Дифференцированный подход в обучении физики
статья по физике на тему
Повышение внимания к проблеме дифференцированного подхода является естественной и объективной потребностью современного образовательного процесса. Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности.Овладение учащимися знаниями, умениями и навыками зависит от их индивидуальных и типовых особенностей, определяющих те субъективные трудности, которые испытывают учащиеся при усвоении материала различной сложности. Это недостаточно учитывается при традиционных формах обучения, рассчитанных на «среднего» ученика. В связи с этим в своей преподавательской деятельности я реализую индивидуальный, дифференцированный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dif._podhod_v_obuchenii_fiziki.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в обучении физики.
Учитель физики: Иванова В.И.
Главной целью индивидуального подхода является повышение эффективности усвоения учащимися содержания физики в условиях системного применения дифференцированного подхода к процессу обучения.
Повышение внимания к проблеме дифференцированного подхода является естественной и объективной потребностью современного образовательного процесса. Педагогическая необходимость усиления внимания к реализации этого подхода обусловлена многими факторами:
- заинтересованностью общества в создании оптимальных условий для выявления и реализации задатков учащихся с максимальным использованием их потенциальных возможностей;
- необходимостью удовлетворения интересов и потребностей в творческом самовыражении учащихся;
- необходимостью преодоления негативного отношения учащихся к обучению.
Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности.
Современный урок физики даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности.
Овладение учащимися знаниями, умениями и навыками зависит от их индивидуальных и типовых особенностей, определяющих те субъективные трудности, которые испытывают учащиеся при усвоении материала различной сложности. Это недостаточно учитывается при традиционных формах обучения, рассчитанных на «среднего» ученика. В связи с этим в своей преподавательской деятельности я реализую индивидуальный, дифференцированный подход.
Всех учащихся можно условно разделить на три группы:
- «средних» учеников;
- учеников, которые в данное время с трудом усваивают учебный материал;
- учеников, которые проявляют повышенный интерес к предмету, легко и быстро овладевают знаниями и приобретают умения.
Индивидуальный подход процессе означает внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося.
Поэтому при организации урока, самостоятельных и контрольных работ мною учитывается индивидуальные особенности каждого ученика. Построение урока и задания такого рода составлены по-разному в зависимости от методики организации дифференцированного обучения.
Наиболее “трудным местом” при обучении физике является научить ребенка решать задачи. Для выяснения уровня подготовки и психологических особенностей учащихся в 7 классе, в течение 2 - 3 первых недель работы я предлагаю ученикам специально разработанные задания для выявления:
- навыков и умений;
- максимального объема информации, которую они могут усвоить за отведенное время, и глубины этого усвоения;
- скорости овладения учебными действиями;
- быстроты переключения с одного вида работы на другой.
Это поможет потом при работе осуществить принцип: “От каждого - по тому уровню знаний, который есть на сегодня.”
В 7 - 8 классах считаю целесообразным решать задачи 4 видов операций. Дети этого возраста порой еще слабо ориентируются в тонкостях материала, одно и то же задание можно давать с разной степенью сложности
Например, в теме “Работа”, задание на расчет работы.
1 вариант (репродуктивный): «Груженую шахтную клеть массой 10 т поднимают на высоту 10 м. Какую работу совершит подъемник?»
2 вариант (репродуктивно-поисковая), то есть в задаче есть поисковое действие (работа со справочником, таблицей): «Какую работу совершает гусеничный трактор Т-150 за 1 час?»
3 вариант (репродуктивно-поисковая и творческая): «Придумай задачу на расчет работы совершаемой механизмом и реши ее».
Следующие задачи, связанные с тестовыми заданиями. Тестирование поможет выделить 3 - 4 группы. Для каждой составляются задачи разной степени сложности: репродуктивные, поисковые, логически-поисковые, творческие. Составление карточек можно осуществлять разными способами. Так, например, в 11 классе по теме “Электромагнитная индукция” при решении задач в период подготовки к контрольной работе, на 2 варианта раздаются листы с задачами, в каждом по 10 - 15 задач разной степени сложности, каждая задача оценена в количество баллов, на которое она рассчитана. Каждый ученик выбирает в соответствии со своими способностями.
