Планирование уроков физики 11 класс 2011-2012
календарно-тематическое планирование по физике (11 класс) по теме
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по физике и Примерной программы среднего (полного) образования по физике (базовый уровень).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка 11 класс 2012-2013 | 32.92 КБ |
Тематическое планирование уроков 11 класс 2012-2013 | 60 КБ |
Учебно-тематический план 11 класс 2012-2013 | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по физике и Примерной программы среднего (полного) образования по физике (базовый уровень).
Программа рассчитана на 70 часов в год (по 2 часа в неделю). Программой предусмотрено введение:
- контрольных работ - 6;
- лабораторных работ - 10.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения физики на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по физике. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, с логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Учебно-методический комплект:
- Генденштейн, Л. Э. Физика. 11 класс [Текст] : учеб. базового уровня для общеобразоват. учреждений / JI. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик ; под ред. В. А. Орлова. - М. : Мнемозина, 2009.
- Генденштейн, Л. Э. Физика. 11 класс [Текст] : задачник для обшеобразоват. учреждений: ч. JI. Э. Генденштейн, JI. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев. - М.: Мнемозина, 2009.
- Генденштейн, Л. Э. Физика. 11 класс [Текст] : тетрадь для лабораторных работ / JI. Э. Генденштейн, JI. А. Кирик, И. М. Гельфгат. - М. : Илекса, 2009.
• 4. Генденштейн, Л. Э. Физика. 11 класс [Текст] : интерактивное приложение к учебно-методическому комплекту для базового уровня / Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, Л. А. Кирик, Н. Г. Сиротенко. -М. : Илекса, 2009.
- Кирик, Л. А. Физика. 11 класс [Текст] : методические материалы к учебнику / Л. А. Кирик, Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. - М. : Илекса, 2004.
- Кирик, Л. А. Физика. 11 класс [Текст] : сб. заданий и самостоятельных работ / Л. А. Кирик, И. Дик. - М. : Мнемозина, 2009.
Дополнительная литература:
- Голъдфарб, Н. И. Сборник вопросов и задач по физике [Текст] / Н. И. Гольдфарб. - 2001.
- Лезина, Н. В. Многоуровневые задачи с ответами и решениями [Текст] / Н. В. Лезина, М. Левашов. - М., 2004.
- Марон, А. Е. Физика : дидактические материалы. И класс [Текст] / А. Е. Марон, Е. А. Марон - М. : Дрофа, 2006.
- Мясников, С. П. Пособие по физике [Текст] / С. П. Мясников, Т. Н. Осанова. - М. : Высшая школа, 1988.
- Павленко, Н. И. Тестовые задания по физике [Текст] / Н. И. Павленко, К. П. Павленко. - М. : Школьная пресса, 2004.
- Сауров, Ю. А. Физика в 11 классе. Модели уроков [Текст] / Ю. А. Сауров. - М. : Просвещение, 2005.
Время проведения лабораторных работ может составлять от 10 до 45 минут.
Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Исходя из этого, можно выделить следующие цели обучения физике в 11 классе:
- освоение знании о методах научного познания, механических и тепловых процессах и явлениях; о величинах, характеризующих эти явления; о законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств веществ, для объяснения принципов работы механизмов, самостоятельной оценки достоверности новой информации физического содержания; использование современных технологий для поиска, обработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента с обоснованием высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; воспитание уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
На основании требований государственного образовательного стандарта (2004 г.) в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения как приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни; овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности; освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет особенности предъявления содержания образования, представляя его в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, позволяющие совершенствовать навыки научного познания. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Все это является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, календарно-тематическое планирование способствует взаимосвязанному развитию и совершенствованию ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, с логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству; нацелена на воспитание общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это помогает выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
- Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.
- Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для формирования гипотез и теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория способна объяснять известные явления природы и научные факты, позволяет предсказать еще не известные явления природы и их особенности; при объяснении природных процессов (явлений) разрабатываются модели этих процессов; один и тот же природный объект (процесс) можно описать (исследовать) на основе разных моделей; законы физики и физические теории имеют границы применимости.
- Владеть основными понятиями и законами физики.
- Формулировать основные физические законы.
« Называть основные структурные уровни строения вещества, фундаментальные взаимодействия в природе и их проявления; существенные признаки физических картин мира.
- Доказывать смысл физических явлений и процессов, использования достижений физики для обеспечения прогресса цивилизации.
- Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).
- Излагать основную суть прочитанного физического текста.
- Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления и опыта; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).
При изучении физики в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала - от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна следующая схема изучения физических процессов: «всеобщее - общее - единичное».
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе:
- передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
- составлять план, тезисы, конспект.
Специфика целей и содержания изучения физики существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся, к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
В процессе обучения предполагается активное использование медиаресурсов и информационных технологий.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
контрольные работы | лабораторные работы | |||
1 | Электродинамика. В том числе: | 34 | ||
1) Законы постоянного тока | 8 | 1 | 1 | |
2) Магнитные взаимодействия | 5 | 1 | 1 | |
3) Электромагнитное поле | 12 | 1 | 2 | |
4) Оптика | 9 | 3 | ||
2 | Квантовая физика. В том числе: | 20 | ||
1) Кванты и атомы | 9 | 1 | 1 | |
2) Атомное ядро и элементарные частицы | 11 | 2 | ||
3 | Строение и эволюция Вселенной | 8 | 1 | |
4 | Повторение курса за 10-11 классы | 6 | 1 | |
5 | Резервное время | 2 | ||
Итого | 70 | 6 | 8 |
Содержание тем учебного курса физики (70 ч)
* Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Содержание тем учебного курса |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Электродинамика | 34 | Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы*. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Законы распространения света. Оптические приборы. Демонстрации: Магнитное взаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Генератор переменного тока. Излучение и прием электромагнитных волн. Отражение и преломление электромагнитных волн. Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Поляризация света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы. Лабораторные работы:
|
2 | Квантовая физика | 20 | Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Демонстрации: Фотоэффект. Линейчатые спектры излучения. Лазер. Счетчик ионизирующих частиц. Лабораторные работы:
|
3 | Строение и эволюция Вселенной | 8 | Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной |
4 | Повторение курса за 10-И классы | 6 | Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Тепловые двигатели. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле |
5 | Резерв свободного времени | 2 | |
6 | Всего часов | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе 2011-2012 учебный год
Календарно-тематическое планирование по рускому языку в 7 классе 2011-2012 учебный год. Планирование составлено из расчета 4 часа в неделю,136 - за год. По программе предусмотрено 3 часа в неделю, доб...
Планирование 11 класс 2011-2012
Рабочая программа разработана на основе примерной программы для общеобразовательных школ Технология. Обслуживающий труд под редакцией В.Д. Симоненко. Москва Просвещение 2009г.Рассчитана на 34 часа (1...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕКЦИИ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» 2011/2012 УЧ. ГОД (68ЧАСОВ)
Спортивная игра "Баскетбол"...
Планирование уроков физики 9 класс 2011-2012
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования "Физика" 7-9 классы (базовый урровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина "Физика" 7-9 клас...
Планирование уроков физики 8 класс 2011-2012
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования "Физика" 7-9 классы (базовый уровень и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина "Физика" 7-9 классы; 8 кл...
Планирование уроков физики 7 класс 2011-2012
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования "Физика" 7-9 классы; 7 классы С.В.Громова, Н.А.родиной...