Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках физики через использование лаборатории L-микро.
статья по физике на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках физики через использование лаборатории L-микро.
В своем выступлении хочу опереться на несколько цитат.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15) гласит «..Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся…с основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.»
Концепция развития школьного физического образования в Республики Татарстан
(Приложение к Приказу МОиН Республики Татарстан от 23 марта 2015 года N 1810/15) определяя проблемы современного физического образования первой называет проблему с оборудованием «Если нет соответствующим образом оборудованного кабинета физики, то и невозможно рассчитывать на получение результатов, соответствующих современным требованиям к качеству образования.»
ФГОС ООО требует: « при выполнении практических работ ученик должен уметь самостоятельно постановить цель, сформулировать задачи, разработать план выполнения практической работы, выбрать необходимые приборы
Концепция модернизации российского образования ставит перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта позволяет констатировать три уровня планируемых результатов образования:
личностные, предметные и метапредметные.
Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Овладение системой универсальных учебных действий является необходимой основой всего последующего развития учащегося. Это действия, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни.
Основное содержание метапредметных результатов образования строится вокруг освоения разнообразных умений, навыков и стратегий учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к саморазвитию, включая организацию этого процесса.
Физика как учебный предмет располагает прекрасными возможностями для формирования ключевых метапредметных компетенций учащихся. Этому способствует разнообразие видов учебнопознавательной деятельности учащихся на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе усвоения физики ребёнок вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение → гипотеза → эксперимент → анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей
Реальные возможности организации массового выполнения практических работ в школе весьма ограничены . И это связано, не только, со сложностью постановки экспериментов, представляющих интерес с точки зрения преподавания современной физики и высокой стоимостью современного экспериментального оборудования, но ещё и с временными ограничениями в рамках урока. Выход есть - это домашний эксперимент, фото или видео отчет о котором ребята публикуют в созданных нами группах в социальных сетях. На этом этапе поощряется и приветствуется участие родителей.
В 2009- 2010 учебном году наша школа приобрела полный комплект оборудование L-микро. Освоение любого нового оборудование требует от учителя колоссальных временных затрат и не секрет что есть учреждения где оно «пылиться в коробках». И здесь на помощь пришли ребята старшеклассники проявляющие интерес к предмету. Были созданы группы которые в свободное время под руководством лаборанта и учителей физики и технологии осваивали отдельные работы (комплект содержит описание большого количества работ) а потом демонстрировали их в классе.
Эта работа оказалась полезной для всех учителей физики города. В 2010 году на базе нашей школы прошел 36 –и часовой мастер – класс «Современные методы и классический эксперимент в преподавании физики», который стал победителем в рамках муниципального конкурса Учитель-Мастер. В этом направлении нам помогает развиваться и программа консультационного пункта для учителей города систематически действующий с 2012 года на базе кабинета физики школы по вопросам использования лаборатории L- микро в образовательном процессе Данное оборудование дает возможность внедрить ИКТ технологии что позволило повысить качество и лабораторного и демонстрационного эксперимента.
Основу физики составляет экспериментальное изучение действительности. Это определяет первостепенную роль, которую должен занимать эксперимент при обучении этому предмету. Поэтому практика учителя физики насыщена фронтальным и демонстрационным экспериментом. Необходимо систематически работь над увеличением времени экспериментальной работы учащихся. Например в первом полугодии 7 класса выполняем 9 классных и 1домашнюю лабораторных работ :
Лабораторная работа.1 "Определение цены деления измерительного прибора"
Лабораторная работа №2 «Измерение объема тела» .
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа.4 "Измерение массы малых тел"
Лабораторная работа №5 «Взвешивание гороха».
Домашняя лабораторная работа №6 «Измерение размеров малых тел». С фотоотчетом.
Лабораторная работа №7 «Определение плотности твердого тела»
Лабораторная работа №8 «Сортировка тел школьной лаборатории по плотности»
Лабораторная работа №9 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Лабораторная работа №10«Градуирование пружин. Определение пределов измерения каждой».
Приступая к выполнению лабораторных работ, совместно с учителем математики, повторяем в классах прямую и обратную зависимость величин. На уроках систематически акцентируем внимание на пропорциональностях в физических зависимостях. Обработку результатов реализуем с использованием таблиц и графиков XL на уроках информатики.
Данные формы обучения, позволяющие познакомиться с экспериментальной физикой что, несомненно, наиболее предпочтительны, поскольку подразумевают непосредственное активное участие ученика в эксперименте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование метапредметных результатов обучающихся на уроках физики
Я обучаю детей физике на предпрофильном и профильном уровне и руковожу методическим объединением учителей физики. Мои ученики успешны в ходе независимой государственной экспертизы. Я работаю, чт...
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках стереометрии через использование учебно-дидактических циклов.
Традиционно курс геометрии относят к сложным школьным курсам. Одной из причин является то, что из-за отсутствия достаточного количества времени, отводимого на изучение геометрии, у учащихся возникает ...
Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках физики
Метапредметные компетенции, их формирование на уроках физики...
Способы формирования метапредметных результатов учащихся на уроках математики
Введение метапредметных компенций в образовательный процесс - это ответ системы образования на требования времени и общества...
Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики через использование технологии опорных конспектов и схем
В арсенале современных педагогических технологий обучения физики определенное место занимают опорные конспекты.С моей точки зрения, технология опорных конспектов используется как средство прочного зап...
Методический семинар "Развитие метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии проблемного обучения"
Сегодня с переходом образования на новые стандарты важно не только передать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и коммуникативное развитие....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование метапредметных результатов обучения на уроках физики у будущих специалистов аграрно-промышленного комплекса»
Переход к обучению по новым ФГОСам предусматривает ориентацию на результат образования, переход на деятельностную парадигму образования, смену образовательных технологий, информационное обеспечение ка...