Рабочая программа по физике 8 класс
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
Рабочая программа по физике 8 класс включает пояснительную записку и календарно-тематическое и поурочное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_8.docx | 44.95 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе «авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
При реализации рабочей программы используется МК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 9 лабораторных работ, 5 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).
Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: … влажности воздуха…» в курс включена лабораторная работа: В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: …температуры остывающего тела от времени, … силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света» включены лабораторные работы: «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления», «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света», «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.
Содержание программы учебного предмета.
(68 часов)
Тепловые явления (14 часов)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества. 11 часов
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Электрические явления. 27 часов
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
Электромагнитные явления. 6 часов
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы.
Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления 8 часов
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Лабораторные работы.
Итоговое повторение 2 часа
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков физики 2016_/_2017 учебного года
предмет
Классы: 8 «А»
Учитель: Артёмова С.В.
Количество часов в неделю - _2__; на год – 68 часов;
Плановых контрольных уроков __5___, Л/Р __9___, тестов _____,
административных к/р по плану школы
Планирование составлено на основе Программы А.В.Пёрышкина 8 класс. Указать документ
Учебник ___ А.В.Пёрышкин «Физика 8 класс» Название, автор, издательство, год издания
_
уровень______обшеобразовательный______________________________________________
Дополнительная литература
В.И.Лукашик Сборник вопросов и задач по физике 7-9.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тематическое планирование составила
Артёмова С.В.
_______________________________________________
подпись Расшифровка подписи
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИКА – 8 КЛАСС
(2 часа в неделю)
Программа: А. В. Перышкин «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», А. В. Перышкин, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс», Дрофа, М., 2008 г.
Учебник: Перышкин А.В. «Физика. 8 класс», учебник для общеобразовательных учебных заведений.
№ урока | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | Параграф | |
в теме | с начала курса | |||
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 11 | |||
1. | 1. | Тепловое движение. Температура | 1 | |
2. | 2. | Внутренняя энергия. Способы ее изменения | 2-3 | |
3. | 3. | Теплопроводность | 4 | |
4. | 4. | Конвекция. | 5 | |
5. | 5. | Излучение. | 6 | |
6. | 6. | Количество теплоты. Удельная теплоемкость | 7-8 | |
7. | 7. | Расчет количества теплоты | 9 | |
8. | 8. | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | 10-11 | |
9. | 9. | Решение задач на тепловые явления | ||
10. | 10. | Лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела» | ||
11. | 11. | Контрольная работа №1 «Тепловые явления» | ||
ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА | 9 | |||
12. | Агрегатные состояний вещества. Плавление и отвердевание. График | 12-14 | ||
13. | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации | 16-17 | ||
14. | Кипение | 18 | ||
15. | Влажность | 19 | ||
16. | Удельная теплота парообразования | 20 | ||
17. | Работа газа и пара при расширении | 21 | ||
18. | Двигатель внутреннего сгорания | 22 | ||
19. | Паровая турбина. КПД теплового двигателя | 23-24 | ||
20. | Контрольная работа №2 «Изменение агрегатных состояний вещества» | |||
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | 24 | |||
21. | Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов | 25-26 | ||
22. | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. Конденсатор | 27-28 | ||
23. | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома | 29-30 | ||
24. | Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники | 31-32 | ||
25. | Электрическая цепь. Электрический ток в металлах | 33-34 | ||
26. | Действие электрического тока. Направление тока | 35-36 | ||
27. | Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр | 37-38 | ||
28. | Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр | 39-41 | ||
29. | Зависимость силы тока от напряжения | 42 | ||
30. | Электрическое сопротивление проводников | 43 | ||
31. | Закон Ома для участка цепи | 44 | ||
32. | Расчет сопротивления | 45 | ||
33. | Удельное сопротивление | 46 | ||
34. | Лабораторная работа № 2 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | |||
35. | Лабораторная работа № 3 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | |||
36. | Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников | 47-49 | ||
37. | Лабораторная работа № 4 «Регулирование силы тока реостатом» | |||
38. | Лабораторная работа № 5 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | |||
39. | Контрольная работа № 3 «Сила тока, напряжение, сопротивление» | |||
40. | Работа электрического тока. Мощность. Единицы измерения мощности, работы | 50-52 | ||
41. | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца | 53 | ||
42. | Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители | 54-55 | ||
43. | Лабораторная работа № 6 «Измерение работы и мощности электрического тока» | |||
44. | Контрольная работа № 4 «Работа и мощность тока» | |||
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 7 | |||
45. | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока | 56-57 | ||
46. | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты | 58 | ||
47. | Лабораторная работа № 7 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | |||
48. | Постоянные магниты Магнитное поле Земли | 59-60 | ||
49. | Действие магнитного поля на проводник с током | 61 | ||
50. | Электродвигатель | 61 | ||
51. | Лабораторная работа № 8 «Изучение электрического двигателя» | |||
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 10 | |||
52. | Источники света | 62 | ||
53. | Распространение света | 62 | ||
54. | Отражение света | 63 | ||
55. | Законы отражения | 63 | ||
56. | Плоское зеркало | 64 | ||
57. | Преломление света | 65 | ||
58. | Линзы | 66 | ||
59. | Изображения, даваемые линзой | 67 | ||
60. | Лабораторная работа №9 «Получение изображения с помощью линзы» | |||
61. | Контрольная работа № 5 «Световые явления» | |||
Повторение | 7 | |||
62. | Тепловые явления | |||
63. | Закон сохранения и превращения энергии в тепловых явлениях | |||
64. | Изменение агрегатных состояний вещества | |||
65. | Объяснение электрических явлений | |||
66. | Последовательные и параллельные соединения проводников | |||
67. | Магнитное поле | |||
68. | Законы отражения и преломления света | |||
ИТОГО | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...