Физика 10 класс Повторительно-обобщающий урок по теме: "Электростатика"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Урок повторения в 10 классе темы "Электростатика" по УМК Мякишева разбит на несколько этапов. Каждый этап предполагает активную и разнообразную деятельность обучающихся. Материал содержит много расчетных задач разного уровня, а также тестовые задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie._elektrostatika.ppt | 560.5 КБ |
elektrostatika.doc | 54 КБ |
prilozhenie.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Повторить и обобщить тему «Электростатика»
Человека, умеющего наблюдать и анализировать, обмануть невозможно. Его выводы будут безошибочны, как теорема Эвклида. Артур Конан Дойл
Физические величины
Заряд q , [ Кл ] Кулон
Сила F , [ H ] Ньютон
Напряженность Е, [ В/м ] Вольт на метр
Диэлектрическая проницаемость ε , [ 1 ]
Работа А, [ Дж ] Джоуль
Напряжение, р азность потенциалов U , [ В ] Вольт
Энергия W , [ Дж ] Джоуль
Мощность Р, [ Вт ] Ватт
Потенциал φ , [ В ] Вольт
Электрическая ёмкость С, [ Ф ] Фарад
I . Орешек знаний
Орешек № 1 Что называют электростатикой? Как взаимодействуют одноименные и разноименные электрические заряды? Назовите свойства электрического заряда. Сформулируйте и запишите закон сохранения электрического заряда .
Шарль Огюстен Кулон Учёный, измеривший силу взаимодействия зарядов
Орешек № 2 Как формулируют и записывают закон Кулона для взаимодействия зарядов. Чему равен коэффициент пропорциональности в законе Кулона? Чему равна электрическая постоянная? Каково значение заряда и массы электрона?
Орешек № 3 Что такое электрическое поле? Назовите основные свойства электрического поля. Что называют напряженностью электрического поля? Какая формула выражает суть этого понятия? Чему равна напряженность электрического поля точечного заряда?
Орешек № 4 Какие вещества называются п роводниками? К акие вещества называют диэлектриками? Назовите виды диэлектриков. Запишите формулы работы по перемещению заряда в электрическом поле. Что называют потенциалом электростатического поля? Какая формула выражает смысл этого понятия?
Орешек № 5 Что называют электроемкостью уединенного проводника? Какая формула выражает смысл этого понятия? Что называют конденсатором? Запишите формулы электроемкости плоского конденсатора? Что называют энергией электрического поля? Формула.
II . Теоретики
Работа с таблицей
Физическая величина Обозначение Единицы измерения Электрический заряд q Кл Диэлектрическая проницаемость вещества ε - Напряженность E В/м Работа A Дж Потенциал φ В Разность потенциалов Δφ В Электроемкость C Ф Энергия электрического поля W Дж Сила F Н
"Найди ошибку" Основной закон электростатики открыл Ломоносов. Минимальный заряд, существующий в природе, это заряд нейтрона Напряженность электрического поля – количественная характеристика поля. Основное применение конденсаторов – радиотехника.
III. Вопросы в картинках
К бесконечной горизонтальной отрицательно заряженной плоскости привязана невесомая нить с шариком, имеющим положительный заряд. Каково условие равновесия шарика, если mg – модуль силы тяжести, F э – модуль силы электростатического взаимодействия шарика с пластиной, Т – модуль силы натяжения нити ? 1) – mg – T + F э = 0 2) mg + T + F э = 0 3) mg – T + F э = 0 4) mg – T – F э = 0
В опыте ученик изучает взаимодействие неподвижных заряженных шариков. Для того чтобы определить знак заряда шарика, висящего на нити, необходимо знать 1) длину нити 2) величину максимального угла 3) массу шарика на нити 4) знак заряда шарика, расположенного на стойке
Пылинка, имевшая отрица-тельный заряд –10 е, при освещении приобрела четыре электрона. Каким стал заряд пылинки? 1) 6 е 2) – 6 е 3) 14 е 4) – 14 е
IV. Практики Проверка домашнего задания
Задача №1 . На заряд 4*10 -7 Кл в некоторой точке электрического поля действует сила 0,015 Н. Определите напряженность поля в этой точке. Задача №2 . На расстоянии 3 см от заряда 4 нКл, находящегося в жидком диэлектрике, напряженность поля равна 20 кВ/м. Какова диэлектрическая проницаемость диэлектрика? Задача №3 . Напряжение между двумя горизонтально расположенными пластинами 600 В. В поле этих пластин висит заряженная пылинка массой 3*10 -8 г. Расстояние между пластинами равно 10 см. Найти заряд пылинки. Задача №4 . Конденсатор емкостью 10 -8 мкФ соединили с источником тока, в результате чего он приобрел заряд 10 -8 Кл. Определите напряженность поля между пластинами конденсатора, если расстояние между ними 3 мм.
