Рабочая программа по физике 7 класс 2020г
рабочая программа по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 40»
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/ Нестерова Т.С. ФИО Протокол №______от «____»__________2017г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 40» __________/Свириденко Е.В. ФИО «___»__________2017г | «Утверждаю» Директор «МАОУ СОШ № 40» _____________/Б.Д.Цыбикжапов ФИО Приказ № _____от «___»__________2017г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Мельник Елена Дмитриевна, высшая категория
Ф.И.О., категория
по физике, 7 класс
Предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол№____ от
«___»_________2017г
г. Улан-Удэ, 2017-2018 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. Приказ Минобразования России от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа составлена на основе стандартов второго поколения «Примерные программы по физике 7-9 классы». Москва. Издательство «Просвещение» 2011г.
Рабочая программа составлена в соответствии с Основной общеобразовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 40 и Положением о рабочей программе МАОУ СОШ № 40.
Рабочая программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Вклад учебного предмета в общее образование
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Физика является наиболее общей из наук о природе: именно при изучении физики ученик открывает для себя основные закономерности природных явлений и связи между ними. И цель обучения – не запоминание фактов и формулировок, а формирование «человека познающего», то есть такого, который любит думать, сопоставлять, ставить вопросы и делать выводы.
Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Порядок изложения учебных тем в рабочей программе учитывает возрастные особенности учащихся и уровень их математической подготовки.
В основу курса физики положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения.
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, он содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления курса учитывает познавательные возможности учащихся.
Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися на предшествующем этапе при изучении естествознания.
Идея вариативности. Ее реализация позволяет выбрать учащимся собственную «траекторию» изучения курса. Для этого предусмотрено осуществление уровневой дифференциации: в программе заложены два уровня изучения материала — обычный, соответствующий образовательному стандарту, и повышенный.
Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях материи.
Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.
Идея спирального построения курса. Ее выделение обусловлено необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей учащихся.
В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру.
Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению.
Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекуляр-но-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел.
Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред.
Таким образом, в VII—VIII классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяснять их.
Цель обучения физике - построение логически последовательного курса изучения физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний.
В содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний о строении вещества и основных механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, основных законах, их применении в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;
- Овладение способами деятельности по применению полученных знаний для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач, а также по применению естественнонаучных методов познания, в том числе в экспериментальной деятельности;
- Освоение ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, которые содержат основную теоретическую базу физической науки. Во втором — дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков практической и исследовательской деятельности, решения задач. Это содержание обучения является базой для развития учебно-познавательной, рефлексивной компетенции, компетенции личностного саморазвития учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие свободное использование полученных знаний в социальных ситуациях и обеспечивающие развитие коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной и смыслопоисковой компетенции.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия общей физической картины мира. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой науки и культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Приоритетной целью обучения физики в этих классах является построение логически последовательного и достаточно простого курса физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарногообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам.
Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.
На ступени основной школы задачи учебных занятий (в схеме —планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Особенности Рабочей программы по предмету
УМК полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
Особенности содержания и методического аппарата УМК.
Предлагаемая программа реализуется с помощью учебно-методических комплектов (УМК). УМК для 7 класса включает:
- Учебник А.В. Перышкин. Физика 7 класс. Москва. Издательство «Дрофа» 2011г
- Задачник В.И. Лукашик. Е.В.Иванова. Сборник задач по физике.7-9 класс. Москва. Просвещение. 2010г.
- Дидактические материалы: А.Е. Марон, Е.А. Марон 7 класс. Москва. Дрофа. 2011г.
- Контрольно-измерительные материалы. Соответствует ФГОС Физика 7 класс. Составитель Н.И. Зорин. Москва. ВАКО. 2013г.
- материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации ОГЭ
- компакт-диски с анимациями и видеофрагментами.
Общие цели изучения физики в основной школе:
- Развитие интересов и особенностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности.
- Понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними.
- Формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы.
- Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.
- Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни.
- Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмперически учтановленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.
- Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
В 7-м классе особое внимание необходимо уделить формированию у учащихся основ научного подхода к изучению природы, рассмотрению примеров проявления закономерностей в явлениях природы и пониманию сущности законов природы как наиболее общих из этих закономерностей. Полезно в максимально возможной степени -особенно на начальном этапе –связывать изучение физики с пониманием окружающего мира, в том числе с « чудесами» техники, которыми учащиеся пользуются каждый день.
В начале изучения физики целесообразно рассматривать явления и факты, которые не только удивляют учеников, но и находят убедительное объяснение с помощью открытых законов природы.
При решении задач надо обращать внимание учащихся, прежде всего на понимание сути физических явлений и примеров построения математических моделей, принципа записи физических закономерностей в виде формул, в частности, на то, что любая буква в формуле может рассматриваться как неизвестная величина, если известны остальные входящие в эту формулу величины.
Приоритетные формы и методы работы с учащимися
При обучении физике применяются пять методов:
- Объяснительно-иллюстративный.
- Репродуктивный.
- Проблемное изложение.
- Частично-поисковый или эвристический.
- Исследовательский.
Методы обучения разделяют на три большие группы: словесные, наглядные и практические.
К словесным (вербальным) методам относят рассказ, объяснение , беседу, лекцию.
К наглядным методам относят демонстрационный эксперимент, демонстрацию моделей, схем, рисунков, кинофильмов и диафильмов и тому подобное.
Практические методы включают у себя фронтальные лабораторные работы и лабораторные практикумы, внеурочные опыты и наблюдения, решение задач.
Широкого распространение приобрела классификация методов обучения с учетом средств обучения, которые используются на уроках. На этой основе выделяют такие методы:
- словесные;
- демонстрационные;
- лабораторные;
- работа с книгой;
- решение задач;
- иллюстративные;
- методы контроля и учета знаний и умений учеников.
