урок-перезентация "Закон всемирного тяготения"
презентация к уроку физики (9 класс) по теме
Урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная»
Цели урока:
- Обучающая: изучение основных законов природы
- Развивающая: развитие логического мышления(умение классифицировать факты, делать выводы), развитее навыков конспектирования
- Воспитательная: Воспитание положительного отношения к знаниям.
Задачи урока:
- Изучить закон всемирного тяготения;
- Ввести понятие гравитационной постоянной;
- Научить несложные задачи на применение формулы закона всемирного тяготения.
Ход урока:
- Организационный момент 1 мин.
Урок идет с применением презентации Приложение 1.
Запишите тему урока: «Закон Всемирного тяготения. Гравитационная постоянная»
Слайд 1
- Проверка домашнего задания (5 мин).
Ребята на прошлом уроке, мы начали изучать новую большую тему: «Гравитационные явления» и вели разговор о гравитационном взаимодействии и гравитационном поле. Для проверки домашнего задания предлагается ответить на вопросы мини-теста. Слайд 2 и Приложение 2
Слайд 3 ( взаимопроверка теста)
- Объяснение нового материала (20 мин)
Первый вопрос нашего урока:
- История открытия закона
Закон всемирного тяготения был установлен И. Ньютоном путем обобщения результатов, получе6нных известными астрономами. Важную роль сыграли закономерности движения планет, обнаруженные немецким астрономом И. Кеплером (1571 – 1630) в результате обработки астрономических наблюдений и информации датского астронома Тихо Браге. Слайд 4
Ньютон открыл закон ещё в 1666 году, но сверяя свою теорию с данными опыт, он обнаружил расхождения и не стал публиковать свои результаты. Позднее выяснилось, что данные, которыми пользовался Ньютон оказались неточными. Получив в свое распоряжение новые данные , ученый убедился в том, что открытый им закон верен и что ему «…тайна мироздания, наконец, открылась ему, единственному в мире…»
- Рассуждения Исаака Ньютона.
Ученый установил зависимость ускорения свободного падения от расстояния. Слайд 5
Он заметил, что вблизи поверхности Земли, т.е. на расстоянии 6400 км от её центра это ускорение составляет 9,8 м/с2, а на расстоянии, в 60 раз большем, у Луны, это ускорение оказывается в 3600 раз меньше, чем на Земле. Но 3600 = 602. Значит, ускорение свободного падения убывает обратно пропорционально квадрату расстояния от центра Земли. Но ускорение по второму закону Ньютона пропорционально силе. Следовательно, причиной такого убывания ускорения является аналогичная зависимость от расстояния у силы тяготения.
Формулировка закона:
Сила гравитационного притяжения любых частиц прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними Слайд 6
Формула закона: F = G m1 m2 r2 , где
m1 – масса первого тела;
m2 – масса второго тела;
r - расстояние между телами;
G – гравитационная постоянная.
- Физкульт. минутка (1, 5 мин )
- Гравитационная постоянная
Из формулы закона всемирного тяготения найдем гравитационную постоянную, выполнив математические преобразования Слайд 7
Первые измерения гравитационной постоянной были осуществлены в середине XVIII века.
Точные измерения гравитационной постоянной были проведены в 1796 г. Г. Кавендишем Слайд 8 с помощью крутильных весов. Устройство крутильных весов Слайд 9. Кавендиш по углу закручивания нити А сумел измерить ничтожно малую силу притяжения между маленькими и большими металлическими шарами. Для этого ему пришлось использовать столь чувствительную аппаратуру, что даже слабые воздушные потоки могли исказить измерения. Поэтому, чтобы исключить посторонние влияния, Кавендиш разместил свою аппаратуру в ящике, который оставил в комнате, а сам проводил наблюдения за аппаратурой с помощью телескопа из другого помещения.
Опыты показали, что G ≈6,67 ∙10-11Н ∙ м2/кг2 Слайд 10
Физический смысл гравитационной постоянной: Гравитационная постоянная численно равна силе, с которой притягиваются две частицы массой по 1 кг каждая, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друг
- Физкульт. минутка для глаз (1 мин )
Приложение 3.
- Границы применяемости закона Слайд 11
- Для материальных точек
- Для шаров
- Для шаров большего R и тел неправильной формы
- Закрепление изученного материала (15 мин)
Решение задач:
Задача:
С какой силой притягиваются друг к другу два энциклопедических словаря массой 600 грамм каждый, находящиеся на расстоянии 1 метра друг от друга? Слайд 12
Выполнение теста. Слайд 13 и Приложение 4
Взаимопроверка Слайд 14
- Домашнее задание (0,5 мин)
§ 40, 41 № 156
- Итоги урока. (1 мин)
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока :”Сила гравитации Закон Всемирного тяготения”
Урок с элементами исследовательской деятельности с использованием “Живой физики”...
Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »
: Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока:...
Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".
Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет дв...

презентация "Закон всемирного тяготения"
Презентация используется при изучении темы "Закон всемирного тяготения" в 9 классе , учебник А.В.Перышкина и Е.М.Гутник...

Урок по теме "Сила Всемирного тяготения"
Урок провидится в форме групповой работы. Каждая группа учащихся получает своё задание, выполняет его и представляет результаты своей работы....
Урок "Законы всемирного тяготения"
Дано полное описание урока-конференции "Закон всемирного тяготения". Урок рассчитан на два часа учебного времени. В подготовке урока принимают участие ученики класса, они готовят свои сообщения и дела...