Повторительно-обобщающий урок по теме: «Электростатика» в 10 классе
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Данный урок разработан в соответсвии с учебными программами по физике, в соответствии с темой урока и учитывает возрастные особенности обучающихся. Урок является обобщающим при подготовке к контрольной работе.
В содержание урока включен большой объем теоретического материала для повторения пройденной темы. На уроке используется индивидуальная, фронтальная работа обучающихся. Урок сопровождается презентацией учителя и обучающихся, которые используются для повторения и восприятия материала.
Использование ИКТ позволяет увеличить объем предлагаемого материала, развивает интеллектуальные творческие способности обучающихся, обеспечивает личностно-ориентированный подход, организует самостоятельную деятельность обучающихся по изучению материала, обработке знаний и умений. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию обучающихся к предмету.
Проверка знаний проводится путем тестирования. Домашнее задание творческого характера. Используемые приемы и методы способствуют повышению учебной мотивации и в полной мере соответствуют требованиям современной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 100 КБ |
osnovy_elektrostatiki.ppt | 584.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ «Жердевская школа – интернат»
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Электростатика»
В 10 классе
Учитель: Е.И.Иноземцева
Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”.
(Козьма Прутков)
Аннотация к уроку :
Данный урок разработан в соответсвии с учебными программами по физике, в соответствии с темой урока и учитывает возрастные особенности обучающихся. Урок является обобщающим при подготовке к контрольной работе.
В содержание урока включен большой объем теоретического материала для повторения пройденной темы. На уроке используется индивидуальная, фронтальная работа обучающихся. Урок сопровождается презентацией учителя и обучающихся, которые используются для повторения и восприятия материала.
Использование ИКТ позволяет увеличить объем предлагаемого материала, развивает интеллектуальные творческие способности обучающихся, обеспечивает личностно-ориентированный подход, организует самостоятельную деятельность обучающихся по изучению материала, обработке знаний и умений. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию обучающихся к предмету.
Проверка знаний проводится путем тестирования. Домашнее задание творческого характера. Используемые приемы и методы способствуют повышению учебной мотивации и в полной мере соответствуют требованиям современной школы.
Цели:
- Выделить основные структурные элементы знаний по теме: "Электростатика".
- Выяснить уровень теоретических знаний обучащихся по теме, умений применять знания при решении задач в стандартных ситуациях.
- Закрепить ранее изученный материал.
Задачи:
- обучающие: сформировать у обучащихся представление об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, выяснить границы применимости закона Кулона, знать основные характеристики электрического поля, принцип работы и применение конденсаторов. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
- развивающие: умение логически мыслить, обобщать, делать выводы, умение выделять главное, развивать теоретическое мышление.
- воспитательные: воспитывать интерес к трудовой деятельности, сплоченность, воспитывать стремление к познавательной деятельности, умение слушать выступления.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор.
План урока:
- Анализ основного содержания по теме: "Электростатика".
- Повторение и систематизация знаний о физических величинах и способах их определения. Обобщение знаний о понятиях и законах, изученных по данной теме.
- Решение задач.
- Тестирование.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Содержание урока.
I. Урок начинается с основного содержания темы "Электростатика". Учитель предлагает вспомнить основные знания, изученные по теме.
Основное содержание темы составляют следующие понятия: электрический заряд, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, электрическое поле, напряженность поля, электрические свойства вещества, работа сил электростатического поля, разность потенциалов, электроемкость, конденсаторы.
Обучащиеся демонстрируют подготовленные презентации:
- Электризация тел.
- Электрическое поле.
- Электроемкость. Конденсаторы.
II. Этап урока, посвященный повторению и систематизации знаний о физических величинах и законах.
С этой целью обучащимся предлагается заполнить таблицы №1 и №2
.
Таблица № 1
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения |
1. Электрический заряд | q | Кл |
2. Диэлектрическая проницаемость |
| |
3. Напряженность | E | |
4. Работа | A | Дж |
5. Потенциал | U | В |
6. Разность потенциалов | В | |
7. Электроемкость | С | Ф |
8. Энергия электрического поля | W | Дж |
Таблица № 2
Название закона, формул | Формулы, выражающие связь между величинами | Формулировка закона |
1. Закон сохранения электрического заряда | q1+q2+…+qn=const | Алгебраическая сумма зарядов электрически изолированной системы постоянна. |
2. Закон Кулона | Сила взаимодействия между двумя неподвижными точечными зарядами прямо пропорциональна произведению модулей зарядов, обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними и направлена по прямой, соединяющей заряды. | |
3. Напряженность электрического поля |
| |
4. Напряженность поля точечного заряда |
| |
5. Работа по перемещению заряда в электрическом поле |
| |
6. Потенциал электростатического поля |
| |
7. Разность потенциалов |
| |
8. Электроемкость уединенного проводника |
| |
9. Электроемкость двух проводников |
| |
10. Электроемкость плоского конденсатора |
|
.
