Представление собственного инновационного опыта
статья по физике на тему
Представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя физики МБОУ «Ковылкинская СОШ №3»
Сониной Татьяны Александровны
«Скажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Дай мне сделать самому — и я пойму.»
Китайская поговорка
Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценки ценностей, в преподавании школьных дисциплин требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей, не оставляет он безразличной и меня. Но ясно одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения.
Постоянное обновление содержания образования, быстро меняющиеся приоритеты накладывают отпечаток на учебно-познавательный процесс, требуют переосмысления и перестройки его организации. Одна из задач современной школы заключается в научении каждого школьника сознательно и творчески управлять своей учебной деятельностью, ориентироваться в стремительном потоке учебной информации и самостоятельно добывать знания, выступающие непременной предпосылкой, средством и результатом его деятельности. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной и мыслительной деятельности школьников. Это я уже несколько лет осуществляю через проблемное обучение учащихся на уроках физики. Что и является
темой моего инновационного педагогического опыта: «Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики».
1. Актуальность обусловлена современными требованию к школьному обучению и направлениями, указанными в федеральных государственных образовательных стандартах.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Поэтому сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить обучающихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованными и успешными.
2.Условия формирования опыта. Выпускник современной школы, должен обладать определенными качествами личности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологи;
- грамотно работать с информацией: находить необходимую для решения определенной проблемы информацию, анализировать ее, делать необходимые обобщения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем;
- быть коммуникабельными.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.
Своеобразие и новизна предполагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
3.Теоретическая база опыта. В основе проблемного обучения – идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи, который предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.
Вот как определяет проблемное обучение В.Оконь:
"Под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому приучаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний".
И.Я.Лернер видит сущность проблемного обучения в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно- воспитательным целям школы»
Цель проблемного обучения не просто усвоение школьниками знаний, умений и навыков, но и развитие их интеллектуальных, познавательных и творческих способностей.
Основными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация, проблема и проблемная задача.
Советские психологи С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, А.А.Матюшкин и другие показали различие между понятиями "проблемная ситуация" и "проблема".
Проблемная ситуация представляет собой затруднение, "препятствие", возникающее перед субъектом в процессе познания. Осознание и принятие ситуации приводят к перерастанию проблемной ситуации в проблему. Именно с этого момента начинается мыслительная деятельность ученика, и, используя имеющиеся знания и умения, он превращает проблему в проблемную задачу.
Проблемная ситуация побуждает начало мышления, активную мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
На современном этапе перед методикой преподавания физики стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую технологии:
-проектной деятельности; технология обучения через исследование; учебно-игровой деятельности; личностно-ориентированного обучения; развивающего и дифференцированного обучения; здоровьесберегающие технологии .
4. Новизна работы состоит в:
- использовании активных методов обучения: проектной и исследовательской деятельности, информационных технологий, групповой формы работы;
- формировании гармонически развитой творческой личности, способной логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию;
- при использовании технологии проблемного обучения существенно меняется роль учителя, а так же и позиция учащихся.
Изменения, происходящие в развитии мыслительной деятельности, можно проследить по следующим критериям:
- положительным эмоциональным отношением к деятельности;
- наличием радости познания;
- наличием мотива, идущего от самой деятельности, которая сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься.
4.Технология опыта.
С первых дней изучения физики я стараюсь вовлечь ученика в активную работу на уроке: важно научить видеть физические проблемы, выдвигать гипотезы, высказывать и отстаивать свою точку зрения, привлекать знания из повседневной жизни, работать с учебником и т.д. С этой целью применяю метод проблемного обучения, который предполагает создание проблемной ситуации. Ученик встает на место исследователя, самостоятельно решает проблему, предлагает опыт для ее проверки, а затем проводит этот опыт. Стараюсь сформулировать проблему таким образом, что ученик сам решает задачу на основании уже имеющихся у него знаний.
Некоторые приемы активизации мыслительной деятельности при постановке учебной проблемы:
1.Использование физического эксперимента для выдвижения учебной проблемы. Постановка учебной проблемы с помощью эксперимента позволяет реализовать начальный этап проблемного обучения и приводит к возбуждению творческой активности, желанию разобраться в сути явления. "Познание начинается с удивления" -вот мой девиз, которого я придерживаюсь в своей работе.
