Формирование УУД на уроках физики
статья по физике на тему
Модернизация образования предполагает повышение качества подготовки обучающихся с тем, чтобы из стен учебного заведения выходили люди, конкурентоспособные на рынке труда, готовые к принятию самостоятельного ответственного решения в условиях морального выбора, способные нести ответственность за свою судьбу и быть ответственными перед семьей, обществом. Именно таким хотят видеть своего ребенка на выходе из школы и родители. Современный педагог ставит перед собой задачу не только дать детям знания, но и подготовить обучающегося к жизни. Такие же задачи ставит перед педагогом и государство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формировании УУД на уроках физики»
Модернизация образования предполагает повышение качества подготовки обучающихся с тем, чтобы из стен учебного заведения выходили люди, конкурентоспособные на рынке труда, готовые к принятию самостоятельного ответственного решения в условиях морального выбора, способные нести ответственность за свою судьбу и быть ответственными перед семьей, обществом. Именно таким хотят видеть своего ребенка на выходе из школы и родители. Современный педагог ставит перед собой задачу не только дать детям знания, но и подготовить обучающегося к жизни. Такие же задачи ставит перед педагогом и государство. Педагоги осваивают новые и оригинальные формы, методы и подходы к изложению учебного материала с целью увлечения обучающихся предметом, повышения эффективности освоения учебного материала, формирования современной личности обучающегося. Одной такой технологией является ИКТ.
Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения по всем предметным областям.
Интернет-ресурсы сегодня позволяют:
- восполнять дефицит источников учебного материала;
- развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
- объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.
Говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства, позволяющие обеспечить возможность обучающимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создавать условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечивать успешное усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей. Все вышеперечисленное составляет УУД, отраженные в ФГОС ОО:
“Под универсальными учебными действиями (УУД) понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность”.
В широком значении УУД - умение учиться, способность к саморазвитию путем активного поиска и усвоения знаний.
УУД классифицируются на
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
Личностные УУД
- Способность к ориентации в меняющемся мире
- Формирование жизненного и профессионального самоопределения
- Умение выделить нравственный характер поведения, соотнести поступки с моральными нормами и этическими принципами
- Способность ориентироваться в межличностных отношениях
Исходя из этого, цели уроков физики должны ориентироваться на целостное отношение учащихся к окружающим, к себе и физике, как элементу общечеловеческой культуры.
Воспитывая уважение к творцам науки и техники, мы закладываем у учащихся такие качества, как целеустремленность в достижении цели, формируем самоопределение в будущей профессиональной деятельности.
Реализация возможна в рамках:
- урока, когда мы знакомим учащихся с личностями ученых и тернистым путем их открытий
- проектной и творческой деятельности, когда учащиеся имеют возможность почувствовать себя исследователем, самостоятельно добывая знания.
Используя свои навыки работы с мультимедийной презентации обучающиеся создают проекты в MS Power Point, например, об ученых и их открытиях
Регулятивные УУД
Они обеспечивают самоорганизацию учащимися своей учебной деятельности:
- Постановка целей
- Планирование
- Прогнозирование
- Контроль и сравнение с эталоном
- Коррекция плана и способа действия
- Самооценка своей деятельности
- Волевая саморегуляция, способность к преодолению препятствий
На уроках физике лучше всего данные УУД удается формировать при выполнении лабораторных работ и решении экспериментальных и расчетных задач.
- Пример домашняя лабораторная работа «Определение зависимости давления газа от температуры»
Ход работы: Учащиеся ставят цель работы, ориентируясь на тему; выбирают оборудование (наводящие вопросы: Что исследуем? Что нам для этого потребуется? Далее делают предположение (прогнозирование). Выполняют работу. Сравнивая теоретические выводы с практическими результатами, делают окончательный вывод о зависимости. Оценивают свою деятельность: что получилось, что нет, что нужно знать и делать лучше (коррекция), чтобы добиться более точных результатов.
Всю Лабораторную работу дети снимают на видео, затем выполняют монтаж видео таким образом, чтобы на уроке можно было посмотреть самые важные моменты эксперимента и проследить основные моменты работы. Ребята чувствуют себя настоящими учеными, тем самым повышается их интерес к изучению физических явлений.
- Различные явления, которые невозможно наблюдать в рамках школы, просматриваются и анализируются на уроке всем классом, также демонстрируются всевозможные иллюстрации и происходит имитация проведения опытов
Познавательные УУД
Они включают в себя:
- Поиск и выделение необходимой информации с применением метода информационного поиска с помощью справочных материалов кабинета, библиотеки и компьютерных средств
- Умение структурировать знания
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
- Действия со знаково-символическими средствами, формулами
- Умение грамотно и осознанно строить высказывания письменной и устной речи
- Способность производить логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
- Установление причинно-следственных связей
- Проведение аналогий и построение логической цепочки рассуждений
- При решении качественных, расчетных и экспериментальных задач.
