Сформированность учебных навыков, предметных компетенций по физике и математике учащихся СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Сафоновский детский дом-школа"
консультация по физике на тему
Оценка уровней сформированости ключевых образовательных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sformirovannoast_uchebnyh_navykov.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Сафоновский детский дом-школа»
Руководитель МО учителей
математики, информатики, физики
Попова Е. А.
Сообщение
на заседании МС школы
«Сформированность учебных навыков, предметных компетенций
по математике и физике учащихся нашей школы»
Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготовить его граждан к современным условиям жизни. Школа же должна создавать условия для формирования личности, развивать необходимые личностные качества и компетенции, результаты которого должны быть выражены не только в предметном формате (например, операции с «дидактическими единицами» и т.п.), но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.
Современное состояние образования также характеризуется радикальными изменениями, которые вызваны интеграцией российской системы образования в мировую образовательную систему и участием России в Болонской конвенции. В документах, рассматривающих концепцию модернизации российского образования, среди основных требований современного развивающегося общества к выпускнику выделяются его готовность к сотрудничеству и способность самостоятельно принимать ответственные решения. Таким образом, прослеживается социальный заказ преимущественно на деятельно-творческий аспект образования.
В свете этих требований все большую значимость приобретает обучение на основе компетентностного подхода. Такой подход нацелен на формирование компетентностей, которые связывают воедино приобретение теоретических знаний и практическое их использование при решении конкретных задач и проблемных ситуаций. При этом компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность школьника, а умения решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Универсальные учебные действия нового стандарта будут способствовать не накоплению знаний, умений, компетенций, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности). Это – умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас, национальностей. Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека.
Один из предлагаемых путей решения данной проблемы – компетентностный подход. Как подчеркивает Н.А. Селезнева, «его использование может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций образования и приведёт к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий». Образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям. Введение понятия компетентности позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.
Данный подход, и это очень важно, может сохранить культурно-исторические, этно-социальные ценности, особенно если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие.
Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций.
Чем вообще была вызвана необходимость введения компетентностного подхода и как соотносится организация на этой основе образовательного процесса с его традиционной ориентацией на ЗУНы?
l. В отечественной педагогике получило развитие понятие «общеучебные умения и навыки», или ОУУН. Основным для компетентностного подхода является понятие «компетенция».
2. Главное отличие ОУУН от ключевых компетенций в том, что ОУУН охватывают учебную деятельность, а ключевые компетенции – все виды деятельности, включая будущую профессиональную.
3. «Формируя ОУУН, школа готовит человека, умеющего учиться, тогда как, формируя ключевые компетенции, готовит человека, умеющего жить».
| Традиционный подход | Компетентностный подход |
Цели | ЗУНы (должны знать то-то и то-то, уметь то-то и то-то) «Что нового узнал»? Решение проблем как способ закрепления знаний | Овладение способностью решать проблемы на основе полученных знаний и умений. «Чему научился?» Решение проблем как смысл образовательной деятельности |
Уровень образованности | Объем полученных знаний | Расширение круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники |
Содержание учебных программ | Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга | Программы по отдельным предметам являются элементами образовательной программы школы (включаются межпредметные связи) |
Отбор учебного материала | Содержание предмета соответствует содержанию базовой науки «Чему учу?» | Содержание предмета определяется из логики познавательной деятельности (индивидуализация маршрутов) «С помощью чего учу?» |
Технологии | Формы и методы соответствуют запланированной цели, т.е. формированию ЗУН | Введение технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, направленную на достижение определенной цели и самооценку |
Результат | ЗУНы, т.е. школа готовит человека, умеющего учиться, полагаться на свою память | Сформированность компетенций, т.е. школа готовит человека, умеющего жить, полагаться на свою самостоятельность |
Компетенция – от латинского competo – «добиваться».
Компетентность – это способность индивида реализовать свой потенциал, включившись в общественно-значимую деятельность. Для жизни человека компетентности важнее, чем просто запас знаний. Поэтому намечается переход от формирования статистической знаниевой модели личности к динамической качественной компетентностной.
