Выступление на МО Тема: «Мотивация учебной деятельности на уроках физики»
учебно-методический материал по физике

Запалаева Татьяна Викторовна

Работа школьных методических объединений является  важным средством, связывающим в единое целое всю систему работы школы. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях новой школы в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания.

Содержание работы школьных методических объединений планируется с учетом профессиональных затруднений педагогического коллектива и способствует саморазвитию личности учителя.

Основные формы работы, используемые в работе методических объединений:

-заседание методического объединения по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;

-круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;

 -открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;

-сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогике;

 -проведение предметной недели;

-проведение методической недели;

-взаимопосещение уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Сотниковская СОШ

Выступление на ШМО естественнонаучного цикла

Тема: «Мотивация учебной деятельности на уроках физики»

Подготовила:

учитель физики

Запалаева Т.В.

2023г

Мотивация учебной деятельности на уроках физики.

     Мотивы – это стремление, порывы, побуждения к определенному направлению деятельности. Под понятием «мотив» подразумевают причины, вызывающие активность личности. Например, увлечения, интересы, эмоции, установки, цели и др.

     Мотивы могут зарождаться под действием внешних и внутренних факторов, а также являться следствием заложенных в человеке биологических инстинктов и биологических потребностей.

     Они могут изменяться, их круг с развитием личности обычно расширяется и изменяется. Так ребенок приходит в школу, руководствуясь мотивом долга (надо учиться) и интереса к этому учреждению; затем мотивы меняются: у одних возникает стремление к хорошей отметке и похвале педагога, у других – интерес к предмету, у третьих – интерес к познавательной деятельности. Развиваясь, мотивы изменяют, перестраивают и обогащают эмоционально-волевую сферу человека.

     Мотивы бывают разные. Приведем некоторые из них.

Виды мотивов:

  1. «Познавательный» мотив

Мотив связан с интересом к узнаванию нового. Вызвать у учащихся этот мотив можно через увлекающее содержание материала или путем последовательного раскрытия множества разных практических применений какого-то явления, либо посредством рассказа занимательного факта из наблюдений.

К примеру, можно сообщить:

  • «сейчас мы будем детально разбирать причину факта»
  • Задать вопрос типа: «Как вы думаете, почему это произошло?»
  • Можно также поставить опыт, дающий неожиданный эффект, а затем задать вопрос «Чем это вызвано?» и начать обсуждение, перерастающее в рассмотрение нового материала.
  • Еще можно показать парадоксальный эксперимент (результат которого противоречит здравому смыслу), а потом пригласить к разбору опыта и изучению материала, на основе которого его можно объяснить.
  • Либо пригласить к рассмотрению новые неожиданные аспекты и возможности уже изученного материала или знакомых объектов.

Пример. Учитель говорит:

  1. Давайте попробуем превратить обычную пластиковую бутылку в универсальный физический прибор и повторить с его помощью курс физики 7 класса. Какие опыты вы предложите? И для чего?
  2. А сейчас мы с вами попытаемся явление полного отражения света применить к медицине для лечения и диагностики. Ваши предложения?

  1. Мотив «Саморазвития»

Суть его заключается в том, что человек руководствуется желанием как можно больше знать и уметь, развить свой ум, смекалку, поднять культурный уровень. Перечислим приемы, которые помогут его вызвать:

  • Информация педагога о значении материала, который предстоит изучать. (Например, «сейчас будем знакомиться с законом, который чрезвычайно важен и находит применение в разных областях».)
  • Сообщение учителя о том, чем сегодня предстоит овладеть (Например: новой мыслительной операцией (сравнением, анализом, и др.); новым методом работы (работы по предписывающему алгоритму, по направляющему и т.д.); новым практическим умением (например, вести наблюдение, писать отзыв)

И это разовьет ум и интеллект, практическое мастерство, сделает вас, дорогие ребята, более образованными и приспособленными к жизни.

  • Приглашение стать «на сегодня» взрослым и занять один из важных служебных постов (стать директором научной лаборатории, начальник отдела снабжения в НИИ, журналистом, исследователем, библиотекарем, консультантом-информатором, изобретателем  и т.п.) и в соответствие со своей должностью выполнять предписанные обязанности (их перечень выдается)

Этот прием направлен на профессиональную ориентацию. Он поможет получить более конкретные представления о некоторых профессиях, а также поспособствует более осознанному выбору своего трудового пути.

  1. Мотив «Достижение»

Он ориентирует человека на «взятие высот»: получение хороших или лучших результатов, завоевание побед.

Чтобы ввести его в действие, полезно

  • Каждый раз очерчивать (указывать, называть) высоты, которые предстоит штурмовать: например, решить задачу на применение известного закона в незнакомой ситуации, создать проект, вести исследование; как-то отмечать взятие каждой учебной «высоты» (наградой, призом, отличной отметкой и др.)
  • Вычерчивать на специальной карте маршруты покорения пиков «Знания» и «Умения» и отмечать на них местонахождение каждого ученика – «альпиниста»
  • Ориентировать ребят на победы в групповых учебных играх-соревнованиях, эстафетах, а также на завоевание призовых мест в олимпиадах и конкурсах. Конечно, каждый раз полезно рассказывать, как именно нужно действовать, что дает это интеллектуальное достижение, что значит в науке и учебе лозунг «Вперед и выше!

