Предпрофильный курс по физике "Занимательные нанотехнологии"
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Кащеева Юлия Юрьевна

Данный предпрофильный курс предназначен для обучающихся 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predprofil_nano.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.

1. Название

Предпрофильный курс по нанофизике «Занимательные нанотехнологии»

2. Предметная область

Физика

3. Участник

Учитель, 1979 г.р.

4. Аннотация

Предлагаемый предпрофильный  курс по нанофизике «Занимательные нанотехнологии» предназначен для учащихся 9-х классов, желающих овладеть знаниями о нанотехнологиях и наноматериалах.

Основной целью курса является:

  • пробуждение в школьнике желания познать больше, самостоятельно дополнить свои знания, а также формирование понимания роли фундаментальных естественных наук в научно-техническом прогрессе, их неразрывной взаимосвязи между собой.
  • Сформулировать понятия «нанотехнология», «наноструктурирование», «наоэлектроника», «нанохимия», «нанооптика».
  • Показать междисциплинарный характер этого направления науки, его перспективы для реализации потребностей человечества.
  • Обосновать фундаментальные принципы, лежащие в основе применения нанотехнологий.

В результате прохождения курса обучающиеся:

Приобретут умения:

  • искать нужную информации;
  • проводить анализ и систематизировать собранную информацию;
  • представлять результаты исследований;
  • оформить творческую работу;
  • защищать выполненный проект.

Получат представления:

  • о нанотехнологии, нанотехника, нанонаука;
  • о шкале размеров в окружающем мире;
  • об инструментах нанотехнологов;
  • о наночастицах и свойствах;
  • о способах получения наночастиц;
  • о нанобиотехнологиях;
  • о нанобиороботах и биороботах;
  • о нанокапсулах и нанобиореакторах;
  • о применении нанотехнологий в медицине, экологии, электронике и других сферах человеческой деятельности.

5.  ФИО автора

Кащеева Юлия Юрьевна

6.  Контактная информация

346880 г.Батайск МБОУ лицей № 3 Матросова 2А/ Кл. Цеткин 155 учитель физики тел.

7.  E-mail

bataysklicey3@mail.ru 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3

Программа предпрофильного  курса по нанофизике

«Занимательные нанотехнологии»

для учащихся 9 классов

Автор:

учитель физики МБОУ лицея №3 Кащеева Юлия Юрьевна

г. Батайск

Пояснительная записка

 Происходящие в настоящее время стремительные изменения в сфере высоких технологий (электроника, информационные технологии, микромеханика и другие области человеческой деятельности) во многом связаны с фундаментальными и прикладными исследованиями, конструированием и практическим использованием структур, труктуры и материалы с качественно новыми свойствами, возникающими благодаря уменьшению в одном или нескольких измерениях размеров структурных элементов до нанометрового масштаба, а технологии их получения и, в определенных случаях, последующая работа с ними — нанотехнологиями.

При упоминании о наноматериалах и нанотехнологиях имеется в виду широчайший спектр не всегда напрямую связанных между собой структур и процессов в различных областях науки и техники, где уже используются соответствующие технологии и методы. Поэтому целесообразно рассматривать нанотехнологии не как единое целое, а как обобщающее понятие, конкретизируемое применительно к решению соответствующих задач.

Особая роль нанотехнологий в научно-техническом прогрессе на современном этапе и научных представлений о нанообъектах и взаимосвязанных с ними явлениях в становлении современной научной картины мира определяют целесообразность и необходимость исследования научно-методической проблемы «внедрения» элементов знаний о нанотехнологиях в школьное образование.

Нанотехнологии – это технологии, дающие возможность работать с ничтожно малыми объектами, размеры которых измеряются в нанометрах, складывать из них, как из кубиков, устройства и механизмы невидимые обычным глазом. Нанотехнологии впитали в себя самые новые достижения физики, химии и биологии. Нанотехнологии - это очередная технологическая революция - переход от работы с веществом к манипуляции отдельными атомами.

Содержание программы направлено на изучение   сущности таких понятий,  как: нанотехнология, нанотехника, наночастицы и их получение, инструменты нанотехнологов, нанохимия и наноматериалы, наносенсоры и наноэлектроника, нанобиотехнологии, социально-экономические последствия нанотехнологической революции. Курс  предусматривает  проведение исследовательских работ, оформление и защита  самостоятельного проекта, участие во Всероссийской интернет-олимпиаде по нанотехнологиям «Нанотехнологии - прорыв в  будущее».

Программа  направлена  на  изучение курса   в  9   классе. Тематическое планирование составлено из расчета одного учебного часа в неделю. Всего 35 учебных часов в год.