примеры создания проблемной ситуации которые я использую на уроках физики.
1). При изучении темы "Строение вещества" в 7 классе провожу опыт с металлическим шариком, который в не нагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то, расширяясь, он уже сквозь кольцо не пройдет. Пытаемся объяснить, что происходит с телом при нагревании. В ходе дискуссии приходим к выводу, что все вещества состоят из отдельных частиц, между которыми имеются промежутки. Если частицы удаляются друг от друга, то объем тела увеличивается и наоборот.
2). Для наглядности, подтверждающей наличие промежутков между частицами, можно показать проблемный опыт: 1/2 стакана гороха смешаем с 1/2 стакана манной крупы. В результате объем смеси получится меньше стакана.
3). Для доказательства движения молекул ставлю следующий опыт: распыляю духи в кабинете. Учащиеся самостоятельно пытаются дать ответ на вопрос: " Почему мы чувствуем запах?" После обсуждений ученики формулируют ответ: "Распространение запаха происходит из-за того, что молекулы движутся".
4). В 8,10 классах при изучении темы "Сопротивление проводников" класс делится на три группы. Каждая группа получает одно задание:
- выяснить, как зависит сопротивление проводника от его длины.
- выяснить, как зависит сопротивление проводника от площади поперечного сечения.
- выяснить, зависит ли сопротивление от материала проводника.
Никаких объяснений к работе при этом не дается. Подавляющее большинство учащихся с работой успешно справляются.
5). Перед изучением явления электромагнитной индукции учащиеся 9, 11 классав знают условия существования электрического тока в цепи (наличие источника тока). При демонстрации движения магнита относительно катушки, замкнутой на гальванометр, создается проблемная ситуация: ток возникает в катушке без источника тока.
2. Предварительный рассказ о значении изучаемого явления в науке, технике, жизни.
Эффективность этого приема обусловлена тем, что он позволяет осуществить связь изучаемого с жизнью.
3. Предварительное решение задач - средство постановки учебной проблемы.
Постановка учебной проблемы с помощью задач не только стимулирует у учащихся повышенный интерес к новому материалу, но дает возможность закрепить имеющиеся знания и осуществить связь полученных ранее знаний с новыми.
При решении задач на движение использую нестандартные задачи:
1). Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 мин. Какое расстояние она преодолела за это время?
2). Можно ли догнать гепарда на автомобиле, если гепард пробегает 200 м за 8 с, а автомобиль за 1мин проезжает 1200 м?
Для постановки учебной проблемы широко использую вопросы-задачи, составленные из отрывков произведений художественной литературы.
1)Знакомя учащихся с диффузией в 7 классе зачитываю отрывок из рассказа Л. Н.Толстого «Черемуха»: «Черемуха эта росла не кустом, а деревом…кудрявая и вся обсыпанная яркими, белыми, душистыми цветами. Издалека слышен был ее запах».
2) А.С.Пушкин, "Евгений Онегин"
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Почему при дыхании на холодное стекло оно становится «отуманенным»?
Отрывки из литературных произведений, в которых отражены те или иные физические явления служат своеобразными условиями для сформулированных к ним физических вопросов и задач.
4. Использование хрестоматийного материала для возбуждения интереса у учеников к учебной проблеме.
Приведу примеры.
1). Для поддержания движения по инерции сила не нужна, может помочь выдержка из "Механики" Аристотеля: "Движущееся тело останавливается, если сила, его толкающая, прекращает свое действие" - и поставить вопрос: прав ли был Аристотель?
2). На вопрос о том, каким путем Ньютон пришел к своим открытиям можно зачитать его ответ: "...всегда думал о них. Предмет исследования постоянно передо мной
3). Э. Резерфорд писал: «…Ко мне позвонил крайне возбужденный Гейгер и заявил: «Нам удалось наблюдать несколько альфа-частиц, рассеянных назад…» Это было самым невероятным событием моей жизни. Оно было столь же невероятным, как если бы 15-дюймовый снаряд, выпущенный в кусок папиросной бумаги, отскочил от нее и ударил бы в стрелявшего». Что подразумевал Резерфорд под «папиросной бумагой»? Какое было сделано открытие? и т.п.