При задействовании данного мотива в действие необходимо вводить поэтические и вместе с тем углубленные по смыслу названия мероприятиям и урокам, которые вместе с тем будут оповещать о цели происходящего действия, например, «Я – изобретатель!», «Я – писатель!», «Я – популяризатор науки!», «Я – создатель учебных карточек!», «Мы – составители задачника!» и т.п. Подобные названия заинтересовывают ребят тем, что в них не только освещен вид значимой деятельности, но и звучит признание важности предстоящей работы, гордость за нее, уверенность в успехе, а также дается авансом высокая оценка возможностей каждого.

  1. Мотив «Профессионально-жизненное самоопределение»

Этот мотив устремлен к будущей профессии человека. Его становление связано с делом, которому человек намерен посвятить себя.

Вызвать этот мотив можно так.

 Сообщить, что данные знания и умения очень нужны людям таких-то специальностей. Например, хорошая память нужна разведчику; умение разбираться во множестве фактов, связывать их между собой и делать из них выводы (анализ, систематизация) – педагогу (для правильного построения учебного процесса и контакта с учениками), врачу (для постановки диагноза), автомобильному слесарю (для обнаружения дефекта или поломки машины); образное мышление нужно музыканту, художнику, дизайнеру; умение ставить эксперимент – ученому-исследователю, лаборанту, испытателю машин.

  1. Коммуникативный мотив

Он неразрывно связан с возможностью общения, сотрудничества взаимодействия.

Можно предлагать:

  • Совместное (с другом, товарищем, одноклассником) выполнение работы при условии, что каждый будет делать свою часть
  • Групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов
  • Бригадную или групповую разработку проекта (эксперимента, исследования, наблюдения, создания чего-то)
  • Проведение уроков-ролевых игр, в которых задействовано общение, уроков-пресс-конференций, уроков-диспутов, уроков-интервью, уроков-защиты «диссертации», уроков-спектаклей, уроков «знакомств» и др.

Предлагая все это, педагог должен обратить внимание класса на то, что данное занятие связано с общением, оно учит ему, на нем можно проявлять свои индивидуальные качества: деловитость, доброжелательность, дипломатичность, умение добиваться нужного.

  1. Эмоциональный мотив

Он порождается положительными эмоциями: чувством интереса, радости, удивления, азарта, восторга и др.

Ввести его в действие можно:

  • Интересной организацией занятия
  • Созданием на уроке делового настроя, обстановки увлеченности, доброжелательности, спокойствия, уважения к личности ученика
  • Щедростью на похвалу любой учебной удаче
  • Созданием ситуаций сотрудничества и успеха для работ учащихся
  • Обращением внимания на общие и частные достижения

  1. Внешний мотив

Данный мотив связан с получением извне поощрения и признания в любой форме и от любых людей: от учителя, родителей, товарищей по классу, сверстников, товарищей по кружку, директора школы, общественности.

Его можно вызвать:

  • Жестом и взглядом одобрения
  • Добрыми, ласковыми словами
  • Обещанием за самое лучшее или самое быстрое выполнение задания, за исполнение самого большого или сложного дела какого-либо поощрения: приза, сюрприза, награды, диплома, грамоты и др.

     Мотивация учения напрямую зависит с оценкой успеваемости, возможностью и желанием успеха. Надо помнить и учитывать что, когда мы предлагаем ученику заняться какой-либо деятельностью, он может участвовать в ней с большой охотой, поскольку считает доступной; постараться избежать ее, потому что она кажется ему непонятной; проявлять к ней незначительный интерес; воспринять ее, как чуждую его целям.

     Мотивы и установки не всегда согласуются с рациональностью. Но они занимаю исключительное место в формировании человека, его учебных навыков, способностях, а также в стремлении успешно учиться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...

Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики

В сфере образовательной политики и методологии развития образования  обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к  системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...

Рекомендации по мотивации учебной деятельности на уроках физики и математики

В материале рассмотрены некоторые приёмы мотивации учебной деятельности...

Выступление по теме: "Мотивация учебной деятельности и её формирование"

Проблема мотивации в школе (на уроке английского языка)...

Выступление на метод.обединении Мотивация учебной деятельности в рамках реализации ФГОС

Выступление на метод.обединении Мотивация учебной деятельности в рамках реализации ФГОС...

Выступление по теме "Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках географии и биологии."

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...

Выступление по теме «Пути повышения мотивации учебной деятельности на уроках химии»

Народная мудрость гласит : "немотивированный ученик просто не хочет учиться" или "ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить".Эта пословица п...