При любом виде контроля, ученик изначально должен знать критерии оценок. Уже при объяснении нового материала, считаю нужным, выделить глубину и объем знаний на “3”, “4” и “5”. При решении задач должны быть оценены задачи всех уровней. Тогда при подготовке домашних заданий, ученик будет четко знать, к чему ему стремиться, какую “планку” надо побить, чтоб достичь желаемой оценки, а главное - знаний. Только тогда можно эффективно произвести дифференцированный контроль.
Наиболее обязательна дифференциация при выполнении контрольных работ. Можно составить контрольную работу от 4 и более вариантов, можно дать контрольную работу на 2 варианта, но выбор задач в каждом варианте остаётся за учеником.
Широкое применение дифференцированных самостоятельных и контрольных работ на уроках позволяет решать многие учебно–воспитательные задачи:
- 1.Повышение сознательности и прочности усвоения знаний учащихся;
- 2.Выработка у детей умений и навыков, требуемых учебной программой;
- 3.Умение пользоваться приобретёнными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезном труде;
- 4.Развитие у учащихся познавательных способностей, наблюдательности, пытливости, логического мышления;
- 5.Привитие учащимся культуры умственного и физического труда;
- 6.Понимание необходимости занятия самообразованием.
Еще интересно применять в конце урока метод Синквейн: - это стихотворения, представляющие собой синтез информации в лаконичной форме - это способ творческой рефлексии.
Например:
Тема: «Плотность вещества» 7 кл.
1. Плотность
2. Большая, маленькая
3. Определяется, вычисляется, сравнивается
4. Плотность различных веществ разная (Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объема)
5. Величина
Тема: «Дисперсия» 11класс
1.Дисперсия
2. Радужная, спектральная
3.Преломляться, разлагаться, зависеть,
4.Зависимость показателя преломления от частоты световой волны
5.Цвет
Средства ИКТ позволяют учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, проводит моделирование сложных физических и объектов; осуществляет автоматизированный контроль качества полученных знаний; реализует технологию дистанционного и личностно-ориентированного обучения. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным.
У школьников постоянно возникают закономерные вопросы: «Зачем мне это учить? Понадобится ли мне это в жизни? Почему так много задают?!». Учащиеся часто не видят актуальности, важности для себя многих изучаемых дисциплин. Объем учебного материала превышает возможности восприятия большинства учащихся. Школьные знания по отдельным предметам представляются для них фрагментарными и разорванными. Проявляет себя мотивационный кризис. Некоторые дети не хотят учиться. Заставить их выполнять домашние задания и быть активными на занятиях никак не удается. Остается надежда на внутреннюю мотивацию учащихся на познавательную деятельность. Именно внутренние мотивы являются устойчивыми и обеспечивают учебную активность школьников.
И в заключении хочется вспомнить слова Л. Д. Ландау: «Главное, делайте всё с увлечением!». Эти слова успешно совершенствуют учебный процесс, создают на уроках обстановку сотрудничества, тогда и ученик и педагог становятся увлеченными коллегами. Для того, чтобы оставаться сотрудниками и не растерять себя как учитель, необходимо использовать полноценный современный урок на деятельной основе и ориентированный на развитие личности школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении физике
Статья, раскрывающая значение дифференцированного подхода при обучении физике в общеобразовательной школе....
Дифференцированный подход в обучении физике
Статья, раскрывающая значение дифференцированного подхода при обучении физике в общеобразовательной школе....
Дифференцированный подход в обучении физики
Общепризнанно, что физика – предмет трудный. К тому же многие учащиеся имеют низкий уровень общеучебных умений и навыков. В связи с этим учитель физики сталкивается со следующими вопросами:·...
Дифференцированный подход в обучении физики
Дифференцированный подход...
Дифференцированный подход в обучении физике
Дифференцированный подход в обучении на уроках физики....
"Интегративно - дифференцированный подход в обучении физики - современная инновационная идея развития образовательного пространства"
При традиционном подходе к образовательному процессу по предмету "Физика", который ориентирован на формирование определенной системы знаний, умений и навыков не всегда дает возможность...
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
В ДАННОЙ РАБОТЕ ОТРАЖЕНО КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДАЕТ "ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД"...