Инклюзивное образование на уроках русского языка и литературы.
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Социальные проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость.
Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей-инвалидов является их обучение.
На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для инвалидов. К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Недавно появился еще один вид образования -инклюзивное или включенное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование на уроках русского языка и литературы.
Социальные проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость.
Термин « ребенок с ограниченными возможностями» укрепился в практике российских ученых в XX веке. Ограничение возможностей здоровья - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры. Специалисты, работающие с такими детьми, выделили следующие проблемы ,с которыми сталкивается семья с ребенком с ограниченными возможностями и сам ребенок в нашей стране:
- социальная, территориальная и экономическая зависимость ребенка от родителей и опекунов;
- при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему развиваться;
- выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;
- трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте), что приводит к изоляции инвалида;
- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);
- сформировавшееся негативное общественное мнение по отношению к детям с ограниченными возможностями (существование стереотипа «инвалид бесполезный»);
- отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации.
К сожалению, это лишь малая часть тех проблем, с которыми дети с ограниченными возможностями встречаются повседневно. Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей-инвалидов является их обучение.
На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для инвалидов. К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Недавно появился еще один вид образования -инклюзивное или включенное образование.
Инклюзия-это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей, которые приводят к успехам в школе.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических , языковых и иных особенностей , включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, в таких школах общего типа , которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую социальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Цель такого образования - создать общие условия для обучения, снять барьеры в общении и во взаимоотношениях.
Инклюзия благоприятна и полезна всем участникам образовательного процесса: это позитивный опыт, приносящий радость всем детям. Этот образовательный процесс способствует внедрению разнообразных методов и приемов, все дети представляют собой единое пространство, они уважают друг друга. Инклюзивное образование опирается на философию, концептуальные основы, закономерности и принципы общей педагогики. Помимо общих законов и общеизвестных дидактических принципов, инклюзивное образование подчиняется специфическим принципам:
- Ценность человека зависит не только от его способностей и достижений. Каждый человек уникален!
- Каждый человек способен чувствовать и думать!
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и наставников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями.
Первое, что должен сделать учитель для того, чтобы помочь адаптироваться детям с особенностями развития в общеобразовательной школе - это создание психологически комфортной образовательной среды. Необходима спокойная рабочая обстановка на уроке. Обязательны беседы со школьниками о толерантности и уважении друг к другу на уроках в школе, на внеклассных занятиях.
Чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников, необходимо учитывать диагноз детей. Очень важно проведение физкультминуток на уроках. Применяются следующие методики:
-выполнение заданий, связанных с передвижением по классу;
-смена разных видов деятельности во избежание переутомления;
-учет эмоциональных потребностей и поведения каждого учащегося( ребенок может быть на уроке подавлен, замкнут, медлителен или гиперактивен);
-предоставление дополнительного времени для выполнения контрольной работы ( разрешается дописать после уроков);
-предоставление возможности улучшить результат, переписав контрольную работу;
-работа творческого характера может сдаваться учителю или в рукописном, или печатном, или электронном виде ( по выбору учащихся);
-предоставление возможности доработать и переработать творческую
работу.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации. Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Теперь, несмотря на то, что учащийся находится вне аудитории, он может видеть и слышать происходящее и активно участвовать в образовательном процессе, но в то же время ученик может приходить на занятия в класс, чтобы почувствовать себя учеником именно этой школы. Вместе с тем при проведении уроков с использованием интернета обстановка должна быть максимально приближена к «настоящему» уроку. Ведь в случае улучшения здоровья он может обучаться на общих основаниях без каких-либо психологических затруднений.
Также очень важно создание в учебном процессе «ситуации успеха» для ученика - обстановки, располагающей его к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
При усвоении нового материала нужно помнить, что новый материал в большом объеме нельзя давать в один прием, необходимо поэтапное усвоение. На уроках литературы объяснение лучше давать не в форме лекций, а в форме бесед и комментированного чтения. Предлагаются использовать следующие приемы работы:
- Прием « Чтение с остановками». После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована.
- Прием « Синквейн». Этот прием предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в группах. Направлен на творческую работу по выяснению уровня осмысления текста.