Сама жизнь требует изменить школьное образование: от принципа «дать знания» нужно перейти к принципу «научить получать необходимые знания и умения».
Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющие системы образования позволяют решать типичную для российской школы проблему оценивания учебных достижений учащихся. Нередко ученик, овладевший набором теоретических знаний, испытывает значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных вопросов. Образовательная компетенция предполагает не только усвоение школьником отдельных знаний, но и овладение осмысленного применения комплекса знаний.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для циклов предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:
- Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
- Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
- Предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание формируемые в рамках учебных предметов.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, а также основных видов деятельности учащихся, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки практической деятельности в современном обществе.
Классификация ключевых компетенций (по А. В. Хуторскому)
Компетенции | Содержание |
Ценностно-смысловые | В сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения |
Общекультурные | Включают особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека; в бытовой и культурно-досуговой сфере, опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира |
Учебно-познавательные | Знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем |
Информационная | Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Обеспечение навыков деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире |
Коммуникативные | Знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе |
Социально-трудовые | Владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения |
Личного самосовершенствования | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки |
В связи с этим считаю очень интересным «Проект программы» «Формирование образовательных компетенций школьников в учебно-воспитательном процессе».
Цель программы:
Формирование личности каждого школьника, владеющей ключевыми компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции.
Задачи программы:
- научить школьников самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источников;
- научить решать познавательные проблемы, т.е., научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат;
- научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками;
- научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности;
- научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Гипотеза компетентностного подхода – исходя из целей и задач состоит в том, чтобы формировать предметные компетенции которые дают возможность расширить познания, модернизировать виды деятельности на уроке путем широкого внедрения в настоящее время учебных технологий, которые, основаны на использовании проблемных, исследовательских методов и др., – это развивает личность ребенка, его способности к самореализации и самоутверждению в жизни, умение творчески мыслить.
Ожидаемые результаты:
- у учащихся повышается познавательная активность на уроках;
- углубляются знания и умения на основе новейших технологий обучения;
- у учащихся повышается обученность и качество знаний;
- готовит выпускников школы к успешной социальной адаптации в жизни:
развиваются способности созидания собственной жизни и жизни общества, сотрудничества, коммуникативные способности.
Критерии отслеживания результатов
Для оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций может быть предложена система направленная на диагностику со стороны учителя, наряду с традиционной оценкой знаний учащихся, их образовательной деятельности как на уроке, так и вне его.
Ключевые образовательные компетенции и уровни их сформированности
Ключевые образовательные компетенции | Критерии оценки | Уровень сформированности компетенций | ||
Низкий (1) | Средний (2) | Высокий (3) | ||
Ценностно-смысловые (К1) Обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависят индивидуальная образовательная траектория учащегося и программа его жизнедеятельности в целом | Способность учащегося понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, умения выбирать целевые и смысловые установки для оценки действий и поступков, принимать решения. | Не способен ориентироваться в окружающем мире. Отсутствуют целевые и смысловые установки для оценки действий и поступков. Не способен принимать решения. | Средне ориентируется в окружающем мире. Выбор смысловых установок и оценку собственных действий и поступков производит при помощи учителя или сверстников | Хорошо ориентируется и понимает окружающий мир, владеет целевыми и смысловыми установками для оценки действий и поступков, способен принимать решения |
Общекультурные (К2) Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Сюда же относится опыт освоения им научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира | Ориентация на общекультурные ценности, духовно-нравственные ценности, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, понимание роли науки и религии в жизни человека, их влияния на мир | Отсутствуют общекультурные, духовно-нравственные ценности. Не владеет эффективными способами организации свободного времени | Средне развиты общекультурные, духовные, нравственные ориентиры и владение эффективными способами организации свободного времени | Ориентирован на общекультурные, духовно-нравственные ценности, владеет эффективными способами организации свободного времени |
