Рабочая программа по физике 7 класс к учебнику Перышкина А.В.
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) на тему

Рабочая программа составлена к учебнику А.В. Перышкина Физика 7 класс на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass_novaya.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7

имени 24 Краснознаменной Евпаторийской гвардейской стрелковой дивизии»

Рассмотрено на МО

« 26  » августа 2016 г.

Руководитель МО:

__________/_________/

Согласовано

« 27 »августа2016 г.

Заместитель директора по УВР:

____/_____________/

Принято

на педагогическом совете МОУ «СОШ № 7»

протокол № 13

« 29» августа 2016 г.

Утверждаю

приказ № 250

« 30 » августа 2016 г.

Директор школы:

_______/М.В.Савкова/

Рабочая программа

по физике

для  обучающихся 7 «а» ,«б» общеобразовательного класса

на 2016/2017 учебный год

срок реализации программы 3 года

         Учитель: Кованская Марина Геннадьевна

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса разработана на основе:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования и науки  РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Регионального базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования (утверждён приказом Департамента образования Вологодской области  от 31.03.2005 года № 574 ) с последующими изменениями;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки от 31.03.2014 №253) с последующими изменениями),
  • Учебный план МОУ «СОШ№7».
  • Авторская  программой  Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Физика 7-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.);

Используется учебник  «Физика» 7 класс. Автор: А.В.Перышкин М., Дрофа, 2014 г. (соответствует перечню учебников, рекомендованных к использованию в 2014-2015 учебном году), на основе Приказа Минобрнауки №576 от 8 июня 2015 г.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом  межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определен перечень демонстраций, лабораторных работ.

Общая характеристика предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад  в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом  и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний , а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Цели изучения физики :

  • - освоение знаний о тепловых , электромагнитных и квантовых явлениях . величинах . характеризующих эти явления , законах . которым они подчиняются . о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической  картине мира
  • -овладение умениями проводить наблюдения природных явлений , описывать и обобщать результаты наблюдений , использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц . графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости ; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов , принципов действия важнейших технических устройств , для решения физических задач ;
  • -развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем , задач и выполнения экспериментальных исследований ; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами ;
  • -воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира , в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества , уважения к творцам науки и техники ; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры ;
  • -применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни , для обеспечения безопасности .

Задачи:

  • Сформировать знание основных понятий и законов физики
  • Воспитывать общечеловеческую культуру
  • Учить наблюдать, применять полученные знания на практике

         В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.

           В соответствии с учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» на изучение физики в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

          Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

 Распределение резервных часов:

В рабочую программу в раздел «Первоначальные сведения о строении вещества» добавлен один час, так как базовые знания   учащихся  о молекулярном строении вещества формируются именно в 7 классе, и от их глубокого осознания и понимания зависит  дальнейшее изучение   в  8 классе  темы « Изменение агрегатных состояний вещества» и в 10 классе «Основы термодинамики».

В раздел «Работа и мощность. Энергия» я добавила один час. Данный раздел посвящён такой важной проблеме – как энергия. Очень важно уже в 7 классе сформировать у  учащихся представление об энергии, её видах, о превращениях одного вида энергии  в другой.

2. Содержание курса

7 класс

  • Введение (4часа)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерения. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1.Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

  • Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч.)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории.

Фронтальная лабораторная работа

2. Измерение размеров малых тел.

  • Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тел. Измерение массы тела с помощью весов .Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы

3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

4. Измерение массы тела на рычажных весах.

5. Измерение объема твердого тела.

6. Измерение плотности твердого тела.

7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

9. Определение центра тяжести плоской пластины.

  • Давление твердых тел , жидкостей и газов(23)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно- кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

10. Измерение давления твердого тела на опору.

11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

  • Работа и мощность. Энергия (14 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

13. Выяснение условия равновесия рычага.

14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

8 класс

  • Тепловые явления (14ч)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со скоростью движения молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
  2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
  3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

  • Изменение агрегатных состояний вещества (11ч)

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение относительной влажности воздуха.

  • Электрические явления (27 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и ратсворах электролитов. Полупроводниковые  приборы. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка цепи.

Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных  участках.
  2. Измерение напряжение на различных участках электрической цепи.
  3. Регулирование силы тока реостатом.
  4. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
  5. Измерение  работы и мощности электрического тока.

  • Электромагнитные явления (7 ч)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Сборка электромагнита и испытание его действия.
  2. Изучение электрического двигателя постоянного тока ( на модели)

  • Световые явления (9ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало.

Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемой тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
  2. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
  3. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

9 класс

  • Законы взаимодействия и движения тел (27 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелио центрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  2. Измерение ускорения свободного падения.

  • Механические колебания и волны. Звук. (12ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой)

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

  • Электромагнитное поле (17).