Отвечай быстро
Решение задач 1. Два одинаковых маленьких шарика, обладающих зарядами 6*10 -6 Кл и 12*10 -5 Кл, находятся на расстоянии 50 см друг от друга. Определить, силу взаимодействия между ними после того как их привели в соприкосновение и затем разъединили
Двигаясь между двумя точками в электрическом поле, заряженная частица приобрела скорость 3*10 6 м/с, её заряд равен 1,6*10 -19 Кл, а масса 9,1*10 -31 кг. Чему равно напряжение между точками?
Электрон в результате фотоэффекта покидает заземленную пластину (φ 0 =0) и последовательно пролетает через две сетки с потенциалом 100 В и потенциалом 200 В. Найти скорости электрона V 1 , V 2 , V 3 ?
На двух противоположных стенках квадрата со стороной 30 см находятся два разноименных заряда , модули зарядов которых 9 Кл. Найти напряженность электрического поля в двух вершинах квадрата
Физический диктант О чем вели речь на уроке? О понятиях О величинах О единицах О формулах
Домашнее задание Подготовьте ответ на вопрос: в чем сходство и различие закона Кулона и Закона всемирного тяготения? Для выполнения задания сравните: а) форму записи законов (математическое выражение закона); б) условия применимости законов; г) природу сил
Человек не может изменить законы природы: эти попытки обречены на неудачу. Но он может познать их , а затем использовать себе во благо или учитывать в своей повседневной жизни. Кропотина М. Н.
Предварительный просмотр:
Физика 10 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Электростатика"
Цели:
- образовательная: повторить и обобщить знания об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух родов электрических зарядов, напряженности поля, энергии конденсатора.
- воспитательная: содействовать формированию представлений об общей физической картине мира, показать объективный характер законов природы.
- развивающая: развитие познавательного интереса учащихся, проверка уровня самостоятельного мышления учащихся по применению имеющихся знаний в различных ситуациях.
Оборудование:
Компьютер, презентация
ХОД УРОКА
Слайд 1 . Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке по теме “Электростатика”. Цель этого урока – повторить, обобщить знания о разделе электродинамики, который изучает покоящиеся электрически заряженные тела. Вспомним основные знания, изученные по теме. Основное содержание темы составляют следующие понятия: электрический заряд, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, электрическое поле, напряженность поля, электрические свойства вещества, работа сил электростатического поля, разность потенциалов, электроемкость, конденсаторы.
Слайд 2-15 ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ (повторение) быстро
ОРЕШЕК ЗНАНИЙ (повторение теоретических основ)
Слайд 16. С этой целью учащимся предлагается ответить на блок вопросов (класс предварительно делят на 5 групп, каждая группа получает свой блок вопросов).
1 группа
Что называют электродинамикой?
Как взаимодействуют одноименные и разноименные электрические заряды?
Назовите свойства электрического заряда.
Сформулируйте и запишите закон сохранения электрического заряда.
2 группа
Как формулируют и записывают закон Кулона для взаимодействия зарядов.
Чему равен коэффициент пропорциональности в законе Кулона?
Чему равна электрическая постоянная?
Каково значение заряда и массы электрона?
3 группа
Что такое электрическое поле?
Назовите основные свойства электрического поля.
Что называют напряженностью электрического поля? Какая формула выражает суть этого понятия?
Чему равна напряженность электрического поля точечного заряда?
4 группа
Какие вещества называются проводниками?
Какие вещества называют диэлектриками? Назовите виды диэлектриков.
Запишите формулы работы по перемещению заряда в электрическом поле.
Что называют потенциалом электростатического поля? Какая формула выражает смысл этого понятия?
5 группа
Что называют электроемкостью уединенного проводника? Какая формула выражает смысл этого понятия?
Что называют конденсатором?
Запишите формулы электроемкости плоского конденсатора?
Что называют энергией электрического поля? Формула.
ТЕОРЕТИКИ
Работа с таблицей. ( на доске)
Таблица № 1
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения |
1. Электрический заряд | q | Кл |
2. Диэлектрическая проницаемость | ε | - |
3. Напряженность | E | Н/кл, В/м |
4. Работа | A | Дж |
5. Потенциал | φ | В |
6. Разность потенциалов | U | В |
7. Электроемкость | С | Ф |
8. Энергия электрического поля | W | Дж |
9. Сила | F | Н |
Следующий этап "Найди ошибку". Слайд 24.
- Основной закон электростатики открыл Ломоносов.
- Минимальный заряд, существующий в природе, это заряд нейтрона.
- Напряженность электрического поля – количественная характеристика поля.
- Основное применение конденсаторов – радиотехника.
ВОПРОСЫ В КАРТИНКАХ Слайд 26-29
ПРАКТИКИ
Проверка домашнего задания. Слайд 31.
Задача №1. На заряд 4*10-7 Кл в некоторой точке электрического поля действует сила 0,015 Н. Определите напряженность поля в этой точке.
Задача №2. На расстоянии 3 см от заряда 4 нКл, находящегося в жидком диэлектрике, напряженность поля равна 20 кВ/м. Какова диэлектрическая проницаемость диэлектрика?
Задача №3. Напряжение между двумя горизонтально расположенными пластинами 600 В. В поле этих пластин висит заряженная пылинка массой 3*10-8 г. Расстояние между пластинами равно 10 см. Найти заряд пылинки.