Учебно-познавательные (К3) Навыки продуктивной деятельности: добывание знаний из различных источников, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эврестическими методами решения проблем | Обладание знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности | Слабо развиты умения целеполагания, анализа, планирования учебно-познавательной деятельности. Не способен к адекватной самооценке, рефлексии. Не владеет приёмами действий в нестандартных ситуациях, не способен выявлять и решать поставленные проблемы. | Средне развиты умения целеполагания, планирования учебно-познавательной деятельности, а также способности к адекватной самооценке и рефлексии. Выявлять и решать поставленные проблемы, способен при помощи учителя или сверстников при групповой и коллективной работе | Обладает сформированными навыками целеполагания, планирования и анализа учебно-познавательной деятельности, способностью к адекватной самооценке и рефлексии. Проявляет способность самостоятельно выявлять и решать поставленные проблемы |
Информационные (К4) Обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, составляющей содержание учебных предметов и образовательных областей, а также содержащейся в окружающем мире | Уметь работать с информацией | Слабо развиты умение работать с различными источниками информации, навыки анализа, преобразования информации, формулирования и аргументации выводов | Хорошо развиты навыки работы с различными источниками информации. Проявляет указанные навыки при поддержке учителя и одноклассников | Самостоятельно работает с различными источниками информации, обладает способностью преобразовывать информацию, делать обобщения, формулировать, аргументировать выводы, сохранять и передавать информацию |
Коммуникативные (К5) Навыки общения, сотрудничества, командной работы, направленной на достижение общего результата
| Овладение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, навыками общения, сотрудничества в различных областях, умениями отстаивать собственное мнение, быть терпимым к мнению других, контактность в различных социальных группах | Слабое владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, неразвитость коммуникативных качеств | Хорошее владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, удовлетворительное развитие коммуникативных качеств | Высокий уровень сформированности навыков взаимодействия с окружающей средой и людьми. Обладание навыками общения, сотрудничества в различных областях и социальных группах. Выступает в качестве лидера при командной работе |
Социально-трудовые (К6) Необходимые дл жизни в современном обществе навыки социальной активности и функциональной грамотности | Обладание знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, представителя и др.), социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения | Обладает частичными знаниями и опытом в общественной, социальной, экономической сферах | Обладает хорошими знаниями и опытом в общественной, социальной, экономической сферах | Обладает способностью применять знания и опыт в гражданско-общественной, социальной, экономической сферах |
Компетенции личностного роста и самосовершенствования (К7) Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциальной саморегуляции и самоподдержки. К этой компетенции относятся забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с безопасностью жизнедеятельности | Владение навыками физического, духовного и интеллектуального саморазвития, способами деятельности в собственных интересах, что выражается в непрерывном самопознании, саморазвитии личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения | Слабо выражена способность к физическому, интеллектуальному и духовному развитию. Не владеет способами деятельности, направленными на самопознание и саморазвитие личностных качеств. Не придает значения заботе о собственном здоровье, формированию качеств, связанных с безопасностью жизнедеятельности | Физическое, интеллектуальное, духовное развитие осуществляет под воздействием взрослых, проявляет заботу о здоровье под влиянием учителей и сверстников | Владеет навыками физического, интеллектуального и духовного самосовершенствования, способами деятельности, направленными на сохранение собственного здоровья, и комплексом качеств, связанных с безопасностью жизнедеятельности |
Для оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций (УК) учащихся можно воспользоваться следующей формулой:
УК = К1 +К2 + К3 + К4 + К5 + К6 + К7.
Для простоты считают, что каждый из параметров может принимать три возможных значения: 1, 2 и 3 (см. таблицу выше). Уровень сформированности ключевых образовательных компетенций, оцениваемый 7-10 баллами, считается низким, 11-17 баллами – средним, 18-21 баллом – высоким.
Используя таблицу из этой программы, я попробовала оценить уровень сформированности ключевых образовательных компетенций (УК) учащихся выпускных классов – 9а, 9б, 11 классов.
