Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках физики"
статья по физике на тему
Статья в сборнике Международной НПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tsifrovyh_obrazovatelnyh_resursov_na_urokah_fiziki.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках физики
Сущность и цель современного образования - развитие общих способностей личности и ее универсальных способов деятельности средствами учебных предметов. В этой связи изменяется роль учителя в школе. Он перестает быть для учащихся основным источником знаний и превращается в организатора их деятельности. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Физика по-прежнему сохраняет роль лидера естествознания и определяет уровень и стиль научного мышления. Именно физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любой непонятной ситуации, выявлению ее фундаментальных, качественных и количественных аспектов и доведения уровня понимания до возможности теоретического предсказания характера и результатов ее развития во времени. Развитие физики способствует созданию условий для перехода к информационному обществу, так как на основе непрерывного развития электронных устройств, оптических систем и др., совершенствуется и расширяется сфера применения информационных и коммуникационных технологий.
Урок – это основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на обучающихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания. На своих ᅟуроках ᅟя использую ᅟинтерактивные ᅟи ᅟмультимедийные ᅟсредства ᅟв следующих ᅟвариантах: 1.Объяснение ᅟнового ᅟматериала. ᅟ
Основными ᅟформами ᅟдеятельности ᅟявляются:
- подбор ᅟтекстового ᅟи ᅟграфического ᅟматериала ᅟпо ᅟтеме ᅟурока; ᅟ
-создание ᅟучебно-дидактической ᅟпрезентации; ᅟ
-создание ᅟнаглядного ᅟраздаточного ᅟматериала; ᅟ
2.Контроль ᅟусвоения ᅟпройденного ᅟматериала ᅟ
Разработка ᅟконтрольных ᅟи ᅟсамостоятельных ᅟработ. ᅟРазработка ᅟтестовых заданий. 3.Дополнительное ᅟобразование ᅟ
Организация ᅟпроектной ᅟдеятельности ᅟучащихся. ᅟПовторение ᅟматериала, ᅟрешение ᅟзадач ᅟпри ᅟподготовке ᅟк ᅟэкзаменам. ᅟ
4.Внеклассная ᅟработа ᅟ
5.Закрепление ᅟматериала. ᅟ
Информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную. Сегодня наиболее распространенными из прикладных программных средств являются презентации. Использование презентаций, включающих одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию обладают большим эмоционально-мотивационным зарядом, усиливают обучающий эффект за счет увеличения плотности урока и объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии открывают новые возможности управления учебным процессом, улучшают эстетику урока, дают возможность тиражирования учебного материала. Прекрасным экспериментальным дополнением на уроках является применение цифровых образовательных ресурсов, материалы из Интернет-источников. Основным Интернет-ресурсом мной выбран сайт «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов», так как его можно использовать не только при изучении нового материала, но и для контроля знаний, для проведения лабораторных работ. Данная программа содержит сборник компьютерных экспериментов, видеозаписей, графических моделей физических опытов по всем разделам курса физики, методические материалы. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи. На своих ᅟуроках ᅟ я ᅟиспользую следующие ᅟ интерактивные ᅟформы ᅟ обучения ᅟи ᅟконтроля ᅟ с ᅟприменением ᅟКТ: создание ᅟпрезентаций ᅟмною ᅟи ᅟучащимися, ᅟкомпьютерное ᅟмоделирование, виртуальные ᅟлабораторные ᅟ и ᅟпрактические ᅟработы. ᅟМедиаресурсы ᅟ«Открытая физика» «Видеозадачник ᅟпо ᅟфизике» ᅟ применяю ᅟпри объяснении ᅟнового материала с ᅟцелью ᅟсоздания ᅟпроблемной ᅟситуации, выдвижения ᅟпроблемы ᅟи формулировки гипотезы, ᅟа ᅟтакже ᅟс ᅟцелью ᅟее экспериментальной ᅟпроверки ᅟ(виртуальный эксперимент). При ᅟзакреплении ᅟи повторении ᅟпройденного ᅟматериала ᅟучащиеся работают ᅟв ᅟмалых ᅟгруппах ᅟ- решая ᅟвидеозадачи, ᅟвыполняя ᅟразличные ᅟтесты, просматривая или ᅟсоздавая презентации ᅟпо ᅟпройденной ᅟтеме. Опыт ᅟиспользования программированного контроля ᅟзнаний ᅟ учащихся, ᅟособенно ᅟс ᅟприменением компьютерной ᅟтехники, при ᅟпроверке ᅟзнаний ᅟпо ᅟфизике ᅟ в ᅟ8-9-х ᅟклассах позволил ᅟвыделить следующие ᅟположительные ᅟмоменты: ᅟустраняется ᅟвозможность подсказок ᅟи списывания; ᅟповышается ᅟ объективность ᅟоценки ᅟзнания; ᅟрезко возрастает познавательная ᅟактивность ᅟучащихся ᅟпри ᅟизучении ᅟ физики, ᅟчто обусловлено стимулированием ᅟ данной ᅟ методики ᅟ самостоятельной ᅟ работы.
Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, требующие более сложного оборудования. Кроме того, само оборудование уже устарело, в этом случае на помощь приходит персональный компьютер, возможности сети Интернет. Виртуальные лаборатории позволяют ученику по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы. Безусловно, информационные ресурсы применяю и на уроках других типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ. Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно наряду с традиционными методами изучения физики, на уроках часто использую персональный компьютер, проектор, медиаресурсы: «Классная физика» - http://class-fizika.narod.ru. Во время объяснения нового материала на уроке по теме «Сила» учащиеся ставятся в ситуацию исследователя. Демонстрирую видеофрагменты, показывающие действие одного тела на другое. На данном этапе использую практические ЭОР с целью выяснения существенных признаков понятия. Затем предлагаю перейти к мини-исследованию, т. е. выяснить, от чего зависит действие силы. Учащиеся предполагают, что действие силы зависит от модуля, точки приложения и направления. Рассматриваются все предположения учащихся: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Для этого учащиеся за компьютерами проводят эксперименты в электронном виде. Проверяют выдвинутые гипотезы и делают выводы. Активность учащихся при проведении данного исследования способствует осознанию зависимости между конкретным и абстрактным содержанием темы, между практической и теоретической сторонами деятельности. Использование ЭОР способствует формированию УУД: умение воспринимать и перерабатывать информацию из различных источников, находить ресурсы и средства выполнения действий, применять знания на практике, умений наблюдать и делать логические выводы. В 8 классе на уроке изучения нового материала по теме «Закон Ома для участка цепи» учащиеся самостоятельно выводят закон Ома для участка цепи, а учитель выполняет роль инструктора. Начинаю работу с того, что учащиеся получают лист с инструкцией, затем выходят на сайт http://class-fizika.narod.ru/8_25.htm, выбирают 8 класс и тему «Закон Ома». Сайт очень богат дополнительным материалом. Анализ результативности уроков с применением ЭОР показывает, что количество активно работающих учащихся повышается: по результатам анкетирования 97% ответили, что урок их заинтересовал. То есть налицо ситуация успеха. При этом дети (по их отзывам в конце урока) на уроке не испытывают чувства усталости, хотя трудятся интенсивно, т.к. происходит постоянная смена видов деятельности, а это одно из условий здоровьесбережения. В 7 - 9 классах учащиеся выполняют индивидуальные творческие задания, проекты, задания дистанционных олимпиад. Ежегодно учащиеся 7-9 классов участвуют в дистанционной олимпиаде по физике, проводимой Санкт – Петербургским Университетом, где учащиеся выполняют не только тестовые задания, но и проводят эксперименты в виртуальной лаборатории. При выполнении олимпиад формируются коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные УУД. На опыте собственной работы убедилась, что преподавание физики, как и любого предмета, необходимо ориентировать на использование электронных образовательных ресурсов. Это позволяет сформировать у ребенка представление об универсальности приемов работы с информацией, расширить его кругозор. Знания по физике ценны и востребованы практически в любой специальности, поэтому возникает необходимость в усилении физического образования, которое должно происходить на основе системного обновления содержания и технологий обучения физике. Поэтому современный урок это эрудированный преподаватель плюс целый комплекс инновационных форм и методов обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цифровые образовательные ресурсы к урокам литературы, 10 класс
Презентации к урокам литературы в 10 классе при изучении жизни и творчества писателей: А.С.Пушкина,Ф.И. Тютчева,Ф.М. Достоевского...
Цифровые образовательные ресурсы на уроках физики
Из опыты работы по применению ЦОР на уроках физики...
«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках физики»
В современных условиях, преподаватель все больше становится организатором учебной деятельности обучающихся, а не транслятором готовых знаний. Он выступает организатором, способным помочь сортировать п...
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках физики
Данная статья носит повествовательный характер о возможности и необходимости использования цифровых оюразовательных ресурсов на уроках физики...
Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока
Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках физики.
Статья рассказывает о том как использование цифровых образовательных ресурсов помогает проводить качественный урок...
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках физики.
Как использование ЦОР позволяет улучшить уроки физики...