Задача №4. Конденсатор емкостью 10-8 мкФ соединили с источником тока, в результате чего он приобрел заряд 10-8 Кл. Определите напряженность поля между пластинами конденсатора, если расстояние между ними 3 мм.
ОТВЕЧАЙ БЫСТРО
- Как взаимодействуют одноименные электрические заряды? (Отталкиваются)
- С помощью какого прибора можно определить, что тело заряжено? (Электроскоп)
- Можно ли электрический заряд делить бесконечно? (Нет)
- Каково значение минимального заряда ? (1,6 x 10–19 кл)
- Как называется единица заряда в системе СИ? (1 кулон)
- Какой буквой обозначается напряженность электрического поля? (Е)
- Если тело заряжено положительно чего больше, электронов или протонов? (Протонов)
- Древнегреческое название янтаря. (Электрон)
- Физическая величина, единица измерения которой названа в честь итальянского ученого Вольта. (Напряжение)
- Чему равна работа по перемещению заряда по замкнутому контуру? (Нулю)
- Какие виды зарядов существуют в природе? (Положительные, отрицательные)
- Может ли быть элементарная частица без заряда? (Да)
- Может ли быть электрический заряд без частицы? (Нет)
- Бывали случаи, когда очень быстро поднимающий аэростат самопроизвольно загорался в воздухе. Чем это можно объяснить? (Электризацией)
Решение задач. Слайд 33
1. Два одинаковых маленьких шарика, обладающих зарядами 6*10-6 Кл и 12*10-5 Кл, находятся на расстоянии 50 см друг от друга. Определить, силу взаимодействия между ними после того как их привели в соприкосновение и затем разъединили.
2. Двигаясь между двумя точками в электрическом поле, заряженная частица приобрела скорость 3*106 м/с, её заряд равен 1,6*10-19 Кл, а масса 9,1*10-31 кг. Чему равно напряжение между этими точками?
4. Электрон в результате фотоэффекта покидает заземленную пластину (φ0=0) и последовательно пролетает через две сетки с потенциалом 100 В и потенциалом 200 В. Найти скорости электрона V1, V2, V3?
5. На двух противоположных стенках квадрата со стороной 30 см находятся два разноименных заряда , модули зарядов которых 9 Кл. Найти напряженность электрического поля в двух вершинах квадрата.
Слайд 37 . Физический диктант.
О чем вели речь на уроке.
О понятиях:
• заряд, • электрическое поле, • электроёмкость, • конденсаторы.
О величинах:• q, • E, • C.
О единицах:• Кулон • Фарад.
О формулах:
• q1+q2+…=const • E=F/q, • E=U/Δd, • ψ=W/q=Ed, • W=qEd, • С=q/U.
Домашнее задание. Подготовьте ответ на вопрос: в чем сходство и различие закона Кулона и Закона всемирного тяготения? Для выполнения задания сравните: а) форму записи законов (математическое выражение закона); б) условия применимости законов; г) природу сил.
Вывод. Слайд 36
Человек не может изменить законы природы: эти попытки обречены на неудачу. Но он может познать их, а затем использовать себе во благо или учитывать в своей повседневной жизни и принимать рекомендуемые наукой меры, помогающие избежать бед.
Урок окончен. До свидания!
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Раздаточный материал
- Как Вы считаете – Вы были активным участником урока?
- Поставьте оценку, которую Вы считаете, заработали на уроке.
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики по теме "Электростатика". 10 класс
Урок обобщает знания учащихся по теме "Электростатика", развивает навыки решения экспериментальных задач, расчетных и качественных задач по предложенной теме, развивает устную речь учащихся и коммуник...
Повторительно - обобщающий урок по теме "Электростатика"
Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке по теме “Электростатика”. Цель этого урока – повторить, обобщить знания о разделе электродинамики, который изучает покоящиеся электрически заряжен...
урок по теме "Электростатика"
конспект урока по теме: «Электростатика»УМК «Физика 10» Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский.Москва «Просвещение» 2011 Цели урока:Обучающие: сформировать у учащихся представление об эле...
Методическая разработка "Сценарий обобщающего урока по теме "Электростатика" по дисциплине "Физика" в форме физического боя
Один из зрелищных видов урока-игры по завершении изучения темы "Электростатика" в школе или колледже. Приведён подробный сценарий урока со всей атрибутикой....
Подборка задач для подготовки к ЕГЭ по теме "Электростатика" (физика)
Для формирования прочных знаний и устойчивых навыков решения задач по физике необходима подборка качественного материала, на котором отрабатываются эти навыки. Во-первых, это структурные единицы теори...
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Электростатика» в 10 классе
Данный урок разработан в соответсвии с учебными программами по физике, в соответствии с темой урока и учитывает возрастные особенности обучающихся. Урок является обобщающим при подготовке к контрольно...
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Электростатика"
Цели:образовательная: повторить и обобщить знания об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух родов электрических зарядов.воспитательная: содействовать формированию ...