Рабочая программа элективного курса "Введение в нанотехнологии" 10 класс
рабочая программа (10 класс) на тему
Программа разработана на основе программы элективных курсовдля учащихся 10-11классов общеобразовательных школ. — СПб.: Школьная лига, Издательство «Лемма», 2013. - 44 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.23 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса
(МБОУ «Школа № 60»)
Утверждаю: | |
Директор МБОУ «Школа № 60», к.п.н. ___________________Л. Г. Захарова Приказ от _________ 20___ г. № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Введение в нанотехнологии»
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование 10 «А»
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов33
Учитель ___О.В.Тыквинская__
Программа разработана на основе программы элективных курсовдля учащихся 10-11классов общеобразовательных школ. — СПб.: Школьная лига, Издательство «Лемма», 2013. - 44 с.
- Пояснительная записка.
Сфера нанотехнологий считается во всем мире ключевой темой для технологий XXI века. Возможности их разностороннего применения в таких областях экономики, как производство полупроводников, медицина, сенсорная техника, экология, автомобилестроение, строительные материалы, биотехнологии, химия, авиация и космонавтика, машиностроение и текстильная промышленность, несут в себе огромный потенциал роста. Применение продукции нанотехнологий позволит сэкономить на сырье и потреблении энергии, сократить выбросы в атмосферу и будет способствовать тем самым устойчивому развитию экономики. С одной стороны, нанотехнологии уже нашли сферы применения, с другой – они остаются для большинства населения областью научной фантастики. В будущем значение нанотехнологий будет только расти. В специализированной области это будет пробуждать интерес, стимулировать проведение исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также работ по нахождению новых областей применения нанотехнологий. Необходимым условием развития данного процесса является усиленное внедрение основ науки о нанотехнологиях в образовательные программы в школах и вузах. Это поможет сократить сохраняющийся дефицит молодых специалистов в этой области.
Нанотехнологии – это технологии, дающие возможность работать с ничтожно малыми объектами, размеры которых измеряются в нанометрах, складывать из них, как из кубиков, устройства и механизмы невидимые обычным глазом. Нанотехнологии впитали в себя самые новые достижения физики, химии и биологии. Интегральный характер содержания обучения нанотехнологиям предполагает построение образовательного процесса на основе межпредметных связей (химии, биологии, физики, экологии). Большое внимание уделяется тому, как природа учит человека создавать удивительные материалы и устройства.Нанотехнология развивается настолько стремительно, что это приводит к настоящему потоку информации, которая к тому же очень быстро обновляется. Не за горами то время, когда знаний по нанотехнике будет не хватать специалистам, не занятым в этой отрасли, а также специалистам рабочих профессий. Поэтому для того, чтобы этого не произошло, необходимо уже сейчас знакомить учащихся в школе с основами нанонауки и нанотехнологий.Можно не сомневаться, что в XXI веке нанотехнологии будут оказывать все большее воздействие на экологическую, экономическую и социальную жизнь всего человечества, что потребует принятия энергичных мер для развития исследований в этой области. Развитие нанотехнологий не должно сводиться лишь к получению конкретных научных результатов или внедрению новых технологий. азрела необходимость создания системы нанотехнологического образования школьников.
- Общая характеристика элективного курса.
Цель курса:
- сформировать представление обучающихся о новой отрасли знаний – нанотехнологиях.
Основные задачи курса:
- расширение представлений школьников о физической картине мира на примере знакомства со свойствами нанообъектов;
- реализация межпредметных связей, т.к. для развития нанотехнологий требуются знания физики, биологии, химии и других наук;
- приобретение знаний об истории возникновения нанотехнологий, о методиках, используемых при создании нанообъектов, об уникальных свойствах наноматериалов, об их применении и перспективах развития этой отрасли науки;
- развитие способностей самостоятельно приобретать знания, используя при этом ИКТ.
Занятия проводятся дистанционно. Материалы лекцийобучающиеся получают по электронной почте, изучают их, отвечают на контрольные вопросы и присылают свои ответы на электронный адрес учителя. Также вместе с лекциями обучающиеся получают список научно-популярной литературы и сайтов Интернета для получения дополнительной информации по вопросам курса. Обучающиеся могут задавать вопросы по материалу лекции учителю и совещаться друг с другом посредством электронной почты. В феврале обучающимся предлагается перечень тем исследовательских проектов. По окончании курса проводится конференция, в ходе которой обучающиеся защищают свой проект. Лучшие работы отмечаются дипломами МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района.
При реализации программы целесообразно выделить следующие моменты:
- Преподаватель должен выступать не столько в роли посредника между обучающимися и учебным материалом, сколько в роли консультанта.
