МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
методическая разработка на тему
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖЕТ ПОМОЧЬ УЧИТЕЛЯМ, ОСОБЕННО НАЧИНАЮЩИМ, В РАБОТЕ ПО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МАТЕРИАЛ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мотивация учебной деятельности на уроках математики»
В условиях реализации ФГОС при формировании УУД (универсальных учебных действий ) во главу угла ставится мотивация учебной деятельности.
Формирование у учеников мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью (например, престижных или выполнение требований родителей и т. д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе не приходиться. Поэтому важно обеспечить такое ее формирование, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную деятельность каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.
. Приемы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Приведу некоторые из них, которые я использую на своих уроках:
¬апелляция к жизненному опыту учащихся - этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация действительно была жизненной, а не надуманной.
Например в 6 классе при изучении темы нахождение дроби от числа , привожу задачу « У Ромы папа занимается фермерским хозяйством. При продаже 30 л. молока было продано 7/10 всего молока, из остального молока был сделан творог. Ск. молока пошло на творог?» При сравнении дробей использую прием «дележки». Задача: «2 пирога разделили между 5 девочками, и 2 пирога разделили между 7 мальчиками . Кому достанется кусок больше?» На уроках алгебры я часто использую прием сравнения буквенной величины с конкретными предметами. Например 3х + 4х, мы говорим складываем 3 яблока и 4 яблока. Часто в старших классах десятичные и обыкновенные дроби приходится переводить в рубли и копейки. При сложении отрицательных чисел используем понятие «долг». Недавно, на уроках 6,7,8 классов обсуждали силу тайфуна Синди в Америке. Скорость ветра достигала 150 км/ч. Просила перевести это в м/с и сравнить со средней скоростью ветра у нас.
¬ ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах - этот прием используется достаточно часто и широко. Например, при изучении решения линейных уравнения . Линия изучения уравнений начинается ещё с начальной школы и продолжается на протяжении всего учебного процесса. И изучение в 11 классе логарифмических уравнений сводится к решению уравнения из начальной школы. И когда ребёнок усвоив как перейти от логарифмического уравнения к линейному, не может его решить, тут то и пропадает весь эффект от того что он понял тему 11 класса. Поэтому приходится изо дня в день повторять ранее изученные темы. Обращать особое внимание учащихся на то, что все темы в математике тесно связаны друг с другом, и пропустив одну можно навсегда потерять ту ниточку, которая даёт путь к успеху в изучении математики.
¬создание проблемной ситуации - в педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Этим приемом часто пользуюсь при изучении нового материала. Например, в 7 классе при изучении темы «Взаимное расположение прямых» даю задание построить несколько графиков. Учащиеся видят, что некоторые графики параллельны, а другие пересекаются. Затем самостоятельно делают вывод, что взаимное расположение графиков зависит от углового коэффициента.
¬использование занимательного сюжета - занимательность (но не развлекательность!) – это сильный прием. Особенно он оправдан в среднем звене, где в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет. Я использую на своих уроках занимательные задачи, фокусы с числами, задания типа «найди ошибку»; ввожу героев из мультфильмов, сказок; неплохим приемом при повторении материала является «игра в мяч» при повторении формул сокращенного умножения.
¬ролевой подход - в этом случае ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Чаще всего применяю роль учителя. При этом «учителем» может быть не только сильный ученик, но и слабый, усвоивший тот или иной материал. Да и при изучении в целом понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.
¬ применение информационных технологий необходимо и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся; осовременивают урок. В своей работе я использую следующие методы и формы обучения:
1. Работа с проектами. Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.
2. Дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении предполагает переход от классно-группового метода к индивидуальным интерактивным формам обучения, когда на первое место выдвигается личность учащегося, его индивидуальные возможности и склонности. При этом основным способом сотрудничества учителя с учеником выступает процесс, при котором учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
3. Выдача заданий разного уровня сложности. Домашние задания, как правило, готовлю двух уровней сложности. Первый уровень – базовый. Это задание обязательно для выполнения всеми учениками класса. Второй уровень – повышенный, эти задания выполняются учениками по желанию. Каждое задание второго уровня оценивается дополнительной отметкой. Аналогичный подход осуществляется при выполнении самостоятельных и контрольных работ.
4. Лекционный метод. Стимулирую интерес к работе с текстовым материалом, развиваю умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, стимулирую активное слушание, способствующее пониманию учебного материала, развиваю познавательный интерес учащихся, расширяю кругозор, учу работать с дополнительными источниками получения информации (Интернет), тем самым формирую коммуникативную культуру ученика.
¬ Доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.
Используя различные воздействия на мотивационную сферу старшеклассников мне наиболее убедительно удается продвинуть школьников в совершенствовании и укреплении развития уровней мотивации от низких к более высоким, то есть сформировать положительную мотивацию учения школьников на своих уроках математики .
Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.
«Хотите мотивировать детей — найдите общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощряйте добрые начинания каждого, хвалите за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».
¬ Внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная робота создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе по математике применяю следующие формы и методы: игры, викторины, вечера, выпуск математической газеты и математического кроссворда, провожу математические недели, олимпиады.
Однако, все наши методы и приемы не помогут, если у ребенка с детства не привиты навыки трудолюбия, стремления к обучению, к достойной жизни.
Внутренняя мотивация к обучению прививается в семье.
Я проводила анкетирование в 5-9 класса. Вопрос «зачем нужно учиться?».
90 % учащихся ответили – чтобы поступить в вуз, иметь высокооплачиваемую работу, стать успешным человеком.
5 % - потому, что заставляют родители, страх перед тем, что их будут ругать и наказывать, не купят обещанную вещь.
4 % - чтобы не было стыдно перед учителями, чтобы уважали одноклассники
1 % - хочу быть лучше других.
Однако , и семья и окружение может и демотивировать ребенка..Дети впитывают то, что им показывают по телевизору, предлагают в сети Интернет. Многие из звезд шоу-бизнеса начинают свое интервью со слов как плохо он или она учились в школе, а теперь они преуспевающие люди.
Демотивировать может также принятый в семье стиль воспитания, если родители игнорируют потребность подростка в принятии решений, автономии или компетентности, что нередко встречается в семьях. Очень часто за подростка решают все вопросы родители, но зачастую ситуация бывает обратная – родители занимаются зарабатываем денег, устраняются от всех проблем подростка, предоставляют ему свободу действий, что приводит к плачевным, а порой и неисправимым результатам. А изменить ситуацию родителям уже не удается.
.Итак, мы рассмотрели разные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках математики в 5 классе при изучении наиболее сложных вопросов.
Выступление на районном МО учителей математики...
Мастер-класс «Эффективные приемы мотивации учебной деятельности на уроках математики»
Сценарий мастер-класса «Эффективные приемы мотивации учебной деятельности на уроках математики»....
Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках математики.
Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...
Коворкинг «Мотивация учебной деятельности на уроках математики»
Коворкинг (co-working или coworking, в переводе с английского языка означает «совместно работающие») – В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничес...
Повышение мотивации учебной деятельности на уроках математики
Каждый учитель желает чтобы его учащиеся хорошо учились, занимались с желанием на уроках и прявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является од...
Отчет о проделанной работе по теме самообразования "Мотивация учебной деятельности на уроках математики"
Преподаватель: Зайцева Алла ВалерьевнаПо данной теме работа началась в сентябре 2018 года....
Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики
Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...