Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Бородкин Валерий Дмитриевич

Рабочая программа разработана по учебнику Перышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_9_klass.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«__Физика___»

9 классы

_________________________________

                                                                                                 Разработал:

Бородкин Валерий Дмитриевич,

                                 учитель    физики,

               первая

                                                   квалификационная категория

                                                   2016 – 2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Т.к. планирование авторов учебника составлено из расчёта  3 часа в неделю (102 ч в год), а в соответствии с  Учебным планом МКОУ «Поныровская СОШ»  в 9 классе  предусмотрено только 2 часа в неделю (68 ч в год), и, кроме того, некоторые  темы, обязательные для изучения  в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования вошли темы, которых не было в предыдущем стандарте: «Невесомость», «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд» -  все это   потребовало  совмещения   отдельных  тем для высвобождения  учебного времени, а также изменения количества часов  на изучение   предусмотренных  разделов.

 Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 6 лабораторных работ, 5 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины» включена лабораторная работа: «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины». 

Планируемые результаты изучения   курса физики  9 класс.

 Личностными результатами обучения физике в 8 классе являются :

– сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

– самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

– готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

– формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

– понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

– формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

– развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

– освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

– формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

– знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

– умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; оценивать границы погрешностей результатов измерений;

– умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

– умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

– формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

– развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

– коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

 Содержание программы учебного курса

Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук.  (10 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах.  Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (16 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. 13 часов

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

 Повторение 3 часа

                                           Средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос ,зачёты, тесы, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Тексты контрольных работ взяты из сборника Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003.

                        Распределение письменных работ по курсу

Раздел программы

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

Законы   взаимодействия и движения тел.

2

2

Механические колебания и волны. Звук.

1

1

Электромагнитное поле

1

1

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

1

2

Итоговое повторение

1

0

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 класса

 В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов:  Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;
  • оценки безопасности радиационного фона.

Адаптация Рабочей программы прослеживается и в домашних заданиях. Задания, с подчеркиванием исключаются.

  • Адаптированность программы
  • Для 9в класса содержание Рабочей программы адаптировано к уровню класса коррекции VII вида с учетом рекомендаций и изменений, внесенных в программу обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Важными коррекционными задачами курса физики в классах коррекционно-развивающего обучения являются:  развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);  нормализация взаимосвязи деятельности с речью;  формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);3  развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;  развитие общеучебных умений и навыков. Усвоение учебного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов КРО требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся. Для эффективного усвоения учащимися с ЗПР учебного материала по физике в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: добавлены часы на изучение тем и вопросов, имеющих практическую направленность; предусмотрены вводные уроки, резервные часы для повторения слабо усвоенных тем и решения задач; увеличено время на проведение лабораторных работ; часть материала, не включенного в «Требования к уровню подготовки выпускников», изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения.
  •                                                                                                                                                  

                               


Тематический план

п/п

Тема

Количество часов

В том числе

зачеты

лабораторные

занятия

контрольные работы

1

Законы взаимодействия и движения

26

1

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук.

10

1

1

1

3

 Электромагнитное поле.

    16

1

1

1

4

Строение атома и атомного  ядра. Использование энергии атомных ядер.

     13

0

2

1

5

Итоговое повторение

3

0

0

1

10

Итого

68

3

6

6


Календарно-тематическое планирование уроков физики

на 2016-2017 учебный год

Класс 9        

Учитель Бородкин Валерий Дмитриевич        

Количество часов

Всего 70 час; в неделю __2_ час.

Плановых контрольных уроков_6, лабораторных работ _6_ .;

Планирование составлено на основе  «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.                                                                 программа

Учебник

Физика 9 кл. учебник /А,В.Пёрышкин,Е.М.Гутник-М.Дрофа,2014,-319,с,ил.

№ урока п/п

Дата

Раздел(количество часов) тема   урока

 Учебно-методическое обеспечение

 Домашнее задание

Примечание

1

Инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета.

Компьютерная презентация

«Материальная точка»

§1, вопросы

упр.1(1-3)

 

2

Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

Компьютерная презентация

«Определение координат движущегося тела»

§ 2,3,  упр. 2,3

 

3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Компьютерная презентация

§ 4, упр.4

4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Компьютерная презентация

§ 5, упр.5

 

5

Решение задач по теме «Ускорение».