- Существенно уплотнить информационную насыщенность материала.
- Адаптировать учебный материал соответственно уровню подготовки контингента обучающихся. При этом доступность содержания не должна наносить ущерб научности, обсуждение проблем и задач требует от обучающихся определённых усилий.
- Предельно ориентировать содержание на практическое применение.
- Уделять большое внимание процессу целеполагания и рефлексии.
Критерии эффективности изучения программы:
- развитие интереса к предмету;
- осознанный выбор профессии и связь будущей профессии с физикой.
Критерии оценки выполнения программы курса:
- умение отбирать, изучать и систематизировать информацию, полученную из научно-популярной литературы и других источников;
- умение представить и защитить проектную работу.
При определении содержания деятельности обучающихся должны учитываться следующие педагогические принципы:
- воспитательный характер;
- научности (изучение и соблюдение строгой научно-технической терминологии, символики);
- связи теории с практикой;
- системности и последовательности;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями.
При этом в процессе овладения знаниями выделяется ряд существенных положений образовательного процесса:
- обязательное формирование у обучающихся положительной мотивации к исследовательской проектной деятельности;
- получение обучающимися новой научно-технической информации, новых знаний и умений при решении конкретных практических задач;
- обогащение опытом (мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и в условиях межличностного общения);
- обретение умений и навыков без принуждения к самообразованию.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстрационный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично-поисковый и эвристический;
- исследовательский.
Педагогические приемы:
- формирование взглядов (пример, разъяснение, дискуссия);
- стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, взаимооценка и оценка);
- свободного выбора направления исследовательской проектной деятельности.
Для решения задачи развития творческого потенциала обучающихся, выработки у них умений решать научно-технические и исследовательские задачи при реализации данной программы применяется метод проектов.
Формирование умений самостоятельно приобретать и пополнять знания – одно из актуальных задач обучения на современном этапе. Поэтому во всех формах обучения должны присутствовать элементы самостоятельности обучающихся. Особенно на этапе выполнения проектной исследовательской работы.
Актуальность и необходимостьданного курса очевидна, так как нанотехнологии - это очередная технологическая революция - переход от работы с веществом к манипуляции отдельными атомами.О том, что могут нанотехнологии рассказано в лекциях этого учебного курса. Курс «Нанотехнологии: когда размер имеет значение» поможет школьникам сформировать современную научную картину мира. При этом обучающиеся получают навыки деятельности с информацией: «добывают», отбирают материал, анализируют, преобразуют, учатся сохранять её. Общее знакомство с материалом подразумевает непрерывный поиск и просмотр всех электронных изданий, относящихся к данной теме. В поисках информации учащиеся читают современные журналы. Новые перспективы открывает информационный поиск в Internet.
При изучении данного элективного курса делается большой акцент на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, используя при этом ИКТ.
Курс предусматривает проведение исследовательской работы, оформление и защиту самостоятельного проекта.
3.Место элективного курса в учебном плане.
Данный курс предназначен для обучающихся 10 класса общеобразовательных средних школ. Курс основан на знаниях, полученных обучающимися при изучении физики в основной и средней школе.
Программа соответствует федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ - 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год.
4.Содержание элективного курса.
Введение (2 часа)
Положение нанообъектов на шкале размеров. Ричард Фейнман – пророк нанотехнологической революции. Почему освоение наномира может быть так полезно для человечества? Эрик Дрекслер и его книга «Машины созидания». Нанороботы. Нанотехнологии внутри и снаружи нас. Нанотехнологии – область знаний, где объединяются усилия физиков, химиков, биологов, врачей, инженеров – электроников, математиков и специалистов самых разных специальностей для очередного прорыва на пути человечества к прогрессу.
Инструменты и методы наномира(6 часов)
Пути создания нанообъектов: «снизу-вверх» или «сверху-вниз». Можно ли увидеть молекулы в микроскоп? Сканирующий электронный микроскоп. Как атомно-силовая микроскопия чувствует прикосновение атомов. Что такое туннельный микроскоп. Лазерный пинцет – инструмент для передвижения нанообъектов.
Наноматериалы (4 часа)
Особая роль углерода в наномире. Графен – слой графита. Фуллерены – наношарики из углерода. Углеродные нанотрубки – трубки из графена. Нанопроволоки. Дендримеры – капсулы наноразмеров. Самоорганизация нанообъектов и её использование при создании наноматериалов. Моделирование наноструктур.