Каждая из классификаций имеет смысл в определенных конкретных условиях, все они имеют право на существование и считаются равноправными. Каждый метод реализуется на практике путем применения разнообразных приемов в их взаимосвязи.
Методы, которые применяются при обучении физике, должны определенным образом отображать методы физики как науки. Исследования в физике проводятся теоретическими и экспериментальными методами.
Методы теоретической физики разделяют на модельные гипотезы, математические гипотезы и принципы.
Примерами модельных гипотез есть модели идеального газа, броуновского движения и тому подобное. Метод модельных гипотез основывается на наглядных образах и представлениях, которые возникают в ходе наблюдений, а также по аналогии.
В методе математических гипотез используется математическая экстраполяция. На основе экспериментальных данных находят математическое выражение функциональной зависимости между физическими величинами. Из математических уравнений получают логическим путем выводы, которые проверяются экспериментально. Если опыт подтверждает выводы, то гипотезу считают правильной, в другом случае гипотезу отбрасывают. Примером математической гипотезы являются уравнения Максвелла, которые лежат в основе классической макроскопической электродинамики.
Метод принципов опирается на экстраполяцию опытных или теоретических данных, которые подтверждаются всей общественной практикой. Примером такой экстраполяции являются законы сохранения энергии и импульса, законы термодинамики.
Учебный метод теоретичного познания состоит из таких этапов:
- наблюдение явлений или возобновления их в памяти;
- анализ и обобщение фактов;
- формулирование проблемы;
- выдвижение гипотез;
- теоретическое выведение последствий из гипотезы.
Центральное место в этом методе принадлежит формулировке проблемы и выдвижению гипотезы. Гипотеза является догадкой, она возникает интуитивно, а не появляется как логическое следствие.
Экспериментальный метод тесно связан с теоретическим и включает в себе:
1. формулирование заданий эксперимента;
2. выдвижение рабочей гипотезы;
3. разработку метода исследования и проведения эксперимента;
4. наблюдение и измерение;
5. систематизацию полученных результатов;
6. анализ и обобщение экспериментальных данных;
7. выводы о достоверности рабочей гипотезы.
В учебном процессе теоретический метод реализуется при введении и трактовке основных понятий, законов и теорий.
Экспериментальный метод реализуется в разных видах учебного физического эксперимента.
Индукция. Познание проходит путем обобщения некоторого количества фактов или данных, путем "от отдельного - к общему". Результаты нескольких разных, но похожих опытов, нескольких теоретических ссылок становятся основой для одного теоретического вывода. В обучении обеспечивает глубокое понимание учебного материала, но к истине ведет не кратчайшим путем. Применяется на первой ступени обучения.
Дедукция. Определенные теоретические выводы или положения теории используются для анализа или объяснения частичных выводов, которые вцелом входят в одну теорию. Дедукция развивает теоретическое мышление, умение применять приобретенные знания на практике, обеспечивает экономию времени. Применяется преимущественно на второй ступени обучения физике рядом с индукцией.
Абстракция и обобщение. Высшей формой мышления является мышление понятиями. Поэтому вся работа учителя физики направлена на формирование физических понятий. Под физическим понятием понимают утверждение или формулировку, в которой отображено общие черты или свойства физических тел или физических явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. К физическому понятию учитель ведет ученика через обобщение определенной суммы полученных знаний путем абстрагирования от конкретных предметов, явлений, проявлений.
На основе физических понятий строится теория - совокупность идей, которые возникли как научное обобщение знаний о физических явлениях. Знание физических теорий дает возможность объяснить известные явления и предусмотреть их развитие при изменении условий. Каждая теория имеет ядро и оболочку. Ядро - это относительно стабильная часть теории, которая существенно не изменяется в течение длительного времени. Изучение физических теорий способствует выработке у учеников научного мышления, вооружению их знаниями причинно-следственных связей, которые существуют в природе между отдельными физическими явлениями.
Анализ и синтез. Два взаимосвязанных и взаимно противоположных методы мышления. С одной стороны - это разложение первичного объекта на составные части, из второго - выведение вывода на основе отдельных проявлений.
Аналогии - выводы на основе подобия. В учебном процессе аналогии позволяют эффективно использовать раньше выученный материал или знание учеников, добытое при изучении других предметов или в повседневной жизни. Ярким примером этого является гидродинамическая аналогия электрического круга, в которой электрический ток имитируется потоком воды, проводники - трубами, вольтметр - манометром и т.д.
Модели. Это объекты или построения, которые имеют формальное сходство с натуральными объектами или логическими построениями. Различают модели материальные (модель двигателя, насоса, электронной лампы) и знаковые или идеальные (графики, формулы, графы).
Словесные методы обучения основаны на общении учителя и учеников с помощью языка (вербальные формы). Слово учителя является одновременно не только носителем информации, но и организующим и стимулирующим фактором.
Беседа. Обучение происходит на основе общения между учителем и учениками путем взаимного обмена вопросами и ответами между учителем и учениками. Эффективность беседы достигается тогда, когда:
- она организуется на основе знакомого ученикам материала;
- вопросы выбираются таким образом, чтобы ответы были однозначными;
- вопросы ставятся во взаимосвязи;
- достигается четкий ответ.
Беседа обеспечивает хорошую обратную связь, но требует много времени для овладения новым учебным материалом.
Рассказ. Это короткое во времени изложение учебного материала, который знакомит учеников с вполне новым (или почти новым) материалом; преобладает констатация фактов или описание явлений.
Пояснения. Короткое во времени изложение материала, в котором устанавливаются функциональные или другие связи между физическими явлениями, величинами, деталями.
Лекция. Длительное во времени изложение учебного материала учителем, которое не перерывается вопросами учеников. Лекция должна быть высоконаучной, эмоциональной и четко спланированной. Она дает возможность подать ученикам систематические знания в компактной форме при их сравнительно большом объеме.