Задачник

§1-5 повторить,  № 24-Р, задача 7, стр. 241

 

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

Компьютерная презентация

§ 6, упр.6 (4,5)

уметь читать графики

 

7

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.

Компьютерная презентация.

Зависимость перемещения от времени (по рис. 2 или 20 в учебнике)

§7, упр. 7 (1-2)

 

8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Зависимость перемещения от времени, рис 20 учебника

§8, упр. 8 (1), подг. к лаб.раб. (вариант-2)

9

Т.Б.

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной

скорости»

Установка для проведения ЛР-1

№ 63-Р

 

10

Относительность движения.

1. Относительность движения. Система отсчёта [6, опыт3] . 2. Относительность перемещения и траектории [опыт 4]

§9, упр.9 (1-3)

 

11

Решение задач по теме «Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение».Зачёт.

Задачник

Упр.9, повторить § 1-9

12

Контрольная работа №1 по теме «Равномерное и равноускоренное движение»

 

13

Анализ контрольной работы.

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Опыты, иллюстрирующие закон инерции и взаимодействие тел (инерциальные и неинерциальные системы отсчёта) [6, опыт 19]

§10,  упр.10, № 118-Р, №55 на повторение

 

14

Второй  закон Ньютона

Второй закон Ньютона (по рис. 20 в учебнике) или [6, опыт 20]

§11, упр.11(2,4)

 

15

Третий закон Ньютона

Третий закон Ньютона по рис. 21,22 учебника /или опыт 21/

§12,  упр.12 (2,3)

 

16

Свободное падение тел.

Падение тел в воздухе и разреженном пространстве (по рис 28 в учебнике)

§13, ОК, упр.13 (1,3)

 

17

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Опыт по рис. 30 учебника

§14,   ОК,

 упр.14, подг. К лаб.раб.№2

18

Т.Б.

Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел»

Установка для проведения ЛР-2

 

19

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

Гравитационное взаимодействие [6, опыт 22].

§15, 16, вопросы, упр.15(2,3), упр.16 (2,3)

 

20

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1. Прямолинейное и криволинейное движение. 3. направление скорости при движении по окружности (по рис. 38 в учебнике).

§17, 18,19 (кроме выделенного),  упр.18(5)

 

21

Решение задач.

задачник

№ 231 - Р

 

22

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

        

Закон сохранения импульса (по рис. 42 в учебнике); [6,  опыт 38] .

§ 20, вопросы, упр.20, подготовить сообщения  К.Э.Циолковский, Ракеты.

 

23

Реактивное движение. Ракеты.

Устройство ракеты по рис. 45,46

§ 21,  упр. 21 (1,2)

 

24

Вывод закона сохранения механической энергии.

Задача 1, задача 2

§ 22,  упр.22(1)

25

Решение задач по теме:Законы Ньютона.Закон сохранения импульса.Зачёт.

задачник

Упр.22(2,3)

26

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

 

27

Анализ контрольной работы.

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Примеры колебательных движений (по рис. 48 в учебнике)

§23,,вопросы

упр.23

 

28

Величины, характеризующие колебательное движение.

Наблюдение колебаний, модели математического и пружинного маятника по рис. 54-57 учебника

§24 (25 дополнительно), ОК, упр.24 (3,5)

 

29

Т.Б.

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»  

Установка для проведения ЛР-3

повторить   §24

 

30

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Затухающие колебания по рис. 62

§ 26,вопросы, упр.25 (1)

31

Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Компьютерная презентация

§27, 28 упр.26

32

Длина волны. Скорость распространения волн.

Компьютерная презентация

§ 29,упр.27

33

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Источники звуковых колебаний по рис. 71-73 учебника

§30,31 упр.28 упр29,

вопросы

 

34

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Опыт по рис. 76 учебника

§32 упр. 30

 

35

Отражение звука. Эхо.Звуковой резонанс. Зачёт.

Отражение звука по рис 78,79 учебника

§ 33, № 443,444-Р, подг. к К/Р

 

36

Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны. Звук»

 

37

Анализ контрольной работы.

Магнитное поле и  его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Картина линий магнитного поля тока по рис. 86 учебника

§ 34 упр.31

 

38

Направление тока и направление линий его магнитного поля

Связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике по рис. 95 учебника

§ 35 упр.32

 

39

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Движение прямого проводника в магнитном поле по рис. 104 учебника

§ 36,

упр.33(4,5), № 839 (б,г,е,ж)

 

40

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

Опыт по рис. 117 учебника

 §37,38, упр.34, № 841-Р, подготовить сообщение о М.Фарадее

 

41

Явление электромагнитной индукции.