Уникальные свойства наноструктур (5 часов)
В наномире изменяются механические, тепловые, электромагнитные и оптические характеристики. Большая доля поверхностных атомов, изменение энергетического спек-тра электронов у наноструктур определяет их низкую температуру плавления, высокий предел прочности, малое электросопротивление и другие уникальные свойствананопроволок и нанотрубок. Почему температура плавления металлических нанообъектов уменьшается на сотни градусов? Квантовые явления в наномире. Почему электрическое сопротивление нанотрубки не зависит от её длины. Квантовые точки – искусственные атомы наномира. Зависимость цвета в наномире от размера объектов.
Квантовая физика и наноструктуры (6 часов)
Электромагнитные волны. Квантовые свойства излучения и волновые свойства ча-стиц. Квантовые представления об атоме. Энергетические зоны кристаллов. Ямы, ба-рьеры, туннели, ящики и нити - квантовые явления и структуры. Генная инженерия. Использование ДНК для синтеза лекарств. Трансгенные животные и растения. Генномодифицированные продукты: за и против. Нанотехнологии против вирусов и бактерий. Адресная доставка лекарств, упакованных в нанокапсулы, больным клеткам. Нанотехнологии в борьбе с раковыми заболеваниями. Нанотехнологии в диагностике. Возможные риски использования наноматериалов.
Наноэлектроника (5 часов)
Полевой транзистор – основной элемент цифровых электронных схем. История создания и современное воплощение. Фотолитография или как рождается микросхема. Закон Мура – удвоение плотности транзисторов в микросхемах каждые два года. Современный транзистор – это уже нанотранзистор. Основная болезнь нанотранзистора – высокая температура. Углеродные нанотрубки – будущие элементы нанотранзисторов. Наносенсоры – глаза для наноэлектроники. Наномоторы – мышцы нанороботов.
Нанотехнологии вокруг нас (4 часа)
Примеры товаров, созданных с использованием нанотехнологий и причины их уникальных свойств. Несмачиваемые и всегда чистые ветровые стёкла, диски колёс и т.п. Созданные на основе наночастиц оксида титана и серебра поверхности, обладающие бактерицидными свойствами. Нанокомпозитные материалы. Нанотехнологии в различных областях производства. Нанотехнологии в энергетике и экологии. Нанотехнологии в криминалистике и косметике. Динамика развития нанотехнологий в России и за рубежом. Перспективы мировой наноэкономики.
Защита проектов (2 часа)
Результаты освоения учебного предмета.
Ожидаемый результат введения курса:
- формирование ключевых компетенций.
В области учебных компетенций:
Уметь:
- организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования;
- решать учебные и самообразовательные проблемы;
- связывать воедино и использовать отдельные части знаний.
В области исследовательских компетенций:
Уметь:
- получать и использовать информацию;
- обращаться к различным источникам данных и их использование;
Знать:
- способы поиска и систематизации информации в различных видах источника.
В области социально-личностных компетенций:
Уметь:
- видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
В области коммуникативных компетенций:
Уметь:
- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
- выступать на публике;
- читать графики, диаграммы и таблицы данных;
В области информационных компетенций:
Уметь:самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Отсроченный результат введения курса:
- осознанный выбор профессии;
- участие в научно-практических конференциях;
- личностный рост учеников.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | № в теме | Тема | Кол-во часов | Дата, план. | Дата, факт. | |
1 | Введение. | 2 | ||||
2 | 1 | Почему освоение наномира может быть так полезно для человечества? | 1 | |||
3 | 2 | Нанотехнологии внутри и снаружи нас. | 1 | |||
Инструменты и методы наномира. | 6 | |||||
4 | 1 | Пути создания нанообъектов: «снизу-вверх» или «сверху-вниз». | 1 | |||
5 | 2 | Можно ли увидеть молекулы в микроскоп? | 1 | |||
6 | 3 | Сканирующий электронный микроскоп. | 1 | |||
7 | 4 | Как атомно-силовая микроскопия чувствует прикосновение атомов. | 1 | |||
8 | 5 | Что такое туннельный микроскоп. | 1 | |||
9 | 6 | Лазерный пинцет – инструмент для передвижения нанообъектов. | 1 | |||
Наноматериалы. | 4 | |||||
10 | 1 | Особая роль углерода в наномире. | 1 | |||
11 | 2 | Нанопроволоки. Дендримеры – капсулы наноразмеров. | 1 | |||
12 | 3 | Самоорганизация нанообъектов и её использование при создании наноматериалов. | 1 | |||