6.Анализ результативности (устойчивые положительные результаты деятельности).
Проблемное обучение используется в моей практике с 2013 года. За этот период наблюдается устойчивая положительная динамика качества знаний учащихся с 51 % до
60 %.
Положительными моментами проблемного обучения я считаю следующее:
Проблемное обучение, основанное на закономерностях развития мышления, призвано научить учеников самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. При проблемном подходе к обучению есть возможность уйти от механического запоминания. Когда перед учащимися ставится учебная проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы - все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно. Ученик учится мыслить научно, ребята успешно продвигаются в развитии.
При обучении физике в школе у учителя имеются огромные возможности для решения одной из основных задач обучения на современном этапе - развития творческого мышления учащихся, что содержание и структура школьного курса физики создают условия для активизации мышления на всех этапах преподавания и практически при изучении каждой темы курса.
7.Адресная направленность опыта. Физика- наука фундаментальная, являющаяся основанием всех естественнонаучных дисциплин. Она обладает большим гуманитарным потенциалом. Методы научного познания, которые используются в физике, применимы ко всем другим школьным предметам.
Описанный опыт может использоваться учителями других учебных дисциплин.
Он может быть полезен педагогам, имеющим копилку интересных идей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
представление собственного педагогического опыта | 25 КБ |
moy_innov_opyt.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя физики МБОУ «Ковылкинская СОШ №3»
Сониной Татьяны Александровны
«Скажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Дай мне сделать самому — и я пойму.»
Китайская поговорка
Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценки ценностей, в преподавании школьных дисциплин требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей, не оставляет он безразличной и меня. Но ясно одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения.
Постоянное обновление содержания образования, быстро меняющиеся приоритеты накладывают отпечаток на учебно-познавательный процесс, требуют переосмысления и перестройки его организации. Одна из задач современной школы заключается в научении каждого школьника сознательно и творчески управлять своей учебной деятельностью, ориентироваться в стремительном потоке учебной информации и самостоятельно добывать знания, выступающие непременной предпосылкой, средством и результатом его деятельности. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной и мыслительной деятельности школьников. Это я уже несколько лет осуществляю через проблемное обучение учащихся на уроках физики. Что и является
темой моего инновационного педагогического опыта: «Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики».
- Актуальность обусловлена современными требованию к школьному обучению и направлениями, указанными в федеральных государственных образовательных стандартах.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Поэтому сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить обучающихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованными и успешными.
2.Условия формирования опыта. Выпускник современной школы, должен обладать определенными качествами личности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологи;
- грамотно работать с информацией: находить необходимую для решения определенной проблемы информацию, анализировать ее, делать необходимые обобщения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем;
- быть коммуникабельными.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.
Своеобразие и новизна предполагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
3.Теоретическая база опыта. В основе проблемного обучения – идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи, который предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.
Вот как определяет проблемное обучение В.Оконь:
"Под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому приучаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний".
И.Я.Лернер видит сущность проблемного обучения в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно- воспитательным целям школы»
Цель проблемного обучения не просто усвоение школьниками знаний, умений и навыков, но и развитие их интеллектуальных, познавательных и творческих способностей.
Основными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация, проблема и проблемная задача.
Советские психологи С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, А.А.Матюшкин и другие показали различие между понятиями "проблемная ситуация" и "проблема".
Проблемная ситуация представляет собой затруднение, "препятствие", возникающее перед субъектом в процессе познания. Осознание и принятие ситуации приводят к перерастанию проблемной ситуации в проблему. Именно с этого момента начинается мыслительная деятельность ученика, и, используя имеющиеся знания и умения, он превращает проблему в проблемную задачу.
Проблемная ситуация побуждает начало мышления, активную мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
На современном этапе перед методикой преподавания физики стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую технологии:
-проектной деятельности; технология обучения через исследование; учебно-игровой деятельности; личностно-ориентированного обучения; развивающего и дифференцированного обучения; здоровьесберегающие технологии .
4. Новизна работы состоит в:
- использовании активных методов обучения: проектной и исследовательской деятельности, информационных технологий, групповой формы работы;
- формировании гармонически развитой творческой личности, способной логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию;
- при использовании технологии проблемного обучения существенно меняется роль учителя, а так же и позиция учащихся.