На лекции тяжело осуществлять контроль усвоения знаний, поскольку отсутствует обратная связь.
К иллюстративным методам обучения принадлежат демонстрационный эксперимент, технические средства обучения, рисунки, таблицы, чертежи, экскурсии. Главная особенность иллюстративных методов заключается в том, что вся информация к ученику поступает через зрительные образы.
Приоритетные виды и формы контроля по физике
В зависимости от того, кто осуществляет контроль результатов учебной деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:
1) внешний контроль (осуществляется учителем над деятельностью ученика);
2) взаимный контроль (осуществляется учеником над деятельностью товарища);
3) самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).
Для учащихся с точки зрения их личностного развития наиболее важным типом контроля является самоконтроль. Это связано с тем, что в ходе самоконтроля ученик осознает правильность своих действий, обнаруживает совершенные ошибки и анализирует их. Эти действия ученика позволяют ему в дальнейшем предупреждать возможные ошибки и оптимальным образом формировать остаточные знания.
Взаимный контроль позволяет учащимся зафиксировать внимание на объективной стороне контроля результатов обучения. Проверяя работу одноклассника, ученик сверяет ее с эталоном и одновременно, во внутреннем плане, сверяет с этим же эталоном собственные знания. В ходе работы с эталоном ученик фиксирует в своем сознании составные элементы знания и основные этапы выполнения конкретного задания, уточняя и приводя в систему учебную информацию, т. е. превращая ее в знание. Взаимный контроль эффективно подготавливает ученика к самоконтролю.
Виды контроля
Входная диагностика обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела или темы учебного курса. Её функциональное назначение состоит в том, чтобы изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала. В начале года необходимо проверить, что сохранилось и что «улетучилось» из изученного школьниками в прошлом учебном году (прочность знаний или остаточные знания, в современной терминологии).
На основе входной диагностики учитель планирует изучение нового материала, предусматривает сопутствующее повторение, прорабатывает внутри- и межтемные связи, актуализирует знания, которые ранее не были востребованы.
Текущий контроль – самая оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Текущий контроль сопровождает процесс формирования новых знаний и умений, когда еще рано говорить об их сформированности. Основная цель этого контроля – провести анализ хода формирования знаний и умений. Это дает возможность учителю своевременно выявить недостатки, установить их причины и подготовить материалы, позволяющие устранить недостатки, исправить ошибки, усвоить правила, научиться выполнять нужные операции и действия.
Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, позволяет внести изменения в планирование и предупредить неуспеваемость учащихся.
В ходе текущего контроля особую значимость приобретает оценка учителя (аналитическое суждение), отмечающая успехи и недочеты и ошибки и объясняющая, как их можно исправить. Перевод оценки в отметку на этом этапе нужно проводить очень осторожно, ведь ученик изучает новый материал, он имеет право на ошибку и нуждается в определении и усвоении последовательности учебных действий, выполнение которых поможет присвоить учебный материал. Эта последовательность учебных действий, вообще говоря, может быть разной для разных учеников, и она должна разрабатываться учителем и учеником совместно. Только так можно поддержать ситуацию успеха, сделать самооценку более адекватной и сформировать правильное отношение ученика к контролю.
Тематический контроль проводится после изучения какой-либо темы или двух небольших тем, связанных между собой линейными связями. Тематический контроль начинается на повторительно-обобщающих уроках. Его цель – обобщение и систематизация учебного материала всей темы.
Организуя повторение и проверку знаний и умений на таких уроках, учитель предупреждает забывание материала, закрепляет его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.
Задания для контрольной работы рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей внутри темы и с предыдущими темами курса, на умение переносить знания на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
Предварительный и текущий контроль, а также первая часть тематического контроля знаний являются, по сути, формирующим контролем знаний и умений. Тематический контроль (вторая часть) и итоговый контроль призваны констатировать наличие и оценить результаты обучения за достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год или ступень обучения (государственная итоговая аттестация ОГЭ и ЕГЭ).
устный и письменный контроль
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира, физическом явлении, физической величине, приборе или установке, законе или теории. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, изложение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Краткие опросы проводятся:
· при проверке пройденного на уроке в конце урока;
· при проверке пройденного на уроке в начале следующего урока;
· при проверке домашнего задания;
· в процессе подготовки учащихся к изучению нового материала;
· во время беседы по новому материалу;
· при повторении пройденного материала;
· при решении задач.
Более обстоятельный устный опрос может сопровождаться выполнением рисунков, записями, выводами, демонстрацией опытов и приборов, решением задач.
Устный опрос как диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (ответы с места, фронтальный опрос) проводится обычно на первых этапах обучения, когда
· требуется уточнение и классификация знаний;
· проверяется, что уже усвоено на этом этапе обучения, а что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы.
Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только способность учеников запоминать и воспроизводить информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать высказывание, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.
Письменный опрос проводится, когда нужно проверить знание определений, формулировок законов, способов решения учебных задач, готовность ориентироваться в конкретных правилах и закономерностях и т. п. При проведении письменного опроса очень важен фактор времени. Обычно проводятся динамические опросы продолжительностью 5–10 минут, кратковременные – 15–20 минут и длительные – 40–45 минут.
Письменный опрос
№ | Форма/цель | Время | Описание |
1 | Диктант | 10 мин | Проводится: - в начале урока; |
2 | Самостоятельная работа | 10–20 мин | Проводится: 2. аналогичных разобранным в классе, и с элементами усложнения |
3 | Практическая работа т. п.); | 10–20 мин | Проводится: |
4 | Лабораторная работа | 30–45 мин | Проводится: |
5 | Тест | 10–15 мин | Проводится: |
6 | Блиц-контрольная работа | 10–15 мин | Проводится: |
7 | Релейная контрольная работа | 10–15 мин | Проводится: - в начале уроке; |
| Контрольная работа | 30–45 мин | Проводится: |
| Зачет | 45–90 мин | Проводится: |
Сроки реализации рабочей программы
Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч для обязательного изучения курса «Физика», из которых 189ч составляет инвариантная часть. Оставшиеся 21ч авторы рабочих программ могут использовать в качестве резерва времени. Тематическое планирование для обучения в 7-9 классах может составлено из расчета 2ч в неделю. – общий уровень. Срок реализации программы 1 учебный год.
