Рабочая программа кружка по физике 9 кл
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Арданкина Наталья Степановна

В рабочей программе кружка по физике для 9 класса рассмотрены экспериментальные задания, которые помогут учащимся не только повторить и глубже понять изученный материал, но и научат правильно планировать эксперимент и оформлять результаты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка по физике

«Решение экспериментальных задач»

9 класс

Учитель физики ГБОУ Школа 1362

Арданкина Наталья Степановна

Москва, 2016

Предлагая серию экспериментальных заданий по физике для школьников , я ставлю целью получение возможности освоения простых методов измерений различных физических величин.

Научить корректно оценивать погрешности измерений и на этой основе искать оптимальные методики и разумно организовывать эксперимент.

Все предлагаемые эксперименты делятся на группы по назначению.

  1. Качественные эксперименты:  соберите-включите-посмотрите-зарисуйте-сделайте выводы.
  2. Количественные эксперименты: соберите-измерьте-вычислите-постройте график-запишите результат в тетради.
  3. Творческие эксперименты:  дан некий набор оборудования, которое можно использовать в эксперименте, дан объект для исследования, сформулирована конечная цель, однако, не даны инструкции, следуя которым можно дойти до цели.

Внеурочную работу по физике необходимо направлять на углубление знаний и умений, полученных учащимися на уроках, на использование знаний для осмысленного подхода к решению задач, на связь теории с практикой. Учащиеся при работе в кружке «Решение экспериментальных задач» должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Часть времени отдаётся задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента и исследовательской работы. Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского типа позволит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении.

Цель работы кружка: формирование познавательного интереса школьников,  создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности, нацеливание на обоснованный  выбор профиля дальнейшего обучения.

Задачи работы кружка - создание условий для формирования развития у учащихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области тепловой физики, электричества и оптических явлений;
  • умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные на занятиях кружка;
  • творческих способностей;
  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • наблюдать и описывать различные физические явления и свойства;
  • планировать исследования, выдвигать гипотезы;
  • отбирать необходимые для  проведения эксперимента приборы, выполнять простейшие лабораторные работы;
  • представлять результаты в виде графиков, таблиц;
  • делать выводы обсуждать результаты эксперимента

Ожидаемый результат:

  • успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;
  • сознательный, обоснованный выбор профиля;
  • знание явлений природы, физики этих явлений;
  • умения ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять полученные результаты;
  • знание своих обязанностей по охране природы и бережное отношение к природе;
  • формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту;
  • преодоление самооценки « физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится»

Демонстрации, наблюдения, исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики.

Формы занятий: лекции с элементами беседы, дискуссии, практические работы исследовательского характера, ролевые и познавательные игры, мини – проекты.

Тематическое планирование  (68 часов)

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Вид работы

1

Измерение массы, размеров и плотности тел.

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

2

Измерение силы, необходимой для обрыва нити

2

Беседа, эксперимент

3

Исследование маятника

2

Беседа, построение гипотезы

4

Измерение веса небольшого куска бумаги (купюры)

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

5

Столкновение тел

2

Беседа, эксперимент

6

О земном притяжении

2

Беседа, эксперимент,

7

Механические свойства жидкостей

4

Беседа, эксперимент

8

Измерение атмосферного давления

2

Беседа, эксперимент

9

Определение теплоты сгорания спички

2

Беседа, просмотр фрагментов кинофильма

10

Определение удельной теплоемкости монеты

4

Беседа, анализ проведенных опытов

Электричество

1

Измерение сопротивлений

2

Беседа, разработка методики постановки опыта

2

Зависимость сопротивления от температуры. Исследование вольтамперной характеристики лампочки накаливания.

2

Сборка электрических цепей

3

Измерение сопротивления резистора в «черном» ящике

2

Сборка электрических цепей

4

Определение неизвестной емкости конденсатора

2

Сборка электрических цепей

5

Неидеальный миллиамперметр

4

Беседа, построение гипотезы, разработка способов решения проблемы

1

Изучение колебаний. Маятник Максвелла. Математический маятник.

2

Беседа, просмотр презентации

2

Исследование магнита.

2

Беседа, эксперимент

3

Определение числа витков медного провода в катушке

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

4

Определение мощности электромотора

2

Беседа, задачи на построение

5

Отражение и преломление света

2

Беседа, просмотр презентации

6

Определение коэффициента преломления стекла.

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

7

Лупа. Микроскоп. Телескоп.

2

Беседа, опыты

8

Построение изображений в линзах

2

Беседа, практическое занятие

9

Глаз человека – уникальная система

2

Беседа, опыты

10

Разложение белого света

4

Беседа, работа с дополнительной литературой

11

Определение длина световой волны

2

Беседа, прослушивание докладов

12

Экскурсии

8

Экскурсия в планетарий,

«Экспериментаниум»

Литература

  1. Дж. Тиндаль. Физика в простых уроках.-М., ЛЕНАНД, 2016.-200 с.
  2. Варламов С.Д., Зильберман А.Р., Зинковский В.И. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах.- 2-е издание.-М., МЦНМО, 2012.-184 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по физике " Лазерное шоу".

Программа физического кружка «Лазерное шоу» составлена для учащихся 8 классов. Данная программа направлена на развитие  самостоятельности, творческой деятельности, развитие  инициативы учащи...

Рабочая программа кружка "Занимательная физика"

Данная программа рассчитана на учащихся 7-8 классов. Это связано с тем, что курс физики только начинает изучаться, а из психологических исследований известно, что усвоение знаний основывается на непос...

рабочая программа кружка "Занимательная физика"

1. Пояснительная запискаДанная программа “Занимательная физика. Элементы практической физики» составлена для учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительног...

Рабочая программа кружка по физике в 7 классе

Программа составлена на основе программы по физике для 7-х классов, используемой в настоящее время. Программа кружка базируется на программе факультативного курса, составленной Н.К. Гладышевой, Ю. И. ...

Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 7 класса

Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 7 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. ...

рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 8 класса

Рабочая программа работы кружка по физике для учащихся 8 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. Направле...

Рабочая программа кружка "Занимательная физика"

Кружок «Занимательная физика» является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными кружками.  Он способствует развитию и поддержке интереса уч...