Изменения, происходящие в развитии мыслительной деятельности, можно проследить по следующим критериям:
- положительным эмоциональным отношением к деятельности;
- наличием радости познания;
- наличием мотива, идущего от самой деятельности, которая сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься.
4.Технология опыта.
С первых дней изучения физики я стараюсь вовлечь ученика в активную работу на уроке: важно научить видеть физические проблемы, выдвигать гипотезы, высказывать и отстаивать свою точку зрения, привлекать знания из повседневной жизни, работать с учебником и т.д. С этой целью применяю метод проблемного обучения, который предполагает создание проблемной ситуации. Ученик встает на место исследователя, самостоятельно решает проблему, предлагает опыт для ее проверки, а затем проводит этот опыт. Стараюсь сформулировать проблему таким образом, что ученик сам решает задачу на основании уже имеющихся у него знаний.
Некоторые приемы активизации мыслительной деятельности при постановке учебной проблемы:
1.Использование физического эксперимента для выдвижения учебной проблемы. Постановка учебной проблемы с помощью эксперимента позволяет реализовать начальный этап проблемного обучения и приводит к возбуждению творческой активности, желанию разобраться в сути явления. "Познание начинается с удивления" -вот мой девиз, которого я придерживаюсь в своей работе.
примеры создания проблемной ситуации которые я использую на уроках физики.
1). При изучении темы "Строение вещества" в 7 классе провожу опыт с металлическим шариком, который в не нагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то, расширяясь, он уже сквозь кольцо не пройдет. Пытаемся объяснить, что происходит с телом при нагревании. В ходе дискуссии приходим к выводу, что все вещества состоят из отдельных частиц, между которыми имеются промежутки. Если частицы удаляются друг от друга, то объем тела увеличивается и наоборот.
2). Для наглядности, подтверждающей наличие промежутков между частицами, можно показать проблемный опыт: 1/2 стакана гороха смешаем с 1/2 стакана манной крупы. В результате объем смеси получится меньше стакана.
3). Для доказательства движения молекул ставлю следующий опыт: распыляю духи в кабинете. Учащиеся самостоятельно пытаются дать ответ на вопрос: " Почему мы чувствуем запах?" После обсуждений ученики формулируют ответ: "Распространение запаха происходит из-за того, что молекулы движутся".
4). В 8,10 классах при изучении темы "Сопротивление проводников" класс делится на три группы. Каждая группа получает одно задание:
- выяснить, как зависит сопротивление проводника от его длины.
- выяснить, как зависит сопротивление проводника от площади поперечного сечения.
- выяснить, зависит ли сопротивление от материала проводника.
Никаких объяснений к работе при этом не дается. Подавляющее большинство учащихся с работой успешно справляются.
5). Перед изучением явления электромагнитной индукции учащиеся 9, 11 классав знают условия существования электрического тока в цепи (наличие источника тока). При демонстрации движения магнита относительно катушки, замкнутой на гальванометр, создается проблемная ситуация: ток возникает в катушке без источника тока.
2. Предварительный рассказ о значении изучаемого явления в науке, технике, жизни.
Эффективность этого приема обусловлена тем, что он позволяет осуществить связь изучаемого с жизнью.
3. Предварительное решение задач - средство постановки учебной проблемы.
Постановка учебной проблемы с помощью задач не только стимулирует у учащихся повышенный интерес к новому материалу, но дает возможность закрепить имеющиеся знания и осуществить связь полученных ранее знаний с новыми.
При решении задач на движение использую нестандартные задачи:
1). Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 мин. Какое расстояние она преодолела за это время?
2). Можно ли догнать гепарда на автомобиле, если гепард пробегает 200 м за 8 с, а автомобиль за 1мин проезжает 1200 м?
Для постановки учебной проблемы широко использую вопросы-задачи, составленные из отрывков произведений художественной литературы.
1)Знакомя учащихся с диффузией в 7 классе зачитываю отрывок из рассказа Л. Н.Толстого «Черемуха»: «Черемуха эта росла не кустом, а деревом…кудрявая и вся обсыпанная яркими, белыми, душистыми цветами. Издалека слышен был ее запах».