III. Обучащиеся решают задачи, предложенные учителем. (Задачи подбираются с учетом особенностей класса и уровня подготовки учащихся).
Задача № 1. Два одинаковых металлических шарика с зарядами 1,2нКл и 0,8нКл, помещенные в воду на расстоянии 4см, приводят в соприкосновение, а затем отодвигают на прежнее расстояние. Найдите силу их взаимодействия до и после соприкосновения. Диэлектрическая проницаемость воды 81.
Задача № 2. Найти напряженность электрического поля в точке, лежащей на середине между двумя зарядами по 50нКл, расположенными на расстоянии 1м в вакууме.
Задача № 3. Найдите электроемкость конденсатора, изготовленного из алюминиевой фольги длиной 1,5м и шириной 0,9м. Толщина парафинированной бумаги1см. Диэлектрическая проницаемость парафина 2. Какой максимальный заряд можно ему сообщить, если он рассчитан на 250В?
IV. Проверка изученного материала методом выполнения тестовой работы
Тест
1. Капля воды с электрическим зарядом -q слилась с другой каплей, у которой заряд + q. Каким стал электрический заряд вновь образовавшейся капли?
А) -2 q; Б) – q; В) 0; Г) +2 q
2. Сила взаимодействия между точечными электрическими зарядами…
А) Обратно пропорциональна величине каждого из зарядов.
Б) Обратно пропорциональна расстоянию между ними.
В) Обратно пропорциональна квадрату расстояния между зарядами.
Г) Обратно пропорциональна произведению зарядов.
3. Которое из приведенных определений, справедливо для электрического поля?
А) Электростатическая величина, которая характеризует возможность тела к электрическим действиям.
Б) Вид материи, главное свойство которой действие на тела, с некоторой силой, если они обладают электрическим зарядом.
В) Вид материи, главное свойство которой действие на тела, с некоторой силой, если они обладают массой.
Г) Электростатическая величина, характеризующая силовое действие поля на электрический заряд в 1 Кл.
4. Какая величина служит для измерения электрического заряда?
А) Ф. Б) Кл. В) В. Г) В/м.
5. Которая из написанных ниже формул выражает силу взаимодействия двух точечных зарядов? А) U q. Б) E q. B) k|q1| |q2|/r2. Г) Е Δd
6) Которая из написанных ниже формул определяет работу электрического поля по перемещению заряда?
А) Е Δd. Б) q/U. B) q2/2C. Г) q U.
7. Силовая линия – это линия…
А) …по которой движется положительный заряд в электрическое поле.
Б) …по которой движется отрицательный заряд в электрическое поле.
B) …потенциалы всех точек равны (одинаковы)
Г) …к каждой точке, которой проводится вектор касательно напряженности.
8. Какую работу надо совершить, чтобы в электрическом поле перенести заряд q=2 Кл из точки А в точку В, если потенциал в них 2 и 6 В?
А) 24 Дж Б) 2 Дж. В) 8 Дж. Г) 6 Дж.
9. Какова разность потенциалов между пластинами конденсатора электроемкостью 1Ф, если электрический заряд на одной пластине конденсатора равен 2 Кл и на другой 2 Кл?
А) 0 В. Б) 4 В. В) 2 В. Г) 0,5 В.
10. Заряд на конденсаторе увеличили в 3 раза. Энергия конденсатора при этом…
А) …увеличилась в 3 раза. Б) … уменьшилась в 3 раза. В) … увеличилась в 6 раз.
Г) …уменьшилась в 6 раз.
11. Напряжение между пластинами конденсатора 1000 В, емкость конденсатора 6 мкФ.
Найти энергию электрического поля в конденсаторе?
А) 600 Дж. Б) 1800 Дж. В) 6 Дж. Г) 3 Дж
12. Чему равно напряжение между двумя точками электростатического поля при перенесении заряда q= 2 Кл из одной точки в другую, если была совершена работа 5 Дж?
А) 20 В. Б) 1,25 В. В) 10 В. Г) 2,5 В.
Для обучащихся, справившихся с работой раньше других решить задачи из « Задачника» Рымкевича А. П.
№№ 683,698.
V. Подведение итогов (проверка тестов)
VI. Домашнее задание.
1) Подготовьте ответ на вопрос:
В чем сходство и различие закона Кулона и Закона всемирного тяготения?
Для выполнения задания сравните:
а) форму записи законов (математическое выражение закона);
б) зависимость сил от расстояния между телами (зарядами);
в) условия применимости законов;
г) точка приложения и направления сил;
д) природу сил.
