Использование предметных интернет-конкурсов как методический и информационный ресурс на уроках физики
творческая работа учащихся по физике на тему
В статье описано применение в процессе изучения физики наиболее удачных, на взгляд учителя, интернет-проектов. Материалы, представленные в некоторых дистанционных конкурсных программах и работы, созданные учениками в ходе участия, можно эффективно использовать как ресурс для уроков физики и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnye_internet-konkursy.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Лаврентьева Светлана Владимировна
Учитель физики
МКОУ – Плотниковская средняя общеобразовательная школа № 111
Новосибирская область, Новосибирский район, с.Плотниково
Использование предметных интернет-конкурсов как методический и информационный ресурс на уроках физики
В последние годы стали популярны творческие и предметные интернет-конкурсы. Для сельских школ, удалённых от городских центров, они позволяют учителю решать важные методические и воспитательные задачи:
- обучение работе в сети Интернет;
- организация проектной и исследовательской деятельности;
- общение и взаимодействие с большим количеством участников конкурса;
- стимулирование познавательного интереса школьников;
- создание положительного эмоционального настроения и повышенной мотивации;
- организация работы учеников с различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами.
Материалы, представленные в конкурсных программах и работы, созданные учениками в ходе участия, можно удачно использовать как ресурс для уроков физики и внеурочной деятельности.
Наиболее показательным в этом плане считаю Творческий телекоммуникационный интернет-проект «Удивительный мир физики», который проводит Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании совместно с Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д. Ушинского. Адрес архива проекта: http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/physics/ .
Принять участие в проекте могут школьники 7-11 классов, выступая в составе классных команд. Наша школа принимает участие в этом конкурсном проекте с 2008 года. Каждый тур посвящён определённой теме учебной программы, предлагаются задания и с опережением программы, и сверх программы. Очень радует связь заданий с литературными произведениями, кинофильмами, мультфильмами.
Например, для 7-9 классов выбирались темы: «Физические приборы в произведениях Ж.Верна», «Тепловые явления в нашей жизни», «В чём неправда в рассказах барона Мюнхгаузена?», «История физических величин, или «В попугаях я всё-таки длиннее…». Общая тема интересно развёртывается в вопросах викторины, экспериментальном задании и творческом задании.
Вопросы викторины можно обсуждать на уроке, а некоторые экспериментальные задания выполнять в качестве лабораторных работ. Как правило, предлагается исследовательский или проблемный эксперимент, а его оценка зависит не только от полученного результата, но и применённой и описанной методики, грамотности расчётов и определения погрешностей измерений. Например, при выполнении задания «Измерьте объём канцелярской скрепки» ученики так увлеклись, что нашли три варианта выполнения работы, при этом отработали способ измерения размеров малых тел, который есть в перечне лабораторных работ 7 класса.
Некоторые экспериментальные задания отсылают учеников к коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые значительно расширяют инструментарий как учителя, так и ученика. Например: «Воспользовавшись ЦОРами №101512 «Вес тела, погруженного в жидкость» и №124204 «Определение массы тела с помощью рычажных весов» Единой коллекции образовательных ресурсов, разработайте и проведите исследование (проблема, анализ, план эксперимента, результаты, анализ результатов, выводы)». Данные работы также обязательны для выполнения в курсе 7 класса и, выполняя конкурсное задание, ученики отрабатывают экспериментальные умения.
Но самые интересные и увлекательные, несмотря на их сложность – это творческие задания. Как правило, это творческий проект. Надо исследовать определённую проблему, решить её, презентовать свою работу одноклассникам или ученикам младших классов (иногда это просто беседа, а иногда – костюмированный спектакль, или фейерверк занимательных опытов). Работу надо оформить в виде мультимедийной презентации, в которую помещается фото или видеоотчёт. Чтобы выполнить такую работу дети учатся вести беседу с разновозрастной аудиторией, обращаться с фотоаппаратом и видеокамерой.
В 2012 году в творческом задании для 7 класса необходимо было:
- подобрать 5-7 опытов по теме «Архимедова сила»;
- сочинить сказку для проведения урока с учащимися младших классов, используя эти опыты;
- провести такой урок, сделать фото- или видеосъемку урока;
- по итогам проведения урока подготовить видеосюжет или презентацию с фотографиями «Жил на свете Архимед… (и его ученики)»;
- в отдельном файле оформить сценарий сказки. Описать явления, происходящие в опытах, с физической точки зрения.
