Методическая разработка урока физики в 10-м классе по теме "Закон всемирного тяготения"
учебно-методический материал по физике (10 класс) по теме
Цель урока: Организация деятельности обучающихся по определению фундаментального характера закона всемирного тяготения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakon20vsemirnogo20tyagoteniya-20metodicheskaya20razrabotka1.docx | 352.67 КБ |
osnovnye_etapy_vyvoda_zakona_vsemirnogo_tyagoteniya1.ppt | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока физики в 10-м классе
по теме «Закон всемирного тяготения»
Миллер Н.И.,
Цель урока: Организация деятельности обучающихся по определению фундаментального характера закона всемирного тяготения.
Задачи урока:
обучающие - освоить основные этапы открытия закона всемирного тяготения, границы его применимости, уметь пользоваться законом всемирного тяготения при решении задач;
воспитательные – формировать социальную, коммуникативную компетентности, научное мировоззрение, умение предвидеть результат своей деятельности;
развивающие – уметь анализировать полученную информацию и делать выводы, овладеть методом научного познания, развитие абстрактно - логического мышления.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-понимать смысл и всеобщий характер закона всемирного тяготения;
-знать закон всемирного тяготения, числовое значение гравитационной постоянной;
-уметь вычислять силу притяжения между телами, ускорения свободного падения на небесных телах, массы небесных тел;
-использовать приобретенные знания и умения в конкретных случаях при решении задач и тестировании.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия - определять цели учебной деятельности; предвосхищать результат и уровень усвоения, планировать деятельность, оценивать достижение планируемого результата, производить коррективы в организацию учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия - видеть проблему, осознавать возникшие трудности; выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании; структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.
Коммуникативные универсальные учебные действия - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное; умение слушать имеющиеся знания обучающихся; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Личностные результаты: проявлять интерес к новому содержанию материала; осознавать личностную значимость владения методами научного познания, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Тип урока: Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных, личностных результатов обучающихся на уроке
Технологии, используемые на уроке:
-Групповая технология.
-Информационн-коммуникативные технологии.
-Проблемное обучение.
-Технология сотрудничества.
Методы и приемы, используемые на уроке:
-Элементы поисковой деятельности.
-Элементы исследовательской работы.
Формы организации деятельности обучающихся:
-Групповая.
-Фронтальная.
-Защита исследовательской деятельности.
Используемые ППС:
-Мультимедийный проектор.
-Компьютер.
-Экран.
-Презентация, созданная в Microsoft Office Power Point.
-Документ-камера.
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных, личностных результатов обучающихся на уроке:
Предметные результаты обучающихся анализируются через:
-Ответы на проблемные вопросы.
-Качество выполнения заданий по заполнению этапов вывода закона всемирного тяготения.
-Презентация поисковой и исследовательской деятельности.
-Применение знаний для решения количественных и качественных задач.
Метапредметные результаты обучающихся анализируются через:
-Определение целей учебной деятельности.
-Успешно планировать деятельность, вносить коррективы.
-Умение составить план презентации результатов своей деятельности.
-Умение устанавливать причинно-следственные связи, структурирование знаний при заполнении этапов вывода закона всемирного тяготения.
-Эффективно сотрудничать.
-Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.
-Проведение самоанализа.
Личностные результаты обучающихся анализируются через:
-Способность организовать работу в группе.
-Проведение рефлексии.
-Выполнение домашнего задания.
Содержание учебного материала и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и обучающихся
Этапы урока, продолжительность, материалы интерактивной доски | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формирование универсальных учебных действий |
Целеполагание, 3минуты | 1.Обеспечивает организационный момент, настраивает на урок, сообщает об особенностях урока ( работа в группах, повторяем правила работы в группах). 2.Постановка проблемы: К какому выводу пришел Ньютон, изучая в течение многих лет движение Луны вокруг Земли и планет вокруг Солнца? Как названо взаимное притяжение между всеми телами? Как называются эти силы? 3.Подготавливает обучающихся к определению темы, цели и задачи урока (Слайды 1,2,3). | Обучающиеся повторяют правила работы в группе, отвечают на вопросы, делают вывод о том, что заслуга Ньютона заключается не только в гипотезе о взаимном притяжении тел, но и в том, что он сумел найти закон их взаимодействия, определяют тему урока, ставят учебные цели и задачи урока. . | Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности; Познавательные УУД: видеть проблему, осознавать возникшие трудности; Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное; Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