№ п/п | ФИ учащегося | К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 | Итог |
11 класс | |||||||||
1 | Безмельницын П. | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 10 |
2 | Бузак О. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
3 | Исмаил Н. | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 16 |
4 | Мезеров И. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 10 |
9а класс | |||||||||
1 | Антонова Л. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 8 |
2 | Борисов Д. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 |
3 | Борисенкова А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
4 | Вялых А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
5 | Дударев Н. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 |
6 | Иванов А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 13 |
7 | Каун А. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 9 |
8 | Миненкова Н. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 |
9 | Никулина А. | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 10 |
10 | Никулина О. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 8 |
11 | Осипов В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
12 | Папкова О. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 12 |
13 | Савушкин Е. | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 15 |
14 | Самойлова Т. | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 10 |
15 | Суворов Г. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
16 | Федоров Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 13 |
9б класс |
Низкий уровень сформированности ключевых образовательных компетенций имеют:
11 класс: Безмельницын П., Мезеров И.
9а класс: Антонова Л., Борисов Д., Борисенкова А., Вялых А., Дударев Н., Каун А., Миненкова Н., Никулина А., Никулина О., Осипов В., Самойлова Т., Суворов Г.
9б класс: Борисенков А., Будан А., Гудыма М., Соротокин Н.
Конечно, это мое субъективное мнение, я не использовала никаких специальных методик, типа методики А.З. Зака или модифицированной методики Г.А. Цукермана, или какой-либо другой методики, это дело психолога, но полученные результаты оказались не очень хорошими. Двое одиннадцатиклассников из четырех и 16 девятиклассников из 32-х (а это составляет 50% всех выпускников), не готовы к самоутверждению в жизни. Даже если учитывать тот факт, что я рассматривала сформированность ключевых образовательных компетенций с точки зрения преподаваемых мною предметов – математика и физика, то полученный результат заставляет задуматься.
В чем вижу положительные стороны предлагаемой программы? В том, что можно оценить уровень сформированности отдельной из предлагаемых компетенций. И даже целесообразно, пользуясь указанными критериями, оценить уровень сформированности каждой из образовательных компетенций школьников. Например, в составленной мной таблице, самый низкий уровень имеет компетенция личностного роста и самосовершенствования. На основании полученных результатов можно наметить пути личностного роста и разработать индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося. Предложенная система оценки позволяет учителю подобрать способы развития общеучебных компетенций, в том числе и социально-личностных качеств каждого школьника.
Между тем считаю, что низкий результат данной оценки образовательных компетенций получился
во-первых, потому, что, изучаемый программный материал не соответствует количеству отводимых часов на изучение предмета. Чтобы у ученика повышалась познавательная активность на уроке, ученик должен иметь достаточно времени для изучения материала и его понимания, а не «бежать галопом» по названиям параграфов в учебнике. Приведу пример с изучением курса физики в 10-11 классе. Изучаемый программный материал остался практически тем же, что и 20 лет назад, а количество часов в неделю сократилось в 10-м классе с 4-х до 2-ух, в 11-ом – с 4,5 часов до 2-х. При этом в курс физики 11 класса введено 10 часов материала по астрономии, когда 20 лет назад это был отдельный курс, рассчитанный на 34 учебных часа в год;
во-вторых: проследить за формированием информационной компетенции учителю очень сложно, т.к. в основном ребята получают информацию из Интернета. Работал ли ученик с этой информацией сам, помогал ли ему воспитатель, библиотекарь или товарищ, учитель не знает, т.к. в кабинетах нет доступа к Интернету, в том числе и в кабинете информатики;
в-третьих: самооценка учебно-познавательной деятельности у многих учащихся завышена, а планирование такой деятельности, вообще, отсутствует;
в-четвертых: средства массовой информации, в частности телевидение, не имеют познавательных передач ни в вечернее время, ни в какое-либо другое, что тоже не является положительным фактором в развитии познавательного интереса. Если и есть какие-то передачи, то нашим детям они недоступны из-за отсутствия соответствующих каналов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.
Проблемы адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников детских домов, становятся все более актуальными в современной ...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Достижения воспитанников МОУ Колычевской С(К) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ за I полугодие 2014 – 2015 учебного года
Информация о внеурочной деятельности воспитанников МОУ Колычевской С(К) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗв I полугодии 2014 – 2015 учебного года...
Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната
Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе. Детство - период, когда закладываются фундаментальные кач...
Предметная профориентация обучающихся СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Сафоновский детский дом-школа"
В статье приводится обобщение опыта работы по данной проблеме...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...