Рабочая программа по физике 10 класс
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Рабочая программа по физике 10 класс включает пояснительную записку, календарно-тематическое и поурочное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_10_klass.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике разработана на основе примерной  программы среднего (полного) общего образования по физике. 10-11 классы. Базовый уровень. Автор программы Г.Я.Мякишев. Программа  составлена в соответствии с Федеральным компонентом полного общего образования по физике и предназначена для работы по учебнику физики для 10класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни.

Программа включает следующие разделы: цели изучения физики, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, литература.

Курс рассчитан на 136 часов: 68 час – в 10 классе, 68 час – в 11 классе.

Цели изучения физики

  • Усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • Воспитание  убежденности в возможности познания законов природы;
  • Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основное содержание (68 ч)

Введение. Физика и методы научного познания (1 ч)

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.  Моделирование физических явления и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (23 ч)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел  для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Лабораторные работы

Изучение равноускоренного  движения тела. Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика (21 ч)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкости, твердого тела.

Законы термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Уравнение теплового баланса.

.

Электродинамика (24 ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.  Закон кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы.

Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила.

Электрический ток в различных средах.

Лабораторная работа

Изучение параллельного и последовательного соединения проводников.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

  • Знать/понимать
  • Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
  • Уметь
  • Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
  • Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая  теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
  • Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • Рационального природопользования и защиты окружающей среды.

     

                  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков  физики     2016_/_2017  учебного года

                     предмет

Классы:   10 «А» 

Учитель: Артёмова С.В.

Количество часов в неделю - _2__;       на год – 68      часов;

Плановых  контрольных уроков __4___, Л/Р  _4_, тестов _____,

административных к/р по плану школы

Планирование составлено на основе  Программы Г.Я.Мякишева 11 классУказать документ

Учебник ___      Мякишев Г.Я. «Физика 11 класс»              Название, автор, издательство, год издания

_

                                       

Уровень  обшеобразовательный

Дополнительная литература    

  А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике 9-11»                                                           Г.Н.Степанова «Сборник задач по физике»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тематическое планирование составила

                                                Артёмова С.В.

_______________________________________________

Программа: «ФИЗИКА 10класс», автор программы: Г.Я.Мякишев, «Дрофа», Москва, 2004 г.
Учебник: «ФИЗИКА-10», авторы: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Изд-во «Просвещение», 2005 г.

Введение (1 час)

неделя

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

1

1/1

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.

Введение, §1,2

ТЕМА 1. МЕХАНИКА (24 часа)

Кинематика (9 часов)

неделя

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

1

2/1

Механическое движение, виды движений, его характеристики.

§3, 7

2

3/2

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач.

§9-10, упр.1 (1-3)

2

4/3

Графики прямолинейного равномерного движения. Решение задач.

§10, упр.1 (4)

3

5/4

Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

§11-12, упр.2 (1-3)

3

6/5

Прямолинейное равноускоренное движение.

§13-15

4

7/6

Решение задач на движение с постоянным ускорением.

§13-15, §16, упр.3 (1,3)

4

8/7

Практическая работа №1  «Измерение ускорения тела»

§20, 23

5

9/8

Решение задач по теме «Кинематика»

Задачи по тетради

5

10/9

Контрольная работа № 1 «Кинематика»

Динамика (8 часов)

неделя

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

6

11/1

Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

Введение.

§22, 24

6

12/2

Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач.

§25-26

7

13/3

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

§27-29, упр.6 (1,3), примеры решения задач(1,2)

7

14/4

Принцип относительности Галилея.

§30

8

15/5

Явление тяготения. Гравитационные силы.

§31-32

8

16/6

Закон всемирного тяготения.

§33, упр.7 (1)

9

17/7

Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки.

§34-35

9

18/8

Силы упругости. Силы трения.

§36-39

Законы сохранения (7 часов)

неделя

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

10

19/1

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

§41-42, примеры решения задач(1), упр.8(1-2)

10

20/2

Реактивное движение. Решение задач (закон сохранения импульса)

§43-44, примеры решения задач(2), упр.8(3-7)

11

21/3

Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.

§45-48, 51 примеры решения задач(1), упр.9 (2,3,7)

11

22/4

Закон сохранения энергии в механике.

