Технологическая карта урока физики для 8 класса по теме "Испарение и конденсация"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Цель данного урока: формирование представлений о процессах перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и обратно; рассмотреть факторы, влияющие на данные явления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_fiziki_8_klass_isparenie_i_kondensatsiya.docx | 588.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока физики 8 класс
Тема урока: Испарение и конденсация.
Класс: 8
Число часов: 1
Тип урока: урок-лекция с элементами исследования.
Цель урока: Формирование представлений о процессах перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и обратно; рассмотреть факторы, влияющие на данные явления.
Задачи урока:
а) познакомить учащихся с особенностями физического процесса испарения и конденсации; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
б) развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные способности, развивать познавательный интерес.
в) воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе, способствовать формированию эстетического вкуса
Планируемые результаты:
Личностные:
∙ формирование стремления учащихся к саморазвитию и самообразованию;
∙формирование мировоззрения учащихся о закономерности протекающих процессов в природе;
∙формирование чувства ответственности за высказанное мнение и решение;
∙формирование творческой работы для реализации поставленных задач.
Метапредметные:
Познавательные:
∙умение представлять информацию в различных формах: устной, письменной в виде текста, рисунка или схемы;
∙умение постановки целей и задач;
∙умение анализировать, систематизировать полученные результаты, делать выводы и применять знания для решения конкретной задачи;
Регулятивные:
∙овладение умением контролировать внимание, умение выбора рационального решения поставленной задачи;
∙умение анализировать ход своего учебного процесса;
∙умение ставить цели и задачи;
Коммуникативные:
∙умение вести диалог с учителем и сверстниками;
∙умение отставить свое мнение и анализировать ошибочные мнения;
∙проявление гуманности и толерантности;
Предметные:
∙знание понятий испарение и конденсация, факторы, влияющие на данные процессы.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки-задания, листки бумаги, , пипетка, сосуды с маслом, водой, электрическая лампа, бумажный веер, сайт «Класс!ная физика».
УМК: А.В. Пёрышкин Физика 8 класс, учебник. Дрофа. Москва 2017г.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I.Организационный момент | Приветствие | Приветствие учителя, самоконтроль к готовности к уроку. | Р. Планирование учебного процесса К. планирование сотрудничества Л. самоконтроль | ||
II.АОЗ | Фронтальный опрос. Анализ ответов учащихся, итог. | Работая в коллективе, вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы и слушают ответы одноклассников. | Вопросы: 1.Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества? 2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? 3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? 4. Какую энергию называют внутренней? От чего и как она зависит? Почему? | Знания: 1)Понятие МКТ. 2)Понятие агрегатное состояние вещества 3)Причины изменения агрегатного состояния. 4)Понятие внутренняя энергия. | П. Обобщение изученного материала, выделение основного. Р. Выявление пробелов в знаниях и их устранение. К. Умение высказывать свое мнение и выслушивать одноклассника. Л. Самоорганизация |
III.Постановка учебной проблемы, мотивация к учебной деятельности | Проводит эксперимент с влажным листком бумаги, который через некоторое время высохнет. | Анализируют эксперимент. Формулируют тему урока, цель и задачи. | - Вы не раз наблюдали, что после дождя лужи высыхаю, а утром образуется роса, от которой к обеду уже и нет следа. Куда девается вода? | П. Анализ увиденного, постановка целей и задач; Р. умение планировать свою деятельность; К. умение грамотно формулировать свои мысли | |
IV.Открытие нового знания | -Сегодня рассмотрим взаимосвязь двух явлений. Но вначале давайте порассуждаем. Вводит понятие закона испарения и зависимости испарения от различных факторов: рода вещества, температуры, движения воздуха (ветра), площади поверхности жидкости. Формулирует наводящие вопросы: 1.Когда быстрее высохнет бельё, в холодную или жаркую погоду? 2. Где быстрее высохнет вода, в луже или в ведре? 3.Что быстрее испаряется: подсолнечное масло или спирт? 4.Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду? Гипотезы выписываются на доске. - Вы высказали несколько предположений- гипотез. Для того чтобы подтвердить их справедливость, необходимо провести исследование. Используя имеющиеся у Вас на столах оборудование, исследуйте зависимость скорости испарения жидкости. -Представьте, стакан с горячей водой. Что мы будем наблюдать? Накроем крышкой. Изменяться ли масса жидкости? Происходит ли испарение в стакане? Почему масса не изменилась?
| Проводят эксперимент и делают вывод. Вывод: при испарении жидкости её внутренняя энергия уменьшается. Работают в малых группах. Высказывают своё мнение. Озвучивают понятие. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение. Озвучивают понятие. Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают обратные процессы. | Эксперимент Смочите ватку водой и протрите ладошку. Что ощущаете? (холод) - А что образуется над жидкостью в результате её испарения? (пар) - Какое определение можно дать явлению испарения? Определение: парообразование, происходящее с поверхности жидкости называется испарением. (В тетрадях ученики рисуют сосуд с жидкостью, делают записи в тетради) С помощью стрелок изобразим направление движения некоторых молекул. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf Экспериментальные исследования по теме (приложение 1) « Причины изменения скорости испарения жидкости». 1.От рода жидкости: (там, где сила притяжения между молекулами жидкости меньше, скорость испарения выше). 2.От температуры жидкости: (чем выше температура жидкости, тем больше молекул со скоростями, достаточными для ухода с поверхности жидкости в воздух). 3.От площади свободной поверхности: (чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетает в воздух). 4.От наличия или отсутствия ветра: (отдельные молекулы жидкости, попавшие в воздух, могут упасть обратно в жидкость, но если есть ветер, то он снесет эти молекулы в сторону).