2) А.С.Пушкин, "Евгений Онегин"
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Почему при дыхании на холодное стекло оно становится «отуманенным»?
Отрывки из литературных произведений, в которых отражены те или иные физические явления служат своеобразными условиями для сформулированных к ним физических вопросов и задач.
4. Использование хрестоматийного материала для возбуждения интереса у учеников к учебной проблеме.
Приведу примеры.
1). Для поддержания движения по инерции сила не нужна, может помочь выдержка из "Механики" Аристотеля: "Движущееся тело останавливается, если сила, его толкающая, прекращает свое действие" - и поставить вопрос: прав ли был Аристотель?
2). На вопрос о том, каким путем Ньютон пришел к своим открытиям можно зачитать его ответ: "...всегда думал о них. Предмет исследования постоянно передо мной
3). Э. Резерфорд писал: «…Ко мне позвонил крайне возбужденный Гейгер и заявил: «Нам удалось наблюдать несколько альфа-частиц, рассеянных назад…» Это было самым невероятным событием моей жизни. Оно было столь же невероятным, как если бы 15-дюймовый снаряд, выпущенный в кусок папиросной бумаги, отскочил от нее и ударил бы в стрелявшего». Что подразумевал Резерфорд под «папиросной бумагой»? Какое было сделано открытие? и т.п.
6.Анализ результативности (устойчивые положительные результаты деятельности).
Проблемное обучение используется в моей практике с 2013 года. За этот период наблюдается устойчивая положительная динамика качества знаний учащихся с 51 % до
60 %.
Положительными моментами проблемного обучения я считаю следующее:
Проблемное обучение, основанное на закономерностях развития мышления, призвано научить учеников самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. При проблемном подходе к обучению есть возможность уйти от механического запоминания. Когда перед учащимися ставится учебная проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы - все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно. Ученик учится мыслить научно, ребята успешно продвигаются в развитии.
При обучении физике в школе у учителя имеются огромные возможности для решения одной из основных задач обучения на современном этапе - развития творческого мышления учащихся, что содержание и структура школьного курса физики создают условия для активизации мышления на всех этапах преподавания и практически при изучении каждой темы курса.
7.Адресная направленность опыта. Физика- наука фундаментальная, являющаяся основанием всех естественнонаучных дисциплин. Она обладает большим гуманитарным потенциалом. Методы научного познания, которые используются в физике, применимы ко всем другим школьным предметам.
Описанный опыт может использоваться учителями других учебных дисциплин.
Он может быть полезен педагогам, имеющим копилку интересных идей.
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя физики МБОУ «Ковылкинская СОШ №3»
Сониной Татьяны Александровны
«Скажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Дай мне сделать самому — и я пойму.»
Китайская поговорка
Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценки ценностей, в преподавании школьных дисциплин требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей, не оставляет он безразличной и меня. Но ясно одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения.
Постоянное обновление содержания образования, быстро меняющиеся приоритеты накладывают отпечаток на учебно-познавательный процесс, требуют переосмысления и перестройки его организации. Одна из задач современной школы заключается в научении каждого школьника сознательно и творчески управлять своей учебной деятельностью, ориентироваться в стремительном потоке учебной информации и самостоятельно добывать знания, выступающие непременной предпосылкой, средством и результатом его деятельности. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной и мыслительной деятельности школьников. Это я уже несколько лет осуществляю через проблемное обучение учащихся на уроках физики. Что и является
темой моего инновационного педагогического опыта: «Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики».
- Актуальность обусловлена современными требованию к школьному обучению и направлениями, указанными в федеральных государственных образовательных стандартах.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Поэтому сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить обучающихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованными и успешными.
2.Условия формирования опыта. Выпускник современной школы, должен обладать определенными качествами личности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологи;
- грамотно работать с информацией: находить необходимую для решения определенной проблемы информацию, анализировать ее, делать необходимые обобщения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем;
- быть коммуникабельными.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.
Своеобразие и новизна предполагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
3.Теоретическая база опыта. В основе проблемного обучения – идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи, который предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.
Вот как определяет проблемное обучение В.Оконь:
"Под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому приучаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний".
