Индивидуальный образовательный маршрут по физике :"Сила трения"
материал по физике (7 класс) на тему

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально творческого потенциала обучающегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут.

Герасимовой Нины, обучающейся 7 класса

Предмет: физика

Сроки реализации: декабрь-январь 2017 год

Возраст обучающейся : 14 лет

Вид одаренности: индивидуально- творческая

Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом; самостоятельная деятельность

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающегося.

Цель: создание условий для самовыражения и самореализации обучающегося через дополнительную литературу и интернет-ресурсы.

Задачи:

- ознакомить обучающихся с явлением трения;

- сформулировать понятие сила трения;

- экспериментально установить , от чего зависит эта сила;

- продолжить формирование умений пользоваться приборами;

- анализировать, сравнивать результаты опытов;

- формировать умения применять знания на практике;

- объяснять физические явления в природе, технике и быту;

- дать представление о «полезном» и «вредном» трении;

- прививать интерес к использованию дополнительного материала.

Ожидаемые результаты:

-  имеет представление о взаимодействии тел и что трение – тоже вид взаимодействия тел;

-  какую роль играет это явление в нашей жизни;

-   создает творческие работы;

-  умеет ставить цель, планировать и осознавать собственные действия при выполнении заданий;

-  умеет находить и использовать дополнительный материал.

Этапы работы

Форма отчета

Сроки

1.Формирование проблемы, целеполагание.

Собеседование с учителем.

12.12.16 – 13.12.16

2.Подбор теоретических источников по выбранной теме.

Выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приемов.

14.12.16

-

15.12.16

3. Изучение методов, приемов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы.

Консультация с учителем.

16.12.16

-

20.12.16

4.Работа с фактическим материалом.

Промежуточные отчеты в форме докладов и сообщений.

21.12.16

-

22.12.16

5.Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом.

Консультация с учителем, с одноклассниками.

24.12.16

6.Обобщение, выводы.

Консультация с учителем, с одноклассниками.

28.12.16

7.Предъявление или защита творческой работы

Презентация : «Сила трения в природе»;

Презентация: «Сила трения в технике»;

Викторина.

11.01.17

Учебный модуль:

1.Учебный предмет: физика

2.Тип программы: базовая

3.Название модуля: Явление трения. Сила трения. Трение в природе, быту, технике.

Название модуля

Учебные цели

Виды деятельности на уроке

(вне урока)

Домашнее задание

1.Вводный

Целеполагание и мотивация.

 Постановка задач перед обучающимися.

Беседа.

Определиться с выбором.

2.Сила трения.

Определить понятие «трения»;

Выяснить причины возникновения трения;

Способы его уменьшения или увеличения;

Формировать знания о силе трения, как о физической величине.

Фронтальная -на этапе актуализации знаний;

Групповая –на этапе практического применения знаний;

Индивидуальная – на этапе заполнения полученных результатов измерений в таблицу.

П.30,упр.(В.И.Лукашик)

№406,407,408,409.

3.Виды трения.

Продолжить формировать понятие – сила трения;

выяснить виды трения;

формировать умение пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов;

делать выводы.

Фронтальная – на этапе актуализации знаний;

Групповая – на этапе выполнения практикума;

Индивидуальная – при самооценивании.

П.31,№411,412,413,414.

(В.И.Лукашик)

4.Трение в природе, технике, быту.

Формировать умения применять знания на практике;

объяснять физические явления в природе, технике, быту;

дать представление о «полезном» и «вредном» трении;

прививать интерес к работе с дополнительным материалом по теме.

Фронтальная – на этапе актуализации знаний;

Групповая – на этапе первичного усвоения новых знаний и первичной проверки понимания;

Индивидуальная – на этапе прохождения теста.

П.32,№418,420(В.И.Лукашик)

,творческие задания.

5.Зачет.

Проверка уровня знаний и умений.

Выполнение зачетных заданий по вариантам;

Представление творческих работ.

Сочинение на тему: «Если бы не было силы трения…»



Предварительный просмотр:

Составила : Булгакова Ирина Александровна – учитель физики Ольхово - Ильинского филиала МБОУ «Уметская СОШ»

Технологическая карта урока:

Предмет, класс

физика, 7 класс

Тема учебного занятия

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Форма учебного занятия

Урок-исследование.

Урок открытия новых знаний.

Цели занятия

личностные

метапредметные

предметные

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к эксперименту;

• воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование мышления;
• развитие интереса к предмету «Физика».

• формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся;

• развитие представлений о физике как форме описания и методе познания действительности;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для физики и являющихся основой познавательной культуры.

•познакомить учащихся с силой трения, её видами и значением в жизни человека и природы;

• формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

• развить коммуникативное умение докладывать о результатах своего исследования.

