рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Степанова Светлана Валерьевна

Рабочая программа по предмету  « Физика» для 7  класса основной  школы общеобразовательных учреждений разработана Перышкиным А.В

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа по предмету  « Физика» для 7  класса основной  школы общеобразовательных учреждений разработана Перышкиным А.В соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения, а также примерной программе по физике в средней школе. При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 7 класс» авторов Перышкин  А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.  предмет " Физика" в 7 классе изучается в объеме 70 часов.

Согласно календарному графику и расписанию МБОУ «Алексеево – Тузлоской  СОШ» на 2016-2017 год, рабочая программа рассчитана на 69часов  в год, 2 часа в неделю (базовый уровень обучения).

1.Планируемы результаты освоения учебного предмета «Физика»

в 7 классе

Личностными результатами обучения физике  являются:

Формирование  познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике  являются:

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;

·           понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями;

·           умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символичной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, излагать содержание текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы;

·           развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;

·           освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.

предметными результатами обучения физике являются:

·           знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

·           умения пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить и фиксировать наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, кодировать извлечённую из опытов информацию в виде таблиц, графиков, формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений;

·           умения применять полученные знания на практикедля решения физических задач и задач повседневной жизни,для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

·           убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

·           развитое теоретическое мышление, включающее умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, формулировать доказательства выдвинутых гипотез;

·           коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать различные источники информации.

По окончанию обучения курса физики в 7 классе ученик научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

Получит возможность научиться:

• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

2 Содержание учебного предмета «Физика» в 7 классе

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственности с курсом «Окружающий мир», включающим некоторые знания из области физики, предусматривается изучение физики в 7 классе на высоко, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям, подкрепляя их демонстрационным экспериментом и решением теоретических и экспериментальных задач. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, экспериментальной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы синдивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создаёт условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории физики и техники.

Материал в программе выстроен с учётом возрастных возможностей учащихся.

Введение. (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Лабораторная работа.  

          №1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Демонстрации:

Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений

Физические приборы

Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.  

Лабораторная работа.

№2. Измерение размеров малых тел.

  Демонстрации:

Сжимаемость газов

Диффузия в газах и жидкостях

Модель броуновского движения

Сцепление свинцовых цилиндров

Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью  весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Динамометр. Графическое изображение силы.  Сложения сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Лабораторные работы.

№3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.

        Измерение скорости.

№4. Измерение массы тела на рычажных весах.

№5. Измерение объема твердого тела.

№6. Измерение плотности твердого тела.

№7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

№8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

№9. Определение центра тяжести плоской пластины.

Демонстрации:

Равномерное прямолинейное  движение

Относительность движения

Явление инерции

Взаимодействие тел

Зависимость силы упругости от деформации пружины

Сила трения

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

 Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы.

№10. Измерение давления твердого тела на опору.

№11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

№12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Демонстрации:

Зависимость давления твердого   тела  от площади  опоры и  приложенной силы

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс

Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.

 «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой.  Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Лабораторные работы.

№13. Выяснение условия равновесия рычага.

№14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Демонстрации:

Простые механизмы

Превращение механической энергии из одной формы в другую

Итоговое повторение (резервное время)(4 ч)

формы организации учебных знаний:

- индивидуальная

- групповая

- коллективная

-фронтальная

Основная форма организации образовательного процесса – групповая

Виды деятельности:

Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;

Проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их.

  • Различать методы изучения физики;
  • Измерять расстояние, промежутки времени.температуру;
  • Обрабатывать результаты измерений;
  • Определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;
  • Определять объём жидкости с помощью измерительного цилиндра;

Переводить значения физических величин в СИ.

  • Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся учёных;
  • Определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и её достижениях;

Составлять план презентации

  • Определять цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц;
  • Определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учётом погрешности;
  • Анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы;

Работать в группе

3.Тематическое планирование предмета «Физика»

7 класс (2 часа в неделю)

№ п/п

Раздел /Тема

Кол- во часов

Дата

Домашнее задание

план

факт

Введение

4

1

Что изучает физика. Физические явления.

1

1.09

§1-2

2

Наблю​дение, опыты, измерения. Погрешности измерений.

1

6.09

§ 3-5

3

Измерение физических величин с учетом аб​солютной погрешности.

Лабораторная работа №1.

1

8.09

Подготовить сообщение

4

Физика и техника.  

1

13.09

§ 6

Первоначальные

Сведения    о строении           вещества

5

5

Молекулы.

1

15.09

§7-8

6

Измерение размеров малых тел. Лабораторная работа №2.

1

20.09

Подготовить сообщение

7

Диффузия. Движение молекул. Броу​новское движение.

1

22.09

§ 9-10

8

Притяжение и отталкивание мо​лекул.

1

27.09

§ 11

9

Различные состояния вещества и их объясне​ние на основе молекулярно-кинетических представ​лений.  