- Прием «Работа с вопросником»
- Прием « Знаю, узнал, хочу узнать». Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
- Прием «Уголки». Его можно использовать при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст, другая – отрицательных, подкрепляя свою точку зрения цитатами из текста.
- Прием « Мозговой штурм». Позволяет активизировать, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.
- Прием « Написание творческих работ»
- Прием «Создание викторины»
- Прием «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить событие в логической последовательности.
- Прием « Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ ( тонкие вопросы) и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые вопросы) . Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать « умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
- Прием «Древо мудрости». В данном случае после чтения текста каждый ученик пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву. Далее по очереди каждый срывает записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.
При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия « читательская грамотность».
На уроках русского языка при закреплении изученного материала, при выполнении упражнений задания необходимо разбивать четко по шагам для обеспечения их выполнения. Ученикам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу сформированы непрочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разборов.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям, является дидактическая игра. Игрообучение благотворно влияет на формирование положительной учебной мотивации детей с особыми потребностями (« Орфографическая зоркость», « Третье лишнее», «Заменить словосочетание одним словом», «Составь рассказ по опорным словам», «Построй слово», викторины, игры-соревнования.)
При обучении необходимо реализовывать принцип: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству. Поэтому учащихся необходимо привлекать к участию в школьных, городских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах. Кроме того, необходимо вовлекать таких детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, уровень актуального развития состояние физического и нервно-психического развития в социальную жизнь: экскурсии в музеи, походы в библиотеку, театры, кинотеатры, спортивные мероприятия . В заключение хочется отметить , что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого стать заинтересованным и интересным соучастником процесса учебной деятельности . Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами». (И.Г. Песталоцци)
Список литературы
- . Григорьева Г. Ф. Дети должны учиться вместе / Г. Ф. Григорьева. - (Качественное образование). - (Стандарты и пути) // Национальные проекты. - 2009 - N12 -С. 70-71. - Продолж. Следует
- http://aischools.ru/about.html
- http://fgos.ru
- http://gmpmpk.ru
- http://www.spbdeti.org/id7333
- https://infourok.ru/rol_pmpk_v_organizacii_i_soprovozhdenii_obrazovatelnogo_processa.-337330.htm
- https://pedsovet.org/publikatsii/korrektsionnoe-obrazovanie/iz-opyta-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya--shkole
- https://s11010.edu35.ru/dostupnaya-sreda/708-printsipy-inklyuzivnogo-obrazovaniya
- https://science-start.ru/ru/article/view?id=418
- https://science-start.ru/ru/article/view?id=418
- Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – М.: Издатель: Московский городской психолого - педагогический университет, 2011. – с.10-11 http://psihdocs.ru/lekciya-po-teme-filosofskie-osnovaniya-inklyuzii-i-principi-in.html
- Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. -С. 83-92. - Библиогр.: с. 91 (8 назв. ). - ISSN 1814-2052
- Будникова Е.С., Резникова Е.В. Реализация инклюзивного образования в образовательной организации ] : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Будникова, Е.В. Резникова. – Челябинск: Изд-во Цицеро, 2017 - 110с.
- Волохов, Андрей Валентинович. (директор).Реабилитация и образование: лучше вместе, чем порознь / А. В.Волохов. - (Опыт на карте Калужской области) // Социальная работа. -2011 - N 6 -С.
- Демичева О. Г. Неспециальные проблемы инклюзивного образования / О. Г. Демичева //Социальная педагогика. - 2012 - № 2 -С. 54-58
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Реализация инновационных подходов в образовании на уроках русского языка и литературы».
В статье изложен опыт работы по применению приёмов и методов ТРКМ на уроках русского языка и литературы....
Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы
Считаю необходимым использовать в своей работе инновационные методы оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы, такие как рейтинговая система оценивания, тесты, безотметочна...
Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.
Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы....
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В статье представлен материал из опыта работы по применению ЛОП (личностно ориентированного подхода в обучении). На сегодняшний день актуальной потребностью нашего времени, времени сотворчества ...
Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
Выступление на педагогическом семинаре "Повышение качества образования"...
Гражданское образование на уроках русского языка и литературы
Методические материалы по формированию гражданственности на уроках русского языка и литературы...