Думаю, всем понятно, сколько видов деятельности пришлось использовать ребятам, чтобы справиться с заданием. Но и результат неоценим. На следующий год я пригласила 8-классников, которые выполнили этот проект, на муниципальный открытый урок, проводимый в 6 классе (у наших 6-классников в рамках ФГОС есть учебный предмет «Физика. Химия»). Вот на этом уроке я и использовала созданную 8-классниками сказку об Архимеде, а сами авторы не только исполняли роли, но и были демонстраторами экспериментов.
Как правило, выбор темы для учебных исследований зачастую бывает очень трудным для организации исследовательской деятельности учащихся. Если обратиться к архиву «Удивительного мира физики», можно найти множество тем для проектных и исследовательских работ школьников разных классов.
Ещё один конкурс оказался очень полезен в моей работе с детьми - открытый областной конкурс творческих работ по энергосбережению «Наш тёплый дом», организаторами которого являются департамент образования
Ярославской области, департамент энергетики и регулирования тарифов
Ярославской области, Фонд «Энергоэффективность. Конкурс открытый, так что в нём могут принимать участие не только ярославские школьники, но и ребята со всей России. Найти Положение можно на сайте государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области Центр детско-юношеского технического творчества: http://cdutt-yar.ru/index5.php .
Выполнение этих конкурсных работ не только содействует воспитанию культуры энергопользования, развитию и поощрению творческих способностей обучающихся, но и позволяет использовать в учебном процессе проекты, выполненные учениками. Тематика конкурсных работ - экономное расходование природных ресурсов (нефти, газа, угля, электроэнергии, воды, тепла) или переход на возобновляемые источники энергии - в быту, в промышленности и т.п. Виды работ – самые разные: от рисунка, до сложного технического проекта, каждый ребёнок может выбрать то, что ему ближе.
По материалам конкурса можно устроить выставку рисунков в кабинете физики, провести беседу, или, как сделали мои ученики, выполнить исследовательский проект и представить его на научно-практической конференции. Тема проекта была задана условиями конкурса: «Исследование применения энергоэффективных технологий сохранения тепла при строительстве жилых домов в условиях Новосибирской области» (9 класс). А семиклассники придумали «Новую сказку про трёх поросят с рекомендациями по строительству домиков, чтобы они были энергосберегающими и экологически чистыми» и провели театрализованную беседу с учениками 6 класса.
И третий пример ежегодного дистанционного конкурса, который можно удачно использовать для внеурочной работы - это проект, связанный с космонавтикой, его организует и проводит Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина» (http://www.gctc.ru/main.php?id=1141). Этот конкурс позволяет учителю пропагандировать достижения отечественной космонавтики, поддерживать учеников, увлекающихся космонавтикой и привлекать учащихся к изучению и использованию в своих работах современных информационных технологий.
В 2014 году темой для конкурсных работ стал 50-летний юбилей полёта в космос Валентины Терешковой. Этому событию посвящены рисунки, макеты, технические модели и проектно-исследовательские работы школьников. На базе этих работ в школе можно устроить целый космический праздник!
Педагогический эффект от вовлечения учеников в такие конкурсные программы очень высок. В заключении отмечу, что все упомянутые в статье конкурсы – бесплатные, это значительно облегчает работу учителю.
Использованные ресурсы:
http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/physics/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Выступление на II Всероссийской конференции "ИТО-Саратов-2010"...
Использование материалов ФЦИОР (федерального центра информационно-образовательных ресурсов) на уроках физики
В данной папке представлены материалы из коллекции ФЦИОР. Образовательные мультимедиа системы (ОМС) объединяют электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные модули....
Использование интернет ресурсов на уроках физики
Развитие компьютерной техники и информационной технологий прочно входит в наш быстро развивающийся мир. Практически во всех школах имеются современные компьютеры и во многих школах компьютерные классы...
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Урок должен мотивировать к поиску информации. Электронные образовательные ресурсы, новые информационные технологии, различные средства и методы обучения могут быть своего рода инструментами, путями ре...
Использование электронных образовательных ресурсовна уроках физики и во внеурочной деятельности
Выступление на конференции...
Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках физики"
Статья в сборнике Международной НПК...
Статья "Использование информационно-коммуникативных ресурсов на уроках физики"
Статья раскрывает основные сайты, которые можно использовать на уроках физики...