Дифференцированный подход в обучении физике
статья по физике на тему
Дифференцированный подход в обучении на уроках физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod_v_obuchenii_fizike.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в обучении физике.
Общепризнанно, что физика – предмет трудный. На это накладывается сформированное в общеобразовательной школе негативное отношение к предмету (“не понимаю”, “конфликтовал с учителем”, “не нравится”, “сложный предмет”, “не нужен для профессии” и т.п.)
Вопросы, с которыми сталкивается преподаватель физики:
- Как изменить отношение учащихся к предмету?
- Как научить ребят учиться?
- Что необходимо сделать, чтобы интерес учащихся к научным знаниям не был ситуативным и по возможности - стал частью их профессиональной жизни?
- Как организовать учение, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное занятие?
- Как через уроки и внеклассную работу по предмету развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся?
По моему мнению, для системного решения вышеозначенных проблем необходимо обеспечить “ситуацию успеха”. Одним из возможных путей успешной деятельности учащихся является уровневая дифференциация, при которой каждый обучается на доступном ему уровне трудности (в зоне своего ближайшего развития).
Следует различать два термина: “дифференцированное обучение” и “дифференцированный подход в обучении”. В первом случае рассматриваются социально-экономические, правовые, организационно-управленческие, дидактические аспекты обучения. Во втором случае речь идет о научной разработке дифференцированного подхода к каждому ученику для формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения.
В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения. Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне.
Особо хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного образования.
В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблему, связанную с изучением физики, я решаю через дифференцированный подход в обучении.
Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания учитывающие имеющиеся у учащихся предварительные знания по теме.
Для реализации дифференцированного подхода в обучении использую следующие приёмы:
1) Разноуровневые карточки–задания для самостоятельного выполнения.
Каждая карточка–задание состоит из трёх задач:
- Первый уровень – задача на знание и применение прямой формулы или физического закона.
- Второй уровень – задача в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.
- Третий уровень – задача творческого характера, требующая знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.
2) Дифференцированные контрольные работы.
Контрольная работа состоит из 9 заданий: первые 3 задачи-1 группы сложности, следующие 3 задачи-2 группы сложности, и последние 3 задачи – 3 группы сложности. Как оцениваю выполненные задания?
Оценка «3» ставится, если учащийся выполняет 3 задачи 1 уровня (обязательный минимум стандарта образования), оценка «4» ставится, если дополнительно решается еще одна из 2 уровня. Оценка «5» ставится, если еще дополнительно решается одна задача из 3 уровня. Такие контрольные работы детям нравятся, так как они дают возможность критически оценить свои знания.
3) При решении задач использую несколько приемов:
«Вихрь задач»
На доске пишу ряд номеров задач, подлежащих решению: ученик, справившись с первой, показывает листок, на котором она сделана, учителю и принимается за следующую. Таким образом, каждый работает в том темпе, который ему под силу.
«Охота за пятерками».
Прием аналогичен предыдущему, но в нем решение предъявляется учителю не на листке, а на доске, к которой ученик молча выходит и записывает свои выкладки;
Группам, состоящим из учеников-пятерочников и четверочников, предлагают задачи повышенной сложности, а группам троечников — более простые, типовые.
Решение задач в «своем темпе» из списка, данного на урок.
4) При изучении нового материала можно использовать такой прием: группы (их можно делать до 5 - 6 ), готовят сообщение по материалу новой темы, каждая берет определенный вопрос. В группах назначают специалистов по профилю и каждый подготавливает материал в своем ракурсе.
Разумеется, что выбор групп и специалистов идет с учетом индивидуальных особенностей ученика. Наиболее эффективны такие уроки по изучению приборов, устройств, законов и опытов. Класс делится на секции:
- Теоретиков, которые подготавливают материал о необходимости создания данного устройства, его назначении, дают историческую справку и хронологию открытия;
- Конструкторов, они готовят схему устройства, назначение и описание отдельных частей или деталей;
- Испытателей, подготавливают рассказ о работе прибора, опираясь на физический принцип и законы;
- Использователи, эта секция расскажет о том, где и как находит свое применение данный прибор;
- Отдел контроля, который анализирует работу, устройства, “плюсы” и “минусы” механизма и его влияния на окружающую среду.