Задачи занятия

личностные

метапредметные

предметные

1.Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении силы трения

2.Провести рефлексию деятельности после экспериментального исследования и решения качественных задач.

1.Организация работы в группах при решении учебных исследовательских задач

2.Выслушать устные ответы учащихся о причине появления силы трения, о том от чего зависит сила трения.

1.Приобретение учащимися знаний по теме сила трения. Формировать у учащихся умения наблюдать действие силы трения и выполнять  экспериментальные исследования  силы трения.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Самоопределение:

  • рефлексивная самооценка учебной деятельности

Смыслообразование:

  • мотивация образовательной деятельности на основе демонстраций и экспериментов;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Нравственно-этическое оценивание:

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

Коммуникативные:

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы

Познавательные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • развитие мышления учащихся на основе использования формальной логики при изучении выталкивающей силы;
  • развитие внимания в ходе демонстрации эксперимента и при устном ответе одноклассника.

Регулятивные:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

Факты:

  • при движении и попытке движения на тела действует сила трения;
  • сила трения зависит от материала поверхностей, прижимающей силы, качества обработки поверхностей;
  • причины силы трения шероховатость поверхностей и молекулярное взаимодействие;
  • сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей;
  • существует три вида сил трения;
  • сила трения может быть полезной и вредной.

Эмпирические понятия:

сила трения

Умения:

  • экспериментальные умения (умение планировать эксперимент по зависимости силы трения от различных величин, выявлению причин трения и сравнению различных видов трения);
  • умение решать качественные задачи на основе использования полученных в эксперименте данных.

Технологические особенности (технические условия, используемое оборудование, используемые функции программного обеспечения и (или) интерактивной доски, используемые ресурсы сети Интернет).

Мультимедиа-проектор; компьютеры; компьютерная презентация; листы с полученными выводами по силе трения;

Штативы, трибометры, деревянные бруски, наждачная бумага, стеклянные пластинки, линзы, динамометры, наборы грузов, деревянные  катки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Организационный момент. Этап определения темы урока и постановки целей и  задач урока

Цель

Подготовка учащихся к работе на уроке. Мотивация. Определение и принятие учащимися темы и целей.

Длительность этапа

5 минут

Формирование УУД

Познавательные:

выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные:

самостоятельно формулировать познавательную задачу, планировать этапы решения задачи, прогнозировать результаты

Коммуникативные:

выражать свои мысли в речи, позитивно относиться к процессу общения.

Основной вид деятельности

Проблемная беседа.

Форма организации деятельности учащихся

Через наводящие вопросы учителя.

Функции преподавателя на данном этапе

 Подведение методом наводящих вопросов к правильному формированию темы и целей. Отслеживание ответов учащихся.

Основные виды деятельности преподавателя

Организация беседы. Контроль  полной готовности  класса и наличия оборудования, за быстрым включением в деловой ритм.

Промежуточный контроль

Отследить через готовность к составлению плана урока степень мотивации ученика

ЭТАП 2

Актуализация имеющихся ранее знаний, формулировка определения силы трения и этапов ее изучения

Цель

Совместно с учащимися дать определение силы трения  и составить проект по формированию понятия о силе трения

Длительность этапа

5 минут

Формирование УУД

Познавательные:

выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные:

Учиться  сотрудничать в группе: распределять функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

Основной вид деятельности

Обсуждение поставленных учителем вопросов. 

Форма организации деятельности учащихся

Проблемная беседа учителя и учащихся. Обсуждение.

Функции преподавателя на данном этапе

Организация самостоятельной умственной  работы учащихся. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Основные виды деятельности преподавателя

С помощью учащихся формулирует проблему, координирует способы ее решения, подводит учащихся к формулировке правильных выводов.

Промежуточный контроль

Правильные выводы.

                   ЭТАП 3

Первая часть исследовательской работы учащихся.

Цель

Установить, что является причиной появления силы трения.

Длительность этапа

7 минут

Формирование УУД

Познавательные:

самостоятельно создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера

Регулятивные:

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации 

Коммуникативные:

Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия

Основной вид деятельности

Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся. Обсуждение.

Форма организации деятельности учащихся

Физический эксперимент.  Обсуждение.

Функции преподавателя на данном этапе

Организация самостоятельной исследовательской  работы учащихся. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладений способами действий.

Основные виды деятельности преподавателя

С помощью учащихся формулирует проблему, координирует выполнение эксперимента, подводит учащихся к формулировке правильных выводов.

Промежуточный контроль

Правильные выводы.

ЭТАП 4

Мотивация. Вторая часть исследовательской работы учащихся.

Цель

Установить от каких факторов зависит, не зависит сила трения.

Длительность этапа

7 минут

Формирование УУД

Познавательные:

самостоятельно создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера

Регулятивные:

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации 

Коммуникативные:

Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия

Основной вид деятельности

Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся. Обсуждение.

