Использование синергетического подхода в формировании исследовательской компетентности школьника при подготовке к НПК.
статья по физике на тему
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в школе требует грамотного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Синергетический подход вызван необходимостью перехода к новым нормам поведения, ценностным ориентирам в рамках нового информационного общества, он позволяет применять исследовательский подход для развития теоретического мышления, овладения методами научного познания, способствующие выработке потребности в интеллектуальной деятельности, а в обучении предметных дисциплин должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации образования, внедрение новейших компьютерных технологий и дистанционного обучения.
Но синергетический подход может быть качественно реализован в образовательной среде школы только при соблюдении условия - непременно активная педагогическая позиция учителей, выражающаяся в стремление к самосовершенствованию, самореализации и повышению эффективности педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_burlak_e.v.1.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование синергетического подхода в формировании исследовательской компетентности школьника при подготовке к НПК.
Бурлак Е.В. ,МБОУ СОШ №25,
г.Абакан, Республика Хакасия,
учитель физики
Термин «синергетика» происходит от греческого «synergeia», что означает «сотрудничество».
Рассматривая научный подход к понятию, «синергетика» можно увидеть различные вариации его раскрытия.
Так, в словаре информационно-педагогических технологий, синергетика раскрывается как наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное, и вскрывающая такие связи, при которых их суммарное действие превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Понятие «синергия», в этом же словаре, трактуется как совместное действие. В словаре западной философии, «синергетика» определяется как «междисциплинарное направление научных исследований».
Синергетический подход вызван необходимостью перехода к новым нормам поведения, ценностным ориентирам в рамках нового информационного общества, он позволяет применять исследовательский подход для развития теоретического мышления, овладения методами научного познания, способствующие выработке потребности в интеллектуальной деятельности, а в обучении предметных дисциплин должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации образования, внедрение новейших компьютерных технологий и дистанционного обучения.
Но синергетический подход может быть качественно реализован в образовательной среде школы только при соблюдении условия - непременно активная педагогическая позиция учителей, выражающаяся в стремление к самосовершенствованию, самореализации и повышению эффективности педагогического процесса.
Проблемы, возникшие на сегодняшний день:
-в школе не хватает ресурса кабинета естествознания, места для освоения учащимися способов ученического исследования;
-разрыв между теоретическими знаниями и практическими действиями учащихся (исследовательская деятельность проходит через трансляцию известных открытий, а не самостоятельно получаемых).
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в школе требует грамотного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.
Работая над темой «Использование синергетического подхода в формировании исследовательской компетентности школьника при подготовке к НПК»
реулизую
Цель: создание условий, позволяющих повысить качество образования, обеспечивающее личностный рост ученика, его компетентности самоорганизации и моделирования своего будущего.
Для достижения этой цели ставлю перед собой задачи:
- развивать интеллектуальные, творческие способности, критическое мышление учащихся в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, отбирать и интерпретировать информацию;
- установить объективные связи между целями гуманитарного и естественнонаучного образования;
- уметь объяснять окружающие явления;
- применять полученные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, защиты окружающей среды.
Первая стадия - выбор темы.
Спрашиваю учащихся, в каких НПК они принимают участие по различным предметам. Выясняется, что обычно только 1-2-3 ученика, где либо участвуют , остальные как правило не задействованы. Выход - сообщаю, что все будут участвовать на НПК по физике. Недовольных поверьте очень много. Ставлю задачу перед всеми выбрать тему, предварительно объясняю, что помощниками в этом могут быть родители, бабушки, дедушки - у которых уже есть определенный опыт. Даю срок неделю. Одновременно мотивирую - уделяю время на объяснение учащимся, какую может для них конкретно принести пользу участие в НПК (изучение и получение дополнительных сведений, научу, если не умеют, составлять презентации, это и выход в интернет, посещение информационного класса, участие в школьном научном обществе, участие в городском научном обществе, в идеале участие в республиканском и всероссийском обществе учащихся, для учащихся 9 класса это возможность выбора экзамена по физике в форме научной работы). После всего изложенного сторонников становится больше, т.к. дети видят перспективу. Механизм запущен. Жду. По истечению срока дети подходят в индивидуальном порядке с темами, если ученик хотел бы участвовать, но тему не смог выбрать, то учитель тему предлагает сам
На примере работы ученицы 9 класса Демидовой Анастасии рассмотрим дальнейшие шаги при использование синергетического подхода в формировании исследовательской компетентности школьника при подготовке к НПК
Второй этап – получение и обмен информацией, выбор темы, постановка цели и задач.
Название работы «Применение простых механизмов на ЛПК»
Цель: Рассмотрение вопросов применения простых механизмов на лесоперерабатывающем комбинате и возможность строительства крупного ЛПК на территории республики Хакасия.
Задачи:
-Найти исторические факты зарождения бумажной промышленности.
