Статья "Использование информационно-коммуникативных ресурсов на уроках физики"
статья по физике

Статья раскрывает основные сайты, которые можно использовать на уроках физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Использование ИКТ на уроках физики.

выступление на РМО учителей физики 15.02.2017 учителя физики школы 606 Пушкинского района Санкт-Петербурга 

Прокофьевой Натальи Васильевны.

В условиях современного  развития школы возникает острая необходимость  преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования, результатом которой будет  воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.

Переход нашей страны к информационному обществу находится под пристальным вниманием органов государственной власти. В большинстве стран (США, Германия, Франция, Великобритания, Австрия, Чехия, Финляндия, Япония, Индия, Китай, Страны Юго-Восточной Азии и в др.) разработаны и реализуются государственные «Программы формирования информационного общества». Такая программа разработана и в России.

Выделяются три стратегических направления пути России к информационному обществу:

  1. Информатизация всей системы общего и специального образования – от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала. Информатизация системы общего образования, ориентированная на формирование нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества – перспективная основная задача перехода к информационному обществу. Её решение должно помочь молодым людям получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурный облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности, подготовить себя для жизни и работы в информационном мире XXI века.

  1. Формирование и развитие индустрии и соответствующей инфраструктуры информационных и коммуникационных услуг, в том числе и домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя.

  1. Обеспечение сферы услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе и мощного русскоязычного сектора в Интернете.

Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.

Реалии современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом.

 Причём особенности преподавания предмета таковы, что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается.

Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету.

Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.

Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель.

На своих  уроках физики я применяю следующие информационные технологии:

 -мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков; 

-подготовка дидактических материалов для уроков; 

-использование  готовых программных продуктов по своей дисциплине; 

-работа с электронными учебниками на уроке; 

-поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки  к  

урокам   и внеклассным мероприятиям; 

-разработка тестов, используя готовые программы - оболочки;

-применение компьютерных тренажеров для организации контроля

знаний.

Чтобы компьютер и его возможности с пользой использовать  в обучении любому предмету, необходимо, чтобы учитель был с компьютером на «ты».  Поэтому, использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

  • - обрабатывать  текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке; 
  • - создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS PowerPoint  продемонстрировать презентацию на уроке; 
  • - использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине; 
  • - организовать работу с электронным учебником на уроке; 
  • - применять учебные программные средства ; 
  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; 
  • - организовывать работу  с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке; 
  • - работать на уроке с материалами Web-сайтов; 
  • - создавать web- страницы по интересующему вопросу учебного материала; 
  • - разрабатывать тесты, используя готовые программы -оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям сделать образовательный процесс более насыщенным, ярким, результативным .

Анализируя свой опыт использования ИКТ на уроках физики, я убедилась, что это позволяет с высокой степенью эффективности развивать  познавательную активность учащихся, повышать  интерес к изучаемому предмету, развивать аналитическое мышление, формировать и совершенствовать  навыки работы с компьютером, формировать навыки коллективной работы и  самостоятельного исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Информационно- коммуникативные технологии в преподавании уроков истории.

Главная задача  ИКТ – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государст...

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках математики.

Мультимедиа-технологии неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, на...

Обобщение педагогического опыта работы. Тема: «Формирование и развитие информационно – коммуникативных компетенций обучающихся на уроках физики»

Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений модернизации образования, с необходимостью перехода на профильное обучение и предоставлением возможности учащимся зани...

Информационно-коммуникативные технологии в на уроках ОБЖ

Значение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) при изучении предмета ОБЖ...

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках физики.

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках физики. 1. Основные понятия темы.В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном общ...