Конспект урока по физике в 10 классе «Аморфные и кристаллические тела»
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Гришаева Светлана Вячеславовна

Сегодня на уроке перед нами стоит проблема: создать классификацию твёрдых тел по их физическим свойствам. 

Перед вами несколько твёрдых тел. (Кубики, шарики из стекла, камня, металла, кусочки слюды, несколько кусков соли и  сахара, леденцы, янтарь)

Требуется разделить их на группы по любым свойствам и аргументировать свою теорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kristallicheskie_i_amorfnye_tela.docx40.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гнездиловская средняя общеобразовательная школа»

с. Гнездилово, Болховский р-он, Орловская обл.

Конспект урока по физике
в 10 классе

«Аморфные и кристаллические тела»

подготовила

учитель физики

Гришаева Светлана Вячеславовна

Тема урока: Аморфные и кристаллические тела.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: изучить твёрдые тела, их свойства и особенности. Убедиться в многообразии и необозримости окружающего мира. Выявить физическое звено связующей цепочки для твёрдых тел.

Задачи урока:

Образовательные:

  • содействовать усвоению учащимися; понятия твёрдое тело;
  • научить учащихся классифицировать твёрдые тела на аморфные и кристаллические.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать. обобщать и делать выводы;
  • развивать умение применять полученные знания в новых условиях.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету;
  • формирование научного мировоззрения.

Оборудование и материалы:

  • мультимедийный проектор с экраном;
  • набор кристаллических и аморфных тел;
  • микроскопы, предметные стёкла, кристаллы соли, марганца.

Структура урока:

Этап

Время, мин.

Приемы и методы

Приветствие.

1

Беседа.

Актуализация знаний.

4-5

Мозговой штурм.

Постановка учебной проблемы.

1-2

Проблемный диалог.

Изучение нового учебного материала.

20-25

Проведение опытов, составление опорного конспекта, беседа.

Закрепление, отработка умений.

8-10

Мозговой штурм.

Рефлексия. Домашнее задание.

2-3

Беседа. Запись задания на доске и в дневниках.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мультимедиа компонент

и методическое обоснование

  1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке и прежде чем мы приступим к работе,  давайте друг другу улыбнёмся и на этой позитивной ноте приступим к устному опросу.

  1. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.

1.Какие состояния вещества вы знаете?

2.Какими свойствами обладают тела в твёрдом состоянии?

3. Назовите несколько твёрдых тел.

4. Сравните свойства, найдите сходство и различие.

5. Как вы думаете, в чём заключаются отличия физических свойств различных тел?

1.Твёрдое, жидкое, газообразное.

2.Сохраняют форму и объём.

3.Камень, лёд.

4. Все тела состоят из молекул, но в газах расстояние между ними самое большое, а в твёрдых телах самое сильное притяжение.

5. Разные: теплопроводность, плотность, оптическая проницаемость, сжимаемость…

Актуализация опорных знаний

и личного опыта учащихся.

  1. Постановка учебной проблемы.

- Сегодня на уроке перед нами стоит проблема: создать классификацию твёрдых тел по их физическим свойствам.

- Перед вами несколько твёрдых тел. (Кубики, шарики из стекла, камня, металла, кусочки слюды, несколько кусков соли и  сахара, леденцы, янтарь)

- Требуется разделить их на группы по любым свойствам и аргументировать свою теорию. На это отводится 2 минуты.

(После выполнения задания обобщаю предложенные результаты, обсуждая и комментируя каждый вариант)

Вывод: Можно использовать несколько способов классификации твёрдых тел, но сегодня я предлагаю изучить только один: деление твёрдых тел на кристаллические и аморфные. 

- Определяющим фактором при данной классификации являются различия в молекулярном строении и, как следствие – различие физических свойств.

- Тема нашего урока: Кристаллические и аморфные тела. Запишите тему урока в тетрадь.

- Цель нашего урока - изучить твёрдые тела, их свойства и особенности. Убедиться в многообразии и необозримости окружающего мира. Выявить физическое звено связующей цепочки для твёрдых тел.

Возможные варианты:

съедобное, несъедобное; прозрачное, непрозрачное; прочное, хрупкое…

Слайд 1

Мотивационный компонент.

Эмоциональный настрой.

