открытый урок
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему
Подготовлен и проведён открытый урок в рамках педагогического фестиваля открытых уроков естественно- математического цикла. Научно, доступно, посильно для восприятия учащимися. Большой по физическому содержанию материал представлен конкретно, достаточно компактно, с рациональным и эффективным использованием интерактивной техники. С помощью грамотной (и с точки зрения физики, и с точки зрения умения использовать интерактивную технику) презентации учитель умело подводит учеников к восприятию и пониманию темы «Электростатика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 36.41 КБ |
rabochiy_list_dlya_uchenikov.docx | 16.59 КБ |
rabochiy_list_dlya_uchenikov.docx | 16.59 КБ |
elektrizatsiya_tel.ppt | 2.03 МБ |
tehnologicheskaya_karta.docx | 36.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: ________________________________________________________ФИ______________________
Цель_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________дата______________
Задание 1: Разгадай анаграмму. Составьте небольшой рассказ с использованием хотя бы некоторых из этих слов. А незнакомые термины пусть вам помогут составить тему и цель урока.
Ключевые слова: олевэелтчкиестр, лякэиерацязти, яаыдрз (олотежинлйьып и тйрцотаеинтьыл), звиоеемсйвидтеа, ктлесрпкооэ, ктлемеротэр, вдрокиниорп, леэтдккрии.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочитай параграф 26 (стр 78). Ответь на вопросы.
Электроскоп – это _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Для чего нужен электроскоп? _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Электрометр – это ______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание 3. ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ в электронной книге
Ответы :
1
2
3
4
5
6
7
Задание 4.
Прочитайте кейс в электронной книге, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.
Ответьте на вопросы после кейса.
Рефлексия
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Тема: ________________________________________________________ФИ______________________
Цель_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________дата______________
Задание 1: Разгадай анаграмму. Составьте небольшой рассказ с использованием хотя бы некоторых из этих слов. А незнакомые термины пусть вам помогут составить тему и цель урока.
Ключевые слова: олевэелтчкиестр, лякэиерацязти, яаыдрз (олотежинлйьып и тйрцотаеинтьыл), звиоеемсйвидтеа, ктлесрпкооэ, ктлемеротэр, вдрокиниорп, леэтдккрии.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочитай параграф 26 (стр 78). Ответь на вопросы.
Электроскоп – это _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Для чего нужен электроскоп? _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Электрометр – это ______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание 3. ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ в электронной книге
Ответы :
1
2
3
4
5
6
7
Задание 4.
Прочитайте кейс в электронной книге, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.
Ответьте на вопросы после кейса.
Рефлексия
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из истории От слова «янтарь» (по-гречески -электрон) явления притяжения натёртых тел назвали электрическими Фалес VI до н. э.
Ключевые слова. Электризация, электричество, электрический заряд, положительный и отрицательный заряд, электроскоп, электрометр, проводник, диэлектрик, разряд. Знаю Хочу узнать Узнал 1 2 3… 1 2 3…
1. Эксперимент 1. В группах. Электризация ручки. Притяжение ей мелких кусочков бумаги. Электризация двух полосок бумаги.
Исторически условились Электрический заряд, полученный на эбонитовой полочке, называть отрицательным (-) Электрический заряд полученный на стеклянной палочке, назвали положительным (+)
Запомните! Электризация тел происходит при соприкосновении . Трение тел увеличивает площадь соприкосновения тел .
Повторим!
2. Эксперимент 1. В группах. Электризация электроскопа «-» зарядом Заземление электроскопа Электризация электроскопа «+» зарядом
Проверь себя! Пробковые шарики, подвешенные на нитях, заряжены. Какого знака заряды на шариках? А Б На А +, а на Б -. На А -, а на Б +. На А + и на Б +. На А - и на Б -.
Какой знак заряда на шариках? А Б На А +, а на Б -. На А -, а на Б +. На А + и на Б +. На А - и на Б -.
Выберите из предложенных материалов проводники электричества. Медь Кирпич. Вода. Дерево. Смола. Человек. Алюминий. Резина.