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принцип радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.
  2. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.

  • Строение атома и атомного ядра (12ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков
  2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
  3. Измерение естественного радиационного фона.

3.Учебно - тематический план для 7 класса

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение

4 ч.

4ч.

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5ч.

6ч.

3

Взаимодействие тел

21ч.

21ч.

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23 ч.

23 ч.

5

Работа и мощность. Энергия

13 ч.

14 ч.

ИТОГО:

66 ч. (2 ч. резервное время)

68 ч.

4. Требования к уровню подготовки учащихся

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

- рационального применения простых механизмов;

- оценки безопасности радиационного фона.

К концу 7-ого  класса обучающиеся должны знать/понимать:

По теме «Введение»:

  • Иметь представления о методах физической науки, её целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.
  • Уметь объяснять устройство, определять цену деления  и пользоваться простейшими измерительными приборами(мензурка, линейка, термометр).

По теме «Строение вещества»:

  • Иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ  в различных агрегатных состояниях.
  • Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению   диффузии  в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между  агрегатными состояниями вещества.

    По теме «Взаимодействие и движение тел»:

  • Знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы(путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес,  равнодействующая сила);
  • Знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).
  • Уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу ( в том числе силу тяжести и вес); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу-динамометром, объём тела-с помощью мензурки; определять плотность твёрдого тела; пользоваться таблицами скоростей тел; плотностей твёрдых тел, жидкостей и газов.

    По теме «давление твёрдых тел, жидкостей и газов»:

  • Знать физические явления и их признаки; физические  величины и их единицы(выталкивающая и подъёмная сила, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчёта давления внутри жидкости, архимедовой силы).
  • Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля;
  • экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи   с применением
  • изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида,  манометра ,насоса, гидравлического пресса.

   По теме «Работа и мощность»:

  • Знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);
  • Знать формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага,  «золотое» правило механики, КПД простого механизма);

  • Уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов(рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением  изученных законов о формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной  плоскости.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

Для учителя

  1. Авторская  программой  Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Физика 7-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.);
  2. Учебник: Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений/ А.В. Пёрышкин,  М.: Дрофа, 2014 год
  3. Сборники задач. А.В.Пёрышкин. Сборник задач оп физике. К учебникам А.В. Пёрышкин и др. «Физика-7», «Физика-8», «Физика-9». 2013г.
  4. О.И.Громцева. Контрольные и самостоятельные работы по физике для 7 класса.

Для учащихся.

1.Учебник: Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений/ А.В. Пёрышкин,  М.: Дрофа, 2014 год

  1. Сборники задач. А.В.Пёрышкин. Сборник задач оп физике. К учебникам А.В. Пёрышкин и др. «Физика-7», «Физика-8», «Физика-9». 2013г.

3. Тетрадь на печатной основе Физика 7 класс, издательство «Лицей»

Интернет-ресурсы

1.1С: репетитор – физика

2.Уроки физики Кирилла и Мефодия 7 класс

3. www.fipi.ru

4. «Решу ОГЭ»– образовательный портал

5. Коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru

6. infourok.ru

7. drofa.ru

8. pedleader.ru

6.Календарно-тематический план по физике для 7 класса (68 часов в год, 2 часа в неделю)

Номер раздела

Название раздела

Номер урока

Название урока

Дата проведения

Примечание

1.

Введение (4 ч)

1.1

Что изучает физика? Наблюдения и опыты.

Сентябрь

1.2

Физические величины. Погрешность измерений.

1.3

Л/Р №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»

1.4

Физика и техника

2.

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

2.1

Строение вещества. Молекулы.

2.2

Л/Р №2 «Измерение размеров малых тел»

2.3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

2.4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

2.5

Агрегатные состояния вещества. Различия в строении веществ.

Октябрь

2.6

Урок-зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

3.

Взаимодействие тел (21 ч)

3.1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

3.2

Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.

3.3

Л/Р №3 « Изучение зависимости пути от времени при ПРД. Измерение скорости»

3.4

Явление инерции. Решение задач.

3.5

Взаимодействие тел.

3.6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы.

3.7

Л/Р №4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

3.8

Л/Р №5 «Измерение объема тела»

ноябрь

3.9

Плотность вещества

3.10

Л/Р №6 «Определение плотности твердого тела»

3.11

Расчет массы и объема тела по его плотности

3.12

К/Р № 1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

3.13

Работа над ошибками. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

3.14

Сила упругости. Закон Гука

3.15

Л/Р № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости»

3.16

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела

декабрь

3.17

Динамометр

3.18

Сложение двух сил направленных по одной прямой

3.19

Сила трения. Л/р № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

3.20

Л/р № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

3.21

Трение в природе и технике. Самостоятельная работа по теме Силы»

4.

