Рекомендации по мотивации учебной деятельности на уроках физики и математики
консультация по физике на тему

Попова Е. А.

В материале рассмотрены некоторые приёмы мотивации учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

        Руководитель МО учителей

математики, информатики, физики

Попова Е. А.

Сообщение

на заседании МС школы

«Рекомендации по мотивации учебной деятельности  

на уроках физики и математики»

2013 год

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес, в частности познавательный интерес, который необходимо поддерживать на протяжении всего времени обучения математике и физике. Мотивировать учебную деятельность учащихся и развивать их интерес к предметам члены МО учителей математики, информатики, физики стараются в основном через привлечение занимательных материалов на уроках. К ним можно отнести разгадывание и составление кроссвордов, ребусов. Кроссворды и ребусы даются учащимся, как на уроке, так и в качестве домашних заданий. Данный вид работы позволяет развивать творческие способности, логическое мышление. Учащиеся приобретают навыки работы со справочной литературой. Стимулом является получение дополнительной оценки. Все это в последствии формирует познавательный интерес школьников к физике и математике и мотивирует их учебную деятельность.

 Одним из приемов мотивации является решение занимательных задач, задач, главными героями которых являются известные литературные или сказочные персонажи (Шерлок Холмс, доктор Ватсон, Колобок, Змей Горыныч, Незнайка и др.). Подобные задачи призваны воздействовать на эмоции учащихся, вызывать у них эффект сопереживания, при их решении ярко проявляется осознание жизненной значимости изучаемого материала, появляется желание объяснить окружающие явления. 

Используются учителями и элементы устного народного творчества: загадки, пословицы и поговорки, сказки. Сказки в интересной форме позволяют закрепить знания учащихся. Чтобы вызвать эмоциональный подъём, можно перед чтением сказки выставить на стол картинку-заставку или на доске повесить схему движения героя по лесам и горам.

 На уроках физики разбираются отрывки из художественной литературы, где описаны те или иные физические явления. На уроках изучения нового материала литературные тексты могут применяться для введения в тему, иллюстрации изучаемых закономерностей, закрепления пройденного материала. После текстов учащимся задаются по тексту вопросы физического содержания. Привлечение отрывков из произведений художественной литературы является интересным приёмом и  при опросе. Эти отрывки могут играть роль качественных задач или контрольных вопросов отвечающему.

Одним из средств мотивации учебной деятельности является проведение так называемых нетрадиционных уроков по математике и физике: уроки – деловые игры; уроки – путешествия, уроки – состязания, урок – пресс-конференция и др.

Специфика дидактических игр по физике такова, что в содержание большинства из них можно органично включить исторические аспекты, вопросы межпредметного характера и общественного звучания, исследования и поиск; все это позволяет усилить мотивационную составляющую урока и активизировать учащихся. К таким играм в частности можно отнести игры в конструкторские бюро, физические лаборатории, пресс-конференции, которые в значительной мере дают возможность каждому учащемуся проявить себя в соответствии со своими интересами и увлечениями.

Во внеклассной работе использование игр находит более широкое применение. Связано это с тем, что внеклассное мероприятие менее ограничено во времени, чем урок.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра на уроках физики и математики, а так же во внеурочной деятельности позволяет учителю, как индивидуализировать работу, давая задания, которые посильны каждому ученику, так и коллективизировать познавательную деятельность учащихся. Кроме того, игра по физике способствует развитию наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в повседневной жизни и находить ответы на эти вопросы.

Физика невозможна без эксперимента, эксперимент способствует повышению интереса к изучению физики и созданию мотивации учения. Демонстрационный эксперимент является одной из составляющих учебного физического эксперимента и представляет собой воспроизведение физических явлений учителем на демонстрационном столе с помощью специальных приборов. Он относится к иллюстративным эмпирическим методам обучения. Роль демонстрационного эксперимента в обучении определяется той ролью, которую эксперимент играет в физике-науке как источник знаний и критерий их истинности, и его возможностями для организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Значение демонстрационного физического эксперимента заключается в том, что:

- учащиеся знакомятся с экспериментальным методом познания в физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге у них формируется научное мировоззрение);

- у учащихся формируются некоторые экспериментальные умения: наблюдать явления, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент, анализировать результаты, устанавливать зависимости между величинами, делать выводы и т.п.

Но при проведении учителем демонстрационного эксперимента учащиеся только пассивно наблюдают за опытом, проводимым учителем, сами при этом ничего не делают собственными руками. Следовательно, необходимо наличие самостоятельного эксперимента учащихся по физике, т.е. ко всем видам чувственного восприятия надо обязательно добавить на занятиях “работу руками”. Это достигается при выполнении учащимися фронтальных и индивидуальных лабораторных работ, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты. Лабораторные работы вызывают у учащихся очень большой интерес, что вполне естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений. При выполнении опытов у учащихся формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические. Кроме того, значение лабораторного эксперимента заключается в том, что при его выполнении у учащихся вырабатываются такие важные личностные качества, как аккуратность в работе с приборами, соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте, в записях, которые делаются во время эксперимента, организованность, настойчивость в получении результата. У них формируется определенная культура умственного и физического труда. Кроме этого, при выполнении лабораторных работ формируются коммуникативные качества, ведь, как правило, ребята работают либо парами, либо тройками. А формирование коммуникативных качеств по новым стандартам обучения является одним из направлений деятельности учителя.

Стимулировать познавательную активность и желание учиться помогают
занимательные опыты по физике. К сожалению, на уроке не покажешь несколько занимательных опытов, т.к. необходимо изучать программный материал, поэтому на предметной неделе учителя физики проводят различные викторины, физические вечера и конкурсы. Возможность показа занимательных опытов на внеклассных мероприятиях намного шире. Правда разработать и провести подобное мероприятие дело весьма трудоемкое.

В своей работе учителя физики широко используют опыты, проводимые учащимися вне школы по домашним заданиям учителя, а так же наблюдения кратковременных и длительных явлений природы, техники и быта, проводимые учащимися на дому по особым заданиям учителя.

Опыт не только учит, он увлекает ученика, заставляет лучше понимать то явление, которое он демонстрирует. Ведь известно, что человек заинтересованный в конечном результате добивается успеха. Так и в данном случае, заинтересовав ученика, пробуждается тяга к знаниям.

В заключении следует отметить, что, к сожалению, количество часов на изучение программного материала по предметам, не позволяет в достаточной степени использовать занимательность на уроках, что влияет на учебную мотивацию и поддержание интереса к предметам. Однако, члены МО учителей математики, информатики, физики, стараются компенсировать этот недостаток за счет проведения факультативных и элективных курсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...

Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики

В сфере образовательной политики и методологии развития образования  обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к  системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖЕТ ПОМОЧЬ УЧИТЕЛЯМ, ОСОБЕННО НАЧИНАЮЩИМ, В РАБОТЕ ПО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Мастер-класс «Эффективные приемы мотивации учебной деятельности на уроках математики»

Сценарий мастер-класса «Эффективные приемы мотивации учебной деятельности на уроках математики»....

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках математики.

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...

Коворкинг «Мотивация учебной деятельности на уроках математики»

Коворкинг (co-working или coworking, в переводе с английского языка означает «совместно работающие») – В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничес...

Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики

  Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...