"Интегративно - дифференцированный подход в обучении физики - современная инновационная идея развития образовательного пространства"
методическая разработка по физике по теме
При традиционном подходе к образовательному процессу по предмету "Физика", который ориентирован на формирование определенной системы знаний, умений и навыков не всегда дает возможность использование выпускником полученной информации для професиональной деятельности в нужном объеме...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка по предмету "Физика" | 38.98 КБ |
Предварительный просмотр:
При традиционном подходе к образовательному процессу, который ориентирован на формирование определенной системы знаний, умений и навыков, не всегда дает возможность использования выпускником полученной информации для профессиональной деятельности в нужном объеме. Компетентностный подход в этом плане, как современная инновационная идея развития образовательного пространства, является приоритетом не только в приобретении знаний, но формированием интегративного мышления современного специалиста. Согласно ФГОС СПО по профессии 21.01012 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых (Приказ Минобразования РФ от 12.05.2014 № 493)
по дисциплине ОП.02 «Электротехника и электроника» обучающийся должен:
уметь:
- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
- правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
- рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
- снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
- собирать электрические схемы;
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.
знать:
- классификацию электронных приборов, их устройство и область применения
- принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
- принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
- устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;
Для реализации этих умений и навыков я применяю интегрированно-дифференцированный подход, который дает возможность для оптимального выполнения трудовой деятельности в современной производственной среде; обеспечить способность делать эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии; самооценки; быстрой, гибкой и адаптивной реакции на динамику обстоятельств и среды. В общем, из этих характеристик можно сделать вывод о том, что модель формирования компетентности специалиста должна содержать систему дидактических и воспитательных целей, которые обеспечиваются реализацией определенных содержательных компонентов – специального (профессионального), интеллектуального, творческого, нравственного, коммуникативного, волевого и др.
Интегративно-дифференцированный подход связывает применение модульно-дифференцированной организации содержания элементов предмета физики и элементов других учебных дисциплин, таких как «Электротехника и электроника». Такой способ «подачи» материала предполагает, во-первых, модульную его организацию (по модульной технологии). Весь материал делится на блоки и модули. Каждый модуль включает в себя несколько учебных элементов (в зависимости от темы). Во-вторых применяется дифференцированность учебных элементов по уровням. Кроме того, интегративно-дифференцированный подход основан на учете когнитивного стиля мышления, то есть способа восприятия окружающего мира, создание собственного образа мира. Учет когнитивного стиля каждого обучающегося делает процесс освоения предмета успешным, способствующим умственному и личностному развитию.
Для каждого когнитивного стиля мышления разрабатываются технологические карты трех уровней сложности, по которым в дальнейшем обучающиеся работают самостоятельно.
Я предлагаю рассмотреть реализацию интегративно-дифференцированного подхода на модульном занятии по теме «Электроизмерительные приборы».Тема урока входит в рабочую программу по физике для обучающихся 2 куса по специальности21.01012 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых в системе СПО. Данная тема урока входит в раздел «Магнитное поле» и на его изучение отводится 2 часов. Обучающимся необходимо знать: устройство, принцип действия и практическое применение электроизмерительных приборов (в дальнейшем ЭИП). Так как они в дальнейшем будут изучать приборы на буровых установках, то данную тему эффективнее всего изучить с помощью технологии модульного обучения.
Модуль | М4. Электроизмерительные приборы | |
Учебные элементы | УЭ0 (ДЦМ) | Постановка целей урока Расширить знания учащихся по теме «Сила Ампера». |
УЭ1 | Актуализация знаний -научиться применять ЭИП в технике | |
УЭ2 (ЧЦМ) | Повторение пройденного материала Проверить знания учащихся | |
УЭ3 | Устройство и принцип действия приборов электромагнитной и магнитоэлектрической систем; условное изображение на шкалах ЭИП | |
УЭ4 | Практическое исследование приборов различных систем (3 уровня сложности) | |
УЭ5 | Применение действия силы Ампера в других устройствах (проблемная ситуация) | |
УЭ6 | Выходной контроль | |
УЭ7 | Подведение итогов |
Тема: “ Электроизмерительные приборы ”
Цель урока:
Формирование у студентов понятия об устройстве и принципе действия ЭИП на основе действия магнитного поля на проводник с током
Задачи:
- Образовательные: расширить знания по изучению приборов; выработать умения и навыки применять полученные знания на практике; научить читать шкалу приборов; уметь рассказывать устройство и принцип действия приборов
- Развивающие: развивать способность анализировать условие задания; обобщать изученный материал, делать выводы при выполнении практических работ; оценивать ответы товарищей; продолжать развивать речь с использованием физических и технических терминов
- Воспитательные: обогащать знания на основе духа соперничества; воспитывать доброжелательность друг к другу; оценивать свои ответы и ответы других студентов; бережно относиться к материалам и оборудованию; прививать интерес к физике и технике.
