Технологическая карта урока физики для 8 класса по теме "Испарение и конденсация"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Пирогова Наталья Николаевна

Цель данного урока: формирование представлений о процессах перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и обратно; рассмотреть факторы, влияющие на данные явления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики 8 класс

Тема урока: Испарение и конденсация.

Класс: 8

Число часов: 1

Тип урока: урок-лекция с элементами исследования.

Цель урока: Формирование представлений о процессах перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и обратно;  рассмотреть факторы, влияющие на данные явления.

Задачи урока:

а) познакомить учащихся с особенностями физического процесса испарения и конденсации; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов:  температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.

б) развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли)   и коммуникативные  способности, развивать познавательный интерес.

в) воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе, способствовать формированию эстетического вкуса

Планируемые результаты:

Личностные:

∙ формирование стремления учащихся к саморазвитию и самообразованию;

∙формирование мировоззрения учащихся о закономерности протекающих процессов в природе;

∙формирование чувства ответственности за высказанное мнение и решение;

∙формирование творческой работы для реализации поставленных задач.

Метапредметные:

Познавательные:

  ∙умение представлять информацию в различных формах: устной, письменной в виде текста, рисунка или схемы;

∙умение постановки целей и задач;

∙умение анализировать, систематизировать полученные результаты, делать выводы и применять знания для решения конкретной задачи;

Регулятивные:

∙овладение умением контролировать внимание, умение выбора рационального решения поставленной задачи;

∙умение анализировать ход своего учебного процесса;

∙умение ставить цели и задачи;

Коммуникативные:

∙умение вести диалог с учителем и сверстниками;

∙умение отставить свое мнение и анализировать ошибочные мнения;

∙проявление гуманности и толерантности;

Предметные:

∙знание понятий испарение и конденсация, факторы, влияющие на данные процессы.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки-задания, листки бумаги, , пипетка, сосуды с маслом, водой, электрическая лампа, бумажный веер,  сайт «Класс!ная физика».

 УМК: А.В. Пёрышкин Физика 8 класс, учебник. Дрофа. Москва 2017г.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Задания для учащихся,

выполнение которых

приведёт к достижению

запланированных

результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационный

момент

Приветствие

Приветствие учителя, самоконтроль к готовности к уроку.

Р. Планирование учебного процесса

К. планирование сотрудничества

Л. самоконтроль

II.АОЗ

Фронтальный опрос.

Анализ ответов учащихся, итог.

Работая в коллективе, вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы и слушают ответы одноклассников.

Вопросы:

1.Каковы основные  положения молекулярной теории строения вещества?

2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?

4. Какую энергию называют внутренней? От чего и как она зависит? Почему?

Знания:

1)Понятие МКТ.

2)Понятие агрегатное состояние вещества

3)Причины изменения агрегатного состояния.

4)Понятие внутренняя энергия.

П. Обобщение изученного материала, выделение основного.

Р. Выявление пробелов в знаниях и их устранение.

К. Умение высказывать свое мнение и выслушивать одноклассника.

Л. Самоорганизация

III.Постановка

учебной проблемы,

мотивация к учебной

деятельности

Проводит эксперимент с влажным листком бумаги, который через некоторое время высохнет.

Анализируют эксперимент. Формулируют тему урока, цель и задачи.

- Вы не раз наблюдали, что после дождя лужи высыхаю, а утром образуется  роса, от которой к обеду уже и нет следа. Куда девается вода?

П. Анализ увиденного, постановка целей и задач;

Р. умение планировать свою деятельность;

К. умение грамотно формулировать

свои мысли

IV.Открытие нового знания

-Сегодня рассмотрим взаимосвязь  двух явлений. Но  вначале давайте порассуждаем.

Вводит понятие закона испарения и зависимости испарения от различных факторов:

рода вещества, температуры, движения воздуха (ветра), площади поверхности жидкости.

Формулирует наводящие вопросы:

1.Когда быстрее высохнет бельё, в холодную или жаркую погоду?

2. Где быстрее высохнет вода, в луже или в ведре?

3.Что быстрее испаряется: подсолнечное масло или спирт?

4.Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду?

Гипотезы выписываются на доске.

- Вы высказали несколько предположений- гипотез. Для того чтобы подтвердить их справедливость, необходимо провести исследование. Используя имеющиеся у Вас на столах оборудование, исследуйте зависимость скорости испарения жидкости.  

 -Представьте, стакан с горячей водой. Что мы будем наблюдать?

Накроем  крышкой. Изменяться ли масса жидкости?

Происходит ли испарение  в стакане?

Почему масса не изменилась?

                         

Проводят эксперимент и делают вывод. Вывод: при испарении жидкости её внутренняя энергия  уменьшается.

Работают в малых группах.

Высказывают своё  мнение. Озвучивают понятие. Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают своё  мнение. Озвучивают понятие. Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают обратные процессы.

Эксперимент

Смочите ватку водой  и протрите ладошку. Что ощущаете?  (холод)

- А что образуется над жидкостью в результате её испарения? (пар)

- Какое определение можно дать явлению испарения?                              

Определение: парообразование,  происходящее с поверхности жидкости  называется испарением.

(В тетрадях ученики рисуют сосуд с жидкостью, делают записи в тетради)  

С помощью стрелок изобразим направление движения некоторых молекул. 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf

Экспериментальные исследования по теме (приложение 1)

« Причины изменения скорости испарения жидкости».

1.От рода жидкости: (там, где сила притяжения между молекулами жидкости меньше, скорость испарения выше).

2.От температуры жидкости: (чем выше температура жидкости, тем больше молекул со скоростями, достаточными для ухода с поверхности жидкости в воздух).

3.От площади свободной поверхности: (чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетает в воздух).