3. Изучение нового материала (фронтальный эксперимент, культурно-исторический экскурс)

- Мы живём на поверхности твёрдого тела – земного шара, в сооружениях. построенных из твёрдых тел, -домах. Наше тело, хотя и содержит 65% воды (мозг – 80%), тоже твёрдое. Орудия труда также сделаны из твёрдых тел, знать свойства твёрдых тел жизненно необходимо.

Фронтальный эксперимент.

- Перед вами микроскопы с предметными стёклами, на которых находится поваренная соль, марганец.

- Сформулируйте для них сходства и различия.

(После выполнения задания обобщаю предложенные результаты, обсуждая и комментируя каждый вариант)

- Как вы думаете, кристаллическими или аморфными являются изученные вами вещества?

Возможные варианты ответов:

Сходство в правильности геометрических форм, различие в цвете, форме, прозрачности…

Наиболее вероятный ответ учеников: кристаллическими.

Мотивационный компонент.

Эмоциональный настрой.

- Кристаллы – это твёрдые тела, атомы или молекулы которых  образуют кристаллическую решётку.

Запишите определение в тетрадь.

- Примером могут служить некоторые из них.

- Существует несколько типов кристаллических решёток: кубическая, гексагональная, кубическая центрированная, гранецентрированная и много других.

Слайд 2-3. 

Получение новых знаний

Слайд 4-5

- Кристаллические тела бывают монокристаллические и поликристаллические. Запишем в тетрадь.

- Названия говорят сами за себя:

Монокристаллы – одиночные кристаллы. Запишите в тетрадь.

- Твёрдое тело, состоящее из большого числа маленьких кристаллов, называют поликристаллическими.

 Запишите в тетрадь.

- С помощью микроскопов вы рассмотрели именно монокристаллы и визуально определили одно из весьма распространённых свойств – правильность геометрических форм, как следствие упорядоченного внутреннего строения.

- Попробуйте из нашего набора выбрать монокристаллические и поликристаллические тела.

Наиболее вероятные ответы учеников: кристаллы соли и марганца под микроскопом – монокристаллы, куски соли, сахара – поликристаллы.

Слайд 6. 

Получение новых знаний.

Слайд 7

Слайд 8

-Упорядоченное строение кристалла объясняет и анизотропию – зависимость физических свойств от выбранного направления.

Запишем в тетрадь.

- Если расколоть большой монокристалл соли, мы получим кристаллы в виде кубиков. Слюда с лёгкостью разделяется на тонкие пластины, но разделить её поперёк слоям удастся с большим трудом.

- Кристалл турмалина имеет ось симметрии и поляризует проходящий через него свет. Если расположить кристаллы так, чтобы их оси были взаимно перпендикулярны, то свет через них не пройдёт Данную особенность турмалина широко применяют при изготовлении оптических приборов.

Слайд 9.

Получение новых знаний.

- Поликристаллические тела мы встречаем гораздо чаще, чем монокристаллические. Часто одни и те же вещества зачастую встречаются как в монокристаллическом, так и а поликристаллическом виде: кристаллик соли и целые «кирпичи» соли, полученные в результате неправильно хранения (монокристаллы срастаются в поликристалл), куски сахара, если присмотреться к кусочку гранита, вы заметите миллиарды мельчайших монокристаллов, соединённых в один поликристалл…

- На этом свойства кристаллических тел не исчерпаны.

Загадочным и непостижимым остаётся полиморфизм – существование различных кристаллических структур у одного и того же вещества: разновидности углерода – одно из самых ярких тому доказательств. Графит, алмаз, фуллерен – совершенно не похожи друг на друга.

Слайд 10

Получение новых знаний.

Поэзия, завидуй кристаллографии!

(О. Мандельштам)

Использование межпредметных связей.

- Мир кристаллов разнообразен и многогранен, но не следует забывать, что существуют и другие виды твёрдых тел – аморфные. 

- Определяющим отличительным свойством является отсутствие определённой температуры плавления.

- Кристаллические тела имеют определённую температуру плавления.

Слайд 11

Использование межпредметных связей.

Слайд 12

- У аморфных тел нет строгого порядка в расположении атомов

Слайд 13

Использование межпредметных связей.

- Аморфные тела изотропны (физические свойства не зависят от направления).

Слайд 14

Использование межпредметных связей.

- Давайте вернёмся к рассмотрению  и классификации твёрдых тел. Предлагаю вам разделить их на кристаллические и аморфные.

