Инклюзивное образование на уроках физики.
статья по физике на тему
Инклюзивное образование – это образовательный процесс, направленный на устранение барьеров и включение всех лиц с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и их социальную адаптацию с целью обеспечения равного доступа к качественному образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование на уроках физики.
Инклюзивное образование – это образовательный процесс, направленный на устранение барьеров и включение всех лиц с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и их социальную адаптацию с целью обеспечения равного доступа к качественному образованию.
Выделяются следующие категории детей, относящихся к получению инклюзивного образования:
- дети, имеющие проблемы здоровья (дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды);
- дети, имеющие трудности социальной адаптации в обществе (дети с девиантным поведением, из семей с низким социально-экономическим и социально-психологическим статусом);
На современном этапе произошли значительные изменения в области государственной образовательной политики. В отечественной системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе (психолого-педагогическое сопровождение). Разрабатываются вариативные модели сопровождения на базе медико-социальных центров, школьных служб сопровождения, профориентационных центров, психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогического консультирования, кабинетов доверия и других. Своевременное и эффективное психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с ЗПР обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного), так и интегрированного обучения. Приоритетным направлением деятельности по реализации права детей с ЗПР на образование является создание вариативных условий с учетом психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей
Смысловое назначение системы сопровождения при инклюзивном образовании связано с обучением ребенка методам самостоятельного поиска и решения собственных проблем развития.
Практикующие педагоги не готовы работать с учащимися с «особыми образовательными потребностями». Здесь существуют пробелы как в качестве подготовки самих специалистов (это зачастую связано с незнанием специфического развития детей как на физическом, так и на психическом уровне), так и неготовности самих учреждений принимать таких учеников. Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и учителей с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации.
В специальных классах обеспечивается охранительный педагогический режим, направленный на сохранение психофизического здоровья обучающихся.
Охранительный педагогический режим – это деловой, спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, планирование всех мероприятий, направляющих деятельность учащихся, определяющих их поведение, способствующих сохранению здоровья.
Охранительный педагогический режим достигается следующими факторами:
− малой наполняемостью класса (в соответствии с нормативами);
− созданием климата психологического комфорта, на основе использования специальных методов обучения, учитывающих особенности эмоционально-личностного развития школьников;
− обеспечением успешности учебной деятельности во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися, на основе данных мониторинга учебных достижений;
− предупреждением психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, за счет дозирования объема и сложности учебного материала;
− специальными релаксационными, психотерапевтическими занятиями с психологом;
− проведением на каждом уроке динамической паузы с включением лечебно – коррекционных мероприятий;
− особым оформлением классных комнат, рабочего места ученика, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности школьников;
− регулированием температурного режима, соблюдением требований к освещению во всех школьных помещениях.
Инклюзивное обучение физике
Учитель математики и естествонаучных предметов должен учитывать особенности познавательной деятельности и эмоциально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта, а также особенности психофизического нарушения детей с ЗПР.
так как все учащиеся имеют разный уровень подготовки, учитель подбирает задание и способ подачи материала строго индивидуально. Но так же существуют и общие принципы работы с такими детьми. Перечислим те, которые уже были опробованы и успешно себя зарекомендовали. Это:
- наглядность (плакаты, презентации, индивидуальные карточки с рисунками, демонстрации, детская энциклопедия);
- цветные карточки с формулами, определениями, латинскими буквами;
индивидуальные домашние задания (возможно с шаблоном для выполнения);
- большое количество опытов на уроке и в качестве домашнего задания;
- сокращенные контрольные и самостоятельные работы с малым количеством заданий простого уровня;
- предоставление дополнительного времени для их выполнения;
- разрешение выполнять их дома или в кабинете дефектолога, где не будет отвлекающих факторов;
- использование предложений с пропущенными словами и числами;
- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
- использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;
- подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
- четкость в изложении материала;
- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- акцентирование внимания на хороших оценках;
- игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
Особенности инклюзивного обучения.
Штиб Е.Н.- учитель МКОУ Усть –Грязнухинской сш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья « Инклюзивное образование на уроках английского языка»
Сегодня практически в каждом классе мы встречаемся с особенными детьми, которым трудно даётся освоение школьной программы. Структура построения урока постоянно меняется взависимости от настроения и пс...
Организация инклюзивного образования на уроках математики в среднем профессиональном образовании
В данной статье рассмотрены вопросы организации работы с детьми-инвалидами и лицвми с ОВЗ. Описаны принципы работы,приведены практические задания для повышения уровня познавательной деятельности...
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Одной из главных задач образования является создание условий для достижения высокого качества образования путем обеспечения доступности, индивидуализации, дифференциации обучения.Основным ...
ЭЛЕМЕНТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В статье рассмотрены основные элементы инклюзивного образования на занятиях по математике....
Инклюзивное образование на уроках английского языка
инклюзивное образование, дети с ОВЗ...
Инклюзивное обучение на уроках физики
Основные тезисы для учителей, планирующих работать в инклюзивных группах....
Инклюзивное образование на уроках русского языка и литературы.
Социальные проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Это связано, в первую очередь с тем, что число...