Закон всемироного тяготения
план-конспект урока по физике на тему
Конспект урока по физике "Закон всемирного тяготения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakon_vsemirnogo_tyagoteniya.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Закон Всемирного тяготения"
Цель урока: закрепить закон всемирного тяготения решением задач, формировать умение применять закон при решении нестандартных задач, решать экспериментальные и качественные задачи.
Задачи урока:
образовательная
- актуализация знаний, умений и навыков, необходимых для творческого применения знаний;
- применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условиях;
воспитательная
- воспитание интереса к предмету;
- формирование научного мировоззрения;
развивающая
- развитие познавательной активности и любознательности учащихся;
- развитие самостоятельности мышления, воображения, логического подхода к решению поставленных задач.
Тип урока: обобщающий.
Учебно-методические пособия и ТСО: Компьютер, презентация.
План урока:
- Оргмомент.
- Актуализация знаний.
- Решение задач.
- Диагностика (тестовая работа).
- Итог урока.
- Д/з.
Ход урока
Актуализация знаний (фронтальный опрос): Итак, ребята, мы продолжим дальнейшую работу по нашему атласу. Откройте все первую страницу, где находится “Карта-проект” и найдите пожалуйста на какой теме мы находимся в данный момент. Ребята отвечают, что мы сейчас проходим тему № 6. Из неё мы рассмотриваем диагностику 5.
Ребята зачитывают цель, что надо уметь, для того чтобы подготовиться к этой диагностике: уметь применять закон Всемирного тяготения на практике. (Использовать прожектор интерактивной доски и обратить внимание учащихся на микроцель дигностики в тех карте на экране) (слайд 2).
Насколько вы умеете пользоваться этим законом мы сегодня и узнаем. Но для начала повторим - что это за закон?
приведите примеры проявления взаимного притяжения тел друг к другу. (Слайд 3, 4, 5, 6)
Доклад учащегося. Исторические сведения.
И. Ньютон предложил строгую математическую формулировку закона и впервые доказал, что именно сила тяготения определяет движение планет. Исаак Ньютон открыл этот закон в 23-летнет возрасте, но 9 лет не публиковал его, т.к. неверные данные о расстоянии между Землей и Луной не подтверждали его идею. Когда это расстояние было уточнено, Ньютон в 1667 году опубликовал закон всемирного тяготения.
По преданию, Ньютон, сидя в саду яблоней и задумчиво наблюдая за падением от порывов ветра яблок с ветки дерева, пришел к мысли о существовании силы тяготения. Сам Ньютон шутя, говорил, что яблоко, упавшее на его голову, “выбило” из нее нужную формулу. (Слайд7)
Ньютоново яблоко
Жил давно один учёный в Англии, Ньютон,
Он в науку, как в невесту, по уши влюблён,
Много сделал он открытий, в физике узнал,
Три закона знаменитых в книгах описал!
С ветки яблоко упало, и по голове,
И Ньютона осенило, плод нашёл в траве,
Он достал свою тетрадку, записал закон,
Понял тайну всей Вселенной, гением был он!
И по этому закону движутся тела,
Чтоб Ньютон узнал об этом, яблоня цвела,
Много в Космосе секретов, мир другим не стал,
И летит к Земле комета, как он предсказал!
Если ты ленивый малый, не привык мечтать,
И тебе закон не снится, любишь сладко спать,
Даже пусть счастливый случай, груша упадёт,
Никаких тебе открытий, шишку лишь набьёт!
Формулировка закона всемирного тяготения. (Слайд 8)
Определение гравитационной постоянной. (Слайд 9)
Каковы условия применения закона? (Слайд10)
- Размеры тел малы по сравнению с раатоянием между телами
- Оба тела однородны и имеют шарообразную форму
- Одно тело-шар, размеры и масса которого больше, чем у второго
Создание проблемной ситуации.
Почему мы не замечаем при разговоре друг с другом взаимного притяжения?
Почему же человек не может взлететь вверх подобно птице, а вынужден создавать самолеты и ракеты?
