Формирование УУД на уроках физики с помощью работы с учебником
учебно-методический материал по физике на тему
В данном материале предложены формы и методы формирования УУД на уроках физике с помощью учебника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование УУД на уроках физики с помощью работы с учебником | 20.55 КБ |
Формирование УУД на уроках физики с помощью работы с учебником | 154.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД на уроках физики с помощью работы с учебником
Работа с учебником должна быть ориентирована на формирование глубоких и прочных предметных знаний и умений. Если учесть тот факт, что после окончания школы книга будет не единственным, но основным источником знаний, то становится понятно, что ребенок должен научиться работать с учебником самостоятельно. Самостоятельная работа над печатным текстом развивает их активность и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых знаний, приучает добывать знания осознанно.
В современной практике обучения физики учитель должен конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов при освоении знаний. Для формирования познавательных логических действий целесообразно использовать комплексные задания, которые могут быть связаны с текстовой информацией, в том числе из различных учебных предметов, с современной действительностью, с личным опытом школьников.
В ходе выполнения комплексного задания можно сформировать такие группы умений:
- Ориентация в тексте (поиск и выявление информации, представленной в различном виде) и общее понимание текста (формирование прямых выводов и заключений на основе описанных фактов).
- Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений).
- Использование информации из текста для решения различных задач .
Например.
- Прочитать определение и пересказать своими словами, о чем идет речь (не потерять при этом физический смысл).
- Выделить ключевые слова, которые несут на себе основную смысловую нагрузку, аргументировать выделение.
- Удалить по очереди ключевые слова из определений проследить как будет меняться смысл определений.
- Попытаться дополнить определение, проанализировать успешность попытки.
- Сформулировать обратное утверждение и проанализировать, будет ли оно иметь физический смысл и будет ли оно справедливо.
- Определить границы применимости.
Не стоит забывать, что систематической подготовки требует формирование такого навыка, как умение связать прочитанный материал с ранее изученным. Предлагаю пример задания на выделение сходства и различия, осуществлять сравнение.
Сравнить виды теплопередачи
Теплопроводность | Конвекция | Излучение |
Отличие | ||
Необходим непосредственный контакт. Теплопроводность разных веществ различна. Практическое применение: теплоизоляция | Происходит в веществах, в которых можно создать потоки (струи). В твердых телах такой вид теплопередачи не происходит. Практическое применение: прогревание воздуха в помещении в холодное время года или его охлаждение в летние месяцы; нагревание жидкостей или охлаждение жидкостей; образование ветров; тяга. | Происходит со всеми нагретыми телами. Основной вид теплопередачи для получения энергии Землей от Солнца Не требует вещества для распространения. Цвет поверхности влияет на величину энергии при излучении и поглощении |
Сходства | ||
Это виды теплопередачи в результате которых изменяется внутренняя энергия |
Пример задания на соответствие
Установите соответствие между физическими группами физических понятий и примером понятия, относящееся к соответствующей группе. Для физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Физическое понятие | Примеры |
А) физическая величина Б) единица физической величины В) прибор для измерения физической величины | 1)расширение газа 2)внутренняя энергия 3)кристаллическая решетка 4)миллиметр ртутного столбца 5)барометр |
Ответ:245
С помощью учебника по физике мы формируем регулятивные учебные действия , такие как принимать и сохранять учебную задачу .Предлагаю такое проверочное задание: зачем нужно знать закон Ома? Указать цели его изучения. Также учебная книга помогает для развития коммуникативных учебных действий, а именно строить монологические высказывания. Рассказать о работе как о физическом процессе - пример проверочного задания средств оценивания УУД.
Литература
- 1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2008.
- 2. Бухольцев С.Н. “Проектная деятельность на уроках физики” http://www.profistart.ru/ps/blog/20252.html
- 3.Борисова Л.А. “Формирование исследовательских умений школьников при проведении лабораторных работ” Научно-методическая газета “Физика”№20/ 2010 Издательский дом “Первое сентября” 2010г.
- 4. Войтенкова Л.Г. “Исследовательская деятельность на уроках физики”
http://neretina-iv.my1.ru/publ/issledovatelskaja_
dejatelnost_na_urokakh_fiziki/1-1-0-15 - 5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. М.:Просвещение, 2011. (Стандарты нового поколения.)