Актуализация необходимых знаний, 3 минуты | (Слайд 4) Предлагает вопросы о независимости ускорения свободного падения тел от их масс, установленная Г.Галилеем[1]; движении тела по окружности; III законе Ньютона[2] | Комментируют рисунки на слайде 2 презентации: Все тела падают на Землю с одинаковым ускорением, при равномерном движении по окружности тело обладает центростремительным ускорением, тела взаимодействуют с силами равными по модулю и противоположными по направлению | Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании; Коммуникативные УУД: умение слушать имеющиеся знания обучающихся; |
Организация познава- тельной деятельности, 32 минут | Планирует самостоятельную деятельность обучающихся по выводу закона всемирного тяготения в группах по алгоритму, повторяет правила самооценивания и взаимооценивания(Приложение4) 1.Объясняет особенности использования карты по выводу закона всемирного тяготения, используя ранее изученный материал. 2.Организует проверку по презентации правильности выполнения задания и необходимую корректировку. (Слайды 6-12) 3.Организует решение задач базового уровня в группах на применение теории , презентацию выполненной работы, обсуждение и выполнение записи в тетрадь основных формул задач. (Приложение 2) | Обсуждают порядок (алгоритм) «Основные этапы вывода закона всемирного тяготения» поступательного выполнения задания по выводу закона всемирного тяготения. Выполняют задание в группах (12 минут). Проверяют правильность выполнения по презентации (5мин) Реализуют применение полученных знаний: решают задачи (8минут), презентуют выполнение, используя документ-камеру, делают записи в тетради (7 минут). | Регулятивные УУД: предвосхищать результат и уровень усвоения, планировать деятельность Познавательные УУД: структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий; Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Подведение итогов, 7 минут | 1.Организует самооценивание и взаимооценивание (Приложение 3) 2.Проводит рефлексию (Слайды 14,15) 3.Организует объяснение домашнего задания (Приложение 5) | Обучающиеся заполняют бланки самооценивания и взаимооценивания (2минуты) Делают выводы о практическом применении закона всемирного тяготения и границ его применимости (2 минуты). Разбирают домашнее задание (3 минуты) | Саморегуляция. Оценка степени достижения цели; Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение |
Приложение 1
Основные этапы вывода закона всемирного тяготения
Группа № _________
1.Определяем зависимость силы тяжести от массы:
Вывод Галилея:______________________
Fтяж.= mg, следовательно записываем первый вывод Fтяж. ~ __________(1)[2]
2.Определяем зависимость силы притяжения от масс взаимодействующих тел:
Запишем III закон Ньютона для взаимодействия Земли и тела (в скалярном виде)_______________[2]
Если Fтяж .~ _________(1), то F1 ~______________, записываем второй вывод
F~_______________(2)
3.Сравниваем ускорения двух тел разных масс: тела, находящегося на поверхности Земли(R3 = 6,4*106 м) и Луны, находящейся на расстоянии R=3,84*108 м
(Тл = 27,3сут.=2,36*106 с.)
ал=4П2R/T2__________________________________________________________________
Рассчитать g/a = ____________________________
Рассчитать R/Rз = ___________________________
Записываем третий вывод: a ~ _________________(3)
4.Определяем зависимость силы притяжения между Землей и телом от расстояния между ними:
Запишем II закон Ньютона________________________[2]
Сила пропорциональна (по IIЗН)__________________
Если a~ ____________ вывод (3), значит и сила пропорциональна_____________________
5.Запишем все найденные зависимости силы тяготения:
F~ ____________
6.Определяем коэффициент пропорциональности и записываем закон всемирного тяготения:[2]
Находим в учебнике физический смысл гравитационной постоянной и эксперимент по его определению_____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Записываем закон всемирного тяготения (в том числе формулу)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Группа №1
Пользуясь законом всемирного тяготения, вывести формулу ускорения свободного падения и найти ускорения свободного падения на поверхности Земли и на высоте, равной трем радиусам Земли.
Группа №2
Оцените массу Солнца, считая расстояние от Земли до Солнца равным 1,5*108км.
Группа №3
Во сколько раз уменьшится сила притяжения к Земле космического корабля при его удалении от поверхности Земли на расстояние, равное пяти радиусам Земли?
Группа №4
Сила притяжения между двумя стальными шарами равна 5*10-11Н. расстояние между центрами шаров, если масса одного в 3 раза больше, чем другого. (pст.= 7800 кг/м3)
Приложение 3
Критерии оценивания
1.Правильность решения
2.Рациональность решения
3.Аккуратность оформления
4.Умение презентовать свою работу
№ группы | Задание №1 Самооценивание, взаимооценивание | Задание №2 Самооценивание, взаимооценивание |
Группа №1 | ||
Группа №2 | ||
Группа №3 | ||
Группа №4 |
Приложение 4
Памятка
«Определение обязанностей каждого члена группы»
Всем необходимо:
1.Принимать активное участие в коллективном обсуждении
2.Уметь выслушивать и оценивать группу
3.Уметь рационально использовать выделенное время
Распределение обязанностей в группах
Руководитель - поддерживает порядок, организовывает работу, собирает идеи, оценивает их, наблюдает за эффективностью работы в группе, принимает участие в обсуждении.
Оформитель - записывает основные идеи обсуждения, оформляет работу.
Ответственный за хронометраж времени- контролирует время и оповещает об этом группу.
Участник – принимает участие в дискуссии, предлагает идеи.
