Разработка урока физики в 9-м классе по теме «Относительность механического движения».
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Косяченко Ирина Федоровна

 

Автор учебника: Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.

Цели урока:обеспечить усвоение сущности относительности механического движения – в различных инерциальных системах отсчёта движущееся тело имеет разные скорости, перемещения, траектории; правила сложения скоростей и перемещений; способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, творческого подхода в различных жизненных ситуациях; воспитывать внимательность, уважение к другим точкам зрения, толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_fiziki_v_9.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока физики в 9-м классе по теме «Относительность механического движения».

Учитель: Косяченко И.Ф.

Автор учебника: Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.

Цели урока: обеспечить усвоение сущности относительности механического движения – в различных инерциальных системах отсчёта движущееся тело имеет разные скорости, перемещения, траектории; правила сложения скоростей и перемещений; способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, творческого подхода в различных жизненных ситуациях; воспитывать внимательность, уважение к другим точкам зрения, толерантность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

План урока

I. Постановка цели

Задача: Мимо станции медленно движется отправляющийся поезд. Два наблюдателя – пассажир поезда, сидящий в вагоне за столиком, на котором лежит яблоко, и провожающий, стоящий на перроне, – утверждают следующее: а) яблоко движется вместе с вагоном; б) яблоко продолжает лежать на столе и никуда не движется. Кто из них так говорит и кто прав?

Возможные версии учащихся: а) пассажир полагает, что яблоко не движется, т.к. оно неподвижно лежит перед ним на столе, значит, он прав; б) провожающий видит, что яблоко начало удаляться от него, т.е. оно пришло в движение, значит, он прав; в) правы оба, т.к. каждый из них рассматривают яблоко со своей точки зрения.

Выслушав версии, учитель спрашивает: «Какова задача нашего урока?» Учащиеся формулируют: объяснить противоречия в суждениях наблюдателей.

II. Проверочная работа: проводится согласно методическим рекомендациям Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. «Физика 9» (ст.15-16)

III. Изучение нового материала

Демонстрация. Сложение перемещений, направленных вдоль одной прямой, с использованием движущейся по столу тележки или платформы и движущейся по тележке заводной игрушки.

 Учитель спрашивает: «Кто летом купался в реке? Зависит ли результат заплыва от направления, в котором плывёшь, от скорости?» Учащиеся рассказывают о своём опыте плавания в реке, объясняют причину смещения пловца относительно берега.

Слайд с демонстрацией движения лодки и плота по реке с разными параметрами: скорости течения реки, собственной скорости лодки, угла между ними. Учащиеся графически изображают в тетради сложение скоростей. По итогам делают вывод.

Работа с таблицей «Относительность механического движения» (кран-балка за работой). Учащиеся должны показать на ней скорости контейнера относительно крана и относительно земли, объяснить наблюдаемую разницу.

Учитель предлагает по всем наблюдениям сделать вывод и записать в тетради, почему скорости и перемещения тел в различных системах отсчёта различны. Учащиеся формулируют общий вывод по всем примерам относительности движения.

IV. Работа в рабочей тетради

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. «Физика 9» задание 25-27

V. Подведение итогов

Учитель предлагает ответить на вопросы: в чём проявляется относительность механического движения? как определить скорость и перемещение тела в системе отсчёта, принимаемой за неподвижную в данных условиях, если известна скорость (перемещение) в подвижной системе отсчёта и скорость самой подвижной системы отсчёта? Учащиеся отвечают, используя свой жизненный опыт, результаты наблюдений за виртуальными опытами, рассуждения и выводы, сделанные за урок.

Учитель просит выставить оценки друг другу в журнал с учётом результатов коллективной работы. Учащиеся выставляют оценки, передавая журнал по рядам.

Учитель задаёт на дом прочитать § 3, задание в рабочей тетради 28-30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме "Относительные прилагательные"

Урок русского языка с использованием межпредметных связей с уроками технологии....

Методическая разработка урока по химии в 8 классе по теме «Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы»

ур             Урок изучения нового материала с использованием электронных образовательных ресурсов и самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. ...

Проект урока биологии для учащихся 8 класса на тему "Опора и движение. Кости скелета"

Урок на тему "Опора и движение. Кости скелета" является уроком изучения нового материала, подразумевает работу учащихся в группах под руководством учителя. В проект урока входит конспект-матрица урока...

Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики

Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...

Методическая разработка урока геометрии в 11-м классе по теме "Движения. Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Параллельный перенос"

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения урока геометрии в 11 классе по теме "Движения"...

Первый урок физики в 7-м классе по теме: "Что изучает физика. Некоторые физические термины, наблюдения и опыты"

Цели урока:Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физическ...

Методическая разработка урока физики в 10-м классе по теме "Закон всемирного тяготения"

Цель урока: Организация  деятельности обучающихся по определению фундаментального характера закона всемирного тяготения....