Интегральный характер содержания обучения нанотехнологиям  предполагает построение образовательного процесса на основе межпредметных связей (химии, биологии, физики, экологии). Большое внимание уделяется тому, как природа учит человека создавать удивительные материалы и устройства.

Требования к уровню подготовки к учащимся:

 В процессе обучения учащиеся могут приобрести следующие умения:

-       искать нужную информации;

-       проводить анализ и систематизировать собранную информацию;

-       представлять результаты исследований;

-       оформить творческую работу;

-       защищать выполненный проект.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

-       о понятиях нанотехнологии, нанотехника, нанонаука;

-       о шкале размеров в окружающем мире;

-       о фундаментальных науках (химии, биологии, физики, информатики и т.п.);

-       об инструментах нанотехнологов;

-       о наночастицах и свойствах;

-       о способах получения наночастиц;

-       о необыкновенных свойствах удивительных наноматериалов;

-       о проблемах информатики и сохранении информации и ее решение с помощью нанотехнологии;

-       о суперкомпьютерах, биокомпьютерах;

-       о нанобиотехнологиях;

-       о нанобиороботах и биороботах;

-       о нанокапсулах и нанобиореакторах;

-       об использовании нанотехнологий для создания материалов и устройств с удивительными свойствами;

-       о применении нанотехнологий в медицине, экологии, электронике и других сферах человеческой деятельности;

-       о социально-экономических последствиях нанотехнологической революции;

-       о том, как использовать информацию.

Содержание курса

Глава 1 «Нанотехнологии – что это такое» - 5 часов

Основные понятия нанотехнологии, зачем нужны нанотехнологии, зарождение и развитие нанотехнологий. Значение слов «нано» и «технологии».Нанотехнологии и как они изменяют свойства вещей.

Глава 2 «Азы нанотехнологий» - 6 часов

Специфика наномира. Шкала размеров объектов, существующих в природе. Зарождение и рост наночастиц.  Два способа получения наночастиц. Первый, более простой, метод – «сверху вниз». Второй – «снизу вверх». Конструирование наноматериалов и наноустройств из наночастиц  атомов, молекул. Наномир начинает работать на нас.

Глава 3 «Как это «пощупать», увидеть и измерить?» - 6 часов

Первый нанотехнолог Левша и его «мелкоскоп». Оптический микроскоп. Появление электронного микроскопа послужило началу бурного развития нанотехнологии. Сканирующие зондовые микроскопы позволили «пощупать» наночастицы.

Глава 4 «Наноматериалы» - 8 часов

Фуллерены, нанотрубки, кластеры. Необыкновенные свойства наночастиц. Реализованные и перспективные направления наноматериалов.

Глава 5 «Наноматериалы и нанотехнологии в живых системах» - 3 часа

Нанобиотехнология соединяет сразу несколько наук: биология, химия, физика и материаловедение. Соединение живого с неживым. Живые клетки и наноструктуры. Нанотехнологии и эликсир молодости. Лекарство специально для конкретного человека (учитывающее особенности организма, возраст и аллергические реакции). Доставка лекарства в клетки. Лечение  вирусных заболеваний и повреждение тканей. Раковые заболевания и их лечение с помощью нанобиотехнологий. Нанобиороботы и их помощь медицине.

Глава 6 «Нанотехнологии и нанопродукты» - 4 часа

Нанотехнологии в сельском хозяйстве, строительстве. Интеллектуальная еда,продукты будущего спасут человечество от голода.

Глава 7 «Военные приложения нанотехнологий» - 2 часа

Перспективы военных нанотехнологий рассматриваются прежде всего с точки зрения международной безопасности и предотвращения новой гонки вооружений.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы урока

Форма работы

Кол-во часов

Глава 1 «Нанотехнологии – что это такое?»

1

Основные понятия

Лекция

1

2

Зачем нужны нанотехнологии?

Семинар

1

3

Зарождение и развитие сферы нанотехнологий и её перспективы

Лекция

1

4

Организационные финансово-экономические аспекты развития нанотехнологий

Семинар

1

5

Социальные и гуманитарные аспекты развития нанотехнологий

Лекция

1

Глава 2 «Азы нанотехнологий»

6

Специфика наномира

Лекция

1

7

Роль свободных и внутренних поверхностей

Лекция

1

8

Зарождение и рост наночастиц

Семинар

1

9

Размерные эффекты

Семинар

1

10

Самоорганизация и самосборка

Лекция

1

11

Две технологические парадигмы: «сверху – вниз» и «снизу – вверх»

Семинар

1

Глава 3 «Как это «пощупать», увидеть и измерить?»