13 | 4 | Моделирование наноструктур. | 1 | |||
Уникальные свойства наноструктур. | 6 | |||||
14 | 1 | Большое отношение поверхности к объёму – основное свойство нанообъектов. | 1 | |||
15 | 2 | «Эффект лотоса». | 1 | |||
16 | 3 | Отсутствие дислокаций - причина колоссальной прочности нанопроволок и нанотрубок. | 1 | |||
17 | 4 | Квантовые явления в наномире. | 1 | |||
18 | 5 | Квантовые точки – искусственные атомы наномира. | 1 | |||
19 | 6 | Зависимость цвета в наномире от размера объектов. | 1 | |||
Квантовая физика и наноструктуры. | 5 | |||||
20 | 1 | Электромагнитные волны. | 1 | |||
21 | 2 | Квантовые представления об атоме. | 1 | |||
22 | 3 | Энергетические зоны кристаллов. | 1 | |||
23 | 4 | Ямы, барьеры, туннели, ящики и нити - квантовые явления и структуры. | 1 | |||
24 | 5 | Нанотехнологии в диагностике. Возможные риски использования наноматериалов. | 1 | |||
Наноэлектроника. | 5 | |||||
25 | 1 | Полевой транзистор – основной элемент цифровых электронных схем. История создания и современное воплощение. | 1 | |||
26 | 2 | Фотолитография или как рождается микросхема. | 1 | |||
27 | 3 | Современный транзистор – это уже нанотранзистор. Основная болезнь нанотранзистора – высокая температура. | 1 | |||
28 | 4 | Углеродные нанотрубки – будущие элементы нанотранзисторов. | 1 | |||
29 | 5 | Наносенсоры – глаза для наноэлектроники. Наномоторы – мышцы нанороботов. | 1 | |||
Нанотехнологии вокруг нас. | 4 | |||||
30 | 1 | Нанокомпозитные материалы. Нанотехнологии в различных областях производства. | 1 | |||
31 | 2 | Нанотехнологии в энергетике и экологии. | 1 | |||
32 | 3 | Нанотехнологии в криминалистике и косметике. | 1 | |||
33 | 4 | Динамика развития нанотехнологий в России и за рубежом. Перспективы мировой наноэкономики. | 1 | |||
ИТОГО: | 33 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ «Школа № 60» от ___________20___ года № ___ ______________ ________________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ ______________ подпись Ф.И.О. ______________ 20___ года |
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
- Атомно-силовой микроскоп (АСМ) – микроскоп, способный чувствовать силы притяжения и отталкивания, возникающие между отдельными атомами.
- Гетеропереход - контакт двух различных полупроводников.
- Гетероструктура - полупроводниковую структуру с несколькими гетеропереходами.
- Графен – это одиночный плоский лист, состоящий из атомов углерода, связанных между собой и образующих решётку, каждая ячейка которой напоминает пчелиную соту. Расстояние между ближайшими атомами углерода в графене составляет около 0,14 нм.
- Дендримеры (древообразные полимеры) – наноструктуры размером от 1 до 10 нм, образующиеся при соединении молекул, обладающих ветвящейся структурой.
- Диоксид титана, TiO2 – самое распространённое соединение титана на земле. Порошок диоксида титана имеет ослепительно белый цвет и поэтому используется в качестве красителя при производстве красок, бумаги, зубных паст и пластмасс. Причиной такой белизны порошка диоксида титана является его очень высокий показатель преломления (n=2,7).
- Кантилевер (от англ. cantilever - балка) - представляет собой чип - пластинку из легированного кремния миллиметровых размеров, из торца которой торчит балочка, заканчивающаяся собственно зондом, предельно тонким. В качестве зонда может использоваться углеродная нанотрубка.
- Кластеры - нанообъекты, состоящие из сравнительно небольшого числа атомов или молекул, от единиц до сотен тысяч. Кластеры имеют наноразмеры по трем направлениям.
- «Нано»- в переводе с греческого «карлик». Один нанометр (нм) – это одна миллиардная часть метра (10-9 м).
- Нанокомпозит- композиционный материал, в качестве одного из компонентов которого взяты наообъекты (наночастицы, нанотрубки и т.п.), при этом процент нанодобавок часто очень невелик (не более 5 %).
- Нанопроволока - проволока с диаметром порядка нанометра, изготовленная из металла, полупроводника или диэлектрика. Длина нанопроволок часто может превышать их диаметр в 1000 и более раз. Поэтому нанопроволоки часто называют одномерными структурами, а их чрезвычайно малый диаметр (около 100 размеров атома) даёт возможность проявляться различным квантово-механическим эффектам. Это объясняет, почему нанопроволоки иногда называют «квантовыми проволоками».
- Нанотрава - множество параллельных нанопроволок (наностержней) одинаковой длины, расположенных на равном расстоянии друг от друга.
