Рабочая программа по физике 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Рабочая программа по физике 7 класс включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_7_klass.docx41.85 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Содержание программы учебного предмета (68 часов)

Физика и физические методы изучения природы (3 часа)  

Что изучает физика. Физическое тело, вещество, явление, материя, закон. Физическая величина. Измерение физических величин. Система единиц.

Лабораторные работы  Измерение цены деления измерительного прибора.

Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)

Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Скорость движения молекул и температура тела. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

Лабораторные работы  Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел (21 час)

Механическое движение. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Расчёт скорости, пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Единицы массы. Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Графическое изображение силы. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы  Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объёма твёрдого тела. Определение плотности твёрдого тела. Градуирование пружины  и измерение сил динамометром.

Контрольные работы  1

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 час)

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометр – анероид. Манометры. Сила Архимеда. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Лабораторные работы  Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное  в жидкость тело.

Контрольные работы   Закон Паскаля(кратковременная).  Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

Мощность и работа. Энергия (13 часов)

Работа. Мощность. Рычаги. Момент сил. Блоки. Золотое правило механики. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.

Лабораторные работы  Выяснение условий равновесия вещества. Определение КПД наклонной плоскости.

Контрольные работы  Работа. Мощность. Энергия.

Повторение (3 часа)

Строение вещества. Взаимодействие тел. Итоговая  К/Р


                  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков  физики     2016_/_2017  учебного года

                     предмет

Классы:   7 «А». 

Учитель: Артёмова С.В.

Количество часов в неделю - _2__;       на год – 68      часов;

Плановых  контрольных уроков __4___, Л/Р- 7 __, тестов _____,

административных к/р по плану школы

Планирование составлено на основе  Программы А.В.Пёрышкина 7класс.                                                                            Указать документ

Учебник ___      А.В.Пёрышкин «Физика 7 класс»              Название, автор, издательство, год издания

_

                                       

уровень______обшеобразовательный______________________________________________

Дополнительная литература    

В.И.Лукашик  Сборник вопросов и задач по физике 7-9.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тематическое планирование составила

                                                Артёмова С.В.

_______________________________________________

подпись                                                     Расшифровка подписи

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИКА – 7КЛАСС
(2 часа в неделю)
Программа: А. В. Перышкин «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», А. В. Перышкин, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс», Дрофа, М., 2008 г.
Учебник: Перышкин А.В. «Физика. 7 класс», учебник для общеобразовательных учебных заведений.

№ урока

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

Параграф

в 

теме

с начала курса

ВВЕДЕНИЕ

3

1.

Наблюдения и опыты

1-3

2.

Измерение физических величин

4-6

3.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА

6

4.

Строение вещества. Молекулы

7-8

5.

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

6.

Диффузия

9

7.

Взаимодействие молекул

10

8.

Три состояния вещества

11

9.

Различия в строении тел

12

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

20

10.

Механическое движение

13

11.

Равномерное и неравномерное движение

14

12.

Скорость, единицы измерения скорости

15

13.

Расчет пути и времени движения

16

14.

Инерция

17

15.

Взаимодействие тел

18

16.

Масса. Измерение массы

19-20

17.

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

18.

Плотность

21

19.

Расчет массы по его плотности

22

20.

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»

21.

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела»

22.

Сила. Сила тяжести

23-24

23.

Сила упругости

25

24.

Вес тела

26

25.

Единицы силы. Динамометр

27-28

26.

Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометра»

27.

Сложение сил

29

28.

Сила трения

30-32

29.

Контрольная работа № 1 «Взаимодействие тел»

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

23

30.

Давление. Способы увеличения и уменьшения давления

33-34

31.

Давление газа

35

32.

Закон Паскаля

36

33.

Давление в жидкости и газе

37

34.

Расчет давления в жидкости на дно и стенки сосуда

38

35.

Сообщающиеся сосуды

39

36.

Вес воздуха

40

37.

Атмосферное давление

40-41

38.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

42

39.

Барометр- анероид

43

40.

Измерение давления на различных высотах

44

41.

Манометры

45

42.

Поршневой жидкостный насос

46

43.

Гидравлический пресс

47

44.

Контрольная работа № 2 «Давление твердых тел жидкостей и газов»

45.

Действие жидкости и газа на погруженное тело

48

46.

Архимедова сила

49

47.

Плавание тел

50

48.

Плавание судов

51

49.

Воздухоплавание

52

50.

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

51.

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

52.

Контрольная работа № 3 «Архимедова сила. Плавание тел»

РАБОТА. МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ

11

53.

Механическая работа

53

54.

Мощность

54

55.

Простые механизмы. Рычаг

55-56

56.

Момент силы. Рычаги в быту, природе, технике

57-58

57.

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага»

58.

Блок. "Золотое правило механики"

59-60

59.

КПД

61

60.

Энергия

62

61.

Виды энергии

63-64

62.

Решение задач «Простые механизмы. Работа. Энергия»

63.

Контрольная работа № 4 «Работа. Мощность. Энергия»

ПОВТОРЕНИЕ

5

64.

Три состояния вещества

65.

Взаимодействие тел

66.

Силы

67.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

68.

Работа, мощность, энергия

ИТОГО

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...