Закон всемирного тяготения
презентация к уроку (физика, 9 класс) по теме
Конспект урока и презетация по физике для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakon_vsemirnogo_tyagoteniya_9_kl.rar | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
урок по физике в 9 классе
Тема закон всемирного тяготения
Цели урока:
- обучающая: формирование понятия «гравитационные силы»; изучение закона всемирного тяготения, границ его применимости, знакомство с опытным определением гравитационной постоянной; раскрытие понятия «взаимодействие тел» на примере закона всемирного тяготения и ознакомление с областью гравитационных сил;
- развивающая: развитие умений анализировать учебный материал: наблюдать, сравнивать, сопоставлять изучаемые явления, факты, делать выводы; развитие умственной деятельности, целостности восприятия и умений анализировать знания;
- воспитательная: воспитание познавательного интереса культуры умственного труда и естественно-материалистического мировоззрения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для проверочной работы на 2 варианта, таблица для рефлексии (у каждого ученика).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент. Объявление темы целей урока.
II. Актуализация опорных знаний .
Слайд №1
Проверочная работа по карточкам
Вариант 1
1. На столе лежит книга. Какие силы действуют на неё? Почему книга покоится? Изобразите силы графически.
2. С каким ускорением движется при разбеге реактивный самолет массой 45 т, если сила тяги двигателей 90 кН?
3. Морской паром при столкновении с катером может потопить его без всяких для себя повреждений. Как это согласуется с равенством модулей сил взаимодействия?
4. В каких из приведенных ниже случаев речь идет о движении тел по инерции?
А. Тело лежит на поверхности стола.
В. Спутник движется по орбите вокруг Земли.
С. Катер после выключения двигателя продолжает двигаться по поверхности воды.
Вариант 2
1. Люстра висит на цепи. Какие силы действуют на люстру ? Почему она покоится? Изобразите силы графически.
2. Какова масса тела, которому сила 16 Н сообщает ускорение 4 м/с2?
3. Почему лодка не сдвигается с места, когда человек, находящийся в ней, давит на борт, и приходит в движение, если человек выйдет из лодки и будет толкать ее с такой же силой?
4. В каких из приведенных ниже случаев речь идет о движении тел по инерции?
А. Всадник летит через голову споткнувшейся лошади .
В. Человек, поскользнувшись, падает назад.
С. Пузырек воздуха равномерно и прямолинейно движется в трубке с водой.
III. Основная часть. Изучение нового материала
Слайды №2-6
Учитель: Как был открыт закон всемирного тяготения?
Из истории физики...
Датский астроном Тихо Браге (1546-1601), долгие годы наблюдавший за движением планет, накопил огромное количество интересных данных, но не сумел их обработать.
Иоганн Кеплер (1571-1630), используя идею Коперника о гелиоцентрической системе и результаты наблюдений Тихо Браге установил законы движения планет вокруг Солнца, однако не смог объяснить динамику этого движения.
После открытия Коперником гелиоцентрической системы мира начались поиски закономерностей, которым подчиняется движение планет вокруг Солнца.
Исаак Ньютон открыл этот закон в возрасте 23 лет, но целые 9 лет не публиковал его, так как имевшиеся тогда неверные данные о расстоянии между Землей и Луной не подтверждали его идею. Лишь в 1667 году, после уточнения этого расстояния, закон всемирного тяготения был наконец-то отдан в печать.
Гипотеза Ньютона: «Причина, вызывающая падения камня Землю, движение Луны вокруг Земли и планет вокруг Солнца, одна и та же».
Ньютон предположил, что ряд явлений, казалось бы, имеющих ничего общего (падение тел на Землю, обращение планет вокруг Солнца, движение Луны вокруг Земли, приливы и отливы вызваны одной причиной. Окинув единым мысленным взором «земное» и «небесное», Ньютон предположил, что существует единый закон всемирного тяготения, которому подвластны все тела во Вселенной - от яблок до планет!
Существует легенда, что, постоянно думая над этим вопросом и наблюдая за падением яблока с ветки дерева, Ньютон выдвинул гипотезу о том, что движение планет по орбитам вокруг Солнца и падение тел на Землю вызваны одной и той же причиной - тяготением, которое существует между всеми телами. Теперь исследования историков показывают, что такая догадка высказывалась учеными и до Ньютона . Однако именно он из этой гипотезы сделал частный, но очень важный вывод: между центростремительным ускорением Луны и ускорением свободного падения на Земле должна существовать связь. Эту связь нужно было установить численно и проверить.