Техническое оборудование
- ЭИП различных систем и назначений
- Магнитоэлектрическая машина
- Штатив с кольцом
- Дугообразный магнит
- Проволочный виток
- Ключ
- Динамик
- Соединительные провода
Плакаты
- «Электромагнитная система. Магнитоэлектрическая система»
- «Магнитное поле электрического поля. Сила Ампера»
Раздаточный материал
1. Технологические карты для каждого когнитивного стиля 3-х уровней
2. Эталоны ответов
3. Карточки-вопросы
4. Карточки-подсказки
Тип урока: Комбинированный
Методика проведения: Использование интегративно-дифференцированного подхода в обучении физике с учетом когнитивных стилей мышления обучающихся
Формы обучения:Групповая с учетом типа когнитивного стиля.
Ход урока
На доске записываем число и тему урока: « Электроизмерительные приборы»
Затем слово преподавателя:
Пытливый ум человека всегда
Привлекал таинственные силы природы:
Кто заставляет вращаться магнитную стрелку?
И ток проходящий через катушку-
Как создаются магнитные силы?
А также в электромашинах якоря движение
Как возникает такое явление?
I. Организационный этап:
Дидактическая задача: Подготовить обучающихся к работе на занятии.
Взаимное приветствие преподавателя и студентов, определение отсутствующих, проверка подготовленности к уроку, организация внимания.
II. Этап подготовкистудентов к активному и сознательному усвоению учебного материала.
Дидактическая задача: Организовать и целенаправить познавательную деятельность студентов.
УЭ 1 – Актуализация знаний. Содержание данного учебного элемента одинаково для всех уровней и стилей мышления.
Производится показ ЭИП различных систем и назначений
УЭ2 Этап первичной проверки понимания обучающихсяпройденного учебного материала.
Дидактическая задача: Установить осознанность усвоения пройденного учебного материала и подготовить к восприятию нового.
Содержание этапа: группа 1 уровня сложности обоих когнитивных стилей – воспроизводит ранее изученный материал с применением карточек-подсказок(приложение № 1,2,3,5), 2 и 3 уровня сложности обоих когнитивных стилей – отвечают письменно в тетрадях ((приложение № 6)
Подводится итог этапа первичной проверки пониманиястудентовпройденного материала
УЭ 3Устройство и принцип действия приборов электромагнитной и магнитоэлектрической систем;условное изображение на шкалах ЭИП
Содержание этапа: Студентызаписывают изученный материал данного УЭв тетрадях. Производится демонстрация действия электродвигателя и действия магнитного поля на проводник с током.
УЭ 4 – Практическая работа студентов с учетом типа когнитивного стиля в соответствии с выбранным уровнем сложности. Производят запись необходимого материала и в технологические карты. (Приложение 7)
Этап проверки понимания студентов нового учебного материала.
Содержание этапа: группа 1 уровня сложности обоих когнитивных стилей – воспроизводит изученный материал данного УЭ, заполняя карту 1-4 вопросов;5-6 вопрос 2 уровня сложности;3 уровня сложности обоих когнитивных стилей – дополняют ответы группы 1и 2.
УЭ 5 – Самостоятельное выполнение экспериментального задания студентами с учетом типа когнитивного стиля в соответствии с выбранным уровнем сложности. Производят запись выводов в тетрадь.
Содержание этапа: группа 1 уровня сложности обоих когнитивных стилей – воспроизводит вывод по показанным экспериментам, записанный в тетрадях; группа 2 уровня сложности обоих когнитивных стилей – демонстрируют выполнение задания для их уровня сложности с объяснением данного явления; группа 3 уровня сложности обоих когнитивных стилей – отвечают на заданный вопрос записями в тетради.
УЭ6.Выходной контроль.
Дидактическая задача: Проверить усвоение учебных элементов.
Содержание:Студентывыполняют все уровни сложности и когнитивных стилей тестовые задания данного учебного элемента.Этап проверки понимания студентами нового учебного материала (приложение № 4)
УЭ 7.Подведение итогов.
Содержание:а)Выставление оценки знаний
б) Ваше эмоциональное состояние в конце урока (выберите, соответствующее вам): усталость, удовольствие, утомление, удовлетворение, напряжённость, хорошее настроение
Что знал | Что нового узнал | Хочу узнать подробнее |
Устройство ЭИП |
|
|
Подключение приборов в цепь |
|
|
Условные обозначения на шкалах |
|
|
Цифровые ЭИП |
|
|
Принцип действия ЭИП |
|
|
Сотовая связь |
|
|
III.Этап информации о домашнем задании.
Дидактическая задача: Дать домашнее задание, направленное на дальнейшее развитие знаний о применении действия магнитного поля на проводник с током.
Содержание: домашнее задание в зависимости от полученной оценки.
Приложение №1
Вопросы для команд
Команда№1
- В каких случаях возникает магнитное поле?
- Чему равен модуль силы Ампера?
- Единицы измерения силы, магнитной индукции, силы тока и напряжения
Команда№2
- Сформулировать правило для определения направления силы Ампера.
- Объяснить действие магнитного поля на проводник (виток) с током
- Взаимодействуют ли магнитные поля между собой?