1

29.09

§

12-13

Взаимодействие тел

21

10

Механическое движение. Равномерное движение.

1

4.10

§

14-15

11

Скорость.

1

6.10

§ 16-17

12

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Лабораторная работа №3.

1

11.10

17

13

Инерция.

1

13.10

§18

14

Взаимодействие тел.  

1

18.10

§19

15

Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Измерение массы тела на рычажных весах.

Лабораторная работа №4.

1

20.10

§

20-21

16

Измерение объема твердого тела. Лабораторная работа №5.

1

25.10

§

21

17

Плотность вещества. Измерение плотности твердого тела. Лабораторная работа №6.

1

27.10

§

22

18

Расчет массы и объема тела по плотности его вещества.

1

8.11

§

23

19

Механическое движение. Масса

тела. Плотность вещества. Решение задач

1

10.11

§

20

Механическое движение. Масса

тела. Плотность вещества. Контрольная работа №1.

1

15.11

21

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

17.11

§

24-25

22

Сила упругости. Закон Гука.

1

22.11

§26

23

Вес тела. Связь между си​лой тяжести и массой.

1

24.11

§

27-29

24

Динамометр.

1

29.11

§

30

25

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружи​ны. Лабораторная работа №7.

1

1.12

26

Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

1

6.12

§

31

27

Центр тяжести тела. Определение центра тяжести плоской пластины. Лабораторная работа №8.

1

8.12

§

31

28

Сила трения. Трение  в природе и технике. Исследование зависимости силы трения сколь​жения от силы нормального давления. Лабораторная работа №9.

1

13.12

§

32

29

Сила. Равнодействующая сила. Решение задач.  

1

15.12

§

 33-34

30

Сила. Равнодействующая сила. Контрольная работа №2.

1

20.12

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

31

Давление. Давление твердых тел.

1

22.12

§

35

32

Измерение давления твердого тела на опору. Лабораторная работа №10.

1

27.12

§

36

33

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений.  

1

29.12

§

37

34

Закон Паскаля.

1

12.01

§

38

35

Давление. Закон Паскаля. Решение задач.  

1

17.01

36

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

19.01

§

39-40

37

Сообщающиеся сосуды.  

1

24.01

§

41

38

Повторение по теме «Давлениетвердых тел, жидкостей и газов»

1

26.01

§

37-41

39

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Контрольная работа №3.  

1

31.01

40

Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

1

2.02

§

42

41

Атмосферное давление.

1

7.02

§

43

42

Опыт Торричелли.

1

9.02

§

44

43

Баро​метр-анероид.

1

14.02

§

45

44

Изменение атмосферного давления с высотой.

1

16.02

§

46

45

Манометр.

1

21.02

§

47

46

Поршневой жидкостный насос.  

1

28.02

§

48

47

Давление в жидкости и газе. Решение задач

1

2.03

§

49-50

48

Архимедова сила.

1

7.03

§

51

49

Измерение выталкивающей силы, действую​щей на погруженное в жидкость тело. Лабораторная работа №11.

1

9.03

§

51

50

Условия плавания тел. Выяснение условий плавания тела в жидкости. Лабораторная работа №12.

1

14.03

§

52

51

Водный транспорт. Воздухоплавание.  

1

16.03

§

53-54

52

Давление   жидкостей и газов. Решение задач

1

21.03

С 161-163

53

Давление  жидкостей и газов. Контрольная работа №4.

1

23.03

Работа и мощность. Энергия

13

54

Механическая работа.

1

4.04

§

55

55

Мощность.

1

6.04

§

56

56

Простые механизмы.  

1

11.04

§57

57

Усло​вия равновесия рычага. Момент силы.

1

13.04

§

58-59

58

Выяснение условия равновесия рычага. Лабораторная работа №13.

1

18.04

§

60

59

Равновесие те​ла с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

1

20.04

§

 61

60

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

1

25.04

§

62

61

Измерение КПД при подъеме тела по наклон​ной плоскости. Лабораторная работа №14.

1

27.04

§

63-64

62

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины.

1

2.05

§

65-66

63

Кинетическая энергия движущегося тела.

4.05

§

67

64

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энер​гии. Энергия рек и ветра.  

1

11.05

§

68

65

Работа и мощность. Энергия. Решение задач

1

16.05

Подготовка к контрольной работе

66

Работа и мощность. Энергия. Контрольная работа №5.

1

18.05

подготовить доклад

Повторение

3

67

Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел

1

23.05

подготовка к к.р.

68

Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа и мощность. Энергия.

1

25.05

подготовка к к.р.

69

Итоговая

 контрольная работа №6

1

30.05

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания районного методического объединения учителей физики

от ___________ 20__ года №

___________ _________

подпись руководителя МО Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ ______ Филюшина Ю.А.

подпись Ф.И.О.

______________ 20__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...