Этапы урока
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Мультимедиа компонент и методическое обоснование |
- Приветствие.
| - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке и прежде чем мы приступим к работе, давайте друг другу улыбнёмся и на этой позитивной ноте приступим к устному опросу.
|
|
|
- Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.
| 1.Какие состояния вещества вы знаете? 2.Какими свойствами обладают тела в твёрдом состоянии? 3. Назовите несколько твёрдых тел. 4. Сравните свойства, найдите сходство и различие.
5. Как вы думаете, в чём заключаются отличия физических свойств различных тел?
| 1.Твёрдое, жидкое, газообразное. 2.Сохраняют форму и объём.
3.Камень, лёд. 4. Все тела состоят из молекул, но в газах расстояние между ними самое большое, а в твёрдых телах самое сильное притяжение. 5. Разные: теплопроводность, плотность, оптическая проницаемость, сжимаемость… |
Актуализация опорных знаний и личного опыта учащихся.
|
- Постановка учебной проблемы.
| - Сегодня на уроке перед нами стоит проблема: создать классификацию твёрдых тел по их физическим свойствам. - Перед вами несколько твёрдых тел. (Кубики, шарики из стекла, камня, металла, кусочки слюды, несколько кусков соли и сахара, леденцы, янтарь) - Требуется разделить их на группы по любым свойствам и аргументировать свою теорию. На это отводится 2 минуты.
(После выполнения задания обобщаю предложенные результаты, обсуждая и комментируя каждый вариант)
Вывод: Можно использовать несколько способов классификации твёрдых тел, но сегодня я предлагаю изучить только один: деление твёрдых тел на кристаллические и аморфные.
- Определяющим фактором при данной классификации являются различия в молекулярном строении и, как следствие – различие физических свойств.
- Тема нашего урока: Кристаллические и аморфные тела. Запишите тему урока в тетрадь.
- Цель нашего урока - изучить твёрдые тела, их свойства и особенности. Убедиться в многообразии и необозримости окружающего мира. Выявить физическое звено связующей цепочки для твёрдых тел.
|
Возможные варианты: съедобное, несъедобное; прозрачное, непрозрачное; прочное, хрупкое… |
Слайд 1
Мотивационный компонент. Эмоциональный настрой.
|
3. Изучение нового материала (фронтальный эксперимент, культурно-исторический экскурс)
| - Мы живём на поверхности твёрдого тела – земного шара, в сооружениях. построенных из твёрдых тел, -домах. Наше тело, хотя и содержит 65% воды (мозг – 80%), тоже твёрдое. Орудия труда также сделаны из твёрдых тел, знать свойства твёрдых тел жизненно необходимо.
Фронтальный эксперимент. - Перед вами микроскопы с предметными стёклами, на которых находится поваренная соль, марганец. - Сформулируйте для них сходства и различия. (После выполнения задания обобщаю предложенные результаты, обсуждая и комментируя каждый вариант) - Как вы думаете, кристаллическими или аморфными являются изученные вами вещества?
|
Возможные варианты ответов: Сходство в правильности геометрических форм, различие в цвете, форме, прозрачности…
Наиболее вероятный ответ учеников: кристаллическими. | Мотивационный компонент. Эмоциональный настрой.
|
| - Кристаллы – это твёрдые тела, атомы или молекулы которых образуют кристаллическую решётку. Запишите определение в тетрадь. - Примером могут служить некоторые из них. - Существует несколько типов кристаллических решёток: кубическая, гексагональная, кубическая центрированная, гранецентрированная и много других.
|
| Слайд 2-3. Получение новых знаний
Слайд 4-5 |
| - Кристаллические тела бывают монокристаллические и поликристаллические. Запишем в тетрадь. - Названия говорят сами за себя: Монокристаллы – одиночные кристаллы. Запишите в тетрадь.
- Твёрдое тело, состоящее из большого числа маленьких кристаллов, называют поликристаллическими. Запишите в тетрадь.
- С помощью микроскопов вы рассмотрели именно монокристаллы и визуально определили одно из весьма распространённых свойств – правильность геометрических форм, как следствие упорядоченного внутреннего строения. - Попробуйте из нашего набора выбрать монокристаллические и поликристаллические тела. |
Наиболее вероятные ответы учеников: кристаллы соли и марганца под микроскопом – монокристаллы, куски соли, сахара – поликристаллы. | Слайд 6. Получение новых знаний. Слайд 7
Слайд 8 |
|
-Упорядоченное строение кристалла объясняет и анизотропию – зависимость физических свойств от выбранного направления. Запишем в тетрадь.
- Если расколоть большой монокристалл соли, мы получим кристаллы в виде кубиков. Слюда с лёгкостью разделяется на тонкие пластины, но разделить её поперёк слоям удастся с большим трудом.