2) Решите задачи: №690. (Задачник по физике 10-11 класс. АП.Рымкевич).
3) Повторить §83-100.
ЛИТЕРАТУРА
- Г.Я.Мякишев. Физика.10класс.М.:Просвещение,2013.
- А.Е.Марон. Законы, формулы, алгоритмы решения задач.М.:Дрофа,2008.
- А.П.Рымкевич. Физика. Задачник.10-11класс. М.:Дрофа,2001.
- Халапова Г. М., Юлку С. В. Рабочая тетрадь по физике.: Учебное пособие для 10 класса.-С-П.: Издательский дом "МиМ", 1998.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Основы электростатики» «Отыщи всему начало и ты многое поймешь» (Козьма Прутков)
Цель урока: Выделить основные структурные элементы знаний по теме: "Электростатика". Выяснить уровень теоретических знаний учащихся по теме, умений применять знания при решении задач в стандартных ситуациях. Закрепить ранее изученный материал.
План урока 1. Анализ основного содержания по теме: "Электростатика". 2. Повторение и систематизация знаний о физических величинах и способах их определения. Обобщение знаний о понятиях и законах, изученных по данной теме. 3. Решение задач. 4. Тестирование. 5. Подведение итогов. 6. Домашнее задание
Основные понятия темы: электрический заряд, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, электрическое поле, напряженность поля,, работа сил электростатического поля, разность потенциалов, электроемкость, конденсаторы .
Таблица№1 Физическая величина Обозначение Единица измерения Электрический заряд q Кл Диэлектрическая проницаемость ε Напряженность E Н/Кл Работа A Дж Потенциал U В Разность потенциалов Δφ В Электроемкость C Ф Энергия электрического поля W Дж
Таблица№2 Название закона, формул Формулы, выражающие связь между величинами Закон сохранения электрического заряда Σ q=const Закон Кулона Напряженность электрического поля E=F/q Напряженность поля точечного заряда E=kq/r ² Работа по перемещению заряда в поле Потенциал электростатического поля φ =W/q Разность потенциалов Электроемкость C=q/U Электроемкость плоского конденсатора
Задача№1 Два одинаковых металлических шарика с зарядами 1,2нКл и 0,8нКл, помещенные в воду на расстоянии 4см, приводят в соприкосновение, а затем отодвигают на прежнее расстояние. Найдите силу их взаимодействия до и после соприкосновения. Диэлектрическая проницаемость воды 81.
Задача№2 Найти напряженность электрического поля в точке, лежащей на середине между двумя зарядами по 50нКл, расположенными на расстоянии 1м в вакууме.
Задача№3 Найдите электроемкость конденсатора, изготовленного из алюминиевой фольги длиной 1,5м и шириной 0,9м. Толщина парафинированной бумаги 1см. Диэлектрическая проницаемость парафина 2. Какой максимальный заряд можно ему сообщить, если он рассчитан на 250В?
Тест 1 В 7 Г 2 В 8 В 3 Б 9 В 4 Б 10 А 5 В 11 Г 6 Г 12 Г
Домашнее задание 1)Подготовьте ответ на вопрос: В чем сходство и различие закона Кулона и закона всемирного тяготения? Для выполнения задания сравните: а) форму записи законов(математическое выражение); б) зависимость сил от расстояния; в) условия применимости закона; г) точка приложения и направление сил; д)природу сил. 2)Решить №690 (Задачник. А.П.Рымкевич). 3) § 83-100(повторить).
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок по теме «Атмосфера» 6 класс
Урок обобщает знания учащихся об атмосфере. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать строение, свойства, применение их в рамках изучаемой темы; умения работать с текстом, сравн...
Повторительно-обобщающий урок по теме «Атмосфера» 6 класс
Урок обобщает знания учащихся об атмосфере. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать строение, свойства, применение их в рамках изучаемой темы; умения работать с текстом, сравн...
Повторительно - обобщающий урок по теме "Электростатика"
Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке по теме “Электростатика”. Цель этого урока – повторить, обобщить знания о разделе электродинамики, который изучает покоящиеся электрически заряжен...
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...
Физика 10 класс Повторительно-обобщающий урок по теме: "Электростатика"
Урок повторения в 10 классе темы "Электростатика" по УМК Мякишева разбит на несколько этапов. Каждый этап предполагает активную и разнообразную деятельность обучающихся. Материал содержит много расчет...
Повторительно-обобщающий урок по теме «Союзы» 7 класс
Данный урок - повторительно-обобщающий, который направлен на сисематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умений структурировать, сравнивать, сопоставлять изученные языковые ...
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Электростатика"
Цели:образовательная: повторить и обобщить знания об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух родов электрических зарядов.воспитательная: содействовать формированию ...