Электромагнитная индукция по рис.125-127 учебника

 §39, упр.36, № 903-Р, подготовка к Л/Р

 

42

Т.Б.

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

 Установка для ЛР-4

Подготовить сообщение о Э.Х.Ленце

43

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Опыт по рис. 130,131,132 учебника

§40 упр. 37(2)

 

44

Явление самоиндукции.

Опыт по рис. 135 учебника

§41, упр.38

 

45

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

Модели по рис. 138,139, опыт по рис.141 учебника

§42, подготовить сообщение о Дж.Максвелле

 

46

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Шкала электромагнитных излучений по рис. 143 учебника

§43,44, упр.41(1,3)

   

47

Конденсатор.

Демонстрации по рис. 145-146 учебника

По тетради

 

48

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

Опыт по рис. 152 учебника

§45, упр.42

 

49

Принципы радиосвязи и телевидения.

Принципы радиосвязи по рис. 154 учебника

§46, упр.43, вопросы

 

50

Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

Опыты по рис. 157,158,159 учебника

§47, 48, упр.44(1,2),  вопросы

 

51

Дисперсия света. Цвета тел.  Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Опыт по рис. 161 учебника

§ 49,50,51,

подготовиться к контрольной работе

 

52

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

 

53

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма излучения

Опыт по рис. 167 учебника

§ 52,вопросы

 

54

Модели атомов. Опыт резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер

Опыт по рис. 168 учебника

§ 52, 53 ,упр. 46 (4,5),  вопросы

 

55

Экспериментальные методы исследования частиц

Демонстрация по рис. 171 учебника

§54,вопросы

 

56

Т.Б.

Лабораторная работа №5               «Изучение треков заряженных  частиц по готовым

фотографиям»

Установка для ЛР-5

 

57

Открытие протона. Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

§55,56, упр. 48 (1,2,3)

 

58

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

§57, вопросы

 

59

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Модель по рис. 173, 174 учебника

§ 58,вопросы

 

60

Т.Б.

Лабораторная работа №6               «Изучение деления ядра атома урана по готовым

фотографиям»

 Установка для ЛР-6

Подготовить сообщения «Атомная энергетика»,        «Э Ферми», «И.Курчатов»

 

61

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика

§ 59,60, подготовить сообщение «Экологические проблемы радиоактивного загрязнения»

62

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Экологические проблемы работы атомных станций

§61, подготовить сообщения  «Источники энергии Солнца и звезд»

63

Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд

§62

 

64

Повторительно - обобщающий урок по теме

«Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

подготовиться  к контрольной работе

 

65

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

 

66

Итоговое повторение. Анализ к.р

67

Итоговая контрольная работа.

68

Анализ к.р.Повторительно-обобщающий урок

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. ил.

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

Физика 9 кл. учебник /А,В.Пёрышкин,Е.М.Гутник-М.Дрофа,2014,-319,с,ил.

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.

Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Перечень демонстрационного оборудования:

Модель генератора переменного тока, модель опыта Резерфорда.

Измерительные приборы: метроном, секундомер, дозиметр, гальванометр, компас.

Трубка Ньютона, прибор для демонстрации свободного падения, комплект приборов по кинематике и динамике, прибор для демонстрации закона сохранения импульса, прибор для демонстрации реактивного движения.

Нитяной и пружинный маятники, волновая машина, камертон.

Трансформатор, полосовые и дугообразные магниты, катушка, ключ, катушка-моток, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке, спектроскоп, высоковольтный индуктор, спектральные трубки с газами, стеклянная призма.

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Работа №1. Штатив с муфтой и лапкой, металлический цилиндр, шарик, измерительная лента, желоб лабораторный металлический.

Работа №2. Прибор для изучения движения тел, штатив с муфтой и лапкой, миллиметровая и копировальная бумага.

Работа №3. Штатив с муфтой и лапкой, металлический шарик, нить, секундомер (или метроном)

Работа №4. Миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником, реостат, ключ, соединительные провода, модель генератора переменного тока.

Работа №5. Фотографии треков заряженных частиц.

Работа №6. Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...