Заранее к уроку заготавливается литература, таблицы, слайды, приборы и так далее. В течение первой половины урока группы, изучая предложенную литературу и другие средства, готовят ответ - выступление по своей теме. Работы внутри группы хватит на каждого ее участника. Вторая часть урока - выступление и обсуждения, остальные слушающие заносят наиболее важные тезисы в тетрадь. При такой форме проведения урока учащиеся заняты продуктивным умственным трудом, так как работает каждый, самостоятельно, активно, а главное - в меру своих способностей и возможностей.
5) Дифференцированный подход при выполнении лабораторных работ.
Практическая деятельность ученика в школе чаще всего сводится к работе по описанию или инструкции. Детям со слабой и средней подготовленностью это вполне приемлемо. Но, я считаю, что крайне не эффективна эта работа со всеми учениками класса. Для способных детей в работу надо включать творческие задания. Так, например, в работе “Измерение жесткости пружины” для первого уровня дать стандартное описание по учебнику, для более высокого - предложить измерить жесткость двух “параллельных” ( или “последовательных”) пружин. Хорошо поддаются разделению на сложность работы по электричеству в 8 классе.
6) В 7 -10 классах стараюсь использовать игровые методы (решение кроссвордов, разгадывание загадок, объяснение смысла пословиц, неправильная запись формул, анализ отрывка из стихотворения или литературного произведения и т.д.).
7) Использование проектно - исследовательской технологии, которая позволяет решать ряд важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и, в тоже время, понимать роль и значение групповой работы.
При использовании проектно - исследовательской технологии учащиеся учатся проводить наблюдения, обрабатывать и систематизировать полученные данные, ставить проблемные вопросы и выдвигать обоснованные предположения, измерять физические величины и устанавливать зависимость между ними, моделировать явления, делать теоретические выводы и проверять их экспериментально, проверять в процессе проведения эксперимента законы природы, а при возможности и устанавливать их, изучать принципы действия приборов, конструировать несложные устройства на основе изученных явлений. Учащиеся получают также задания исследовательского и конструкторского характера, которые школьники с успехом могут выполнить дома.
В целях реализации технологии уровневой дифференциации необходимо проводить контроль и учет знаний каждого учащегося по каждой теме. Такой учет легко осуществлять, имея сводную таблицу:
Тема: | Класс | ||||
Ф.И. | Результаты
| Результаты письменных работ
| Творческие
| Итоговая отметка | Рекомендации |
Такой подход позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, что позволяет решить проблему успеваемости.
Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся и оценка:
Уровни усвоения Действия учащегося | |
Первый - репродуктивный (удовлетворительно)
|
|
Второй – практический (хорошо)
|
|
Третий – творческий (отлично)
|
|
Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.
При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении физике
Статья, раскрывающая значение дифференцированного подхода при обучении физике в общеобразовательной школе....
Дифференцированный подход в обучении физике
Статья, раскрывающая значение дифференцированного подхода при обучении физике в общеобразовательной школе....
Дифференцированный подход в обучении физики
Общепризнанно, что физика – предмет трудный. К тому же многие учащиеся имеют низкий уровень общеучебных умений и навыков. В связи с этим учитель физики сталкивается со следующими вопросами:·...
Дифференцированный подход в обучении физики
Дифференцированный подход...
Дифференцированный подход в обучении физики
Повышение внимания к проблеме дифференцированного подхода является естественной и объективной потребностью современного образовательного процесса. Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить ...
"Интегративно - дифференцированный подход в обучении физики - современная инновационная идея развития образовательного пространства"
При традиционном подходе к образовательному процессу по предмету "Физика", который ориентирован на формирование определенной системы знаний, умений и навыков не всегда дает возможность...
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
В ДАННОЙ РАБОТЕ ОТРАЖЕНО КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДАЕТ "ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД"...