Упр.9 (5), примеры решения задач(2)

12

23/5

Практическая работа №2: «Изучение закона сохранения механической энергии»

Задачи по тетради

12

24/6

Обобщающее занятие. Решение задач.

Задачи по тетради

13

25/7

Контрольная работа № 2 «Динамика. Законы сохранения в механике»

ТЕМА 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (20 часов)

Основы молекулярно-кинетической теории (6 часов)

неделя

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

13

26/1

Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Экспериментальное доказательство основных положений МКТ. Броуновское движение.

§57-58, 60

14

27/2

Масса молекул. Количество вещества.

§59упр.11 (1-3)

14

28/3

Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы.

§59, 60, упр.11 (4-7)

15

29/4

Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел.

§61-62

15

30/5

Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ.

§63-65, упр.11 (9-10)

16

31/6

Решение задач

По тетради

                                                                                                                                           Температура. Энергия теплового движения молекул (2 часа)

неделя

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

16

32/1

Температура. Тепловое равновесие.

§66, упр.11 (11-12)

17

33/2

Абсолютная температура. Температура-мера средней кинетической энергии движения молекул.

§67-68, упр.12 (1,3)

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы (2 часа)

неделя

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

17

34/1

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

§70-71, примеры решения задач(1,2)

18

35/2

Решение задач на газовые законы

упр.13 (10,11,13)

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (3 часа)

неделя

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

18

36/1

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Испарение жидкостей.

§72,73

19

37/2

Влажность воздуха и ее измерение.

§74, упр.14 (6-7)

19

38/3

Кристаллические и аморфные тела.

§75-76

Основы термодинамики (7 часов)

неделя

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

20

39/1

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

§77,78, примеры решения задач(2-3), упр.15 (2-3)

20

40/2

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

§79, примеры решения задач(1), упр.15 (1,13)

21

41/3

Первый закон термодинамики. Решение задач.

§80, упр.15 (4)

21

42/4

Необратимость процессов в природе. Решение задач.

§82, 83

22

43/5

Принцип действия и КПД тепловых двигателей.

§84, упр.15 (15-16)

22

44/6

Повторительно-обобщающий урок по темам «Молекулярная физика. Термодинамика».

23

45/7

Контрольная работа № 3 «Молекулярная физика. Основы термодинамики «

           

                                                                                                                                                 ТЕМА 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (22 часа)

Электростатика (9 часов)

неделя

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

23

46/1

Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы.

§85-87

24

47/2

Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

§88-90, примеры решения задач(1-2)

24

48/3

Решение задач (Закон сохранения электрического заряда и закон Кулона).

§88-90, упр.16(1-5)

25

49/4

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Решение задач.

§92-93

25

50/5

Силовые линии электрического поля. Решение задач.

§94, примеры решения задач(1-2)

26

51/6

Решение задач.

Задачи по тетради

26

52/7

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле

§98, упр.17(1-3)

27

53/8

Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов

Связь между напряженностью поля и напряжением

§99-100, упр.17(6-7)

27

54/9

Конденсаторы. Назначение, устройство и виды.

§101-102

                                                                                                                                                                                 Законы постоянного тока (8 часов)

неделя

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

28

55/1

Электрический ток. Условия, необходимые для его существования.

§104-105, упр.19(1)

28

56/2

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

§106-107, упр.19(2-3), примеры решения задач(1)

29

57/3

Практическая работа №3: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

§106-107, задачи по тетради

29

58/4

Работа и мощность постоянного тока

§108, упр.19 (4)

30

59/5

Электродвижущая сила

Закон Ома для полной цепи

§109-110, упр.19(6-8), примеры решения задач(2-3)

30

60/6

Практическая работа №4: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

упр.19 (5,9,10)

31

61/7

Решение задач (законы постоянного тока)

задачи по тетради

31

62/8

Контрольная работа № 4 «Законы постоянного тока»

Электрический ток в различных средах (5 часов)

неделя

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

32

63/1

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

§111, 113, 114

32

64/2

Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов.

§115

33

65/3

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

§120-121

33

66/4

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

§122-123, упр.19(6-8), примеры решения задач(2-3)

34

67/5

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...