Давление твердых тел, жидкостей и газов ( 23ч)

4.1

Давление. Единицы давления

4.2

Л/Р № 10 «Измерение твердого тела на опору»

4.3

Давление газа

4.4

Закон Паскаля

Январь

4.5

Давление в жидкости и газе

4.6

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

4.7

Решение задач на расчет давления

4.8

Сообщающиеся сосуды

4.9

Вес воздуха. Атмосферное давление

4.10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

4.11

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных широтах

4.12

Манометры

4.13

К/Р № 2 «Гидростатическое и атмосферное давление»

Февраль

4. 14

Поршневой жидкостный насос

4.15

Гидравлический пресс

4.16

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

4.17

Закон Архимеда

4.18

Совершенствование навыков расчета силы Архимеда

4.19

Л/р № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

4. 20

Плавание тел. Плавание животных и человека

4.21

Л/р № 12 «Выяснение условий плавания тел»

4.22

Плавание судов. Водный транспорт. Воздухоплавание

Март

4.23

К/Р №3 «Архимедова сила. Плавание тел»

5

Работа и мощность. Энергия (14 ч(

5.1

Работа над ошибками в к/р «3. Механическая работа. Мощность

5.2

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

53

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе

5.4

Л/р № 13 «Выяснение условий равновесия рычага»

5.5

«Золотое» правило механики

5.6

Коэффициент полезного действия

5.7

Решение задач на КПД простых механизмов

5.8

Л/р № 14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Май

5.9

Энергия. Виды энергии.

5.10

Решение задач по теме «Энергия. Работа. Мощность»

5.11

Превращения энергии. Закон сохранения энергии.

5.12

К/Р № 4 «Механическая работа и мощность. Простые механизмы»

5.13

Работа над ошибками в к/р №4.

5.14

Повторение курса физики за 7 класс.

7. Контрольные работы по курсу  7 класса

К/р №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества.

Уровень А

  1. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел называется

  1) траектория

  2) прямая линия

  3) пройденный путь

  4) механическое движение

  Ответ

   2. При равномерном движении за 2 минуты тело проходит путь, равный 240 см. Скорость тела равна

  1) 0,02 м/с

  2) 1,2 м/с

  3) 2 м/с

  4) 4,8 м/с

  Ответ

   3. Дубовый брусок имеет массу 490 г и плотность 700 кг/м3. Определите его объем.

  1) 0,7 м3

  2) 1,43 м3

  3) 0,0007 м3

  4) 343 м3

  Ответ

   4. На мопед действует сила тяжести, равная 390 Н. Определите массу мопеда.

  1) 390 кг

  2) 0,39 кг

  3) 39 кг

  3) 3900 кг

  Ответ

  5. По графику пути равномерного движения определите путь, пройденный телом за 5 с движения.

http://samopodgotovka.com/images/fizika/kontrolnie-7klass/vzaimodeistvie-tel/1/15062014-01.png

  1) 4 м

  2) 20 м

  3) 10 м

  4) 30 м

  Ответ

  6. Человек, масса которого 70 кг, держит на плечах ящик массой 20 кг. С какой силой человек давит на землю?

  1) 50 Н

  2) 90 Н

  3) 500 Н

  4) 900 Н

  Ответ

   Уровень В

  7. Установите соответствие между физическими величинами и их измерительными приборами.

  К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ                    ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

  А) Вес                                              1) Мензурка

  Б) Объем                                          2) Весы

  В) Скорость                                      3) Динамометр

                                                           4) Спидометр

                                                           5) Секундомер

 

http://samopodgotovka.com/images/fizika/kontrolnie-7klass/vzaimodeistvie-tel/1/15062014-02.png

  Ответ

 

Уровень С

  8. Масса бетонного блока, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, равна 5 кг. Какой станет масса блока, если одну его сторону увеличить в 2 раза, другую - в 1,5 раза, а третью оставить без изменения?

К/р №2 «Гидростатическое и атмосферное давление»

 Уровень А

  1. Книга лежит на столе. Масса книги равна 0,6 кг. Площадь ее соприкосновения со столом равна 0,08 м2. Определите давление книги на стол.

  1) 75 Па

  2) 7,5 Па

  3) 0,13 Па

  4) 0,048 Па

  Ответ

  2. Давление, создаваемое водой на дне озера, равно 4 МПа. Плотность воды 1000 кг/м3. Если не учитывать атмосферное давление, то глубина озера равна

  1) 4 м

  2) 40 м

  3) 400 м

  4) 4000 м

  Ответ

  3. Альпинисты поднимаются к вершине горы. Как изменяется атмосферное давление по мере движения спортсменов?

  1) Увеличивается

  2) Уменьшается

  3) Не изменяется

  4) Среди ответов нет правильного

  Ответ

 4. Площадь малого поршня гидравлической машины 10 см2, на него действует сила 1 кН. Какую силу необходимо приложить к большому поршню, чтобы поршни были в равновесии? Площадь большого поршня 500 см2.