Решение задач.
- обратим внимание на коррекцию, так как часто допускаем ошибки в действии с числами со степенями повторим (слайд 2).
10 m *10n =10m+n
10 m /10n =10m-n
Разбор подобных задании по тех карте.
Задания 1-го уровня (слайд 11)
(Используются шторки которые преждевременно закрываются и для проверки открывается ответ)
1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если один из них заменить другим, масса которого вдвое меньше? Увеличится в 2 раза
2. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними увеличить вдвое? Уменьшится в 4 раза
3. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними уменьшить вдвое, а массу каждого увеличить в два раза? Увеличится в 16 раз
Задания 2-го уровня (слайд 12)
1. Два корабля массой 10000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км один от другого. Какова сила притяжения между ними? Ответ: 0,667 Н
2. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1000 кг каждое будет равна 3,335 10-9 Н. Ответ: 140 м
3. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 10-15 Н. Какова масса каждого шарика? Ответ: 1 г
Физкультминутка (слайд 13, 14).
ОПОЗНАЙ ПОСЛОВИЦУ
Перед вами динамические версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.
Ньютон - лучший друг. | (Книга - лучший друг.) |
Скажи мне, какой у тебя динамометр, и я скажу, кто ты. | (Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.) |
Без законов жить, только небо коптить. | (Без труда жить, только небо коптить.) |
На Ньютона неча пенять, коли оценка крива. | (На зеркало неча пенять, коли рожа крива.) |
Динамика без законов - что фонарь без свечи. | (Голова без ума - что фонарь без свечи.) |
Утопающий за “силу” хватается. | (Утопающий за соломинку хватается.) |
Не Ньютон решает, а ум. | (Не перо пишет, а ум.) |
Задания 3-го уровня (слайд 15)
1. На каком расстоянии от поверхности Земли сила притяжения космического корабля к Земле в 400 раз меньше чем на ее поверхности? Ответ: 19R.
2. Определите ускорение свободного падения на Луне, если масса Луны 7,3 1022 кг. Радиус Луны 1700 км. Ответ: 1,68 м/с2
Тестовая работа
Работа сильных учеников с тестовым заданием за компьютером.
1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними уменьшить в три раза?
а) увеличится в 3раза
В) уменьшится в 3 раза
с) увеличится в 9 раз
д) уменьшится в 9 раз
е) не изменится
2. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если массы взаимодействующих тел увеличить в три раза?
а) увеличится в 3 раза
В) уменьшится в 3 раза
с) увеличится в 9 раз
д) уменьшится в 9 раз
е) не изменится
3. С какой силой притягиваются два вагона массой по 90 т каждый, если расстояние между нами 2 км?
а) 3,5 10-8 Н
В) 21,5 10-8 Н
с) 13,5 10-8 Н
д) 4,9 10-8 Н
е) 16 10-8 Н
4. На какой высоте над поверхностью Земли сила тяготения уменьшается на 19%? Радиус Земли 6400 км.
а) 711 км
В) 332 км
с) 7100 км
д) 0,7 км
е) 7 км
Остальные учащиеся выполняют 4 задания из технологической карты
Итоги урока. .
Домашнее задание: задания № 4, 5, 6, упр. 22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока :”Сила гравитации Закон Всемирного тяготения”
Урок с элементами исследовательской деятельности с использованием “Живой физики”...
Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »
: Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока:...
Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".
Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет дв...
урок-перезентация "Закон всемирного тяготения"
Урок изучения нового материала...
Закон всемирного тяготения
Конспект урока и презетация по физике для 9 класса...
Урок Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения.
Данная разработка урока физики "Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения" позволяет изучить данную тему в ходе групповой работы. Такой метод изучения нового материала детям очень нравится. Они сами ...
Обобщающий урок по теме «Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения»/
Цель урока:создать условия для обобщения и закрепления знаний, полученных по теме «Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения»;научить видеть проявления изученных закономерностей в о...