Структура Рабочей программы
Титульный лист
Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения учебного курса
- Содержание учебного курса
- Календарно -тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
- Приложение к программе
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ 7 КЛАССА
Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:
1. В признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
2. В ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого
процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступаю! творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:
3. Уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
4. Понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
5. Потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
6. Сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
1. Правильного использования физической терминологии и символики;
2. Потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
3. Способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
1.1. Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графи
ков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного, знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выво
дить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса (базовый уровень)
должны знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент
полезного действия; - смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
должны уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- владеть ключевыми, общепредметными и предметными компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой;
- способны решать следующие жизненно-практические задачи: использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды, рационального применения простых механизмов.
1.2. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ФИЗИКЕ ЗА 7 КЛАСС
Контрольная работа № 2
Механическое движение. Плотность вещества.
Вариант 1
- Какое расстояние пролетает самолет за 5 мин, если он летит со скоростью 800 км/ч?
- Найдите плотность мраморной плиты объемом 0,02 м3, если её масса 54 кг.
- Чем объясняется увеличение длины проволоки при её нагревании? Ответ поясните.
- Мальчик пробегает 104 м за 3 минуты. Какое расстояние он пробежит за 10 минут,
двигаясь с той же скоростью?
- Найдите массу бруска, изготовленного из свинца, если его размеры: длина 70 мм,
ширина 40 мм, высота 3 см.
Вариант 2
- Турист шел 25 мин со скоростью 5,4 км/ч. Какой путь он прошел?
- Найдите плотность медной детали, если её масса 10 кг, объем детали 0.0011 м3.
- Почему уменьшается длина рельса при его охлаждении? Ответ поясните.
- Самолет за 12 минут пролетает 160 км, за какое время он пролетит расстояние 400 км, пролетая с той же скоростью?
- Найдите массу бруска, изготовленного из алюминия, если его размеры: длина 80 мм, ширина 5 см, высота 2 см.
Контрольная работа № 3
За 3 четверть
7 класс
Тема: «Давление твердых тел и жидкостей»
Вариант № 1
1. На токарный станок действует сила 3 кН, площадь нижней поверхности
станка 1,7 м2. Какое давление оказывает станок на опору?
2. На грецкий орех действует сила 27 Н. Площадь ореха, на которую
действует сила 1,3 см2. Рассчитайте давление, производимое на орех.
3. Какое давление на дно кувшина оказывает молоко, если высота налитого
молока 27 см.
4. Спортсмен, масса которого 65 кг, стоит на лыжах. Длина каждой лыжи
1,8 м ширина 7 см. Какое давление оказывает спортсмен на снег?
5. Найдите глубину моря, если известно, что давление столба воды равно
12100 кПа. Вода в море соленая.
Вариант № 2
1. На фундамент действует сила 31 кН, площадь фундамента равна 2,7 м2.
Какое давление оказывает фундамент на опору?
2. Какое давление на пол производит шкаф, масса которого 215 кг, а
площадь нижней поверхности шкафа 19726 см2?
3. Какое давление на дно канистры оказывает бензин, если высота
налитого бензина составляет 40 см?
4. Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя
ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь
каждой ножки фундамента 50 см2.
5. Напор воды в водокачке создается насосом. На какую высоту поднимается
вода, если давление, созданное насосом, равно 370 кПа?
Контрольная работа № 4 ( годовая)
7 класс
Вариант 1
Задача 1
Длина оконного стекла 60 см, ширина 40 см и толщина 3 мм. Определите его массу.
Задача 2
В ведро налит керосин, высота уровня которого 0,5 м. Чему равно давление на дно? Больше или меньше было бы давление, если в ведро до того же уровня была бы налита вода? Почему? Плотность керосина и воды смотреть в таблицах.
Задача 3
В гидравлической машине на малый поршень произвели давление 20 кПа. Какая сила действует на больший поршень, если его площадь 20 см2. Какой закон позволяет объяснить действие гидравлической машины?
Задача 4
Резец станка преодолевает силу сопротивления 1 кН и при этом перемещается на расстояние 12 см. Определите механическую работу, совершаемую двигателем.
Задача 5
По графику определите путь, пройденный телом за 4с.
,м/с
t, с
Вариант 2
Задача 1
Вода, вес которой 45 кН, подается при помощи насоса на высоту 5 м за 4 мин. Определите мощность насоса.
Задача 2
Тело объемом 0,01 м3 опустили в воду. Сила тяжести, действующая на него, равна 90Н. Всплывет оно или утонет? Как будет вести себя тело, если его опустить в керосин?
Задача 3
Мальчик стоит на лыжах. Его масса 45 кг. Длина каждой лыжи 1,5 м, ширина 10 см. Какое давление он оказывает на снег?
Задача 4
Найдите силу тяжести, действующую на Земле на тело массой 50 кг.
Какая сила будет действовать на это же тело, находящееся на Луне, если ускорение свободного падения g на Луне равно 1,64 Н/кг
Задача 5
Чему равна равнодействующая сил, приложенных в точке А, и в какую сторону она будет направлена?