- Нанотрибология- новая область науки о трении.
- Нанофазный материал – материал, составленные из наночастиц.
- Оптический (или лазерный) пинцет - устройство, использующее сфокусированный луч лазера для передвижения микроскопических объектов или для удержания их в определённом месте, вблизи точки фокусировки лазерного луча свет тянет к фокусу всё, что находится вокруг.
- Сканирующие микроскопы (электронный, туннельный, атомно-силовой, оптический ближнего поля и др.) последовательно исследуют поверхность вначале по некоторой оси X, затем делают небольшой скачок в перпендикулярном направлении и исследуют поверхность, возвращаясь по оси X назад.
- Технология «сверху вниз»- технология, позволяющая из макроскопических материалов различными методами получать другие макроскопические или микроскопические материалы и устройства, применяя дробление, растворение и осаждение, обработку поверхности электронным или лазерным излучением и т. п.
- Технология «снизу вверх» - технология, позволяющая любой материал или устройство, уже существующее, в природе или создаваемое впервые, собирать, начиная с отдельных атомов, по безотходной технологии.
- Углеродные нанотрубки – это каркасные структуры или гигантские молекулы, состоящие только из атомов углерода.
- Фуллерены - молекулярные соединения атомов углерода. В этих молекулах атомы углерода расположены в вершинах правильных шести- и пятиугольников, из которых составлена поверхность сферы или эллипсоида (названы по имени американского инженера, дизайнера и архитектора Р. БакминстераФуллера, применявшего для постройки куполов своих зданий пяти- и шестиугольники, являющиеся основными структурными элементами молекулярных каркасов всех фуллеренов).
6.Учебно- методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса.
- Андриевский Р.А., Рагуля А.В. Наноструктурные материалы. - М., Академия, 2005.
- Андрюшин Е.А. Силананотехнологий: наука & бизнес. - М., Фонд «Успехи физики», 2007.
- Балабанов В.И. Нанотехнологии. Наука будущего. – М.: ЭКСМО, 2009.
- Богданов К.Ю. Что могут нанотехнологии? – М.: Просвещение, 2009.
- Головин Ю.И. Введение в нанотехнологию. – М.: Машиностроение, 2003.
- Деффейс К., Деффейс С. Удивительные наноструктуры. – М.: Бином, 2011.
- Кобаяси Н., Введение в нанотехнологию. – М.: Бином, 2005.
- Наноматериалы. Нанотехнологии. Наносистемная техника. Сборник статей под редакцией П.П. Мальцева, М., Техносфера, 2006.
- Нанотехнологии. Азбука для всех. Сборник статей под редакцией Ю. Третьякова, М., Физматлит, 2007.
- Пул Ч., Оуэнс Ф. Нанотехнологии. - М., Техносфера, 2006.
- Ратнер М., Ратнер Д. Нанотехнология: простое объяснение очередной гениальной идеи. – М., Вильямс, 2005.
- Уильямс Л. Нанотехнологии без тайн. – М.: ЭКСМО, 2010.
- Фейнман Р. Внизу полным-полно места: приглашение в новый мир физики // Химия и жизнь. 2002. № 12. С. 20.
- Харрис П. Углеродные нанотрубы и родственные структуры. - М., Техносфера, 2003.
ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ
- http://www.nanonewsnet.ru/ - сайт о нанотехнологиях в России
- http://www.nanometer.ru/ - сайт нанотехнологического общества «Нанометр»
- http://nauka.name/category/nano/ - научно-популярный портал о нанотехнологиях, биогенетике и полупроводниках
- http://www.nanorf.ru/ - журнал «Российскиенанотехнологии»
- http://www.nanojournal.ru/ - Российский электронный наножурнал
- http://www.nanoware.ru/ - официальный сайт потребителей нанотоваров
- http://kbogdanov1.narod.ru/ - «Что могут нанотехнологии?», научно - популярный сайт о нанотехнологиях.
- http://www.rusnor.org/ - нанотехнологическое общество России.
- http://www.portalnano.ru/ - научно-популярный портал о нанотехнологиях/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-48994-1353083609.jpg)
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/06/picture-75454.jpg)
Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"
Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-254123-1368384908.jpg)
рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"
Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-286447-1389260323.jpg)
Рабочая программа элективного курса в 8 классе «Мой дом, родная школа, мой город в прошлом, настоящем и будущем »
рабочая программа элективного курса по истории...
Рабочая программа элективного курса в 11 классе.
"Решение нестандартных задач по математике."...
Рабочая программа элективного курса в 11 классе.
"Решение нестандартных задач по математике."...