И.Я.Лернер видит сущность проблемного обучения в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно- воспитательным целям школы»
Цель проблемного обучения не просто усвоение школьниками знаний, умений и навыков, но и развитие их интеллектуальных, познавательных и творческих способностей.
Основными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация, проблема и проблемная задача.
Советские психологи С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, А.А.Матюшкин и другие показали различие между понятиями "проблемная ситуация" и "проблема".
Проблемная ситуация представляет собой затруднение, "препятствие", возникающее перед субъектом в процессе познания. Осознание и принятие ситуации приводят к перерастанию проблемной ситуации в проблему. Именно с этого момента начинается мыслительная деятельность ученика, и, используя имеющиеся знания и умения, он превращает проблему в проблемную задачу.
Проблемная ситуация побуждает начало мышления, активную мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
На современном этапе перед методикой преподавания физики стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую технологии:
-проектной деятельности; технология обучения через исследование; учебно-игровой деятельности; личностно-ориентированного обучения; развивающего и дифференцированного обучения; здоровьесберегающие технологии .
4. Новизна работы состоит в:
- использовании активных методов обучения: проектной и исследовательской деятельности, информационных технологий, групповой формы работы;
- формировании гармонически развитой творческой личности, способной логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию;
- при использовании технологии проблемного обучения существенно меняется роль учителя, а так же и позиция учащихся.
Изменения, происходящие в развитии мыслительной деятельности, можно проследить по следующим критериям:
- положительным эмоциональным отношением к деятельности;
- наличием радости познания;
- наличием мотива, идущего от самой деятельности, которая сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься.
4.Технология опыта.
С первых дней изучения физики я стараюсь вовлечь ученика в активную работу на уроке: важно научить видеть физические проблемы, выдвигать гипотезы, высказывать и отстаивать свою точку зрения, привлекать знания из повседневной жизни, работать с учебником и т.д. С этой целью применяю метод проблемного обучения, который предполагает создание проблемной ситуации. Ученик встает на место исследователя, самостоятельно решает проблему, предлагает опыт для ее проверки, а затем проводит этот опыт. Стараюсь сформулировать проблему таким образом, что ученик сам решает задачу на основании уже имеющихся у него знаний.
Некоторые приемы активизации мыслительной деятельности при постановке учебной проблемы:
1.Использование физического эксперимента для выдвижения учебной проблемы. Постановка учебной проблемы с помощью эксперимента позволяет реализовать начальный этап проблемного обучения и приводит к возбуждению творческой активности, желанию разобраться в сути явления. "Познание начинается с удивления" -вот мой девиз, которого я придерживаюсь в своей работе.
примеры создания проблемной ситуации которые я использую на уроках физики.
1). При изучении темы "Строение вещества" в 7 классе провожу опыт с металлическим шариком, который в не нагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то, расширяясь, он уже сквозь кольцо не пройдет. Пытаемся объяснить, что происходит с телом при нагревании. В ходе дискуссии приходим к выводу, что все вещества состоят из отдельных частиц, между которыми имеются промежутки. Если частицы удаляются друг от друга, то объем тела увеличивается и наоборот.
2). Для наглядности, подтверждающей наличие промежутков между частицами, можно показать проблемный опыт: 1/2 стакана гороха смешаем с 1/2 стакана манной крупы. В результате объем смеси получится меньше стакана.
3). Для доказательства движения молекул ставлю следующий опыт: распыляю духи в кабинете. Учащиеся самостоятельно пытаются дать ответ на вопрос: " Почему мы чувствуем запах?" После обсуждений ученики формулируют ответ: "Распространение запаха происходит из-за того, что молекулы движутся".
4). В 8,10 классах при изучении темы "Сопротивление проводников" класс делится на три группы. Каждая группа получает одно задание:
- выяснить, как зависит сопротивление проводника от его длины.
- выяснить, как зависит сопротивление проводника от площади поперечного сечения.
- выяснить, зависит ли сопротивление от материала проводника.
Никаких объяснений к работе при этом не дается. Подавляющее большинство учащихся с работой успешно справляются.
5). Перед изучением явления электромагнитной индукции учащиеся 9, 11 классав знают условия существования электрического тока в цепи (наличие источника тока). При демонстрации движения магнита относительно катушки, замкнутой на гальванометр, создается проблемная ситуация: ток возникает в катушке без источника тока.