  1) 50 Н

  2) 20 Н

  3) 500 Н

  3) 50 кН

  Ответ

 5. Аэростат объемом 1000 м3 заполнен гелием. Плотность гелия 0,18 кг/м3, плотность воздуха 1,29 кг/м3. На аэростат действует выталкивающая сила, равная

  1) 1,29 кН

  2) 1,8 кН

  3) 12,9 кН

  4) 180 кН

  Уровень В

 6. Установите соответствие между научными открытиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат.

  К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ                                  ИМЕНА УЧЕНЫХ

  А) Закон о передаче давления                        1) Архимед

  жидкостями и газами                                      2) Броун

  Б) Впервые измерил атмосферное                    3) Торричелли

  давление                                                       4) Ньютон

  В) Получил формулу для расчета                      5) Паскаль

  выталкивающей силы                               

                                                     

Контрольная работа № 3 « Архимедова сила. Плавание тел»

1.Кирпич размерами 25х10х5 см3 полностью погружен в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту. Плотность кирпича 1600 кг/м3, воды 1000 кг/м3

2.Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 10 см2. На него действует сила 200 Н. Площадь большего поршня 200 см2. Какая сила действует на больший поршень?

3.Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде гранитную плиту размером 20 х 40 х 50 см3. Плотность гранита 2600 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3

4. Дубовый брусок объемом 50 дм3, имеющий форму параллелепипеда, опустили в бензин. Определите выталкивающую силу, действующую на брусок. Плотность бензина 710 кг/м3

5. Воздушный шар имеет объем 80 см3. Он наполнен горячим воздухом, плотность которого 1,06 кг/м3, а находится в воздухе плотностью 1,29 кг/м3.

А) Чему равна подъемная сила воздушного шара?

Б) Как и почему изменится подъемная сила шара при увеличении пламени горелки?

Контрольная работа № 4 «Механическая работа. Мощность. Простые механизмы»

Уровень А

  1. Из колодца глубиной 5 м подняли ведро массой 8 кг. Совершенная при этом работа равна

  1) 1,6 Дж

  2) 16 Дж

  3) 40 Дж

  4) 400 Дж

  2. Под действием силы тяги 1000 Н автомобиль движется с постоянной скоростью 72 км/ч. Мощность двигателя равна

  1) 10 кВт

  2) 20 кВт

  3) 40 кВт

  4) 72 кВт

    3. Выберите, какие приспособления относятся к простым механизмам.

  А. Ворот

  Б. Наклонная плоскость

  1) Только А

  2) Только Б

  3) А и Б

  4) Ни А, ни Б

    4. Рычаг находится в равновесии под действием двух сил. Первая сила 4 Н имеет плечо 15 см. Определите, чему равна вторая сила, если ее плечо 10 см.

  1) 4 Н

  2) 0,16 Н

  3) 6 Н

  3) 2,7 Н

  5. Птичка колибри массой 2 г при полете достигает скорости 180 км/ч. Определите энергию движения этой птички.

  1) 0,25 Дж

  2) 32,4 Дж

  3) 2500 Дж

  4) 2,5 Дж

  6. Как изменится потенциальная энергия груза массой 200 кг, поднимаемого с платформы на высоту 5 м относительно поверхности Земли? Высота платформы 1 м.

  1) Увеличится на 800 Дж

  2) Уменьшится на 800 Дж

  3) Увеличится на 8000 Дж

  4) Уменьшится на 12000 Дж

 

 

  Уровень В

  7. Установите соответствие между физическими величинами и их единицами измерения в СИ.

  К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ                        ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

  А) Энергия                                              1) Килограмм

  Б) Плечо силы                                         2) Метр  

  В) Мощность                                            3) Ватт

                                                                4) Ньютон

                                                                5) Джоуль

                                                        

http://samopodgotovka.com/images/fizika/kontrolnie-7klass/vzaimodeistvie-tel/1/15062014-02.png 

Уровень С

  8. Груз, масса которого 1,2 кг, ученик равномерно переместил по наклонной плоскости длиной 0,8 м на высоту 0,2 м. При этом перемещении сила, направленная параллельно наклонной плоскости, была равна 5 Н. Какой результат должен получить ученик при вычислении КПД установки?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по физике-10 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б

Рабочая программа по курсу физики для 10-х общеобразовательных классов составлена в соответствии с авторской программой Г.Я.Мякишева и на основе «Примерных программ по физике для общеобразовател...

Рабочая программа по физике-11 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б

На изучение курса физики в 11 классе отводится 170 ч.(5 ч. в неделю). Программа соответствует обязательному минимуму содержания физического образования, она составлена на основе «Примерны...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...