- Как на ваш взгляд, будет меняться энергия жидкости? ( Внутренняя энергия жидкости увеличивается.) - А что происходит с энергией пара? (Конденсация пара сопровождается выделением энергии) Какое определение можно дать конденсации? Конденсация - это явление превращения пара в жидкость. (В тетрадях ученики рисуют сосуд с жидкостью, изображая процесс конденсации, делают записи в тетради) | Знания: 1)определение понятия испарение. 2)зависимость испарения от рода вещества. 3)зависимость испарения от движения ветра. 4)зависимость испарения от площади поверхности жидкости. 5)определение понятия конденсации. | П. строить логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы. Р. умение планировать цепочку рассуждений К. умение работать в группе, осуществлять продуктивное взаимодействие, умение решать учебные проблемы. Л. Самоорганизация, осознание личной ответственности за будущий результат. |
V. Первичное закрепление. | - Итак, нами рассмотрены явления испарения и конденсации. Составьте синквейн для данных процессов. | Решают качественные задачи, высказывают своё мнение, слушают ответы, анализируют. Составляют и демонстрируют синквейны. Например, Испарение. Зависимое, нужное. Уменьшает, охлаждает, регулирует. Испарение необходимо для живых существ. Парообразование. | Решение качественных задач - Почему в бассейне после плавания мы чувствуем холод и стараемся быстро накинуть полотенце? - В комплекте чашка всегдаимеет блюдце, для чего его применяют? - Какой из напитков остынет быстрее горячий кисель или чай? - Когда картофель получится вкуснее и почему, с закрытой крышкой или нет? - Приведите примеры природных явлений связанных с процессами испарение и конденсация. Синквейн строится так: первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы; третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы; четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме; пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме. | Умение и навыки: 1)Анализ условия задачи. 2)Формулирование обоснованного ответа задачи. | П. применение знаний для решения типичных задач; Р. Построение системы решения задачи, получение результата и соотнесение его. К: Формирование толерантности. Л: самоорганизация; смыслообразование |
VI. Подведение итогов. | Анализирует работу на сегодняшнем уроке, оценивает работу учащихся. | Что нового вы узнали на уроке? Какие знания вам могут пригодится в обычной жизни? | Л. умение оценивать свои достижения; Р. умение осуществлять итоговый контроль; П. умение познавать цель и результат К. умение проявлять активность в деятельности | ||
VII. Рефлексия УД на уроке. | Задает вопросы о том, были ли достигнуты цели и задачи, поставленные в начале урока. | Подводят итог выполненной работы на уроке. | Были ли достигнуты цели и задачи, поставленные в начале урока? | Л. умение оценивать свои достижения; Р. Саморегуляция. | |
VIII. Домашнее задание. | Сообщает, проверят запись домашнего задания в дневниках. | Записывают в дневниках. | Сообщения по теме: «Роль испарения и конденсации в жизни животных и растений» или «Роль испарения в жизни человека». |
Приложение 1.
Карточки задания.
1.
Экспериментальные исследования. « Причины изменения скорости испарения жидкости». | ||
Оборудование. | Что делать? | Вывод |
Листки бумаги – 2 шт., пипетка – 2шт., сосуды с маслом, водой. | Определить зависимость испарения от рода жидкости. На один листок бумаги капните каплю масла, а на второй воды. Сравните процессы испарения в двух случаях. |
2.
Экспериментальные исследования. « Причины изменения скорости испарения жидкости». | ||
Оборудование. | Что делать? | Вывод |
Листки бумаги – 2 шт., пипетка, водой, электрическая лампа. | Определить зависимость испарения от температуры жидкости. На два листка бумаги капните по одинаковой капле воды. Один листок положите сушить на край парты, а второй держите над электрической лампой. Сравните процессы испарения в двух случаях. |
3.
Экспериментальные исследования. « Причины изменения скорости испарения жидкости». | ||
Оборудование. | Что делать? | Вывод |
Листки бумаги – 2 шт., пипетка, водой. | Определить зависимость испарения от площади свободной поверхности. На два листка бумаги капните по одинаковой капле воды. Одину каплю распределите по поверхности листка положите сушить на край парты. Сравните процессы испарения в двух случаях. |
4.
Экспериментальные исследования. « Причины изменения скорости испарения жидкости». | ||
Оборудование. | Что делать? | Вывод |
Листки бумаги – 2 шт., пипетка, водой, бумажный веер. | Определить зависимость испарения от наличия или отсутствия ветра. На два листка бумаги капните по одинаковой капле воды. Один листок положите сушить на край парты, а второй обдувайте бумажным веером. Сравните процессы испарения в двух случаях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока физики 7 класс " Инерция"
Составлена и готова к использованию,технологическая капта урока физики в 7 классе по теме " Инерция"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ 8 КЛАСС " АМПЕРМЕТР. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА."
Технологическая карта урока по физике "Амперметр. Измерение силы тока" 8 класс уч. Перышкина...
Технологическая карта урока. Физика 9 класс.
Образец технологической карты урока. Технологическая карта урока физики 9 класс по теме: "Законы сохранения в механике". Анализ технологической карты....
Технологическая карта урока физики 9 класса «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики»
Технологическая карта урока физика 9 класс «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики» с межпредметными связями по биологии....
Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"
Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"...
Технологическая карта урока физики 7 класс
Технологическая карта урока физики 7 класс по теме: "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля"...
Технологическая карта урока физика 7 класс "Взаимодействие молекул"
Технологическая карта урока физики 7 класс по теме "Взаимодействие молекул"...