Форма организации деятельности учащихся

Физический эксперимент.  Обсуждение .

Функции преподавателя на данном этапе

Организация самостоятельной исследовательской  работы учащихся. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладений способами действий.

Основные виды деятельности преподавателя

С помощью учащихся формулирует проблему, координирует выполнение эксперимента, подводит учащихся к формулировке правильных выводов.

Промежуточный контроль

Правильные выводы.

ЭТАП 5

Этап обобщения исследовательской деятельности.

Цель

Четко сформулировать от чего зависит и не зависит сила трения

Длительность этапа

3 минут

Формирование УУД

Познавательные:

структурировать знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Регулятивные:

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

Коммуникативные:

уметь представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме

Основной вид деятельности

Обобщение.

Форма организации деятельности учащихся

Заполнение обобщающей таблиц.

Функции преподавателя на данном этапе

Координировать правильность работы.

Основные виды деятельности преподавателя

Контролировать  правильность сделанных выводов.

Промежуточный контроль

Рефлексия деятельности.

ЭТАП 6

Мотивация. Третья часть исследовательской работы учащихся.

Цель

Установить какие бывают виды силы трения.

Длительность этапа

7 минут

Формирование УУД

Познавательные:

самостоятельно создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера

Регулятивные:

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации 

Коммуникативные:

Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия

Основной вид деятельности

Проблемное изложение учебного материала учителем. Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся. Обсуждение.

Форма организации деятельности учащихся

Проблемная беседа. Физический эксперимент.  Обсуждение .

Функции преподавателя на данном этапе

Организация самостоятельной исследовательской  работы учащихся. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладений способами действий.

Основные виды деятельности преподавателя

С помощью учащихся формулирует проблему, подводит учащихся к решению данной проблемы, координирует выполнение эксперимента, подводит учащихся к формулировке правильных выводов.

Промежуточный контроль

Правильные выводы.

ЭТАП 7

Обобщение полученных знаний.

Цель

Совместно с учащимися сделать выводы о пользе и вреде трения.

Длительность этапа

5 минут

Формирование УУД

Познавательные:

выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные:

учиться эффективно сотрудничать в группе: распределять функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями

Основной вид деятельности

Обсуждение поставленных учителем вопросов. 

Форма организации деятельности учащихся

Проблемная беседа учителя и учащихся. Обсуждение.

Функции преподавателя на данном этапе

Организация самостоятельной умственной  работы учащихся. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Основные виды деятельности преподавателя

С помощью учащихся формулирует проблему, координирует способы ее решения, подводит учащихся к формулировке правильных выводов.

Промежуточный контроль

Правильные выводы.

ЭТАП 8

Применение результатов исследования на практике (5 мин.).

Цель

Получение достоверной информации достижения всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Длительность этапа

3 минут

Формирование УУД

Познавательные:

выбирать наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий

Регулятивные:

осознавать  уровень и качество усвоения учебного материала

Коммуникативные:

устанавливать рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Основной вид деятельности

Качественные задачи. Тестовые задачи.

Форма организации деятельности учащихся

Решение качественных и тестовых задач.

Функции преподавателя на данном этапе

Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Основные виды деятельности преподавателя

Организует первичное закрепление, через тестовые задания.

Промежуточный контроль

Правильность выполнения теста.

Итоговый контроль,

подведение итогов

ЭТАП 9

Этап рефлексии. Подведение итогов работы.

Цель

Проанализировать урок по значимости для ученика.

Длительность этапа

3 минут

Формирование УУД

Познавательные:

оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные:

оценивать значимость для себя проделанной работы

Коммуникативные:

владение монологической формой речи

Основной вид деятельности

Беседа.

Форма организации деятельности учащихся

Ответы на вопросы.

Функции преподавателя на данном этапе

Анализ ответов учащихся.

Основные виды деятельности преподавателя

Организация работы на этапе рефлексии и подведении итогов.

Промежуточный контроль

Контроль адекватности самооценки.

Итоговый контроль,

подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Индивидуальный образовательный маршрут при изучении физики на третьей ступени обучения

Тематическое планирование при изучении физики на третьей ступени обучения с использованием дистанционных технологий. Индивидуальный образовательный маршрут....

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося на третьей ступени обучения по физике. Тематическое планирование.

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося на третьей ступени обучения по физике. Тематическое планирование....

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по физике, как условие успешного участия одаренного ребенка

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по физике, как условие успешного участия одаренного ребенка...

индивидуальный образовательный маршрут учителя физики

Новые цели,новые задачи,как и что менять.решать и делать...

презентация к уроку физики "Сила трения. Сила упругости"

презентация к уроку физики "Сила трения. Сила упругости"...