4.От наличия или отсутствия  ветра: (отдельные молекулы жидкости, попавшие в воздух, могут упасть обратно в жидкость, но если есть ветер, то он снесет эти молекулы в сторону).

                                                                                               

- Как на ваш взгляд, будет меняться  энергия  жидкости?

( Внутренняя энергия жидкости увеличивается.)

-  А что происходит с энергией пара? (Конденсация пара сопровождается выделением энергии)

Какое определение можно дать конденсации?  

Конденсация - это явление превращения пара в жидкость.

 (В тетрадях ученики рисуют сосуд с жидкостью, изображая процесс конденсации, делают записи в тетради)    

Знания:

1)определение понятия испарение.

2)зависимость испарения от рода вещества.

3)зависимость испарения от движения ветра.

4)зависимость испарения от площади поверхности жидкости.

5)определение понятия конденсации.

П. строить логические цепочки,  устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.

Р. умение планировать цепочку рассуждений

К. умение работать в группе, осуществлять продуктивное взаимодействие, умение решать учебные проблемы.

Л. Самоорганизация, осознание личной ответственности за будущий результат.

V. Первичное закрепление.

- Итак, нами рассмотрены  явления испарения и конденсации.

Составьте синквейн для данных процессов.

Решают качественные задачи, высказывают своё мнение,  слушают ответы, анализируют.

Составляют и демонстрируют синквейны.

Например,

Испарение.

Зависимое, нужное.

Уменьшает, охлаждает, регулирует.

Испарение необходимо для живых существ.

Парообразование.

Решение качественных задач        

- Почему в бассейне после плавания мы чувствуем холод и стараемся быстро накинуть полотенце?

- В комплекте чашка всегдаимеет блюдце, для чего его применяют?

- Какой из напитков остынет быстрее горячий кисель или чай?

-  Когда картофель получится вкуснее и почему, с закрытой крышкой или нет?

- Приведите примеры природных явлений связанных с процессами испарение и конденсация.

Синквейн строится так:

    первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

    вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

    третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

    четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

    пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Умение и навыки:

1)Анализ условия задачи.

2)Формулирование обоснованного ответа задачи.

П. применение

знаний для решения типичных задач; Р. Построение системы решения задачи, получение результата и соотнесение его.

К:  Формирование

толерантности.

Л:

самоорганизация;

смыслообразование

VI. Подведение итогов.

Анализирует работу на сегодняшнем уроке, оценивает работу учащихся.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие знания вам могут пригодится в обычной жизни?

Л. умение оценивать свои достижения;

Р. умение осуществлять  итоговый контроль;

П. умение познавать цель и результат

К. умение проявлять активность  в деятельности

VII. Рефлексия УД на уроке.

Задает вопросы о том, были ли достигнуты цели и задачи, поставленные в начале урока.

Подводят итог выполненной работы на уроке.

Были ли достигнуты цели и задачи, поставленные в начале урока?

Л. умение оценивать свои достижения;

Р. Саморегуляция.

VIII. Домашнее задание.

Сообщает,  проверят запись домашнего задания в дневниках.

Записывают в дневниках.

Сообщения по теме:

«Роль испарения и конденсации в жизни животных и растений» или «Роль испарения в жизни человека».

Приложение 1.

Карточки задания.

1.

Экспериментальные исследования.

« Причины изменения скорости испарения жидкости».

Оборудование.

Что делать?

Вывод

Листки бумаги – 2 шт., пипетка – 2шт., сосуды с маслом, водой.

Определить зависимость испарения от рода жидкости.

На один листок бумаги капните  каплю масла, а на второй воды.

Сравните процессы испарения в двух случаях.

2.

Экспериментальные исследования.

« Причины изменения скорости испарения жидкости».

Оборудование.

Что делать?

Вывод

Листки бумаги – 2 шт., пипетка, водой, электрическая лампа.

Определить зависимость испарения от температуры жидкости.

На два листка бумаги капните  по одинаковой капле воды. Один листок положите сушить на край парты, а второй держите над электрической лампой.  

Сравните процессы испарения в двух случаях.

3.

Экспериментальные исследования.

« Причины изменения скорости испарения жидкости».

Оборудование.

Что делать?

Вывод

Листки бумаги – 2 шт., пипетка, водой.

Определить зависимость испарения от площади свободной поверхности.

На два листка бумаги капните  по одинаковой капле воды. Одину каплю распределите по поверхности листка положите сушить на край парты.

Сравните процессы испарения в двух случаях.

4.

Экспериментальные исследования.

« Причины изменения скорости испарения жидкости».

Оборудование.

Что делать?

Вывод

Листки бумаги – 2 шт., пипетка, водой, бумажный веер.

Определить зависимость испарения от наличия или отсутствия  ветра.

На два листка бумаги капните  по одинаковой капле воды. Один листок положите сушить на край парты, а второй обдувайте бумажным веером.  

Сравните процессы испарения в двух случаях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока физики 7 класс " Инерция"

Составлена и готова к использованию,технологическая капта урока физики в 7 классе по теме " Инерция"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ 8 КЛАСС " АМПЕРМЕТР. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА."

Технологическая карта урока по физике "Амперметр. Измерение силы тока" 8 класс уч. Перышкина...

Технологическая карта урока. Физика 9 класс.

Образец технологической карты урока. Технологическая карта урока физики 9 класс по теме: "Законы сохранения в механике". Анализ технологической карты....

Технологическая карта урока физики 9 класса «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики»

Технологическая карта урока физика 9 класс «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики» с межпредметными связями по биологии....

Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"

Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"...

Технологическая карта урока физики 7 класс

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме: "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля"...

Технологическая карта урока физика 7 класс "Взаимодействие молекул"

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме "Взаимодействие молекул"...