12

Микроструктурный анализ

Лекция

1

13

Электронная микроскопия

Лекция

1

14

Сканирующая зондовая микроскопия

Лекция

1

15

Дифракционный анализ

Лекция

1

16

Спектральные методы

Лекция

1

17

Методы определения размеров наночастиц

Семинар

1

Глава 4 «Наноматериалы»

18

Строительные, конструкционные и функциональные материалы

Лекция

1

19

Наночастицы и нанопорошки

Семинар

1

20

Наноуглеродные частицы и материалы

Семинар

1

21

Объемные наноструктурированные материалы

Семинар

1

22

Природа физико-механических свойств наноматериалов

Лекция

1

23

Стабильность структуры и свойств наноматериалов

Лекция

1

24

Реализованные и перспективные применения наноматериалов

Семинар

1

Глава 5 «Наноматериалы и нанотехнологии в живых системах»

25

Нанобиотехнологии

Семинар, работа над проектом

1

26

Наномедицина

Семинар, работа над проектом

1

27

Нанотехнолгии и защита окружающей среды

Семинар, работа над проектом

1

Глава 6 «Нанотехнологии и нанопродукты»

28

Строительство

Семинар, работа над проектом

1

29

Сельское хозяйство

Семинар, работа над проектом

1

30

Пищевые продукты

Семинар, работа над проектом

1

31

Потребительские товары

Семинар, работа над проектом

1

Глава 7 «Военные приложения нанотехнологий»

32

Оборонные нанотехнологические разработки

Семинар, работа над проектом

1

33

Перспективы военных приложений нанотехнологических разработок

Семинар, работа над проектом

1

34-35

Защита исследовательских проектов – 2ч

Перечень тем исследовательских проектов

 1. Развитие нанотехнологий в мировом масштабе.

2.  Развитие нанотехнологий в России.

3.  Нанотехнологии в медицине и биологии.

4.  Нанотехнологии и электроника.

5.  Нанотехнологии и информатика.

6.  Наноматериалы.

7.  Нанотехнологии и сельское хозяйство.

8.  Нанотехнологии в экологии.

9.  Нанотехнологии на транспорте.

10. Нанотехнологии в космосе и авиации.

11.  Биодатчики.

12.  Биороботы.

13.  Нанотехнологии в энергетике.

14.  Нанотехнологии и производство.

15.  Как нанотехнологи учатся у природы создавать удивительные материалы и устройства.

16.  Фантастика становится реальностью с помощью нанотехнологий.

17.  Как изменится наша жизнь с помощью нанотехнологий в конце XXIвека.

18.  Давайте помечтаем.

19.  Качественные лекарства с помощью нанотехнологий.

20. Качественные продукты питания,  созданные   с использованием нанотехнологий.

21.  Умный дом.

22.  Наногород.

23. Как изменится автомобиль с помощью нанотехнологий.

24. Ожидаемый результат от нанореволюции.

Литература

  1. М.Алфимова Занимательные нанотехнологии. Бином, 2011 г.
  2. Головин Ю. И Наномир без формул. Бином, 2011 г.
  3. Эрлих Г.В. Малые объекты – большие идеи. Широкий взгляд на нанотехнологии. Бином, 2011 г
  4. NanoNewsNet.ru
  5. nanorf.ru 
  6. nanometer.ru
  7. portalnano.ru 
  8. nano-info.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предпрофильный курс "Химия на кухне"

Задача современного школьного образования - формирования у обучающихся целостного представления об основах изучаемых ими наук, их теоретических и прикладных аспектах.   Программа предпрофильного курса...

Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»

Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием  13 занятий, определяет план...

Предпрофильный курс «Издательские системы» для учащихся 9х классов

Предпрофильный курс «Издательские системы» является предметом по выбору для учащихся 9х классов. Курс рассчитан на 10 часов, которые проводятся для разных групп в течение года по 1 часу в неделю.Курс ...

Предпрофильный курс «Энергия. Энергопотребление. Проблемы экологии»

Данный документ представляет собой пояснительную записку предпрофильного курса «Энергия. Энергопотребление. Проблемы экологии»...

Рабочая программа предпрофильного курса “Мультимедийные технологии”

В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных зад...

Элективный курс по физике "Нанотехнологии в нашей жизни"

Элективный курс для 11 классников .          Мы все чаще слышим слова нанонаука, нанотехнология, наноструктурированные материалы и объекты. Отчасти они уже вошли в повседневну...

Рабочая программа элективного курса "Введение в нанотехнологии" 10 класс

Программа разработана на основе программы элективных курсовдля уча­щихся 10-11классов общеобразовательных школ. — СПб.: Школьная лига, Издательство «Лемма», 2013. - 44 с....