Производная в физике
план-конспект урока по физике (10, 11 класс) на тему
Подробное и полное изложение содержания и хода урока по теме "Производная", отражающее совместную деятельность учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvodnaya_v_fizike.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Применение производной в физике и технике.
Цель:
- Определение физического смысла производной. Рассмотреть использование механического смысла производной для решения физических задач.
- Введение понятия второй производной, выяснение её физического смысла.
- Установить связи физических величин с понятием производной.
- Развитие монологической речи.
- Развитие навыков самостоятельной работы.
Ход урока.
- Организационное начало.
- Приветствие.
II. Проверка Д/з.
III. Вступительное слово учителя
Изучение материала по данной теме урока имеет важное значение, так как здесь показывается приложение производной к решению различных физических задач, т.е. возможности применения элементов дифференциального исчисления в описании и изучении процессов и явлений реального мира. Дифференциальные исчисления тесно связаны с понятием производной.
Определение производной: Пусть f(x) функция, которая определена на некотором промежутке Х, хХ, h0 такое, что (х+h) Х. Тогда предел разностного отношения при h0 называется производной функции f(x) в точке х.
f'(x)=lim при h0.
Ученик: определение производной, которое дала Софья Ковалевская выглядит следующим образом:
- В данной функции от «икс» нареченной «игреком» y=f(x);
- Вы фиксируете «икс», отмечая индексом x0; f(x0);
- Придаете вы ему тотчас приращение x0+∆x;
- Тем у функции самой, вызвав изменение ∆y=f(x0+∆x)- f(x0);
- Приращений тех теперь взявши отношение ∆y/ ∆x;
- Пробуждаете к нулю у дельта икс стремление ∆x04
- Предел такого отношения вычисляется, он производною в науке называется.
II этап. Разминка.
При вычислении производных используются правила дифференцирования, которые вы должны применить при вычислении производных. Учащимся предлагаются задания на карточках.
Вычислить производную : 5х7-3/х2+х-2.
Вычислить производную :
Вычислить производную : (5х2-2)6
Вычислить производную : 3sin(2x+π/4)
Вычислить производную :
Вычислить производную : x2cosx
Вычислить производную : 8cosx
Вычислить производную : sin5x+cos(2x-3)
III этап. Геометрический смысл производной.
Одно из применений производной основывается на её геометрическом смысле. В чем же его суть?
Рассмотрим задачу: В какой точке графика функции f(x)=x2+4x+3 касательная наклонена к оси ОХ под углом 450?
Ученик: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть геометрический смысл производной. (Сообщение учащегося о геометрическом смысле производной)
Вывод: производная – это угловой коэффициент касательной k=tgL= f'(x)
Вернемся к задачи: f'(x)=2х+4=tg450, х=-1,5 и f(-1.5)=-3/4
- Найдите точки графика функции , в которых касательная параллельна оси абсцисс: f(x)=x3-3x2+3x
- Найти уравнения касательных к графику функции y=x3-x2
Группы решают задачи, используя геометрический смысл производной.
Учитель: Другое применение производной основывается на её физическом смысле. В чем его суть ?
Задача: две материальные точки движутся прямолинейно по законам S1(t)=2,5t2-6t+1 и S2(t)=0,5t2+2t-3/ В какой момент времени их скорости будут равны? (сообщение учащихся о физическом смысле производной). После сообщения учащиеся решают задачу.
- По прямой движутся две материальные точки по законам x1(t)=4t2-3 и x2(t)=t3. В каком промежутке времени скорость первой точки больше скорости второй точки.
- Высота камня, брошенного вертикально вверх со скоростью v0 с начальной высоты от земли h0, меняется по закону x=h0+v0t-/ Найти: зависимость скорости камня от времени, найти скорость камня через 2секунды, если h0=20м, v0=8м/с. Через какое время камень упадет на землю?
- Маховик, задерживаемый тормозом, за время t поворачивается на угол α(t)=4t-0,3t2. Найти :а) угловую скорость вращения маховика в момент времени 2с
б) такой момент времени, когда маховик остановится.
IV этап. Проверка уровня усвоения материала
2.Точка движется по закону s(t)=2t3-3t. Чему равна скорость в момент времени 1с?
- 15;
- 12;
- 9;
- 3.
3. Тело движется прямолинейно по закону s(t)=t3/3-2t2+3t+1. В какие моменты времени скорость будет равна 0?
- 1 и 2;
- 1 и 4;
- 2;
- 2 и 0.
Учебник № 267-278.
V этап. Рефлексия
Учитель: обсуждая успехи своего ученика, учитель математики так отозвался о нем: «Он очень мало знает, но у него положительная производная». Что хотел сказать учитель? Скорость приращения знаний у ученика положительна, а это есть залог того, что его знания возрастут. Подумайте, как вы могли бы охарактеризовать три разные кривые роста знаний. По какой кривой оцениваете себя?
Домашнее задание. П. 21, № 277, № 275
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение производной в физике
В данном уроке прослеживается межпредметная связь и связь с жизнью, которая является одной из самых важных дидактических проблем....
Интегрированный урок по математике и физике «Применение производной в физике и технике»
В статье предложен конспект интегрированного урока по теме «Применение производной в физике и технике», направленного на достижение целей:Обучающих:Повторение, обобщение и систематиз...
Тема: «Применение производной в физике и технике». Применяемая педагогическая технология на уроке: групповое обучение.
Класс11Ацель урока:раскрытие практической необходимости и теоретической значимости темы;осмысление связей и отношений в объектах изучения.Образовательные аспекты урока:обсуждение возможностей применен...
Производная в физике и технике.
Урок-конференция с элементами презентации....
Применение производной в физике.
Интегрированный урок "Применение производной в физике" в 10 классе. Можно использовать на уроках алгебры при подготовке к ЕГЭ...
Урок по теме: Применение производной в физике и технике.
Урок семинар, на котором раскрывается применение производной в физике и технике....
Интегрированный урок (физика-математика) по теме: "Применение производной в физике".
Интегрированный урок проводится в конце изучения темы "Производная" с целью показать роль математики в описании физических процессов и возможности физики для наглядного представления математ...