Приложение №2
F=-kxF= G F=BI𝛥𝜄 F= kF=ma |
Приложение №3
Тесла Ньютон Ватт Джоуль Ампер Фарада Паскаль Кулон Вольт |
Приложение №4
Тест: Электроизмерительные приборы
№ п/п | Тип когнитивного стиля учащегося | Вопросы | Вариант ответов |
1 | ИТ,ИД,ДД | Укажите наибольшую приведенную погрешность приборов класса 0,2 1,0 и 2,5 | А. 0,002 0,01 0,025 Б. 0,2% 1% 2,5% В. 0,2% 1% 2,5% |
2 | ДТ,ДЭ,ДД | Как классифицируются приборы по принципу их действия? | А. Учебные, технические, лабораторные Б. Амперметр, вольтметр, омметр В. Приборы электромагнитной, магнитоэлектрической, электродинамической систем |
3 | ИТ,ИД,ДД | На шкале прибора нанесен знак А Какой это прибор? | А. Амперметр Б. Прибор электростатической системы В. Прибор переменного тока |
4 | ИТ,ИД,ДД | Какое действие магнитного поля используется в электроизмерительных приборах? | А. Отражающее Б. Ориентирующее В. Колебательное |
7 | ИТ,ИД,ДД | На каком принципе работают приборы магнитоэлектрической системы? | А. Магнитное поле магнита действует на рамку с током Б. На взаимодействии магнитных полей В. Магнитное поле катушки действует на ферромагнитную пластину |
10 | ДЭ,ИЭ | На приборе нанесены буквы кW Что это означает? | А. Измеряет силу тока Б. Измеряет напряжение В. Измеряет мощность Г. Обозначает систему прибора |
11 | ДТ,ДЭ,ДД | Как подключается амперметр в цепь для измерения силы тока? | А. Последовательно Б. Параллельно В. Подключается непосредственно к нагрузке |
12 | ДТ,ДЭ,ДД | На шкале прибора нанесен знак ↑ или﬩ Что это означает? | А. Масса, корпус Б. Обозначает род измеряемого тока В. Вертикальное расположение прибора |
13 | ИТ,ИД,ДД | В приборах электромагнитной системы магнитное поле катушки действует на… | А. катушку с током Б. ферромагнитную пластину В. внешнее магнитное поле |
15 | ИТ,ИЭ,ИД | Может ли влиять на показание прибора его ориентация в горизонтальной плоскости? | А. Может Б. Не может В. Это зависит от формы прибора |
16 | ДТ,ДЭ,ДД | На шкале прибора нанесен знак Что это означает? | А. Измеряет переменный ток Б. Измеряет постоянный ток В. Показывает погрешность измерения |
Приложение №5
|
|
Приложение №6
Вопросы 2и 3 уровня сложности
1. В каких случаях возникает магнитное поле?
2. Сформулировать правило для определения направления силы Ампера. Привести пример
3. Объяснить действие магнитного поля на проводник (виток) с током
- Взаимодействуют ли магнитные поля между собой?
Приложение №7
№ п/п Тип когнитивного стиля | Уровень сложности | ФИО ученика, класс __________________ | Ответы |
1 ДТ,ДЭ,ДД ИТ,ИЭ,ИД | 1 уровень сложности | Номер прибора | |
2 ДТ,ДЭ,ДД ИТ,ИЭ,ИД | Назначение | ||
3 ДТ,ДЭ,ДД ИТ,ИЭ,ИД | Система прибора | ||
4 ДТ,ДЭ,ДД ИТ,ИЭ,ИД | Род измеряемой величины | ||
5 ИТ,ИЭ,ИД | 2 уровень сложности | Цена деления прибора | |
6 ДТ,ДЭ,ДД ИТ,ИЭ,ИД | Положение прибора | ||
7 ИТ,ИЭ,ИД | Принцип действия прибора | ||
8 ИТ,ИЭ,ИД | 3 уровень сложности | Достоинства системы | |
9 ИТ,ИЭ,ИД | Недостатки системы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование школьных традиций в развитии образовательного пространства
Статья о "Лихачевском проекте" ГБОУ школы № 47 имени Д.С.Лихачева. "Лихачевский проект" - система работы, основанная на сохранении лучших традиций школы, определяющая уклад школьной жизни....
Компетентностно – деятельностный подход в обучении физике. Использование инновационных технологий в образовательном процессе.
Современные педагогические технологии...
«Использование современных инновационных технологий в образовательном процессе с детьми с ОВЗ: личностно – ориентированное обучение; здоровьесберегающие технологии»
Выступление на методическом объединении воспитателей....
Экскурсия как инновационная технология в образовательном пространстве
Автор знакомит с тем, как можно на базе школьных экспонатов краеведческого музея подготовить и провести экскурсию...
Урок - сайт как инновационная форма организации образовательного пространства
Материал содержит информацию о преимуществах такой организации учебного пространства, как урок-сайт...
Инновационный проект "Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство муниципального района"
Инновационная деятельность в образовательном учреждении — это один из аспектов его работы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий процесса...
Статья "Интегративный подход к обучению в современном образовательном учреждении"
Происходящие в последние годы системные изменения в отечественном образовании не могли не затронуть сущностные основы преподавания учебных дисциплин в школе. Применительно к курсу литературы эти измен...