы треугольника образуют развёрнутый угол.
– Сумма углов треугольника равна 180°.
Выбирая из предложенного самое краткое и в то же время математически грамотное утверждение, на каком остановимся?
Сумма углов треугольника равна 180° – совместными усилиями выдвинули гипотезу.
4) Создание продуктивной образовательной зоны, способствующей применению и возможно развитию ваших индивидуальных способностей, т.е. выполнение мини-проекта.
Чтобы гипотеза стала истиной её надо доказать, убедиться в её справедливости для любого треугольника. Посмотрите, они нас давно уже дожидаются на доске, представлю для тех, кто не знает – прямоугольный, равносторонний и равнобедренный треугольники. Итак, предлагаю проектным группам приступить к доказательству или опровержению выдвинутой гипотезы.
Каждая группа получает набор «Юного математика – исследователя», который позволит ей, сумму углов треугольника приравнять по гипотезе к 180°, которым как вы помните равен развёрнутый угол, всего то и надо, углы ваших треугольников удачно вписать в него.
1 группа получает три разноцветные бумажные модели равных треугольников, клей, лист А4 с изображением развёрнутого угла, маркер;
2 группа – бумажную модель треугольника, ножницы, клей, лист А4 с изображением развёрнутого угла, маркер;
3 группа – модель треугольника, маркер, лист А4 с изображением развёрнутого угла.
Пока наши участники выполняют мини-проекты позволю заметить, приём совместной деятельности по выдвижению гипотезы в рамках урока –навигатора учебных открытий работает на время сбережение.
При выполнении мини-проектов немаловажно правильно распределить роли между участниками, опираясь на их интеллектуальные, художественные, оформительские, ораторские, коммуникативные и деловые качества и способности.
При выполнении мини-проекта мы должны:
– определить цели и задачи мини-проекта, его актуальность;
– доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу;
– представить результат проекта;
– записать математические модели;
– защитить проект.
5) Презентации учебных открытий.
Защита мини-проектов.
6) Подведение итогов по результатам проектной деятельности
Вывод: гипотеза доказана:
Что в треугольнике углы как не черти,
Как бы ни были они малы, иль велики.
Всё их сумма не меняется:180° равняется.
3. Рефлексия.
Этими словами я бы продолжила и школьный урок, и наш сегодняшний мастер-класс. Смею надеяться, что вы заинтересовались опытом моей работы и разнообразите череду уроков в своей предметной области таким эффективным, хотя и трудоёмким методом. Провести рефлексию нам поможет приёмом «Фишбоун», который позволяет наглядно продемонстрировать ваше отношение к проблеме использования мини-проектов в учебном процессе, приводя аргументы «За» или «Против». «Фишбоун» – графическое изображение «Рыбьего скелета», где голова-это «обьект», а хвост-«наше отношение к нему». Прошу вас выбрать созвучные вам аргументы иприкрепить на верхние рёбра всех желающих аргумент «За», на нижние - «Против».
Очевиден вывод: проектное обучение является инструментом обучения, который основан на том, что в каждом ребёнке живёт страсть к открытиям и исследованиям, а применение проектного обучения всячески её поддерживает, стимулирует и направляет в познавательное русло. Анализ опыта работы по данной технологии и результатов успеваемости моих учеников и выпускников привели к осознанию того, что учебное сотрудничество в процессе проектной деятельности является продуктивным методом формирования ключевых компетенций обучающихся. Тема глубокая, нуждающаяся в изучении и осмыслении, и имеющая огромный образовательный, развивающий и воспитательной эффект.
Мастер – класс я хотела бы закончить словами американского философа Ральфа Эмерсона: «Мысль – цветок, слово – завязь, и лишь деятельность – плод». Удачи вам в педагогической деятельности и пусть все ваши мысли будут ясными, начинания – плодотворными, а ученики – талантливыми.
Поскриптум. Ровно 30 лет назад совсем юная 20-тилетняя студентка 3 курса матфакультета МГУ имени Н.П.Огарёва, бежала по ступенькам этой самой 16 школы. Торопилась она на первый в свой жизни урок в роли учителя. В руках плакат с красивыми словами о любимой науке: «Мол, и царица она и ум в порядок приводит»; тщательно продуманный и аккуратно написанный конспект. 45 мин пролетели, даже не заметила, то ли от волнения, как сейчас, то ли от адреналина. В анализе урока руководителем практики- Лялиной Галиной Алексеевной слышу: «Молодец! Вы уже – готовый учитель!» Эти слова вдохновили и окрылили, окончательно убедили в правильности выбора, хотя по молодости лет я переоценивала их истинного значения, быстрее всего означали они лишь то, что я могу работать с детьми, может даже стану неплохим учителем. А каким учителем я стала судить моим ученикам и вам уважаемые коллеги.
Спасибо за соучастие, внимание и понимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны
Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...
Рабочая программа по немецкому языку для средней и старшей школы МБОУ города Костромы «СОШ №3 с углублённым изучением отдельных предметов
Данная программа предназначена для школ с углублённым изучением немецкого языка по УМК " Mosaik Deutsch". Он разработан на основе авторской программы " Немецкий язык для школ с углублённым изучением н...
Системно-деятельностный подход в обучении физики МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Учителя физики Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...
МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.
Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...

ПРОГРАММА самообразования Гильмутдиновой Венеры Миннигатовны учителя физической культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского мун
ПРОГРАММА самообразования Гильмутдиновой Венеры Миннигатовныучителя физической культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная ш...