Приложение 5
Домашнее задание
1.Рассчитайте, во сколько раз отличается сила притяжения Вашего тела к Земле и к Солнцу.
2.Найдите среднюю плотность Венеры, если радиус равен 6100 км, а ускорение свободного падения на ее поверхности равно 8,8м/c2.
3.Дополнительная задача:
Рассчитайте упрощенную формулу IIIзакона Кеплера (T2/R3 = const)(1) для Меркурия и Земли. Для Меркурия Т=0,76*107с., среднее расстояние от Солнца R=57,91*109м. Формулу (1) вывести из II закона Ньютона, подставив в него формулу закона всемирного тяготения. Сделайте вывод.
Литература
1.Перышкин А.В. Физика 7 класс М.:Дрофа, 2012.
2.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.. Скотский Н.Н. Физика 10 класс М.:Просвещение, 2012.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока Организация деятельности по определению фундаментального характера закона всемирного тяготения
Задачи урока Обучающие: освоить основные этапы открытия всемирного тяготения, границы его применимости, уметь пользоваться законом всемирного тяготения при решении задач. Развивающие: уметь анализировать полученную информацию и делать выводы, овладение методом научного познания, развитие абстрактно-логического мышления. Воспитательные: формировать социальную, коммуникативную компетентности, научное мировоззрение умение предвидеть результат своей деятельности.
1) 3)
Основные этапы вывода закона всемирного тяготения
Галилей пришел к выводу, что ускорение свободного падения не зависит от массы тела (брошенные шары одинакового размера и разной массой достигли земли почти одновременно)!!! Т.к F тяж. = M g → F тяж. ~M Зависимость F тяж. от массы тела.
Зависимость силы притяжения от масс взаимодействующих тел Тело притягивает землю с такой же по модулю силой F 1 ( III3H) , которая прямо пропорциональна массе Земли M 3 F 1 ~M 3 Т.к. F = F 1 значит F~M 3 * M
Зависимость ускорения, сообщаемое Землей любому телу, от расстояния до центра Земли Сравниваем ускорения двух тел разной массы: тела, находящегося на поверхности Земли и Луны, находящейся на расстоянии 3,84*108 м Ускорение, сообщаемое Землей любому телу, обратно пропорционально квадрату расстояния до центра Земли.
Зависимость силы притяжения между Землей и телом от расстояния между ними Из II3H F~ a , F~ 1\R 2 зависимость силы тяготения от расстояния между взаимодействующими телами была экспериментально проведена прямым опытом Жолли в 1881 году.
Запись найденных зависимостей силы тяготения от масс взаимодействий тел и расстояния между ними. F~ M * M 3 \R 2
Определялось экспериментально Кавендишем 1798 году. Установка представляет собой деревянное коромысло с прикреплёнными к его концам небольшими свинцовыми шарами. Оно подвешено на нити из посеребрённой меди длиной 1 м. К шарам подносят шары большего размера массой 159 кг, сделанные также из свинца. В результате действия гравитационных сил коромысло закручивается на некий угол. Жёсткость нити была такой, что коромысло делало одно колебание за 15 минут. Угол поворота коромысла определялся с помощью луча света, пущенного на зеркальце на коромысле, и отражённого в микроскоп. Определяем коэффициент пропорциональности и записать закон всемирного тяготения.
Определяем коэффициент пропорциональности и записать закон всемирного тяготения. G – гравитационная постоянная. Численно равна модулю силы тяготения между двумя телами массой 1кг. Каждый при расстоянии между ними 1м. [G]=H *м 2 \ кг 2 G=6 ,67*10 -11 H *м 2 \ кг 2 Тела притягиваются друг к другу с силой, модуль которой прямо пропорционален произведению их масс и обратно пропорционален квадрату расстояния между ними.
Применение закона всемирного тяготения на практике
Объясняется 1) Движение тел под действием сил тяготения вблизи поверхности Земли 2) Движение планет Солнечной системы и их естественных и искусственных спутников 3) Траектории комет и метеоров 4) Явления приливов и отливов
Область применимости а) Если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними б) Если оба тела однородны и имеют шарообразную форму в) Если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса каждого значительно больше, чем у второго, находящегося на поверхности шара или вблизи нее.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".
В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....
Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики
Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...
Методическая разработка урока физики "Закон всемирного тяготения"
Методическая разработка урока физики....
Методическая разработка урока физики "А.Д. Сахаров-физик, защитник прав человека" (посвященный 100- летию А.Д.Сахарова)
Методическая разработка посвещена 100 летию выдающегося ученого, академика, одному из создателей первой водородной бомбы, Лауреату Нобелевской премии Мира, а впоследствии общественного ...
Методическая разработка урока физики «Выдающийся физик и организатор» (жизнь и деятельность И. В. Курчатова). Решение задач по теме: «Радиоактивные превращения» 11 класс
Методическая разработка урока физики в 11 классе...