Применение электризации Окрашивание деталей. Работа принтера при печати Копчение продуктов. Замес теста на крупных заводах и кондитерских. Очистка промышленных газов и др.
ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ в электронной книге Как называют частицу, имеющую самый маленький заряд? Тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному. Упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. Частица, не имеющая заряда. Атом, потерявший один или несколько электронов. Чертежи, на которых изображены способы соединения электрических приборов в цепь. Атом, который приобретает отрицательный заряд в результате присоединения лишнего электрона к нейтральному атому.
Работа с кейсами в группах Включите электронную книгу, откройте папку «КЕЙС» Прочтите внимательно кейс. Обсудите реальность данного кейса. Ответьте на вопросы после кейса. Время на подготовку 4 минуты Один из группы зачитывает текст и отвечает на поставленные вопросы
Кейс 1 Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка. Вопросы к кейсу: - Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности - Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович? - Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?
Кейс 2 Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара. Вопросы к кейсу: - Кто прав? Иван Иванович или комиссия? - Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?
Кейс 3 Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы к кейсу: - Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? - Прав ли был механик автоколонны? - Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?
Кейс 4 Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль не доехав немного до автозаправки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше. Вопросы к кейсу: - Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна? - Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться? - Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?
Домашнее задание. П. 25-27, заполнить до конца граф-схему подготовить сообщение «Использование способа заземления в быту».
Пример синквейна 1. Электризация. 2. Отрицательный и положительный заряды. 3. Взаимодействуют – отталкиваются и притягиваются. 4. Не шути с электризацией! 5. Осторожно!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока физики | |||||
Тема | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества | ||||
Цель урока | достичь образовательных результатов: Личностный результат – Цели урока: Образовательная. Ввести новые понятия: электризация, электричества, проводники и непроводники электричества. На практике дать понятие двух видов заряда и рассмотреть виды их взаимодействия. Воспитательная. Формировать умение устанавливать межличностные отношения, работать в группах, учить аргументировано высказыванию своих суждений. Развивающая. Развивать критическое мышление. | ||||
Задачи урока | 1. Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы. Повторить научные методы исследования. 2. Развивать навыки работать работы в группе. 3. Учить видеть физические явления в жизни, научно объяснять их. 4. Учить работать с электронным учебником, с дополнительной литературой. | ||||
Планируемые результаты: | Знать два вида заряда Объяснить как взаимодействуют заряженные тела. Описать способ сообщения электрического заряда Уметь доказывать наличие различия в молекул.строении веществ, приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях, выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегат. сост. воды, анализировать его и делать выводы. | УУД Личностные: Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества. Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и техник Познавательные: Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения | |||
Тип урока | Урок общеметодологической направленности с использованием ИКТ | ||||
Формы работы | Индивидуальная, групповая Используемые технологии: 1. Технология критического мышления. 2. Кейс-метод 3. Интерактивный тест | ||||
Основные понятия | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества | ||||
Источники информации | 1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2015 2. Электронная версия учебника | ||||
Ресурсы | Рабочий лист, презентация, электронная книга | ||||
Организационный этап | |||||
Включить обучающихся в учебную деятельность | Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их. | ||||
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности | |||||
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала | Ребята, сегодня мы поговорим о распространённом явлении в природе и в жизни людей – электризации тел. Я хочу начать урок с легенды о Фалесе Милетском и его дочери. Легенда гласит, что в VI веке до нашей эры дочь греческого философа Фалеса сказала ему, что её веретено, изготовленное из дорогого и красивого камня – янтаря (по-гречески – электрона), практически невозможно очистить от мусора – мелких кусочков шерсти, пуха, ниток. И чем усерднее она оттирает их от мусора своим хитоном, тем больше мелких кусочков прилипает к веретену. Философ не смог сразу объяснить происходящее своей дочери, но похвалив за внимательность, обещал подумать. Вечером Фалес, пробуя очистить веретено, заметил, что при натирании веретена в темноте видны искры. «Тут есть о чём подумать и поразмыслить с моими учениками», - решил Фалес. А явление замеченное дочерью Фалес назвал электричеством от слова электрон (янтарь). - Ребята, мы сегодня тоже попытаемся исследовать это явление доступными для нас научными методами. Какие вы знаете научные методы исследования? - эксперимент; - наблюдение; -обобщение (дедукция) и др. А чтобы отрегулировать этапы нашей работы и систематизировать наши открытия мы будем вести граф-схему «ЗХУ»
| ||||
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | |||||
Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу | Для того, чтобы систематизировать вам уже имеющиеся свои знания и поставить перед собой вопросы, мы прочитаем ключевые слова к уроку, какие ассоциации они у вас вызвали? Составьте небольшой рассказ с использованием хотя бы некоторых из этих слов. А незнакомые термины пусть вам помогут составить вопросы к уроку. (Работа в группах, а затем мозговой штурм) Ключевые слова: электричество, электризация, заряды( положительный и отрицательный), взаимодействие, электроскоп, электрометр, проводники, диэлектрики, разряд. 2. Исследование.
1.Опыты по электризации (фронтально в группах). - опыт с наэлектризованной ручкой и кусочками бумаги; - опыт с полосками бумаги;
2. Наблюдения. 1. Расскажите об электризации в жизни и в природе. (Мозговой штурм) Обобщите полученные в ходе исследования результаты и задайте вопросы для дальнейшего исследования. 3. Объяснение устройства и работы электрометра и электроскопа. 1. Объяснение устройства электроскопа учителем по видео слайду в презентации; 2. Объяснение устройства электрометра учителем по видео слайду в презентации Электрометр; 3. Зарядка электрометра на расстоянии (демонстрация) 4. Задание группам: придумать как можно сделать самодельный электроскоп, из чего? 5. Отчёты групп. 6. Демонстрация самодельного электроскопа 4. Формирование понятий проводники и непроводники (диэлектрики) электричества. 1. Мозговой штурм на тему «Проводники и непроводники электричества в жизни»; 2.Работа с электронным учебником учебником (стр. 90-93; 3. Заполнение граф-схемы ЗХУ | ||||
Этап усвоения новых знаний и способов действий | |||||
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала | Электризация в природе и в жизни. 1.Мозговой штурм (примеры приводят дети). 2. Работа с кейсами в электронных книгах в группах по плану: I. Прочитайте кейс ЭУ, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни. II. Ответьте на вопросы после кейса.
1 группа. Кейс: Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка. Вопросы к кейсу: - Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности? - Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович? - Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?
2 группа. Кейс: Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара. - Кто прав? Иван Иванович или комиссия? - Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?
3 группа. Кейс. Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы к кейсу: - Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? - Прав ли был механик автоколонны? - Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?
4 группа Кейс: Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль не доехав немного до автозапраки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше. Вопросы к кейсу: - Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна? - Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться? - Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?
| ||||
Этап первичной проверки понимания изученного | |||||
1.Установить правильность и осознанность изученного материала. 2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся | Анализ кейсов. | ||||
Этап закрепления новых знаний и способов действий | |||||
Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | И так, мы с вами проделали большую работу. Выполнили много заданий. Кто желает подвести итог нашего урока? | ||||
Этап информации о домашнем задании | |||||
Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Параграф 26, 31 Задание на стр 78 | ||||
Этап подведения итогов | |||||
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся | Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? К какому выводу мы пришли? Какой новый опыт приобрели и чему научились? Достигли ли цели урока? | ||||
Этап рефлексии | |||||
Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества | Составление синквейнов. Ребята, сегодня на уроке мы все вмести узнали много нового. Для изучения материала мы использовали научные методы изучения физических явлений, обобщали жизненный опыт, работали с кейсами, работали с научной литературой. Надеюсь, урок вам понравился, и вы узнали много нового. Закрепив изученный материал дома, вы станете немножко умнее. А сейчас давайте подведём итог урока. Выскажите свои мнения с помощью синквейнов. Например: 1. Электризация. 2. Отрицательные и положительные заряды. 3. Отталкиваются, притягиваются, взаимодействуют. 4. Не забывай об электризации. 5. Осторожно!
Спасибо за урок. Урок окончен! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...