- 6. Журнал «Физика в школе № 3» 2014 г. «Методика организации деятельности с учебником в старших классах»
- 7. Журнал «Физика в школе № 5» 2015 г. «Система оценивания метапредметных результатов как ресурс повышения качества образовательной деятельности учащихся»
- 8. Журнал «Физика в школе № 4» 2016 г. «Достижение планированных результатов обучения средствами заданий на установление соответствий»
- 9. Журнал «Физика в школе № 6» 2016 г. «Построение триединой системы заданий при организации познавательной деятельности учащихся на уроках физики»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебная деятельность такая деятельность , в результате которой происходят изменения в самом ученике . Это деятельность по самоизменению , то есть продуктом являются те изменения , которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте . Педагогическая психология Д.Эльконин
Структура учебной деятельности учебная цель учебные действия и операции познавательные и учебные мотивы учебная задача
Формирование УД : отработк а у школьника каждого компонента УД; взаимосвязь компонентов УД; постепенн ая передач а отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.
Учебные действия – конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Глоссарий ФГОС
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Глоссарий ФГОС
Учебные действия: Универсальные учебные действия: восприятие сообщений ; наблюдения ; сбор и подготовка материалов теме ; предметно-практические действия ; устное или письменное изложение усвоенного материала ; языковое , предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций ; подготовка , проведение и оценка экспериментов , выдвижение и проверка . Регулятивные , включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные и логические, знаково-символические Коммуникативные
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов Типовые задания
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково - символические действия. Познавательные универсальные учебные действия общеучебные 1 логические учебные действия 2 постановка и решение проблемы. 3
» познавательных логических действий целесообразно использовать комплексные задания, которые могут быть связаны с текстовой информацией, в том числе из различных учебных предметов, с современной действительностью, с личным опытом школьников. В ходе выполнения комплексного задания можно сформировать такие группы умений: Ориентация в тексте (поиск и выявление информации, представленной в различном виде) и общее понимание текста (формирование прямых выводов и заключений на основе описанных фактов). Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений). Использование информации из текста для решения различных задач .
» Например. Прочитать определение и пересказать своими словами, о чем идет речь (не потерять при этом физический смысл). Выделить ключевые слова, которые несут на себе основную смысловую нагрузку, аргументировать выделение. Удалить по очереди ключевые слова из определений проследить как будет меняться смысл определений. Попытаться дополнить определение, проанализировать успешность попытки. Сформулировать обратное утверждение и проанализировать, будет ли оно иметь физический смысл и будет ли оно справедливо. Определить границы применимости.
Пример задания на соответствие Установите соответствие между физическими группами физических понятий и примером понятия, относящееся к соответствующей группе. Для физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Физическое понятие А) физическая величина Б) единица физической величины В) прибор для измерения физической величины Примеры 1)расширение газа 2)внутренняя энергия 3)кристаллическая решетка 4)миллиметр ртутного столбца 5)барометр
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. планирование прогнозирование контроль целеполагание саморегуляция оценка коррекция
П роверочное задание: зачем нужно знать закон Ома? Указать цели его изучения.
в том числе чтение и работа с информацией Коммуникативные универсальные учебные действия Click to add Title 1 Click to add Title 2 3 Click to add Title 4 5 социальную компетентность; учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог ; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников; Click to add Title 6 строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
У чебная книга помогает для развития коммуникативных учебных действий , а именно строить монологические высказывания. Рассказать о работе как о физическом процессе - пример проверочного задания средств оценивания УУД.
Литература 1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2008. 2. Бухольцев С.Н. “Проектная деятельность на уроках физики” http://www.profistart.ru/ps/blog/20252.html 3.Борисова Л.А. “Формирование исследовательских умений школьников при проведении лабораторных работ” Научно-методическая газета “Физика”№20/ 2010 Издательский дом “Первое сентября” 2010г. 4. Войтенкова Л.Г. “Исследовательская деятельность на уроках физики ” http://neretina-iv.my1.ru/publ/issledovatelskaja_ dejatelnost_na_urokakh_fiziki /1-1-0-15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение и развитие познавательной активности учащихся на уроках физики с помощью ИКТ.
В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла, в том числе и физике.Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в бу...
Формирование УУД на уроках информатики с помощью информационных технологий
Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на ...
Методическая статья "Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью интерактивных компьютерных моделей"
Материал, представленный в данной статье, содержит методические рекомендации по использованию интерактивных компьютерных моделей на уроках физики. Это одна из возможностей для реализации системно – де...
Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий
Доклад на метод объединение учителей естественно-математического цикла на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий."...
Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий
Метод объединение учителей естественно-математического цикла. Доклад на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий"...
Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью ИКМ
Опыт моей работы в направлении реализации главной идеи образовательного процесса - применении проблемно - поискового метода с использованием интерактивных компьютерных моделей физиче...
Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики с помощью мультипликационных задач
Доклад об обобщении опыта работы по теме "Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики с помощью мультапликационных задач"...