Оформление записи в тетради.

- К кристаллическим не относятся стекло и леденцы - это аморфные тела.  Они не имеют правильной кристаллической решётки, определенной температуры плавления. Любопытно, что получаются они путём обработки кристаллических тел, в результате которой меняется структура веществ. Обратите внимание на то, что многие тела не поддаются анализу.  Обнаружить полиморфизм, анизотропию и даже правильность форм (у обработанных тел) зачастую невозможно! Необходимы более глубокие исследования. Нам остаётся пользоваться знаниями, полученными на уроках химии, физики и жизненным опытом.

Возможные варианты ответов:

кристаллические – соль, сахар, металлы, стекло леденцы;

аморфные – янтарь.

Слайд 15

Систематизация и конкретизация ранее полученных знаний.

- Мир твёрдых тел не исчерпывается кристаллическими и аморфными телами. Живая природа – это мир полимеров! Молекулы белка и ДНК, молекулы полиэтилена и многое другое.  

слайд

Использование межпредметных связей.

4. Закрепление.

- Итак, какую классификацию твёрдых тел мы изучили на сегодняшнем уроке?

- Как классифицируются кристаллические тела?

- Какие свойства отличают кристаллические тела?

- Какие свойства отличают монокристаллы?

- Теперь мы систематизируем результаты урока и оформим таблицу классификации и характеристики твёрдых тел.

- На листочках каждый из вас создаёт свою собственную таблицу и через 5 минут мы обсудим результат.

- Давайте рассмотрим возможные варианты.

- Лучшие работы оцениваются. Ученики оформляют таблицу в тетрадях.

Деление на аморфные и кристаллические.

На моно- и поли- кристаллы.

Наличие правильной кристаллической решётки, определенной температуры плавления, полиморфизм.

Анизотропия.

Ученики работают самостоятельно.

Вариант таблицы приведён в документе «Приложения».

Установление обратной связи.

5. Рефлексия, дифференцированное домашнее задание

- Нельзя окружающий мир разложить по полочкам, но наличие знаний об устройстве окружающих нас тел жизненно необходимо. Человечество нуждается в веществах с самыми различными свойствами – прозрачных и непрозрачных, жёстких  и эластичных, тугоплавких, сверхпроводящих и многих других. Для создания нового необходимо изучить особенности имеющегося материала. Только пытливость и активный поиск двигают науку вперёд. Дерзайте, творите, фантазируйте!

- Домашнее задание: гл.12 

- И в заключение вам предлагается прекрасный эксперимент по выращиванию кристаллов. (Экспериментальное задание). Зарисовать увиденное.

Эмоциональный компонент.

Литература:

  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ М.: «Просвещение», 2009г.
  2. М.И. Блудов «Беседы по физике»/ М.: «Просвещение» 1992

Электронные источники:

  1. http://www.kristallikov.net/page6.html 
  2. http://unix66.ru/content/4865/ 
  3. http://nifiga-sebe.ru/index.php?newsid=19453 
  4. http://foto.mail.ru/mail/kundun/70/99.html#_grs=photo.myspot.albumindex 
  5. http://www.scorcher.ru/art/chemistry/chemistry_cristalls.php 
  6.  http://cotiki.ucoz.ru/photo/avtorskaja_koshka/koshki_skulptury/109 
  7. http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=astrofoto&id=143
  8. http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/katalog-azurit.htm
  9. http://eva.ru/albumpage/307233/875210.htm
  10. http://mirtesen.ru/people/791042108/photos
  11. http://ksanty.narod.ru/ks_podr.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока по физике на тему"Сила тяжести.Вес тела".

план- конспект урока с использованием интерактивной доски для 7 класса....

Конспект урока по физике 7 класс "Расчет массы и объема тела по его плотности"

Конспект урока  по физике  7 класс "Расчет массы и объема тела по его плотности"...

Конспект урока по физике "Вес тела"

Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Вес тела"...

Конспект урока по физике 7 кл:"Дествие жидкости и газа на погружённое в них тело"

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. Он носит развивающий , обучающий и воспитывающий характер. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников  исп...

Масса тела (конспект урока по физике для 7 класса)

Представлен конспект урока по физики для 7 класса....

Конспект урока по физике " Расчет массы и объема тела"

Урок по физике на тему "Расчет массы и объема тела"...