- Работая над проектами.
Мультимедийный проект обычно ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую в течение некоторого отрезка времени. Решение проблемы, необходимость поиска знаний из различных областей науки, интеграция и применение их в реальной жизни, как нельзя лучше, способствует формированию как познавательных УУД, так и личностных, регулятивных и коммуникативных.
Коммуникативные УУД
- Данные УУД обеспечивают социальную компетентность:
- Умение общаться, учитывая позиции других людей;
- Умение вести диалог и слушать собеседника;
- Участвовать в коллективном обсуждении поставленной задачи.
- Избегать конфликтных ситуаций или умение правильно из них выходить.
- Так же, коммуникативные УУД способствуют формированию навыка продуктивного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и взрослыми.
Такие навыки вырабатываются при групповой и коллективной работе на уроках, в исследовательской и проектной деятельности. Примером могут служить этапы уроков-исследований, уроков-игр, уроки-конференции и лабораторные работы. Здесь у учащихся появляется возможность активно защищать свою позицию, представить свою видимость ситуации, параллельно формируя и ИКТ-компетентность при подготовке презентаций.
В настоящее время происходит интенсивное внедрение современных компьютерных технологий в преподавание естественных учебных дисциплин, в том числе и в физике. Предполагается формирование и развитие информационной и коммуникационной компетенций, основанных на работе с информацией. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.
Возможно применение следующих методов, используемых для формирования названных компетенций: задания на поиск информации в сети Интернет, построение диаграмм, схем, графиков, таблиц, решение кроссвордов, подготовка и защита проектов, рефератов и докладов, сообщений по теме, подготовка стенгазет, плакатов, презентаций, участие в телекоммуникационных проектах. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, печатных и электронных изданий).
К наиболее эффективным формам представления материала по физике, следует отнести мультимедийные презентации. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе занятия. Презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Выполнение любого задания с помощью компьютера создает возможность для повышения динамики урока.
Также на уроках физики возможно использование разнообразных творческих проектных заданий, интерактивных форм работы: тесты в системе Оnline, задачи, электронные учебники, обучающие программы, тренажеры, презентации.
Работать в команде, эффективно общаться ученики могут при выполнении коллективных заданий, творческих или исследовательских проектов в малых группах на занятиях с использованием активных форм проведения: викторины, деловые игры, уроки-конкурсы, проблемные лекции, пресс-конференции, «круглые столы», мозговой штурм, олимпиады.
Применение на уроках физики активных форм и методов обучения наилучшим образом активизируют творческое развитие обучающихся на уроке, способствуют обеспечению необходимых условий для активизации познавательной деятельности каждого обучающегося, предоставляют каждому возможность для саморазвития и самовыражения.
Таким образом, современные возможности при преподавании физики в условиях школы способны оптимизировать совместную деятельность педагога и обучающихся, активное включение последних в учебную деятельность, а значит, более простое, но при этом качественное накопление ими тех знаний, умений, навыков и компетенций, которые позволят успешно реализоваться выпускникам в профессиональной сфере.
Наиболее часто в учебном процессе я использую электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; электронные энциклопедии и справочники; тренажеры и программы тестирования; образовательные ресурсы Интернет; видео- и аудиозаписи.
Обучающиеся используют ИКТ в учебно-исследовательской работе. Под моим руководством было иллюстрированное электронное пособие «Тепловые двигатели».
Компьютерное обучение мы применяем как при изучении отдельных тем, разделов, так и при решении отдельных дидактических задач, для проведения диагностики, мониторинга. Использование информационных технологий в рамках урока может быть описано двумя моделями: урок с компьютерным сопровождением; урок в компьютерном классе. Компьютерная поддержка урока физики может быть разнообразной:
комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов;
использование математических программ вычисления результатов, построения графиков, расчёта погрешностей;
включение в ход урока исторического и справочного материала;
наборы нестандартных, творческих заданий, для которых студентам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;
видео и анимационные фрагменты-демонстрации, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого.
В своей профессиональной деятельности использую электронные образовательные ресурсы (ЭОР), информационно–коммуникативные технологии (ИКТ), технологии дифференциации и проектный метод.