F1= 11 Н F2= 18 Н
1.3. Основной инструментарий для оценивания результатов
Оценка устных ответов учащихся по физике
Оценка «5» Ставится в том случае,, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлении и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики: строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий: может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» Ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может га исправить самостоятельно гни с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» Ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала ; умеет применять полученные 'знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» Ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка письменных работ учащихся по физике
Оценка | Вид ошибки | ||
Грубая ошибка | Негрубая ошибка | Недочет | |
«5» | - | - | 1 |
«4» | - | - | или 2-3 |
«3» | 1 | - | 2 |
«3» | - | или 1 | 3 |
«3» | 1 | или 1 | - |
«3» | - | или 2-3 | - |
«3» | - | - | 4-5 |
«2» | 1. Число ошибок и недочетов превышает норму оценки «3» или выполнено менее 2/3 работы 2. Если ученик совсем не выполнил работы |
Вид ошибки | Расшифровка, конкретизация вида ошибки |
Грубые ошибки |
|
Негрубые ошибки |
|
Недочеты |
|
- Содержание учебного курса
2.1. Название изучаемого раздела и количество часов
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Физика и физические методы изучения природы | 3 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 |
3 | Взаимодействие тел | 21 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 23 |
5 | Мощность и работа. Энергия | 17 |
6 | Подведение итогов учебного года | 1 |
Итого: | 68ч |
2.2. Графики проведения лабораторных работ по физике в 7-х классах
№ Лабораторной работы | Дата проведения | |||
7А | 7Б | 7В | 7Г | |
№ 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». | ||||
№ 2 «Измерение размеров малых тел». | ||||
№ 3 «Измерение объема жидкости и твердого тела». | ||||
№ 4 «Измерение скорости тела при равномерном движении». | ||||
№ 5 «Измерение массы тел». | ||||
№ 6 «Измерение плотности твердых тел и жидкостей». | ||||
№ 7 « Измерение коэффициента трения скольжения». | ||||
№ 8 «Определение выталкивающей силы, на погруженное в воду тела» | ||||
№ 9 «Выяснение условий плавания тел в жидкости». | ||||
№ 10 «Изучение условия равновесия рычага». | ||||
№ 11 «Нахождение центра тяжести плоского тела». | ||||
№ 12 «Определение КПД наклонной плоскости». | ||||
Всего: 12 ч |
2.3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ
1. Физика и физические методы изучения природы (3ч)
Физика-наука о природе. Как физика изменяет мир и наше представление о нем. Наблюдения и опыты. Научный метод. Физические величины и их измерение. Международная система единиц.
Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы
- Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
- Измерение размеров малых тел.
- Измерение объема жидкости и твердого тела.
2. Первоначальные сведения о строении вещества. (6ч)
Атомы. Молекулы. Размеры молекул и атомов. Движение и взаимодействие молекул. Броуновское движение. Диффузия. Три состояния вещества. Молекулярное строение газов, жидкостей и твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств вещества на основе его молекулярного строения.
Демонстрации
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров.
3. Взаимодействие тел. (21ч)
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графическое представление движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Закон энерции. Масса тела. Измерение массы взвешиванием. Плотность вещества.
Силы. Сила тяжести. Центр тяжести тела. Сила тяжести и всемирное тяготение. Сила упругости. Вес тела. Состояние невесомости. Закон Гука. Равнодействующая. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Силы трения. Силы трения скольжения, покоя и качения.
Демонстрации
Механическое движение.
Относительность движения.
Равномерное прямолинейное движение.
Неравномерное движение.
Взаимодействие тел.
Явление инерции.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Невесомость.
Сила трения.
Лабораторные работы
- Измерение скорости тела при равномерном движении.
- Измерение массы тела.
- Измерение плотности твердых тел и жидкостей.
- Измерение коэффициента трения скольжения.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (23ч)
Давление твердых тел. Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов.
Атмосферное давление. Зависимость атмосферного давления от высоты. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов.
Демонстрации
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Закон паскаля. Зависимость давления жидкости от глубины.
Сообщающиеся сосуды.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда.
Лабораторные работы
- определение выталкивающей силы на погруженное в воду тело.
- Выяснение условий плавания тела в жидкости.
5. Мощность и работа. Энергия. (14ч)
Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов. Нахождение центра тяжести тела.
Механическая работа. Мощность. Коэффициент полезного действия механизмов.
Механическая энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения энергии.
Демонстрации
Простые механизмы. Блоки, рычаг, наклонная плоскость.
Равновесие рычага.
Закон сохранения механической энергии.
Модели вечных двигателей.
Лабораторные работы:
10. Изучение условия равновесия рычага.
11. Нахождение центра тяжести плоского тела.
12. Определение КПД наклонной плоскости.
3. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Тема урока | Кол -во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид Контроля измерители | Элемен- ты до-полни-тельного содержа- ния | Домаш-нее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||||
РАЗДЕЛ I. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (3 ЧАСА) | ||||||||||
1 | Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика. Физика - наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона | 1 | Комбиниро-ванный урок | Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника | Знать: смысл понятия «вещество». Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ | Погреш- ности измерений | §1,2,3. Л. №5, 12 | |||
2 | Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц | 1 | Комбиниро- ванный урок | Тест (дать оп- ределение вещества) | §4,5, подготовка к лабораторной работе, Л. №25 | |||||
3 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительною прибора» 1 | 1 | Урок- практикум | Лабораторная работа, выводы, оформление | § 6 «Физика. Техника. Природа». Составить кроссворд | |||||
РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ЧАСОВ) | ||||||||||
4 | Строение вещества. Молекулы | 1 | Комбиниро- ванный урок | Строение вещества | Знать смысл понятии: вещество, взаимодействие, атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия | Фронтальный опрос, тест | §7,8. Л. № 53,54. Подготовка к лабораторной работе |
5 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | 1 | Урок-практикум | Проверка лабораторной работы | Л. № 23, 24 | |||||
6 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела | 1 | Комбинированный урок | Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение | Опорный конспект | § 9, задание 2(1). Л. № 66 | ||||
7 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 | Комбинированный урок | Взаимодействие частиц вещества | Фронтальный опрос | §10, упр. 2(1). Л. № 74, 80 | ||||
8 | Три состояния вещества | 1 | Комбинированный урок | Модели строения газов, жидкостей и твердых тел | Физический диктант. Опорный конспект | §11 | ||||
9 | Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Лабораторная работа № 3 Измерение объема жидкости и твердого тела. | 1 | Комбинированный урок (КВН) | Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей | Составление классификационной таблицы «Строение вещества» | §12. Л. № 65, 67, 77-79 | ||||
РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 час) | ||||||||||
10 | Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения | 1 | Урок изучения новых знаний | Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение | Знать: - явление инерции, - смысл понятий: - описывать и объяснять равномерное - использовать физические приборы | Опорный конспект | Относительность движения. Система отсчета | § 13, задание № 4. Л. № 99, 101,103 | ||
11 | Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение | 1 | Комбинированный урок | Скорость прямолинейного равномерного движения | Опрос, тест | § 14, 15. Упр. 4(1,4) | ||||
12 | Расчет скорости, пути и времени движения | 1 | Урок закрепления знаний | Методы измерения расстояния, времени, скорости | Опрос, тест | §16. Упр. 5 (2, 4) |
13- 14 | Расчет скорости, пути и времени движения | 2 | Урок за- крепления знаний | Методы измерения расстояния, време- ни, скорости | времени, массы. силы; - выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости; - выражать величины в СИ | Физический диктант. Решение задач | §16 | |||
15 | Инерция | 1 | Комбинированный урок | Неравномерное движение | Опорный конспект | §17 | ||||
16 | Взаимодействие тел. Лабораторная работа № 4 Измерение скорости тела при равномерном движении. | 1 | Комбинированный урок | Взаимодействие тел | Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила. Уметь приводить примеры | Тест | §18. Л.207, 209 | |||
17 | Масса тела. Единицы массы | 1 | Комбинированный урок | Масса тела. Плотность вещества | Знать: - определение массы; - единицы масс. Уметь воспроизвести или написать формулу | Опорный кон-спект. Упр.12 (1,3,4,5). Подготовка к лабораторной работе | §1, подготовка к лабора- торной работе Na 3 | |||
18 | Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | Урок- практи- кум | Методы измерения массы и плотности | Умение работать с приборами при на- хождении массы тела | Написать вы- вод и пра- вильно офор- мить работу | Повторить §19,20. Упр. 6(1,3) | |||
19 | Плотность вещества | 1 | Комби- ниро- ванный урок | Знать определение плотности вещест- ва, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу | Тест | Вес тела | §21. Л. № 265. Подготовка к лабора- торным работам № | |||
20 | Лабораторная работа № 6 «Определение плотности твердых тел и жидкостей | 1 | Урок- практикум | Умение работать с приборами (мензур- ка, весы) | Написать вы- вод и правильно оформить работу | Повторить §21. Упр. 7 (1,2) |
21 | Контрольная работа № 1 за 1 четверть. | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения массы и плотности | Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества | Решение задач | §22 | |||
22 | Расчет массы и объема по его плотности | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения массы и плотности | Уметь: - работать с физическими величинами, входящими в - работать с приборами | Решение задач, | Упр. 8 (3, 4), повторить формулы, подготовиться к контрольной работе | |||
23 | Решение задач | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения массы и плотности | Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества | Решение задач, | ||||
24 | Сила. Сила - причина изменения скорости | 1 | Комбинированный урок | Сила | Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения | Опорный конспект | §23 | |||
25 | Явление тяготения. Сила тяжести | 1 | Комбинированный урок | Сила тяжести | Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу | Опорный конспект, Тест. Б. 2-13 | §24 | |||
26 | Сила упругости | 1 | Комбинированный урок | Сила упругости | Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу | Опорный конспект | § 25, 26. Л. № 328, 333, 334 | |||
27 | Единицы силы. Связь между силой и массой тела | 1 | Комбинированный урок | Единицы силы. Связь между силой и массой тела | Отработка формулы зависимости между силой и массой тела | Опрос, выполнение упр. 19 | §27, упр. 9(1,3) подготовка к лабораторной работе |
28 | Графическое изобра- жение силы. Сложение сил | 1 | Комбинированный урок | Правило сложения сил | Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело | Умение рабо- тать с чертежными инстру-ментами | §29, упр. 11(2,3) | |||
29 | Сила трения. Лабораторная работа № 7 Измерение коэффициента трения скольжения. | 1 | Урок практикум | Сила трения | Навыки работы с приборами | § 30-32, | ||||
30 | Контрольная работа № 2 за 2 четверть | 1 | Контрольная работа | Взаимодействие тел | Умения решать задачи | |||||
РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (23 час) | ||||||||||
31 | Давление. Единицы давления. | 1 | Урок изучения новых знаний | Давление | Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса | Тест, опорный конспект | § 33 Упр. 12 (2,3) | |||
32 | Способы уменьшения и увеличения давления | Давление | § 34. упр. 13, задание № 6 | |||||||