Учитель: Исаак Ньютон - английский физик и математик, создатель теоретических основ механики и астрономии. Он открыл закон всемирного тяготения, разработал дифференциальное и интегральное исчисления, изобрел зеркальный телескоп и был автором важнейших экспериментальных работ по оптике. Ньютона по праву считают создателем классической физики.
В 1 667 г. Ньютон высказал предположение, что между всеми и действуют силы взаимного притяжения, которые он назвал силами всемирного тяготения.
Слайды № 8-9
Учитель: Исаак Ньютон был первым учёным, который сначала высказал гипотезу, объясняющую эти явления, а потом её научно доказал. Он предположил, что между любыми телами существуют силы тяготения, и даже рассчитал центростремительные ускорение планет.
Но самое главное, что в 1687 г. Ньютон установил один из фундаментальных законов механики, получивший название закона всемирного тяготения:
«Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, модуль которой прямо пропорционален произведению их масс и обратно пропорционален квадрату расстояния между ними:
F= G m1m2 / r2
где m1 и m2 - массы взаимодействующих тел, r - расстояние между телами,G - коэффициент пропорциональности, одинаковый для всех тел в природе и называемый постоянной всемирного тяготения, или гравитационной постоянной».
Гравитационное взаимодействие - это взаимодействие , свойственное всем телам Вселенной и проявляющееся в их взаимном притяжении друг к другу.
Гравитационное поле - особый вид материи, осуществляющий гравитационное взаимодействие.
Следует обратить внимание на то, что сформулированный : закон всемирного тяготения справедлив лишь для материальных точек. Ньютон также доказал, что закон справедлив для шаров, плотность которых распределена симметрично относительно их центров. В этом случае R - это расстояние между центрами шаров.
Закон всемирного тяготения справедлив для точечных, а также сферически симметричных тел. Приближенно он выполняется для любых тел, если расстояние между ними значительно больше их размеров.
Слайд №10
Учитель: В настоящее время механизм гравитационного взаимодействия представляется следующим образом. Каждое тело массой М создает вокруг себя поле, которое называют гравитационным. Если в некоторую точку этого поля поместить пробное тело массой т, то гравитационное поле действует на данное тело с силой F, зависящей от свойств поля в этой точке и от величины массы пробного тела.
Слайды №11-12
Учитель: Английский физик Генри Кавендиш в 1798 г. определил, насколько велика сила притяжения между двумя объектами. В результате была достаточно точно определена гравитационная постоянная, что позволило Кавендишу впервые определить массу Земли.
Опыты проводились при помощи крутильных весов. На длинном стержне уравновешивались два маленьких шарика одинаковой массы m. Стержень был подвешен на тонкой проволоке. К маленьким шарикам с противоположных сторон стержня подставлялись на близком расстоянии большие свинцовые шары. Масса каждого большого шара была равна М. При сближении шаров проволока закручивалась. Угол закручивания проволоки регистрировался на шкале по повороту светового пучка, отраженного от зеркальца. По углу закручивания проволоки определялся момент силы упругости равный моменту пары сил, возникающих при притяжении маленьких шариков к большим шарикам. Дальнейший ход астрономических наблюдений и лабораторных измерений подтвердил найденное выражение для силы взаимного притяжения тел. Оказалось, что G это универсальная константа, названная гравитационной постоянной. Значение этой величины получилось очень маленьким, и измерить его удалось только благодаря большой чувствительности крутильных весов.
Слайд №13
G - гравитационная постоянная, она численно равна силе гравитационного притяжения двух тел, массой по 1 кг, находящихся расстоянии 1 м одно от другого.
G =6,67 - 1011 Н*м2/кг2
Сила взаимного притяжения тел всегда направлена вдоль прямой, соединяющей эти тела.
Слайд №14
Ученик: Одним из ярких примеров триумфа закона всемирного тяготения является открытие планеты Нептун. В 1781 английский астроном Вильям Гершель открыл планету Уран. Была вычислена ее орбита и составлена таблица положений этом плане много лет вперед. Однако проверка этой таблицы, проведенная в 1840 г.
показала, что данные ее расходятся с действительностью.
Учёные предположили, что отклонение в движении Урана вызвано притяжением неизвестной планеты, находящейся от Солнца ещё дальше, чем Уран. Зная отклонение от расчетной траектории ( возмущения движения Урана), англичанин Адамс и француз Леверрье пользуясь законом всемирного тяготения, вычислили положение этой планеты на небе. Адамс раньше закончил вычисления, но наблюдатели, которым он сообщил свои результаты, не торопились с проверкой. Тем временем, Леверрье, закончив вычисления, указал немецкому астроному Галле место, где надо искать неизвестную планету. В первый же вечер, 28 сентября 1846 года, Галле, направил свой телескоп на указанное место, обнаружил новую планету. Её назвали Нептуном.