2. Предварительный рассказ о значении изучаемого явления в науке, технике, жизни.
Эффективность этого приема обусловлена тем, что он позволяет осуществить связь изучаемого с жизнью.
3. Предварительное решение задач - средство постановки учебной проблемы.
Постановка учебной проблемы с помощью задач не только стимулирует у учащихся повышенный интерес к новому материалу, но дает возможность закрепить имеющиеся знания и осуществить связь полученных ранее знаний с новыми.
При решении задач на движение использую нестандартные задачи:
1). Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 мин. Какое расстояние она преодолела за это время?
2). Можно ли догнать гепарда на автомобиле, если гепард пробегает 200 м за 8 с, а автомобиль за 1мин проезжает 1200 м?
Для постановки учебной проблемы широко использую вопросы-задачи, составленные из отрывков произведений художественной литературы.
1)Знакомя учащихся с диффузией в 7 классе зачитываю отрывок из рассказа Л. Н.Толстого «Черемуха»: «Черемуха эта росла не кустом, а деревом…кудрявая и вся обсыпанная яркими, белыми, душистыми цветами. Издалека слышен был ее запах».
2) А.С.Пушкин, "Евгений Онегин"
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Почему при дыхании на холодное стекло оно становится «отуманенным»?
Отрывки из литературных произведений, в которых отражены те или иные физические явления служат своеобразными условиями для сформулированных к ним физических вопросов и задач.
4. Использование хрестоматийного материала для возбуждения интереса у учеников к учебной проблеме.
Приведу примеры.
1). Для поддержания движения по инерции сила не нужна, может помочь выдержка из "Механики" Аристотеля: "Движущееся тело останавливается, если сила, его толкающая, прекращает свое действие" - и поставить вопрос: прав ли был Аристотель?
2). На вопрос о том, каким путем Ньютон пришел к своим открытиям можно зачитать его ответ: "...всегда думал о них. Предмет исследования постоянно передо мной
3). Э. Резерфорд писал: «…Ко мне позвонил крайне возбужденный Гейгер и заявил: «Нам удалось наблюдать несколько альфа-частиц, рассеянных назад…» Это было самым невероятным событием моей жизни. Оно было столь же невероятным, как если бы 15-дюймовый снаряд, выпущенный в кусок папиросной бумаги, отскочил от нее и ударил бы в стрелявшего». Что подразумевал Резерфорд под «папиросной бумагой»? Какое было сделано открытие? и т.п.
6.Анализ результативности (устойчивые положительные результаты деятельности).
Проблемное обучение используется в моей практике с 2013 года. За этот период наблюдается устойчивая положительная динамика качества знаний учащихся с 51 % до
60 %.
Положительными моментами проблемного обучения я считаю следующее:
Проблемное обучение, основанное на закономерностях развития мышления, призвано научить учеников самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. При проблемном подходе к обучению есть возможность уйти от механического запоминания. Когда перед учащимися ставится учебная проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы - все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно. Ученик учится мыслить научно, ребята успешно продвигаются в развитии.
При обучении физике в школе у учителя имеются огромные возможности для решения одной из основных задач обучения на современном этапе - развития творческого мышления учащихся, что содержание и структура школьного курса физики создают условия для активизации мышления на всех этапах преподавания и практически при изучении каждой темы курса.
7.Адресная направленность опыта. Физика- наука фундаментальная, являющаяся основанием всех естественнонаучных дисциплин. Она обладает большим гуманитарным потенциалом. Методы научного познания, которые используются в физике, применимы ко всем другим школьным предметам.
Описанный опыт может использоваться учителями других учебных дисциплин.
Он может быть полезен педагогам, имеющим копилку интересных идей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного опыта
В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
Из материалов к аттестации -2013...
Представление собственного инновационного опыта
В данном материале представлен опыт работы учителя мордовского языка, ее актуальность, перспективность, концептуальность, наличие теоретической базы. Ведущей педагогической идеей является "Идея педаго...
Публичное представление собственного инновационного опыта
Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...
Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны
Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...
Публичное представление собственного инновационного опыта
В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...
Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...