33 | Давление газа. Повторение понятии «плотность», «давление» | 1 | Комби- нированный урок | Давление | Проверка опорного конспекта | §35. Л. № 464, 470 | ||||
34 | Давление газа. Повторение понятии «плотность», «давление» | 1 | Урок за- крепления знаний | Давление, плотность газа | Решение задач | §35. Л. № 473 | ||||
35 | Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | Комбинированный урок | Решение задач | §37, 38 Л. 474, 476. Упр. 15(1) |
36 | Давление. Закон Паскаля | 1 | Урок за- крепления знаний | Давление. Закон Паскаля | - использовать физические приборы для измерения давления; - выражать величины в СИ | Решение задач. | Повторить § 37, 38. Л. 504-507 | |||
37 | Решение задач | 1 | Урок решения задач | Давление. Закон Паскаля | Решение задач. | Повторить § 37, 38. Л. 504-507 | ||||
38 | Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла | 1 | Комбинированный урок | Сообщающиеся со- суды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла | Озвучивание фрагмента документального учебного фильма о давлении. Рисунки, схема | § 39, задание 9(3) | ||||
39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления | 1 | Комбинированный урок | Атмосферное давление | Фронтальный опрос | §40,41. Упр. 17, 18, задание 10 | ||||
40 | Измерение атмосфер- ного давления | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления | Работа с при- борами, знание их устройства | §42, дополнительно § 7, упр. 19 (3,4), задание 11 | ||||
41 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления | Уметь: - объяснять переда- чу давления в жидкостях и газах; -использовать физические приборы для измерения давления | Тест, опорный конспект | § 43, 44, упр. 20, упр. 21 (1, 2) | |||
42 | Манометры | 1 | Комбинированный урок | Проверка опорного конспекта | § 45 | |||||
43 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления | Уметь: - объяснять переда- чу давления в жидкостях и газах | Решение задач. Упр. 23 | Гидрав- лические машины | § 46, 47 | ||
44 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 1 | Комбинированный урок | Закон Архимеда | Знать смысл физических законов: закон Архимеда. Уметь: | Рисунки | Условия плавания тел | §48, упр. 19 (2) |
45 | Архимедова сила | 1 | Комбинированн | объяснять переда - использовать физические приборы - выражать величины в СИ; - решать задачи на
| Проверка опорного конспекта, тест | §49, | ||||||||||||
46 | Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в воду тело» | 1 | Урок-практикум | Закон Архимеда | Уметь работать с физическими приборами | Повторить §49, упр. 24(2,4) | ||||||||||||
47 | Плавание тел | 1 | Комбинированный урок | Составление опорного конспекта | §50, упр. 25(3-5) | |||||||||||||
48 | Плавание тел | 1 | Урок закрепления знаний | Закон Архимеда | Отработка формул, решение задач | ТтГ№~605Л 611,612 | ||||||||||||
49 | Плавание судов | 1 | Комбинированный урок | Проверка опорного конспекта, тест | §51 | |||||||||||||
50 | Воздухоплавание | 1 | Урок изучения новых знаний | Закон Архимеда | Составление опорного конспекта | §52. Упр. 26 | ||||||||||||
51 | Лабораторная работа №9 «Выяснения условий плавания тела в жидкости» | 1 | Урок - практикум | Уметь работать с физическими приборами | Упр. 27(2) | |||||||||||||
52 | Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание | 1 | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Закон Архимеда | Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда | Составление обобщающей таблицы, решение задач | Задание 16, подготовка к контрольной работе | |||||||||||
53 | Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | Урок контроля | Решение задач | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ V. МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ (15 часов) | ||||||||||||||||||
54 | Работа | 1 | Урок изучения новых знаний | Работа | Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения | Составление опорного конспекта. Тест | §53. Упр. 28(3,4) | |||||||||||
55 | Мощность | 1 | Комбинированный урок | Мощность | Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения | Составление опорного конспекта. Тест | §54. Упр. 29 (3-6) | |||||||||||
56 | Мощность и работа | 1 | Урок проверки знаний и умений | Мощность и работа | Знать определение физических величин: работа, мощность- Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность | Проверка опорного конспекта, решение задач | ||||||||||||
57 | Рычаги | 1 | Урок изучения новых знаний | Знать устройство рычага | Тест. Знакомство с простыми механизмами | § 55, 56. Л. № 736. Задание 18 | ||||||||||||
58 | Момент силы | 1 | Комбинированный урок | Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы | Решение задач | § 57, под- готовка к лабораторной работе, упр. 30(2) | ||||||||||||
59 | Лабораторная работа № 10 «Изучение условия равновесия рычага» | 1 | Урок-практикум | Уметь: - проводить экспе - работать с физи | Вывод и оформление работы | §58, упр. 38, упр. 30(1, 3,4) |
60 | Блоки. Золотое правило механики | 1 | Комбинированный урок | Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах | Физический диктант | § 59, 60. Упр. 31(5) | ||||
61 | Золотое правило Механики. Лабораторная работа № 11 Нахождение центра тяжести плоского тела. | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать определения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия | Решение за- дач. Упр. 39 | Повторить §59, 60. Подготовиться к лабораторной работе. Л. 766 | ||||
62 | Лабораторная работа №12 «Определение КПД наклонной плоскости» | 1 | Урок- практикум | Методы измерения работы, мощности, КПД механизмов | Знать определения физических величин: КПД механизмов. Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную) | Вывод и оформление работы | §61 | |||
63 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии | 1 | Комбинированный урок | Кинетическая энер- гия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Методы измерения работы, мощности, энергии | Знать: - определения физических величин: - единицы измерения энергии; - закон сохранения | Составление опорного конспекта | § 62, 63. Упр. 32(1,4) | |||
64 | Превращение одного вида механической энергии в другой | 1 | Комбинированный урок | Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и ее превращения | Проверка опорного конспекта. Решение задач | §64. Л. 797 | ||||
65 | Превращение одного вида механической энергии в другой | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать определение, обозначение, формулы работы, энергии, мощности. Уметь решать задачи | Тест | Подготовка к контрольной работе |
66 | Контрольная работа №4 годовая | 1 | Урок контроля | Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия | Контрольная работа | |||||
67 | Урок-повторение | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Базовые понятия (Стандарт) | Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин | Тест | Анализ контрольной работы, работа над ошибками, повторение § 1-12 | |||
68 | Подведение итогов учебного года. |
4. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
4.1. Контролируемые элементы содержания программы
Контрольная работа № 1 за 1 четверть
Первоначальные сведения о строении вещества.
Контрольная работа № 2 за 2 четверть
Взаимодействие тел.