-Рассмотреть структуру производства и производственного процесса на целлюлозно-бумажных предприятиях.
-Изучить литературу по технологии заготовки, переработки и изготовления материала для производства целлюлозы.
-Выяснить отрасли применения целлюлозы.
-Выявить применение простых механизмов в лесоперерабатывающем оборудовании.
-Проанализировать возможность реконструкции ЛПК на территории республики Хакасия.
На данном этапе ученик работает по теме: находит информацию посредством библиотеки - это изучение книг, журналов, газет; использование интернет ресурсов, знания родителей (тему помогли именно они выбрать), идет включение социума, а в частности встреча с жителем с. Бельтирское Аскизского района (исследовательская работа по изучению исторических сведений о ЛПК на данной территории и причин реорганизации данного предприятия, по фотографиям была сделана презентация «Хроника событий»), возникает необходимость встретиться с учителем химии, так как у ученицы появляется естественное желание продолжить работу в направлении практической направленности - получить целлюлозу. Перед ребенком встал выбор может продолжить работу и принять участие в НПК по химии?
Я непротив. Выбор должен делать ученик.
Выясняется, что учитель химии не может помочь, т.к. нет необходимого оборудования. На этом процесс мог завершиться, но ученик снова идет к учителю физики. Новый толчок изнутри - будем искать физику на данном предприятии. (5 задача). Снова идет корректировка знаний, обрабатывается информация.
Итогом совместной работы является выступление на школьном и городском уровне с данной темой на НПК.
Следующим толчком - этапом нашего сотрудничества была работа по подготовке к Региональной научно-практической конференции студентов и школьников «Общество, образование, молодежь: актуальные проблемы современности». (г.Минусинск)..Тема нами была изучена фактически с разных сторон, нам оставалось переформулировать ее, ( «Проблемы и развитие ЛПК»), что-то убрать и добавить больше экономических вопросов. Снова идет поиск нужного материала, встреча с социумом (Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия - Ростпотребнадзор,ул.Хакасская 21) , обработка и анализ информации. За участие ученица получила СЕРТИФИКАТ.
Новый толчок и работа могла пойти в направлении биологии - «Грибоводство», т.к. выяснили, что выращивание грибов производится на отходах лесопромышленности (опилки). Дальше мог быть экзамен по биологии.
В результате нашего совместного исследования ученик самостоятельно выбирает экзамен по географии и успешно его сдает, о чем я узнаю позже, это и экзамен по физике. Дальнейшее обучение продолжается ученицей в колледже на экономическом отделении. Есть перспектива дальнейшего развития? Очевидно да, т.к. по нашим встречам выясняю, есть желание дальнейшего претворения работы в жизнь. Время покажет.
ВЫВОД:
Наступление информационной эпохи, выражающееся в массовой компьютеризации, внедрении и развитии новейшей информационной базы радикально изменило не только схему передачи знаний, но и методы обучения.
Одним из ключевых элементов новой схемы передачи знаний является система открытого образования (СОО). К системе Открытого образования можно применить так называемый синергетический подход. На примере данной схемы полученной нами можно увидеть:
во-первых, СОО следует отнести к классу нелинейных систем, так как нелинейными являются такие системы, у которых хотя бы в одном звене нарушается линейность уравнений динамики звена. Нелинейные системы способны качественно изменять свое поведение при количественном изменении воздействия.
Таким образом, преимущество предлагаемого синергетического подхода заключается, прежде всего, в гибкости, модульности построения функционально-предметной информационной области, а это в свою очередь прямо зависит от «энергии», которая поступает или, вернее, должна поступать в орган управления в виде достаточных ресурсов. Именно ресурсы позволят осуществлять циклическое расширение системы, совершенствовать традиционные формы обучения, внедрять в школе инновации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической компетентности школьников через исследовательскую деятельность
Происходящие изменения в окружающем нас мире способствуют развитию нового мышления, новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием лично...
использование уровнего обучения в формировании исследовательской культуры школьников
статья содержит классификацию исследовательских навыков, методику работы по их формированию в условиях уровнего обучения, характеристики исследовательских проектов....
Использование технологии уровневого обучения в формировании исследовательской культуры школьников
статья содержит характеристики исследовательских навыков, приемов и методов их формирования на разных возрастных этапах....
Формирование правовой компетентности школьников на основе деятельностного подхода
статья для журнала "Педагогическое образование и наука". - 2012. - №12...
Методическая тема "Использование метода проекта в формировании исследовательских умений младших школьников"
Программа работы над методической темой....
Формирование ИКТ компетентности школьника. Использование инновационных технологий на уроке английского языка
Статья содержит информацию о методике обучения иностранному языку (английскому) с использованием инновационных технологий,компьютерных средств....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование проектного метода для формирования исследовательских умений старших школьников» (к аттестации)
Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения стран на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, ...