Таким же образом 14 марта 1930 года была открыта планета Плутон. Оба открытия, как говорят, были сделаны «на кончике пера». Ничтожная для небольших масс сила тяготения становится весьма ощутимой, когда речь идет о колоссальных массах небесных тел. Так, даже Нептун - очень далекая от нас планета, медленно кружащаяся на краю Солнечной системы, - шлет нам свой «привет» притяжением силой 18 миллионов тонн.
Слайд №15
Учитель: Закон всемирного тяготения имеет определенные границы применимости. Он применим для: материальных точек; тел, имеющих форму шара; шара большого радиуса, взаимодействующего с телами, размеры которых много меньше размеров шара.
Сила тяготения очень мала и становится заметной только тогда, когда хотя бы одно из взаимодействующих тел имеет очень большую массу (планета, звезда).
Закон неприменим, например, для взаимодействия бесконечного стержня и шара.
Все тела притягиваются друг к другу, но почему закон всемирного тяготения не проявляется постоянно вокруг нас в обычной обстановке? Почему мы не видим, как притягиваются друг к другу столы, арбузы, люди? (Потому что сила притяжения для небольших предметов очень мала.)
IV. Закрепление . Слайды №16-17
Подумай и ответь
1. Почему Луна не падает на Землю?
2. Почему мы замечаем силу притяжения всех тел к Земле, но не замечаем взаимного притяжения между самими этими телами ?
3. Как двигались бы планеты, если бы сила притяжения Солнца внезапно исчезла?
4. Как двигалась бы Луна, если бы она остановилась на орбите?
5. Притягивает ли Землю стоящий на ее поверхности человек? Летящий самолет? Космонавт, находящийся на орбитальной станции?
6. Некоторые тела (воздушные шары, дым, самолеты, птицы) поднимаются вверх, несмотря на тяготение. Как вы думаете, почему? Нет ли здесь нарушения закона всемирного тяготения?
7. Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между двумя телами?
8. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?
9. Почему мы не замечаем гравитационного притяжения между окружающими нас телами?
Слайд №18
Мини-тест
1. Какая сила заставляет Землю и другие планеты двигаться вокруг Солнца? Выберите правильное утверждение.
А. Сила инерции.
В. Центростремительная сила.
С. Сила тяготения.
2. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли? Выберите правильное утверждение.
А. Сила давления воды на дно морей и океанов.
В. Сила тяготения.
С. Сила атмосферного давления.
3. Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между двумя телами? Выберите правильное утверждение. А. Удалить оба тела друг от друга. Б. Сблизить оба тела.
Расчётные задачи.
1. Космический корабль массой 8 т приблизился к орбитальной космической станции массой 20 т на расстояние 500 м. Найдите силу их взаимного притяжения.
2. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по
1 000 кг каждое, будет равна 6,67 • 1 09 Н?
3. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 1 0-15 Н. Какова масса каждого шарика?
Слайд №20
Вопрос-ответ
Составьте вопросы и затем дайте ответ к фрагментам 1-4 на рисунке (см. слайд).
V. Подведение итогов. Слайд №21
Рефлексия
(ученики заполняют таблицу)
Фамилия, имя | Что знал? | Что узнал? | С чем не согласен? | Что непонятно? |
Подведение итогов урока, выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Слайд №22
§ 15, упр.15 (1,2,3).
(Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл. - М.: Дрофа. 2009 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока :”Сила гравитации Закон Всемирного тяготения”
Урок с элементами исследовательской деятельности с использованием “Живой физики”...
Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »
: Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока:...
Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".
Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет дв...
урок-перезентация "Закон всемирного тяготения"
Урок изучения нового материала...
презентация "Закон всемирного тяготения"
Презентация используется при изучении темы "Закон всемирного тяготения" в 9 классе , учебник А.В.Перышкина и Е.М.Гутник...
Урок Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения.
Данная разработка урока физики "Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения" позволяет изучить данную тему в ходе групповой работы. Такой метод изучения нового материала детям очень нравится. Они сами ...
Обобщающий урок по теме «Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения»/
Цель урока:создать условия для обобщения и закрепления знаний, полученных по теме «Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения»;научить видеть проявления изученных закономерностей в о...