Планирование уроков физики 11 класс 2011-2012
календарно-тематическое планирование по физике (11 класс) по теме

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по физике и Примерной программы среднего (полного) образования по физике (базовый уровень).

Скачать:


Предварительный просмотр:

11 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по физике и Примерной программы среднего (полного) образования  по физике (базовый уровень).

Программа рассчитана на 70 часов в год (по 2 часа в неделю). Программой предусмотрено введение:

  • контрольных работ - 6;
  • лабораторных работ - 10.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения физики на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по физике. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, с логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Учебно-методический комплект:

  1. Генденштейн, Л. Э. Физика. 11 класс [Текст] : учеб. базового уровня для общеобразоват. учреждений / JI. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик ; под ред. В. А. Орлова. - М. : Мнемозина, 2009.
  2. Генденштейн, Л. Э. Физика. 11 класс [Текст] : задачник для обшеобразоват. учреждений: ч. JI. Э. Генденштейн, JI. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев. - М.: Мнемозина, 2009.
  3. Генденштейн, Л. Э. Физика. 11 класс [Текст] : тетрадь для лабораторных работ / JI. Э. Генденштейн, JI. А. Кирик, И. М. Гельфгат. - М. : Илекса, 2009.

 4. Генденштейн, Л. Э. Физика. 11 класс [Текст] : интерактивное приложение к учебно-методическому комплекту для базового уровня / Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, Л. А. Кирик, Н. Г. Сиротенко. -М. : Илекса, 2009.

  1. Кирик, Л. А. Физика. 11 класс [Текст] : методические материалы к учебнику / Л. А. Кирик, Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. - М. : Илекса, 2004.
  2. Кирик, Л. А. Физика. 11 класс [Текст] : сб. заданий и самостоятельных работ / Л. А. Кирик, И. Дик. - М. : Мнемозина, 2009.

Дополнительная литература:

  1. Голъдфарб, Н. И. Сборник вопросов и задач по физике [Текст] / Н. И. Гольдфарб. - 2001.
  2. Лезина, Н. В. Многоуровневые задачи с ответами и решениями [Текст] / Н. В. Лезина, М. Левашов. - М., 2004.
  3. Марон, А. Е. Физика : дидактические материалы. И класс [Текст] / А. Е. Марон, Е. А. Марон - М. : Дрофа, 2006.
  4. Мясников, С. П. Пособие по физике [Текст] / С. П. Мясников, Т. Н. Осанова. - М. : Высшая школа, 1988.
  5. Павленко, Н. И. Тестовые задания по физике [Текст] / Н. И. Павленко, К. П. Павленко. - М. : Школьная пресса, 2004.
  6. Сауров, Ю. А. Физика в 11 классе. Модели уроков [Текст] / Ю. А. Сауров. - М. : Просвещение, 2005.

 Время проведения лабораторных работ может составлять от 10 до 45 минут.


Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Исходя из этого, можно выделить следующие цели обучения физике в 11 классе:

  • освоение знании о методах научного познания, механических и тепловых процессах и явлениях; о величинах, характеризующих эти явления; о законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств веществ, для объяснения принципов работы механизмов, самостоятельной оценки достоверности новой информации физического содержания; использование современных технологий для поиска, обработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента с обоснованием высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; воспитание уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

На основании требований государственного образовательного стандарта (2004 г.) в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения как приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни; овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности; освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет особенности предъявления содержания образования, представляя его в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, позволяющие совершенствовать навыки научного познания. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Все это является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, календарно-тематическое планирование способствует взаимосвязанному развитию и совершенствованию ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, с логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству; нацелена на воспитание общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это помогает выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

  1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.
  • Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для формирования гипотез и теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория способна объяснять известные явления природы и научные факты, позволяет предсказать еще не известные явления природы и их особенности; при объяснении природных процессов (явлений) разрабатываются модели этих процессов; один и тот же природный объект (процесс) можно описать (исследовать) на основе разных моделей; законы физики и физические теории имеют границы применимости.
  1. Владеть основными понятиями и законами физики.
  • Формулировать основные физические законы.

« Называть основные структурные уровни строения вещества, фундаментальные взаимодействия в природе и их проявления; существенные признаки физических картин мира.

  • Доказывать смысл физических явлений и процессов, использования достижений физики для обеспечения прогресса цивилизации.
  1. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).
  • Излагать основную суть прочитанного физического текста.
  • Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления и опыта; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).

При изучении физики в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала - от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна следующая схема изучения физических процессов: «всеобщее - общее - единичное».

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе:

- передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
  • составлять план, тезисы, конспект.

Специфика целей и содержания изучения физики существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся, к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

В процессе обучения предполагается активное использование медиаресурсов и информационных технологий.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

контрольные работы

лабораторные работы

1

Электродинамика. В том числе:

34

1) Законы постоянного тока

8

1

1

2) Магнитные взаимодействия

5

1

1

3) Электромагнитное поле

12

1

2

4) Оптика

9

3

2

Квантовая физика. В том числе:

20

1) Кванты и атомы

9

1

1

2) Атомное ядро и элементарные частицы

11

2

3

Строение и эволюция Вселенной

8

1

4

Повторение курса за 10-11 классы

6

1

5

Резервное время

2

Итого

70

6

8


Содержание тем учебного курса физики (70 ч)

* Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание тем учебного курса

1

2

3

4

1

Электродинамика

34

Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы*. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

Законы распространения света. Оптические приборы.

Демонстрации:

Магнитное взаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Генератор переменного тока. Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн. Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы.

Лабораторные работы:

  1. Определение Э ДС и внутреннего сопротивления источника тока.
  2. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током.
  3. Изучение явлений электромагнитной индукции.
  4. Определение показателя преломления стекла.
  5. Наблюдение интерференции и дифракции света
  6. Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
  7. Изучение устройства и работы трансформатора.

2

Квантовая физика

20

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Демонстрации:

 Фотоэффект. Линейчатые спектры излучения. Лазер. Счетчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы: 

  1. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
  2. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.
  3. Моделирование радиоактивного распада

3

Строение и эволюция Вселенной

8

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной

4

Повторение курса за 10-И классы

6

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике.

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Тепловые двигатели. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле

5

Резерв свободного времени

2

6

Всего часов

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе 2011-2012 учебный год

Календарно-тематическое планирование по рускому языку в 7 классе 2011-2012 учебный год. Планирование составлено из расчета 4 часа в неделю,136 - за год. По программе предусмотрено 3 часа в неделю, доб...

Планирование 11 класс 2011-2012

Рабочая программа разработана на основе примерной программы для общеобразовательных школ Технология. Обслуживающий труд под редакцией В.Д. Симоненко. Москва Просвещение 2009г.Рассчитана на 34 часа (1...

Планирование уроков физики 9 класс 2011-2012

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы основного общего образования "Физика" 7-9 классы (базовый урровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина "Физика" 7-9 клас...

Планирование уроков физики 8 класс 2011-2012

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования "Физика" 7-9 классы (базовый уровень и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина "Физика" 7-9 классы; 8 кл...

Планирование уроков физики 7 класс 2011-2012

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования "Физика" 7-9 классы; 7 классы С.В.Громова, Н.А.родиной...