- Кристалл турмалина имеет ось симметрии и поляризует проходящий через него свет. Если расположить кристаллы так, чтобы их оси были взаимно перпендикулярны, то свет через них не пройдёт Данную особенность турмалина широко применяют при изготовлении оптических приборов.
|
| Слайд 9. Получение новых знаний. |
| - Поликристаллические тела мы встречаем гораздо чаще, чем монокристаллические. Часто одни и те же вещества зачастую встречаются как в монокристаллическом, так и а поликристаллическом виде: кристаллик соли и целые «кирпичи» соли, полученные в результате неправильно хранения (монокристаллы срастаются в поликристалл), куски сахара, если присмотреться к кусочку гранита, вы заметите миллиарды мельчайших монокристаллов, соединённых в один поликристалл…
|
|
|
| - На этом свойства кристаллических тел не исчерпаны. Загадочным и непостижимым остаётся полиморфизм – существование различных кристаллических структур у одного и того же вещества: разновидности углерода – одно из самых ярких тому доказательств. Графит, алмаз, фуллерен – совершенно не похожи друг на друга.
|
| Слайд 10 Получение новых знаний. |
| Поэзия, завидуй кристаллографии! (О. Мандельштам)
|
| Использование межпредметных связей. |
| - Мир кристаллов разнообразен и многогранен, но не следует забывать, что существуют и другие виды твёрдых тел – аморфные. - Определяющим отличительным свойством является отсутствие определённой температуры плавления.
- Кристаллические тела имеют определённую температуру плавления.
|
| Слайд 11 Использование межпредметных связей. Слайд 12 |
| - У аморфных тел нет строгого порядка в расположении атомов |
| Слайд 13 Использование межпредметных связей. |
| - Аморфные тела изотропны (физические свойства не зависят от направления). |
| Слайд 14 Использование межпредметных связей. |
| - Давайте вернёмся к рассмотрению и классификации твёрдых тел. Предлагаю вам разделить их на кристаллические и аморфные.
Оформление записи в тетради.
- К кристаллическим не относятся стекло и леденцы - это аморфные тела. Они не имеют правильной кристаллической решётки, определенной температуры плавления. Любопытно, что получаются они путём обработки кристаллических тел, в результате которой меняется структура веществ. Обратите внимание на то, что многие тела не поддаются анализу. Обнаружить полиморфизм, анизотропию и даже правильность форм (у обработанных тел) зачастую невозможно! Необходимы более глубокие исследования. Нам остаётся пользоваться знаниями, полученными на уроках химии, физики и жизненным опытом.
| Возможные варианты ответов: кристаллические – соль, сахар, металлы, стекло леденцы; аморфные – янтарь. |
Слайд 15 Систематизация и конкретизация ранее полученных знаний.
|
| - Мир твёрдых тел не исчерпывается кристаллическими и аморфными телами. Живая природа – это мир полимеров! Молекулы белка и ДНК, молекулы полиэтилена и многое другое. |
| слайд Использование межпредметных связей.
|
4. Закрепление.
| - Итак, какую классификацию твёрдых тел мы изучили на сегодняшнем уроке? - Как классифицируются кристаллические тела? - Какие свойства отличают кристаллические тела? - Какие свойства отличают монокристаллы? - Теперь мы систематизируем результаты урока и оформим таблицу классификации и характеристики твёрдых тел. - На листочках каждый из вас создаёт свою собственную таблицу и через 5 минут мы обсудим результат. - Давайте рассмотрим возможные варианты. - Лучшие работы оцениваются. Ученики оформляют таблицу в тетрадях. | Деление на аморфные и кристаллические. На моно- и поли- кристаллы. Наличие правильной кристаллической решётки, определенной температуры плавления, полиморфизм. Анизотропия. Ученики работают самостоятельно. Вариант таблицы приведён в документе «Приложения». | Установление обратной связи.
|
5. Рефлексия, дифференцированное домашнее задание
| - Нельзя окружающий мир разложить по полочкам, но наличие знаний об устройстве окружающих нас тел жизненно необходимо. Человечество нуждается в веществах с самыми различными свойствами – прозрачных и непрозрачных, жёстких и эластичных, тугоплавких, сверхпроводящих и многих других. Для создания нового необходимо изучить особенности имеющегося материала. Только пытливость и активный поиск двигают науку вперёд. Дерзайте, творите, фантазируйте!
- Домашнее задание: гл.12 - И в заключение вам предлагается прекрасный эксперимент по выращиванию кристаллов. (Экспериментальное задание). Зарисовать увиденное. |
|
Эмоциональный компонент.
|