Контрольная работа № 3 за 3 четверть
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Контрольная работа № 4 годовая за курс физики 7 класса
Графики проведения контрольных работ в 7-х классах
№ Контрольной работы | Дата проведения | |||
7а | 7б | 7в | 7г | |
Контрольная работа № 1 за 1 четверть | ||||
Контрольная работа № 2 за 2 четверть | ||||
Контрольная работа № 3 за 3 четверть | ||||
Контрольная работа № 4 годовая | ||||
Всего: 4ч |
- Темы проектов
1.Исследование свойств бумаги.
2.Исследование физических свойств животных.
3.Исследование качества различной спортивной обуви.
4.Кристаллы в окружающем мире. Выращивание кристаллов.
5.Сбережение ресурсов . Вода.
6. Физика в игрушках.
7. Опыты с атмосферным давлением.
8. О чем говорят звезды?
9. Загадочные природные явления
10. Солнечная система
- Темы творческих работ
- В небесах, на земле и на море. (Физика удивительных природных явлений)
- Время и его измерение.
- Ускорители элементарных части: взгляд в будущее.
- Мифы звездного неба в культуре латиноамериканских народов.
- Влияние невесомости на жизнедеятельность организмов.
- Сравнительная характеристика космических скафандров России и США.
- Перспективы освоения околоземного пространства.
- Метеорная опасность для технических устройств на околоземной орбите.
- Удивительные свойства поверхности воды
- Опыты с мыльными пузырями
- Волшебные кристаллы
- Из чего и как пауки плетут сети?
- Что содержится в чашке чая?
4.4. Методические рекомендации
Оформление творческого проекта и работы
В данной разделе представлены основные правила и требования оформления творческого проекта, а также подробно приведены правила и требования оформления творческой работы учащихся в общеобразовательной школе.
Параметры страниц творческого проекта
Текст творческого проекта печатается на листах формата А4 с одной стороны.
Поля:
левое поле листа - 20 мм
правое - 10 мм
верхнее и нижнее - 15 мм
Текст набирается шрифтом Times New Roman.
Размер шрифта 14.
Интервал – полуторный.
Текст на странице выравнивается по ширине.
Обязательно делайте абзацные отступы величиной на усмотрение автора.
Текст творческой работы должен быть хорошо читаемым.
Заголовки в творческой работе
Заголовок печатается полужирным шрифтом с заглавной буквы, не подчеркивается, точка в конце не ставится. Переносы слов в заголовках глав не допускаются. Между заголовком и текстом делается отступ 2 интервала.
Каждая глава творческого проекта начинается с новой страницы. Нумеруются главы арабскими цифрами. Параграфы нумеруются цифрами через точку, где первая цифра – номер главы, вторая – номер параграфа (например, 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.). Если параграфы имеют тоже пункты, то их нумеруют соответственно тремя цифрами через точку (например, 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т.д.).
Сокращения и формулы в оформлении проекта
Старайтесь не использовать в тексте часто сокращения, исключением могут быть только сокращения общепринятые (Д.И. Алексеев Словарь сокращений русского языка – М., 1977).
Если упоминаете в тексте творческой работы фамилии других людей: авторов, ученых, исследователей и т.п., то их инициалы пишутся в начале фамилии.
При написании формул дается пояснение используемым символам (например: А-В=С, где А - количество денег до покупки, В - денег потрачено, С - денег осталось).
Оформление приложений проекта
Согласно правил оформления творческих проектов, рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи, эскизы, таблицы должны быть расположены и оформлены в конце описания творческой работы после Списка литературы на отдельных страницах в приложениях (например: Приложение 1, Приложение 2, ...).
Надпись Приложение 1 располагается в правом верхнем углу листа.
Фотографии, графики, диаграммы, чертежи, эскизы и таблицы
Все перечисленные выше объекты в приложениях нумеруются и подписываются.
Название располагают под картинкой (например: Рис. 1. Изменение ветра в течении недели, Фото 1. Вид на реку, График 1. Изменение параметра света, Диаграмма 1. Количество людей в Европе).
Таблицы в приложениях пронумерованы и озаглавлены. В таблицах применяется интервал одинарный. Обычно название и нумерация стоит под таблицей (Таблица 1. Характеристики роста).
При оформлении творческого проекта в конце того предложения где нужно указать на приложение пишут: (Приложение 1).
Нумерация страниц творческого проекта
После завершения набора творческой работы следует пронумеровать страницы.
Номера страниц ставятся начиная с цифры 2 со второй страницы. На первой номер не ставится. Расположение нумерации - внизу по центру.
Не допускается использование в оформлении творческой работы рамок и других элементов для украшения.
4.5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Ресурсное обеспечение
- А.В. Перышкин. «Физика. 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. 10-е изд., доп., М.: Дрофа, 2006.
- Задачник «Сборник задач по физике для 7-9 классов» Лукашик В.И., Иванова Е.В., 17-е изд., М.: «Просвещение», 2004.
- http://www.fizika.ru - электронные учебники по физике.
- http://class-fizika.narod.ru - интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.
- http://fizika-class.narod.ru - видеоопыты на уроках.
- http://www.openclass.ru -цифровые образовательные ресурсы.
- http://www.proshkolu.ru -библиотека – всё по предмету «Физика».
Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Устройства вывода звуковой информации, колонки для озвучивания всего класса.
Литература для учителя
1. Е.И. Гутник, Е.В. Рыбакова. Тематическое и поурочное планирование по физике 7 кл. – М.: Дрофа, 2002 г.
2. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы по физике 7 кл. (Тренировачные задания, задания для самоконтроля, самостоятельные работы, разноуровневые к/р). – М.: Дрофа, 2009 г.
3. Кирик Л.А. Физика 7 кл. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2007 г.
4. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике.7 класс: к учебнику А.В. Перышкина « Физика.7 класс». - М.: Издательство
« Экзамен», 2010.
5. Чеботарева А.В.Тесты по физике.7 кл.: к учебнику А.В. Перышкина «Физика.7 кл.» - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...
Рабочая программа и КТП 2019-2020г. 5 класс
Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач....