Применение производной в физике
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
В данном уроке прослеживается межпредметная связь и связь с жизнью, которая является одной из самых важных дидактических проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_primenenie_proizvodnoy_v_fizike.docx | 50.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Применение производной в физике»
Цели урока:
- показать широкий спектр приложений производной, систематизировать знания учащихся о производной, ее физическом смысле, сформировать навыки практического применения производной при решении задач по физике.
- развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение анализировать культуру математической речи.
- воспитывать познавательную активность учащихся, чувство ответственности.
Оборудование: КП, проектор, карточки с задачами.
Содержание урока:
- Организационный момент. (1 мин)
- Актуализация знаний учащихся. (6 мин)
- Сообщения учащихся. (10 мин)
- Решение задач. (22 мин)
- Подведение итогов урока. (3 мин)
- Домашнее задание. (3 мин)
Ход урока.
- Организационный момент.
Сообщить тему и цели урока.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
Фронтальный опрос:
1) Что называется производной? (Ответ: производной функции у = f(x) в точке х0 называется предел отношения приращения функции в точке х0 к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю)
2)В чем состоит механический смысл производной? ( Ответ: произ водная функции y = f(x) в точке x0 - это скорость изменения функции f (х) в точке x0 )
3) Тело движется по прямой согласно закону х(t). Запишите формулы для нахождения скорости и ускорения тела в момент времени t. (Ответ: n(t)= x'(t) и а(t) =n’(t) )
4) Найдите скорость и ускорение точки в момент времени t = 1, если х(t) = t3 – 2t2 + 5. (Ответ: n(t)= -1, а(t) = 2)
- Сообщения учащихся.
Заслушать подготовленные заранее сообщения учащихся по примерам применения производных в физике.
Пример 1.
Точка с массой m движется прямолинейно по закону x(t) = 22t-1. Доказать, что сила, действующая на тело, пропорциональна кубу перемещения.
Сила, действующая на тело, равна ma (где а – ускорение тела). Найдем скорость тела v(t) = x'(t) = (2(2t – 1)-1)' = 2(-1)( 2t – 1)-2(2t – 1)' = -4(2t - 1)-2 и его ускорение а(t) = (-4(2t - 1)-2)' = -4·(-2)(2t - 1)-3(2t – 1)' = 16(2t - 1)-3 = 16 (2t-1)3.
Учтем, что x = 22t-1 и ускорение а=2х3. Сила, действующая на тело, F = ma = m·2x3 = 2mx3. Видно, что эта сила пропорциональна кубу перемещения.
Пример 2.
Пароход “Челюскин” в феврале 1934 года успешно прошел весь северный морской путь, но в Беринговом проливе оказался зажатым во льдах. Льды унесли “Челюскин” на север и раздавили.
Вот описание катастрофы: “Крепкий металл корпуса поддался не сразу, – сообщал по радио начальник экспедиции О.Ю. Шмидт. – Видно было, как льдина вдавливается в борт, и как над ней листы обшивки пучатся, изгибаясь наружу.
Лед продолжал медленное, но неотразимое наступление. Вспученные железные листы обшивки корпуса разорвались по шву. С треском летели заклепки. В одно мгновение левый борт парохода был оторван от носового трюма до кормового конца палубы…”
Почему произошла катастрофа?
Сила Р давления льда (на доске плакат) разлагается на две: F и R. R – перпендикулярна к борту, F – направлена по касательной. Угол между P и R – α – угол наклона борта к вертикали. Q – сила трения льда о борт.
Q = 0,2 R (0,2 – коэффициент трения).
Если Q < F, то F увлекает напирающий лед под воду, лед не причиняет вреда, если Q > F, то трение мешает скольжению льдины, и лед может смять и продавить борт.
0,2R < R tgα , tgα > 0,2
Q < F, если α > 110.
Наклон бортов корабля к вертикали под углом α > 110 обеспечивает безопасное плавание во льдах.
- Решение задач.
Устно решить задачу № 1
№1. При равномерном протекании заряда по проводнику силой тока называется заряд, протекающий за единицу времени. Дайте определение силы тока.
(Ответ: I = ∆q∆t, то есть I(t) =q'(t) )
№2. Количество электричества, протекающее через проводник, начиная с момента t=0, задается формулой q = 3t2 + t + 2. Найдите силу тока в момент времени t = 3.
Решение:
I(t) =q'(t)
q'(t) = 6t + 1.
6t + 1 = 3
Отсюда t = 2/3
Ответ: 2/3
№3. Если бы процесс радиоактивного распада протекал равномерно, то под скоростью распада следовало бы понимать количество вещества, распавшегося в единицу времени. На самом деле процесс неравномерен. Дайте определение скорости радиоактивного распада.
(Ответ: vрас = ∆ν∆t , то есть vрас = ν'(t))
№4. Пусть Q (t) количество теплоты, которое необходимо для нагревания 1 кг воды от 00С до температуры t0 (по Цельсию). Известно, что в диапазоне 0 ≤t≤ 95, формула Q (t) = 0,396t+2,081×10-3t2-5,024×10-7t3 дает хорошее приближение к истинному значению. Найдите, как зависит теплоёмкость воды от температуры.
Решение: с (t) = Q'(t) = 0,396 + 4,162*10 -3 t – 15,072*10 -7 t2 .
№5 Высота снежка, брошенного вертикально вверх со скоростью v0 с начальной высоты h0, меняется по закону h =h0+v0·t-gt2/2, где g = 10м/c – ускорение силы тяжести. Покажите, что энергия снежка Е=тv2/ 2 + mgh, где т – масса снежка, не зависит от времени.
(Решение показывает учитель).
Решение:
V (t) = h' (t) = v0 – gt
E = m/2 (v0 - gt)2 + mg(h0 + v0t – gt2/2) = mv02/2 + mgh0.
№6. Смещение груза на пружине описывается законом х(t) = 5 sin(2t + π4). Найдите скорость V и ускорение а тела в момент t = π2.
Решение:
- Сначала найдем скорость тела V(t) = х'(t) = (5 sin(2t + π4))' = 10cos(2t + π4).
Определим скорость при t = π2:
V(π2) = 10cos(2·π2 + π4) = -10cosπ4 = -10·22 = -52.
- Найдем ускорение груза а(t) = V'(t) = (10cos(2t + π4))' = -20sin(2t + π4).
Определим ускорение при t = π2:
а(π2) = -20sin(2·π2 + π4) = 2020sin(π4) = 20·22 = 102.
В условиях этой задачи тело совершает колебательные движения и все три основные характеристики x(t), V(t) и а(t) меняются по синусоидальным законам.
Ответ: -52, 102.
- Подведение итогов урока.
Выставить отметки учащимся:
Что мы узнали о применении производной в физике?
Производная – это скорость роста функции.
Сила тока – производная от заряда по времени I = g' (t).
Сила – есть производная работы по перемещению F = A' (x).
Теплоемкость – это производная количества теплоты по температуре C = Q' (t).
Давление – производная силы по площади P = F'(S)
Успехи в учебе? Производная роста знаний.
- Домашнее задание.
Задача. Количество электричества, протекающее через проводник, задаётся формулой а) q(t) = t- O t+1: б) q(t) = t+4/t. В какой момент времени ток в цепи равен нулю?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по математике и физике «Применение производной в физике и технике»
В статье предложен конспект интегрированного урока по теме «Применение производной в физике и технике», направленного на достижение целей:Обучающих:Повторение, обобщение и систематиз...
Тема: «Применение производной в физике и технике». Применяемая педагогическая технология на уроке: групповое обучение.
Класс11Ацель урока:раскрытие практической необходимости и теоретической значимости темы;осмысление связей и отношений в объектах изучения.Образовательные аспекты урока:обсуждение возможностей применен...
Применение производной в физике.
Интегрированный урок "Применение производной в физике" в 10 классе. Можно использовать на уроках алгебры при подготовке к ЕГЭ...
Урок по теме: Применение производной в физике и технике.
Урок семинар, на котором раскрывается применение производной в физике и технике....
Применение производной в физике
Применение производной в физике...
Интегрированный урок (физика-математика) по теме: "Применение производной в физике".
Интегрированный урок проводится в конце изучения темы "Производная" с целью показать роль математики в описании физических процессов и возможности физики для наглядного представления математ...
Презентация к интегрированному уроку физика-математика "Применение производной в физике и технике"
Презентация к уроку "Применение производной в физике и технике" дает наглядную возможность отследить алгоритм р...