Внедрение ЭОР и ИКТ в учебный процесс позволило активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся, достижение наивысшего возможного результата в общем развитии студентов. Данные технологии использую на различных этапах урока. При подготовке к занятиям обращаюсь к следующим сайтам сети Internet: http://www.fipi.ru/; http://www.ege.edu.ru/; http://www.webmath.ru/poleznoe/formules_4_14.php; http://files.school-collection.edu.ru и др. При объяснении нового материала, обобщении и систематизации знаний предпочитаю применение интерактивных презентаций по трудным разделам и темам, например, «Корни, степени и логарифмы», «Решение тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений» и по всем разделам геометрии. Хороший результат дает использование интерактивных презентаций при систематической проверке домашнего задания. Воспроизведение на доске решений примеров занимает очень много времени, а презентации позволяют его сэкономить. К тому же мы всегда можем вернуться на несколько слайдов назад и провести параллели между задачами, а использование гиперссылок позволяет нам выйти на справочный материал, демонстрационные модели, теорию и т.д. У студентов данная форма работы вызывает огромный интерес, так как применение интерактивных презентаций делает изучаемый материал более наглядным, интересным и доступным для понимания. В своей работе не могу обойтись без использования компьютерных тестов. Преимущества тестового контроля в объективности оценки, достоверности информации, надежности, дифференцирующей возможности, реализации индивидуального подхода в обучении. На занятиях использую как готовые тесты, так и создаю сама, с помощью программы Microsoft Power Point. Тестирование на персональных компьютерах или в сети Internet применяю для проверки знаний обучающихся, так как система оценки позволяет сделать контроль более объективным. Такие тесты предусматривают вывод результатов о количестве правильных и неправильных ответов. По результатам тестов можно судить о степени готовности студентов к изучению данной темы. ЭОР и ИКТ использую не только в урочной деятельности, но и во внеурочной. При подготовке и оформлении сообщений, рефератов, проектов, презентаций обучающиеся используют ресурсы сети Internet, так как она содержит в себе огромные информационные, дидактические, методические возможности, объемы имеющейся текстовой, статистической, графической информации на несколько порядков превышают объемы любых печатных изданий (в том числе по физике). Подготовленные и оформленные задания ученики защищают на уроках. При работе с обучающимися, увлекающимися физикой или пропустившими уроки по болезни, использую электронную почту, личный сайт и социальную сеть, что позволяет рассылать необходимый материал, проводить консультации по темам, давать дополнительные задачи. Таким образом, применение ЭОР и ИКТ на уроках физики облегчает усвоение учебного материала, предоставляет новые возможности для развития творческих способностей и, главное, повышать качество обучения.
Современные компьютеры позволяют с большой эффективностью воспроизводить практически все известные до настоящего времени виды передачи информации. И важно, что только они могут реализовать адаптивные алгоритмы в обучении и обеспечить преподавателя объективной и оперативной обратной связью о процессе усвоения учебного материала. Поэтому становится очевидно, что принципиальное отличие современного урока от традиционного заочного заключается в том, что «перо и бумагу» заменяет компьютер, а «голубиную почту» — Интернет. Мультимедийный компьютер — это не только новый интегрированный носитель информации. Это – устройство, полно и адекватно отображающее модель «face to face». Кроме этого, только в компьютерах могут быть реализованы информационно-справочные системы на основе гипермедийных ссылок, что также является одной из важнейших составляющих индивидуализации обучения.
Таким образом, любой вид передачи знаний, где обучающий и обучаемый разобщены во времени или пространстве, можно принимать как дистанционное обучение.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются, согласно закона «Об образовании в Российской федерации», «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникативных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»
Использование социальных сетей в учебном процессе – это, на мой взгляд, одна форм дистанционного обучения.
В нашей школе всего с 5 по 11 класс 91 обучащийся. Из них в повседневной жизни социальными сетями пользуются 100%.
В основном учащиеся школы зарегистрированы в vk.com – 90% учащихся. Также используют такие социальные сети, как FaceBook (15 учащихся), Twitter (6), МойМир (6), Skype (2).
В нашей школе учителей всего 16, социальными сетями пользуются все 16 учителей. В основном зарегистрированы в vk.com.
Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.
Можно выделить следующие преимущества использования именно социальной сети в качестве учебной площадки.
1. Привычная среда для учащихся.
2. В социальной сети человек выступает под своим именем-фамилией.
3.Возможность совместной работы.
4. Наличие форума, стены, чата.
5. Активность участников прослеживается через ленту друзей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация формирования знаний на уроках физики в профтехучилище.
Сегодня каждое уважающее себя общество считает своим долгом уделять особое внимание физической науке и физическому образованию. Объясняется это тем, что именно физика как ведущая дисциплина помогает п...
Формирование УУД на уроках физики
Практико-значимый проект...
Развитие самостоятельности обучающихся 7 класса через формирование УУД на уроках физики
Итоговая работа по программе "Модернизация региональной системы образования " и "Развитие профессиональных компетенций работников образования"...
Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»
Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода....
Формирование УУД на уроках физики
Самостоятельная работа учащихся над печатным текстом развивает их активность и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых знаний, приучает добывать знания осознанно....
Методы и способы формирования УУД на уроке физики.
Методы и способы реализации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики.План-конспект урока физики в 8 классеТема: Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока ...
«Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроке физики»
В работе рассмотрена система деятельности педагога по формированию УУД на уроках физики. В свете модернизации Российского образования от педегога требуется изменить своё отношение к преподаванию предм...